Закон «О связи»

Author:

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение связи
Статья 2. Основные термины, используемые в данном Федеральном законе
Статья 3. Область применения настоящего Федерального закона
Статья 4. Общее регулирование вопросов связи
Статья 5. Основные принципы деятельности в сфере связи

ГЛАВА II. СЕТИ СВЯЗИ
Статья 6. Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации
Статья 7. Сеть связи общего пользования
Статья 8. Ведомственные сети связи, выделенные сети связи физических и юридических лиц
Статья 9. Сети связи для целей управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации
Статья 10. Почтовая связь

ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ
Статья 11. Система федеральных исполнительных органов в сфере связи
Статья 12. Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи
Статья 13. Управление сетями связи в чрезвычайных ситуациях и при чрезвычайном положении
Статья 14. Взаимодействие предприятий связи с органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность
Статья 15. Лицензирование деятельности в области связи
Статья 16. Сертификация средств связи

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СВЯЗИ
Статья 17. Собственность на сети и средства связи
Статья 18. Изменение формы собственности на сети и средства связи
Статья 19. Инвестиции в развитие связи и финансирование деятельности
Статья 20. Конкуренция в сфере связи
Статья 21. Тарифы на услуги связи

ГЛАВА V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ,
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ

Статья 22. Взаимоотношения предприятий связи с государственными органами и органами местного самоуправления
Статья 23. Использование земель при работах по развитию сетей связи
Статья 24. Защита и охрана средств и сооружений связи, радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи
Статья 25. Ликвидация последствий происшествий на сетях связи
Статья 26. Использование транспортных средств

ГЛАВА VI. ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СВЯЗИ
Статья 27. Право пользования связью
Статья 28. Качество предоставляемых услуг связи
Статья 29. Приоритетное пользование связью
Статья 30. Льготы и преимущества при пользовании связью
Статья 31. Защита прав пользователей связи
Статья 32. Тайна связи
Статья 33. Сохранность почтовых и иных отправлений
Статья 34. Почтовые отправления с объявленной ценностью

ГЛАВА VII. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ
Статья 35. Использование языков и алфавитов в деятельности предприятий связи
Статья 36. Учетно-отчетное время в области связи

ГЛАВА VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ
Статья 37. Ответственность за деятельность в области связи
Статья 38. Порядок предъявления претензий и исков
Статья 39. Возмещение вреда

ГЛАВА IX. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ
Статья 40. Разрешение споров при осуществлении деятельности в области связи
Статья 41. Разрешение конфликтов при пользовании международными сетями связи

ГЛАВА X. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 42. Международное сотрудничество
Статья 43. Право, применимое к международному сотрудничеству в области связи

ГЛАВА XI. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 44. Вступление в силу настоящего Федерального закона


    ГЛАВА I.
    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • Статья 1.
    Назначение связи

    Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации, функционирующей на её территории как единый производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения потребностей граждан, государственных органов, обороны, безопасности и охраны правопорядка, а также физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.

    Средства связи вместе с вычислительной техникой образуют техническую основу для процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.

    Развитие и обеспечение стабильной и качественной работы связи является важнейшим условием прогресса общества и эффективной деятельности государства.

  • Статья 2.
    Основные термины, применяемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей данного Федерального закона применяются следующие ключевые термины:

    электрическая связь (электросвязь) – передача или приём знаков, сигналов, текстов, изображений, звуков посредством проводных, радиоканальных, оптических и иных электромагнитных систем;

    почтовая связь – приём, обработка, перевозка и доставка почтовых отправлений, а также перевод денежных средств;

    сети электросвязи – технологические системы, обеспечивающие один или более видов передачи: телефонной, телеграфной, факсимильной, передачи данных и иных документарных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и другие виды радио- и проводного вещания;

    взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации – совокупность технологически интегрированных сетей электросвязи на территории страны, управляемых централизованно;

    сеть связи общего пользования – часть взаимоувязанной сети связи, доступная для использования всеми физическими и юридическими лицами, которым не может быть отказано в услугах;

    ведомственные сети связи – электросвязные сети министерств и федеральных органов исполнительной власти, созданные для удовлетворения служебных и специальных нужд с возможностью выхода в сеть общего пользования;

    внутрипроизводственные и технологические сети связи – сети электросвязи федеральных органов и организаций, предназначенные для управления производственными процессами без выхода в общую сеть;

    выделенные сети связи – сети физических и юридических лиц, не имеющие выхода в сеть общего пользования;

    предприятия, учреждения и организации связи (предприятия связи) – юридические лица всех форм собственности, предоставляющие услуги электрической или почтовой связи как основной вид деятельности;

    государственное предприятие связи – предприятие связи, находящееся в федеральной или региональной собственности;

    оператор связи – физическое или юридическое лицо, имеющее право предоставлять услуги электрической или почтовой связи;

    услуги связи – услуги по приёму, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи;

    пользователи связи – физические и юридические лица, потребляющие услуги связи;

    лицензия – документ, подтверждающий полномочия лиц в соответствии с законом на осуществление деятельности в области связи;

    сертификат – документ, подтверждающий соответствие средств связи или услуг установленным нормативным требованиям;

    оконечное оборудование – устройства, подключаемые к абонентским линиям и используемые абонентами для формирования сигналов электросвязи;

    средства связи – технические средства для формирования, обработки, передачи или приёма сообщений электросвязи или почтовых отправлений;

    почтовые отправления – письма, почтовые карточки, бандероли, пакеты, посылки, почтовые контейнеры, печатные издания в соответствующей упаковке.

  • Статья 3.
    Сфера действия настоящего Федерального закона

    Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с предоставлением услуг и выполнением работ в области связи, в которых участвуют государственные органы, операторы связи, должностные лица и пользователи связи.

    Для операторов связи, осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации в соответствии с иностранным законодательством, закон применяется исключительно в части предоставления ими услуг на территории России.

  • Статья 4.
    Общее регулирование в области связи

    Настоящий Федеральный закон закрепляет основные положения регулирования связи в Российской Федерации.

    Вопросы, не урегулированные данным законом, регулируются другими федеральными законами и нормативными актами, а также региональным законодательством в рамках их компетенций.

    Нормативные акты и распоряжения федеральных органов исполнительной власти, касающиеся регулирования управления сетями связи, организационного и технического обеспечения устойчивого функционирования сетей и технической эксплуатации средств связи, обязательны для всех физических и юридических лиц, предоставляющих или использующих услуги связи независимо от их местонахождения и форм собственности.

    Общее регулирование связи в стране возлагается на Правительство Российской Федерации и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

  • Статья 5.
    Принципы деятельности в области связи

    Деятельность в сфере связи строится на основе:

    — равенства прав всех участников, будь то физические или юридические лица, для участия в деятельности и использовании результатов связи;

    — сочетания интересов Российской Федерации и её субъектов;

    — свободы передачи сообщений по сетям электрической связи, свободы почтовых отправлений и их транзита на территории страны;

    — учёта интересов пользователей связи;

    — развития предпринимательства и ограничения монополий в условиях разнообразия форм собственности на сети и средства связи;

    — обеспечения надёжности и управляемости связи с учётом сетевых технологических особенностей на основе единых стандартов, соответствующих рекомендациям Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза;

    — приоритета отечественного производства средств связи в соответствии с государственной научно-технической политикой;

    — внедрения достижений мировой связи, привлечения иностранного капитала и передового опыта;

    — содействия развитию международного сотрудничества и всемирной связи;

    — подотчётности и контролю предприятий связи федеральным органам исполнительной власти;

    — освобождения федеральных органов исполнительной власти в области связи от хозяйственных функций.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным законом в условиях чрезвычайного положения действие отдельных положений может быть ограничено федеральным законом.

    ГЛАВА II.
    СЕТИ СВЯЗИ

  • Статья 6.
    Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации

    Взаимоувязанная сеть связи в Российской Федерации представляет собой комплекс технологически сопряжённых сетей общего пользования и ведомственных сетей электросвязи, управляемых централизованно вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.

    Развитие и совершенствование этой сети осуществляется с учётом технологической совместимости всех элементов и направлено на комплексное использование, повышение эффективности и устойчивости её функционирования.

    Государство, согласно федеральной программе развития, оказывает поддержку предприятиям связи через федеральный и региональные бюджеты, стимулируя мероприятия по повышению надежности сети и созданию мобилизационного резерва аппаратуры и кабельной продукции, обеспечивая развитие всех видов сетей, входящих в эту систему.

  • Статья 7.
    Сеть связи общего пользования

    Сеть связи общего пользования является частью взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и предназначена для предоставления услуг всем физическим и юридическим лицам на территории страны. Она включает все электросвязные сети, находящиеся под юрисдикцией России, за исключением выделенных и ведомственных сетей, независимо от формы собственности. Ответственность за функционирование и развитие этой сети возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области связи.

    При создании и оснащении сети учитываются требования к обеспечению надежности в условиях воздействия дестабилизирующих факторов.

  • Статья 8.
    Ведомственные сети связи, выделенные сети связи физических и юридических лиц

    Ведомственные сети связи создаются федеральными органами исполнительной власти для производственных и специальных нужд и находятся в их ведении. Эти сети могут также использоваться для предоставления услуг широкой аудитории. Их сопряжение с сетью общего пользования осуществляется на договорной основе при соблюдении технических требований и наличии соответствующей лицензии.

    Выделенные сети связи могут быть созданы любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов с признанным правовым статусом. Операторы выделенных сетей подлежат лицензированию согласно закону.

    При их подключении к сети общего пользования выделенные сети переключаются в категорию сети общего пользования. Порядок такого сопряжения устанавливается Правительством Российской Федерации.

  • Статья 9.
    Сети связи для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации

    Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными органами по распоряжению Президента РФ, которые гарантируют специализированные услуги государственным структурам, сохраняя государственные тайны. Права и обязанности этих органов регулируются законодательством.

    Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка обеспечивается соответствующими федеральными органами. Они вправе использовать подведомственные сети в коммерческих целях при условии лицензирования.

    Каналы сети общего пользования и ведомственные сети для указанных нужд предоставляются на арендной основе согласно законодательству.

    Порядок подготовки и использования сети общего пользования для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка определяется законодательством.

    Все федеральные органы и операторы связи обязаны обеспечивать первоочередное предоставление каналов для этих нужд и принимать необходимые меры по их быстрому восстановлению при повреждениях.

  • Статья 10.
    Почтовая связь

    Почтовая связь, подведомственная Российской Федерации, представляет собой единую сеть учреждений и транспортных средств для приёма, обработки, перевозки и доставки почтовых отправлений, денежных переводов, а также экспедирования периодической печати, доставки пенсий и иных целевых выплат на договорной основе.

    Гарантируется свобода почтовых отправлений и их транзита по всей стране.

    Государственные учреждения почтовой, специальной и федеральной фельдъегерской связи формируют единую почтовую территорию для взаимного обмена отправлениями.

    Деятельность почтовой и федеральной фельдъегерской связи регулируется федеральными законами.

    К системе почтовой связи относятся и подразделения фельдъегерско-почтовой связи Министерства обороны.

    Государство поддерживает развитие почтовой связи за счёт федерального бюджета и обеспечивает социальную защиту её работников.

    Услуги почтовой связи могут оказывать негосударственные предприятия на основании выданных лицензий.

    ГЛАВА III.
    УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

  • Статья 11.
    Система федеральных органов исполнительной власти в области связи

    Управление деятельностью в сфере связи осуществляется федеральными органами исполнительной власти, объединёнными в единую систему согласно закону. Эти органы несут ответственность за состояние и развитие всех видов связи.

    Структура и организация деятельности этих органов определяются положениями, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

    Задачи федеральных органов исполнительной власти в области связи включают:

    — разработку предложений по государственной политике в области связи и обеспечение её реализации, общее регулирование;

    — межотраслевую координацию функционирования и развития электросвязи;

    — организацию и обеспечение государственного контроля и надзора в сфере связи;

    — разработку политики распределения и использования радиочастотного спектра и их реализацию;

    — подготовку проектов и реализацию программ развития почтовой связи.

  • Статья 12.

    Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи

    Исключительным правом государства является регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи.

    Политика и процедуры распределения радиочастот и орбитальных позиций разрабатываются и реализуются Правительством РФ с учётом международных договоров.

    Для обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств Правительство устанавливает порядок распределения частот, особенности разработки, эксплуатации и ввоза радиосредств и определяет меры защиты от радиопомех.

    Технические средства связи, включая средства телерадиовещания, подлежат обязательной регистрации по установленным правилам.

    Частотные присвоения могут корректироваться в интересах управления, обороны и безопасности с компенсацией причинённых убытков предприятиям связи.

  • Статья 13.
    Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения

    Управление сетями связи в чрезвычайных ситуациях осуществляется федеральными органами связи в сотрудничестве с центрами управления связанными служб и другими федеральными органами, курирующими ведомственные сети.

    В период чрезвычайных ситуаций уполномоченные органы имеют право приоритетного использования и временной приостановки деятельности любых сетей и средств связи независимо от их формы собственности.

    Для координации ликвидации последствий чрезвычайного положения могут создаваться временные органы связи с соответствующими полномочиями.

    Убытки, понесённые негосударственными предприятиями связи в случае использования их сетей в чрезвычайных ситуациях, компенсируются за счёт соответствующих бюджетов.

  • Статья 14.
    Взаимодействие предприятий связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

    Все предприятия и операторы связи обязаны оказывать содействие органам оперативно-розыскной деятельности, предоставляя доступ к сетям для проведения мероприятий и предотвращая раскрытие организационных или тактических приемов.

    В случаях использования средств связи для преступных целей государственные органы вправе приостанавливать деятельность любых сетей и средств связи независимо от принадлежности и формы собственности.

  • Статья 15.
    Лицензирование деятельности в области связи

    Предоставление услуг связи разрешается только при наличии соответствующей лицензии, оформленной согласно закону.

    Вопросы видов, сроков, условий выдачи, приостановки и прекращения действия лицензий регулируются законодательством.

    Исполнение лицензирования возлагается на Министерство связи в соответствии с положениями, утверждёнными Правительством.

    Лицензии для телерадиовещательных целей выдаются без конкурса по заявлениям заинтересованных лиц.

    Лицензирование не требуется для сетей внутрипроизводственного назначения, предназначенных только для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка, а также размещённых в одном комплексе помещений или на транспортных средствах.

    Передача лицензии возможна лишь после получения новой лицензии новым юридическим лицом.

    Нарушения лиц, осуществляющих деятельность без лицензии, влекут ответственность согласно законодательству.

    Незаконные действия федеральных органов, связанные с лицензированием, могут быть обжалованы в суде.

  • Статья 16.
    Сертификация средств связи

    Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети Российской Федерации, должны проходить обязательную сертификацию на соответствие установленным стандартам и техническим требованиям.

    Также сертификация может применяться к услугам связи, предоставляемым в сети общего пользования.

    Организация сертификации возлагается на федеральный орган связи с участием уполномоченных испытательных центров, аккредитованных в областях стандартизации и метрологии.

    После успешного прохождения сертификации выдается сертификат установленного образца.

    Порядок сертификации определяется законодательством.

    Лица, нарушающие порядок сертификации, несут установленную ответственность.

    ГЛАВА IV.
    ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

  • Статья 17.
    Собственность на сети и средства связи

    На территории Российской Федерации предприятия связи функционируют на основе единого экономического пространства, многообразия форм собственности и конкурентной среды.

    Сети и средства связи могут располагаться в федеральной, региональной, муниципальной собственности, а также принадлежать физическим и юридическим лицам, включая иностранных инвесторов, выступающих в роли операторов связи.

    Перечень сетей и средств, доступных исключительно федеральной собственности, определяется законом.

  • Статья 18.
    Изменение формы собственности на сети и средства связи

    Изменение формы собственности на находящиеся в федеральной собственности сети и средства связи осуществляется в соответствии с законодательством.

    Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий связи в пределах закона.

    Изменения форм собственности допускаются при условии сохранения технологического режима функционирования сетей и обеспечения прав лиц на получение услуг связи.

  • Статья 19.
    Инвестиции в развитие связи и финансирование деятельности

    Инвестиции в развитие связной отрасли осуществляются согласно законодательству об инвестиционной деятельности.

    Государственные решения о финансировании принимаются на основании федеральных программ развития связи, утверждаемых на федеральном уровне.

    Органы власти субъектов федерации и местного самоуправления определяют направления и формируют региональные программы инвестиций в развитие связи.

    Финансирование осуществляется через отдельные статьи федерального бюджета, с отдельным учётом расходов на нужды обороны, безопасности и охраны правопорядка.

    Участникам проектов могут предоставляться гарантии, льготные кредиты и налоговые преимущества.

    Иностранные инвестиции в связи защищены законодательством Российской Федерации.

  • Статья 20.
    Конкуренция в области связи

    Федеральные органы власти в области связи совместно с антимонопольными органами обязаны поощрять честную конкуренцию при предоставлении услуг связи посредством нормативных актов и соблюдения условий лицензирования.

    Операторы несут ответственность за злоупотребление положением и препятствование конкуренции в соответствии с законом.

  • Статья 21.
    Тарифы на услуги связи

    Тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе.

    В отдельных случаях законодательство предусматривает государственное регулирование тарифов по определённым видам услуг.

    Вызовы экстренных служб (пожарной охраны, милиции, скорой помощи и других) предоставляются бесплатно для всех пользователей.

    Плата за межсетевые соединения определяется контрактами между предприятиями связи, при разногласиях разрешается в судебном порядке.

    ГЛАВА V.
    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ,
    ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,
    ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
    ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ

  • Статья 22.
    Взаимоотношения предприятий связи, органов государственной власти и органов местного самоуправления

    При планировании и развитии населённых пунктов, жилых районов и зданий органы архитектуры и градостроительства, а также проектные организации обязаны предусматривать строительство помещений для размещения предприятий связи согласно нормативам.

    В отдельных зданиях и сооружениях по необходимости выделяются специальные помещения для средств связи.

    Региональные и местные органы власти обязаны сдавать в аренду помещения для предприятий связи, соответствующие технологическим нормам, согласно установленному порядку.

    Работникам предприятий связи, проживающим в сельской местности, предоставляются социальные льготы, аналогичные тем, что установлены для работников сельхозпредприятий.

  • Статья 23.
    Использование земель при проведении работ по развитию сетей связи

    К землям связи относятся участки, предоставляемые в собственность или долгосрочное использование физическим и юридическим лицам для деятельности по предоставлению услуг связи.

    Порядок предоставления земель, охранных зон и создание просек регулируются законодательством.

    При прекращении деятельности в области связи права на землю прекращаются согласно земельному законодательству.

    Размер земельных участков и охранных зон определяется нормами отвода и проектно-технической документацией, утверждённой в установленном порядке.

    Юридические и физические лица вправе строить здания и сооружения связи на предоставленных землях и использовать недвижимое имущество согласно законодательству, включая размещение аппаратуры на крышах, опорах и других объектах по согласованию с владельцами. Отказ может быть обоснован только нормативными актами, споры разрешаются в судебном порядке.

    Перенос и переустройство сооружений связи при строительстве и реконструкции объектов выполняется за счёт заказчика, размеры мощности средств связи увеличиваются за счёт предприятий связи.

    По окончании работ собственники обязаны привести объекты в исходное состояние или компенсировать убытки.

    Выкупная цена и плата за пользование землей и недвижимостью при изъятии устанавливаются законодательством.

  • Статья 24.
    Защита и охрана средств, сооружений связи, радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи

    Средства и сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников подлежат государственной защите.

    Порядок охраны этих объектов определяет Правительство Российской Федерации.

    Для обеспечения установленного порядка использования радиочастотного спектра могут вводиться ограничения на производство и ввоз радиоэлектронных средств, вызывающих помехи.

    Лица, совершившие повреждения, несанкционированное подключение или нарушившие порядок обращения с радиосредствами, несут ответственность и возмещают ущерб операторам связи.

  • Статья 25.
    Ликвидация последствий происшествий на сетях связи

    Устранение последствий происшествий на сетях связи ведётся государственными службами совместно с операторами связи.

    Органы власти всех уровней оказывают предприятиям связи необходимую помощь, предоставляя рабочие ресурсы и транспортные средства с последующей оплатой за счет предприятий или бюджетов.

    Работы не требуют согласия собственника объектов, ущерб возмещается предприятием связи, которое может предъявить регрессные требования виновным.

    Восстановление включает ремонт и проведением природоохранных мероприятий.

    Компенсация ущерба может осуществляться за счёт страховых фондов, виновных лиц или бюджетных средств по решению соответствующих органов власти.

  • Статья 26.
    Использование транспортных средств

    Предприятиям почтовой связи предоставляется право на договорной основе перевозить почтовые отправления всеми видами транспорта под сопровождением специалистов или на условиях ответственности транспортных организаций.

    Транспортные предприятия не вправе отказывать в заключении договоров на перевозку почты по регулярным междугородним и международным маршрутам.

    При аварийно-восстановительных работах транспорт предоставляется вне очереди.

    Транспортные средства почтовой связи могут иметь специальную символику и не используются для иных целей без согласия предприятий связи.

    ГЛАВА VI.
    ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СВЯЗИ

  • Статья 27. Право пользования связью

    Все пользователи связи на территории Российской Федерации имеют равное право передавать сообщения через электрическую и почтовую связь.

    Отказ в доступе к услугам сети связи общего пользования недопустим.

    Пользователи и операторы имеют право подключать собственные сети и оконечное оборудование к сети общего пользования при выполнении установленных условий.

    Допускается подключение только сертифицированных средств связи.

  • Статья 28.
    Качество услуг связи

    Операторы обязаны предоставлять услуги, соответствующие стандартам, техническим нормам, сертификатам и условиям заключённых договоров.

  • Статья 29.
    Приоритет пользования связью

    Владельцы сетей и средств связи обязаны предоставлять абсолютный приоритет сообщениям, касающимся безопасности жизни человека в различных сферах, проведения неотложных мероприятий для обороны, безопасности и охраны правопорядка, а также сообщениям о крупных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях.

  • Статья 30.
    Льготы и преимущества при пользовании связью

    Для отдельных категорий государственных служащих, дипломатических представителей иностранных государств, международных организаций и некоторых групп граждан устанавливаются льготы и преимущества в очередности, порядке пользования и размере оплаты услуг связи.

    Перечень таких льгот и категорий определяется законом, нормативными актами субъектов и международными соглашениями.

    При возмещении льготных потерь доходов предприятий связи расходы покрываются из федерального или регионального бюджета, в иных случаях – из средств лиц, предоставляющих льготы.

    Порядок возмещения регулируется Правительством и региональными органами власти.

  • Статья 31.
    Защита прав пользователей связи

    Защита прав пользователей на качественные услуги, получение информации об услугах и исполнителях, а также механизмы их реализации регулируются законодательством Российской Федерации.

    Региональные нормативные акты не могут ограничивать федеральные права пользователей связи.

  • Статья 32. Тайна связи

    Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений охраняется Конституцией.

    Операторы обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.

    Информация и сами отправления доступны только отправителям, адресатам или законным представителям.

    Ограничения тайны связи допускаются только по судебному решению.

    Нарушители этих требований привлекаются к ответственности согласно закону.

  • Статья 33.
    Сохранность почтовых и иных отправлений

    Операторы несут ответственность за сохранность принятых отправлений и их доставку в установленные сроки.

    Перечень запрещённых к пересылке предметов устанавливается Правительством РФ.

    Государственные почтовые предприятия имеют право изымать запрещённые отправления и уничтожать опасные для жизни и здоровья содержимое при отсутствии иных способов устранения опасности.

  • Статья 34.
    Почтовые отправления с объявленной ценностью

    Отправитель вправе объявить ценность почтового отправления в пределах стоимости вложения.

    В случае утраты или повреждения такого отправления оператор возмещает ущерб отправителю в соответствии с законом.

    ГЛАВА VII.
    ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ

  • Статья 35.
    Использование языков и алфавитов в деятельности предприятий связи

    На всей территории России служебное делопроизводство на сетях электрической и почтовой связи ведётся на русском языке как государственном.

    Адреса на отправлениях внутри страны должны оформляться на русском языке, а внутри республик — на их государственных языках при повторении на русском языке.

    Тексты телеграмм пишутся буквами русского или латинского алфавитов на любом языке.

    Международные сообщения обрабатываются на языках, установленных международными договорами Российской Федерации.

  • Статья 36.
    Учетно-отчетное время в области связи

    Во всех технологических процессах передачи и приёма сообщений в области связи на территории страны применяется единое московское время.

    Для международной связи учёт времени определяется международными договорами.

    ГЛАВА VIII.
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

  • Статья 37.
    Ответственность при осуществлении деятельности в области связи

    Ответственность за нарушения данного закона, а также иных нормативных актов в области связи несут федеральные органы исполнительной власти, региональные и местные органы, а также физические и юридические лица.

    Операторы отвечают за утрату или повреждение ценных почтовых отправлений, нарушения в доставке сообщений и телеграмм, возмещая стоимость услуг соответственно.

    Материальная ответственность работников государственных предприятий связи наступает при утрате или задержке доставки отправлений, если это произошло по их вине.

    Операторы не несут ответственности за неудовлетворительное исполнение обязательств, если доказано, что это произошло по вине пользователей либо в результате непреодолимой силы.

    При нарушении правил эксплуатации оборудования оператор вправе приостановить предоставление услуг с возмещением возможных убытков.

  • Статья 38.
    Порядок предъявления претензий и исков

    Пользователи вправе предъявлять операторам письменные претензии в случае нарушения условий оказания услуг связи.

    Претензии подлежат обязательной регистрации и рассматриваются в определённые законом сроки в зависимости от вида услуги.

    При отказе или отсутствии ответа по претензии пользователь может обратиться в суд или арбитраж.

    Иски по почтовым и телеграфным отправлениям могут быть предъявлены как оператору отправления, так и оператору назначения.

  • Статья 39.
    Возмещение вреда

    Возмещение вреда, причинённого деятельностью в области связи, производится добровольно или по решению суда в соответствии с законом.

    ГЛАВА IX.
    РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

  • Статья 40.
    Разрешение споров при осуществлении деятельности в области связи

    Споры, возникающие между предприятиями связи и пользователями, рассматриваются в порядке, установленном законодательством.

    В случае проведения неотложных восстановительных работ на земельных участках без согласия собственника работы не могут быть остановлены, и собственник обязан компенсировать причинённый ущерб.

  • Статья 41.
    Разрешение споров при пользовании международными сетями связи

    Споры между предприятиями связи на территории России и в зарубежных государствах решаются согласно международным договорам и соглашениям.

    ГЛАВА X.
    МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

  • Статья 42.
    Международное сотрудничество

    Российская Федерация поддерживает развитие международного сотрудничества и правового регулирования в области связи.

    Международное сотрудничество осуществляется на основе международных договоров и соглашений.

    Федеральный орган исполнительной власти в сфере связи выступает администратором связи и защищает интересы России в международном взаимодействии с другими странами и организациями, координируя деятельность всех физических и юридических лиц.

    Иностранные организации и лица, работающие в России, получают правовой режим, равный российским лицам в соответствии с международной практикой и взаимностью.

  • Статья 43.
    Право, применимое к международному сотрудничеству в области связи

    Российские лица, участвующие в международных проектах в сфере связи, заключают договоры с иностранными сторонами по законодательству России, если иное не предусмотрено договором.

    ГЛАВА XI.
    ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ
    НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

  • Статья 44.
    Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон начинает действовать с момента официального опубликования.