Вступление
Несмотря на то, что топливно-энергетический комплекс (ТЭК) достаточно широко представлен в сети Интернет, распределение интернет-ресурсов по данной отрасли носит неоднородный характер. Согласно данным каталога Яндекс «Энергетика», большая часть зарегистрированных ресурсов относится к нефтяным и нефтеперерабатывающим компаниям, тогда как для энергетических компаний присутствует сравнительно небольшое количество ресурсов в сети.
Аналогичная ситуация наблюдается и с тематическими специализированными ресурсами: большинство информационных и торговых интернет-площадок ориентированы на нефтеперерабатывающую сферу, а также на предприятия, выпускающие оборудование для неё.
Информационные решения
К наиболее известным информационным ресурсам ТЭК относятся:
Интертек
Информационный портал, предоставляющий новости и материалы о событиях энергетического рынка. Посетителям доступны справочные и аналитические материалы о предприятиях ТЭК, регулярные обзоры, а также подготовка подборок материалов по заданной тематике. В открытом доступе предлагаются новости отраслей, информация о мероприятиях, объявления событий и каталог предприятий.
Россия. Нефть
Портал, освещающий нефтяной рынок России. В момент исследования ресурс содержал разделы отраслевых новостей, каталог ресурсов и аналитические обзоры.
Онлайн-газета «Энергия России»
Издание создано на сайте компании РАО «ЕЭС России» и публикует новости отрасли, сведения о семинарах, конференциях и различных проблемах предприятий отрасли. Подписка оформляется через сайт.
Рынок нефтегазового оборудования
Проект, созданный при участии Союза производителей данного оборудования, предоставляет полную информацию о функционировании рынка нефтегазового оборудования в России.
Основные задачи проекта — поддержка российских предприятий в продвижении продукции на внутренние и зарубежные рынки, установление прямых контактов между производителями и потребителями, а также привлечение инвестиций в научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и заводы отрасли.
Среди государственных ресурсов также выделяется сайт Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.
Основная часть материалов сайта посвящена информации о деятельности Министерства, его структуре, нормативным актам и изменениям. Раздел с данными о компаниях ТЭК содержит сведения по 29 зарегистрированным организациям, из которых лишь 5 имеют собственные интернет-представительства, что значительно меньше, чем у нефтяных компаний.
B2B-решения
Как отмечалось выше, все действующие B2B-проекты сфокусированы на нефтеперерабатывающей отрасли. По информации портала Business2Business, на данный момент существует три крупных B2B-проекта:
Инмарсис
Портал, посвящённый нефтегазовому оборудованию, предлагает зарегистрированным пользователям несколько функций:
- каталожную систему для размещения заявок на покупку или продажу оборудования, а также возможность поиска предложений в базе;
- тендерную площадку для проведения торгов, на которых компании могут выставлять свои предложения или участвовать в аукционах.
Platts.ru
Отличается от Инмарсис тем, что ориентирован на рынок нефтепродуктов. Использует каталожную модель с предложениями и заявками более чем по 30 видам продукции. Сайт отличается высокой открытостью: даже незарегистрированные посетители имеют доступ к информации о спросе, предложениях и статистике.
Нефтегаз
Наиболее полный портальный ресурс, объединяющий возможности для взаимодействия компаний с обзором рынка нефтепродуктов, каталогом предприятий, библиотекой и анонсами мероприятий.
Портал охватывает как нефтепродукты, так и оборудование для добычи нефти и газа, являясь одним из крупнейших проектов отрасли. На момент исследования на сайте размещалось более 73 000 предложений.
Дополнительно клиентам предлагаются подписка на новости, размещение вакансий и откликов. В качестве торговых площадок представлены магазин и биржа.
Магазин работает по классической схеме: поиск необходимого товара с последующим оформлением заказа. Биржа предлагает несколько моделей — тендерную, аукцион и доску объявлений для публикации коммерческих предложений.
Среди платных услуг — размещение информации о компании в каталоге и реклама на портале.
Из данного перечня видно, что информационные и торговые решения преимущественно направлены на нефтяной сектор.
Энергетические компании в Интернете
В отличие от тематических ресурсов, которые практически не освещают энергетические компании и не предлагают для них решений, сами энергетические компании имеют широкое представительство в Интернете.
Это особенно касается крупных предприятий. Можно выделить несколько особенностей, нетипичных для других отраслей:
- широкое присутствие региональных предприятий (по разным каталогам насчитывается более 20 ресурсов региональных компаний);
- использование сайтов для работы с инвесторами и акционерами — основная часть материалов посвящена финансовой информации.
Одним из наиболее известных ресурсов является сайт компании РАО «ЕЭС Россия». Согласно внутреннему опросу, у сайта стабильная и постоянная аудитория, более 40% пользователей посещают его ежедневно.
Помимо подробных сведений о компании, ресурс можно считать одним из самых информативных благодаря онлайн-газете «Энергия России», публикующей новости и события рынка. Также имеются разделы, посвящённые различным темам, например, раздел ФОРЭМ, описывающий структуру, характеристики и тарифную политику федерального оптового рынка электроэнергии.
Компаниям предлагается раздел объявлений для публикации вакансий, требуемых и предлагаемых услуг.
Отдельно стоит выделить раздел газеты «Книга отзывов», созданный для публикации мнений о сайте. Однако чаще он используется для обмена информацией и коммуникации сотрудников различных энергетических предприятий.
Мосэнерго
Архитектура сайта аккуратно структурирована с учётом интересов пользователей. Представлены следующие разделы:
- обзор компании, история и структура;
- раздел для журналистов с новостями, интервью, пресс-релизами и официальными заявлениями;
- раздел для инвесторов и акционеров с новостями, квартальными и годовыми отчётами, аналитическими мнениями;
- раздел для энергетических компаний с новостями, информацией о компании, инновациях и текущих тендерах.
Такое деление облегчает поиск нужной информации. Недостатком является отсутствие встроенных инструментов обратной связи для посетителей — связь осуществляется через электронную почту или телефон.
По числу зарегистрированных ресурсов распределение следующее:
- Центральный регион — 22 ресурса;
- Северо-Восточный — 10;
- Уральский — 8;
- Восточный — 7;
- Сибирь — 6.
Большинство региональных компаний оформляют свои интернет-представительства либо на серверах РАО «ЕЭС Россия» (если входят в объединение), либо на региональных порталах, посвящённых городам и областям (например, сайты «Калугаэнерго» и «Костромаэнерго»).
Основное внимание уделяется разделам, предназначенным для акционеров и инвесторов, где публикуются квартальные и годовые отчёты, информация о динамике выплат и прочее.
Крупнейшим региональным ресурсом считается сайт компании «Иркутскэнерго», который преимущественно содержит официальную информацию — отчёты, новости, данные о проектах. Отдельно представлен раздел пресс-службы с публикациями и обращениями.
Дополнительно предоставляется возможность отслеживать торги компании на бирже РТС с доступом к текущим и архивным котировкам.
Другие сайты региональных предприятий в основном также акцентируются на финансовой информации, но зачастую обладают более сокращёнными данными.
Телекоммуникационная сеть электроэнергетического комплекса ЕЭС «Электра».
Множество предприятий энергетики, в том числе электростанции, размещают сведения о себе в каталоге сайта или имеют собственные страницы на платформе. Примерами являются ресурсы Омскэнерго и НижНов Энерго.
Эта телекоммуникационная сеть представляет собой, пожалуй, единственный крупный сервис для энергетических предприятий в Интернете. Среди анонсированных разделов — новости, пресс-обзоры, информация об организациях, подключённых к сети, и конференции. Хотя на данный момент большинство сервисов недоступны.
Атомная энергетика
Главным информационным и сервисным ресурсом в области атомной энергетики считается портал Росэнергоатом, содержащий подробные сведения об атомных электростанциях, объёмах производства, характеристиках безопасности, истории создания и развития, а также реструктуризации АЭС.
На сайте представлена общая информация — пресс-релизы, новости, справочник организаций, отчётная и законодательная информация.
Аналогично РАО «ЕЭС Россия», Росэнергоатом публикует онлайн-версию «Вестника Росэнергоатома», материалы которого доступны всем посетителям ресурса.
Другим государственным ресурсом в этой сфере является сайт министерства Российской Федерации по атомной энергии, на котором размещены списки АЭС России, новости и законодательные материалы.
Посетители обоих ресурсов получают детальную информацию по всем атомным электростанциям, что, вероятно, объясняет отсутствие у большинства АЭС собственных сайтов на сегодняшний день.
Согласно данным каталога ресурсов атомной энергетики, собственные сайты имеют лишь три атомные станции:
- Кольская АЭС,
- Смоленская АЭС,
- Ростовская АЭС.
Причём сайт Ростовской АЭС находится в стадии разработки и функционирует частично. Сайт Смоленской АЭС ограничен одной страницей с краткой справочной информацией. Значительную часть ресурса Ростовской АЭС занимает подборка публикаций прессы по вопросам атомной энергетики.
Таким образом, сайт Кольской АЭС можно считать фактически единственным полноценным сайтом АЭС в сети. Представление информации на нём соответствует традиционному формату — сведения о компании, её проектах и новостях. Кроме того, имеется раздел объявлений с информацией о проводимых тендерах и необходимых материалах и услугах.
Вывод
Можно заключить, что несмотря на широкое представительство энергетических предприятий в Интернете, основную часть ресурсов ТЭК составляют сайты и сервисные решения, ориентированные на нефтяной сектор.
Особенностью ресурсов энергетических организаций является их акцент на финансовую информацию и взаимодействие с инвесторами и акционерами. Кроме того, для многих компаний характерна публикация отраслевых новостей и даже создание собственных онлайн-изданий, посвящённых энергетической тематике.
При этом одним из недостатков текущих веб-ресурсов является дефицит инструментов для коммуникации и взаимодействия сотрудников различных энергетических предприятий. В настоящее время сведения о тендерах, вакансиях и аналогичной информации размещаются преимущественно на доске объявлений РАО «ЕЭС России».
Хотя часть предприятий публикует на своих сайтах данные о тендерах и предложениях для сотрудничества, большинство ресурсов не предусматривают возможностей для мгновенной обратной связи. Для связи с компанией обычно требуется использовать телефон или электронную почту, и только изредка доступны формы обратной связи на сайте.
При предоставлении клиентам договоров и другой дополнительной документации её приходится копировать вручную, поскольку большинство компаний не предлагают загрузку файлов в архивных форматах.
Единственным широко распространённым сервисом остаётся подписка на новости и пресс-релизы компаний.