Алексей Рерих
[email protected]
Два белоруса — Лев Матвеев и Александр Акимов — запатентовали в «Евразийском патентном ведомстве» новую технологию интернет-рекламы: реклама показывается в офлайне в обмен на предоставление в аренду программного обеспечения. Уже пострадав от белорусских органов, свое изобретение авторы позиционируют, в первую очередь, на Россию.
Два белоруса — Лев Матвеев и Александр Акимов — разработали и запатентовали в «Евразийском патентном ведомстве» принципиально новую, по их мнению, технологию показа интернет-рекламы. С этой новой бизнес-моделью белорусы надеются завоевать российский и не только российский рынок рекламы и привлечь в Интернет офлайновых рекламодателей.
Суть технологии — в предоставлении пользователю программных продуктов в аренду в обмен на просмотр им рекламы. Пользователю предлагается скачать любое ПО или цифровые данные, например, МРЗ или видео, в обмен на обязательство просматривать рекламу.
Количество и эффективность просмотров контролируются при регулярных подключениях пользователя к Интернету, сами же просмотры осуществляются в офлайне. Для синхронизации онлайново-офлайновой деятельности пользователя применяется технология, также запатентованная руководителями компании «
При этом пользователю (за просмотры, клики и другую деятельность) начисляются условные единицы, которые и являются платой за использование ПО. Рекламодатель же, из расчета этих условных единиц, платит конкретные деньги владельцам прав на ПО, процент от которых получает «Центр аренды», который и собираются открыть изобретатели.
О себе и о своем проекте «Нетоскопу» рассказывает один из соавторов изобретения Лев Матвеев.
— Расскажите для начала о себе.
— Ранее мы оба руководили белорусской компанией «СофтИнформ», бывшей лидером в области разработки информационно-поисковых систем в Республике Беларусь (это не бравада). Нашим флагманским продуктом была база данных по законодательству РБ «ЮрИнформ».
В Белоруссии до сих пор корпорацию «СофтИнформ» вспоминают добрым словом. Ведь среди клиентов было более 2000 фирм. Фирма из ниоткуда за два года увеличила свой штат с 5 человек до 200, с огромным для Белоруссии оборотом.
Начав с нуля, в условиях наличия на рынке двух конкурентов, мы фактически монополизировали рынок — в хорошем смысле этого слова. Были попытки выхода на международный рынок. Планировался филиал в Финляндии, успешной была поездка на Cebit-98, много было планов, но…
Государство нам не простило того, что мы сильно потеснили бывшего монополиста рынка — госконтору. Дальнейшее развитие событий было весьма неприятным. Сначала вышло постановление Совмина о введении монополии на распространение правовой информации, затем еще хуже — инспекции, проверки и т.д. Об этом потом много писали в прессе, в основном в белорусской. Но была публикация и в журнале «ИнфоБизнес» N 40 от 16 ноября 1999 года.
В общем, «СофтИнформ» прикрыли, обвинили в неуплате налогов, все конфисковали, далее суд и т.д.
Фирму, кстати, мы тоже потеряли — нашлись добрые люди, умеющие наживаться на чужом горе. Фирму у нас отобрали и она начала существование под другим именем.
Выйдя в середине 1999 года из «санатория» (просидев там 10 месяцев, я был выпущен в связи с полным отсутствием каких-либо доказательств моей вины) и имея в активе только верного напарника (Александра), идеи (их государство не смогло отобрать) и имя «СофтИнформ», пришлось начинать все с нуля.
Нам нужно было вырваться из небытия с каким-нибудь новым проектом. Мы нашли небольшие деньги (как минимум половина из которых пошла на оформление патентов), написали два больших бизнес-плана по созданию принципиально новых продуктов (один из них — логическое продолжение «СофтИнформ-Архива», который мы так и не сделали в 1998-м). Разработали массу новых алгоритмов.
В процессе работы над бизнес-планами — мы занимались этим два года — и родилась идея «Центра аренды». Пришлось сделать массу аналитических отчетов и, проанализировав ситуацию, мы решили вначале оформить патентные заявки, а потом рассылать бизнес-планы в поисках инвестиций.
Но то, что мы запатентовали сейчас — это вершина айсберга, у нас еще очень много проектов, просто «Центр аренды» — это самое яркое и привлекательное с точки зрения инвестиций. Материала есть еще где-то на 12-15 патентов.
— Как вы собираетесь теперь реализовывать полученные права на организацию «Центра аренды»?
— Для нас приемлемо несколько вариантов: лицензирование, продажа лицензии для России, инвестирование денег в развитие такого центра.
По нашим расчетам, окупаться такой центр начнет через 6-8 месяцев. Я думаю этот центр сможет конкурировать с ТВ и газетами, за счет того, что сможет привлечь к интернет-рекламе крупных офлайновых рекламодателей, а также мелких рекламодателей, для которых по финансовым соображениям единственной рекламной площадкой являются печатные СМИ.
Баннеры уже давно утратили свою эффективность, и с этим надо что-то делать. Поэтому основная мысль нашего проекта — «Центр аренды» не будет идти по проторенной дорожке (баннеры, CTR и т.д.).
— Подача патентных заявок на технологию как таковую — дело не совсем привычное для пост-советского пространства…
— Не совсем согласен насчет непривычного — ведь за лицензию технологий того же DoubleClick деньги платятся и немалые. Да просто народ инертен. Ведь прошли советские времена, когда патент — это грамота, не приносящая денег. За рубежом-то все наоборот.
Например, IBM оформляет около 2000 патентов в год, причем оформляет все подряд. И для нас патент — это единственный способ себя защитить. Кстати, прецеденты с патентами есть даже и в России (сейчас, конечно, навскидку не смогу привести конкретные примеры), но больше в машиностроении.
Если кто-то нарушает наши права, то мы с помощью суда можем взыскать компенсацию и заставить его закрыть это вид бизнеса. Тем более — такая вещь не иголка в стоге сена — нельзя это все сделать незаметно. Когда мы выбирали, какие патенты подавать вначале — одним из самых важных критериев был, чтобы можно легко было отследить факты нарушения.
— Когда вы начали активно продвигать свой проект?
— Поиск инвесторов именно под центр аренды начали где-то с 10 ноября. Только получив патент на руки. На следующей неделе планируется серия переговоров (мы в Москве — начиная со вторника). С какими конкретно структурами — пока, к сожалению, не имею права говорить. Причем могу сказать что есть интересе даже и не у чисто российских фирм.
— Это офлайновые или онлайновые компании?
— Больше онлайновых.
— А почему вы подали заявку в «Евразийское патентное ведомство», а не в ФИПС?
— Евразийское патентное ведомство — это надгосударственная структура. Выданные ими патенты действуют на территории России, Казахстана и еще 7 государств СНГ. Эта организация имеет сильный вес и признана мировой патентной организацией. Все патенты имеют приоритет от даты подачи в «Евразию». То есть, когда мы получим патенты в США и других странах, будет считаться, что они действуют с момента подачи заявки в «Евразию», и, соответственно, если кто-то их нарушает, то приоритетная дата очень актуальна. А с точки зрения закона для России одинаково, кем выдан патент, — ФИПС или «Евразией».
— А вы уже подали патентные заявки в патентные бюро других стран?
— В патентные бюро других стран пока не подавали. В течении еще 24 месяцев мы можем это сделать в любой день.
— Как вы оцениваете ситуацию в Белоруссии с развитием IT-индустрии?
— В Белоруссии IT-индустрии вообще нет и Интернета, как такового, тоже. Да при батьке его и не может быть, а то разведется много «нячэсных камерсантау», что в переводе на русский означает — «людей, честно зарабатывающих своим трудом, не зависящих от государства и не просящих от него подачек».
Поэтому мы вообще не ориентируемся теперь на Белоруссию, а из стран бывшего СНГ — только на Россию. Дело в том, что все наши проекты не имеют границ и не зависят от языка — они по определению интернациональны и нужны везде.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |
Алексей Рерих
Все члены Совета безопасности ООН признаны врагами Интернета — 03.05.01
Лукашенко — поборник электронной коммерции — 13.10.00