ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение
Статья 2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации
Статья 3. Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации
Статья 4. Состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 5. Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
Статья 6. Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни
Статья 7. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности
ГЛАВА III. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Статья 8. Основные положения государственной политикио беспечения информационной безопасности Российской Федерации
Статья 9. Первоочередные мероприятия по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 10. Основные функции системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
Статья 11. Основные элементы организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
-
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой комплекс официальных взглядов на цели, задачи, принципы и главные направления обеспечения информационной безопасности страны.
-
Статья 1.
Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечениеСовременное общество характеризуется усиленной ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, инфраструктуры, участников, которые занимаются сбором, формированием, распространением и использованием информации, а также систему регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, выступая ключевым фактором общественной жизни, значительно влияет на политическую, экономическую, оборонную и иные составляющие безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность государства тесно связана с обеспечением информационной безопасности, и с развитием технологий эта зависимость будет только усиливаться.
Информационная безопасность Российской Федерации — это состояние защищённости национальных интересов в информационной сфере, которые определяются с учётом сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав на доступ к информации, использовании её для деятельности, не запрещённой законом, физическом, духовном и интеллектуальном развитии, а также в защите информации, гарантирующей личную безопасность.
Интересы общества связаны с обеспечением интересов личности, укреплением демократии, построением правового социального государства, достижением общественного согласия и духовным обновлением России.
Интересы государства заключаются в создании условий для сбалансированного развития информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод граждан в области доступа и использования информации, обеспечении стабильности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности, политической, экономической и социальной устойчивости, правопорядка, а также развитии равноправного международного сотрудничества.
На базе национальных интересов России в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики, направленные на обеспечение информационной безопасности.
Выделяют четыре ключевые составляющие национальных интересов в информационной сфере.
Первая составляющая включает соблюдение конституционных прав и свобод в области доступа к информации, духовное обновление страны, сохранение нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала.
Для достижения этих целей необходимо:
повысить эффективность применения информационной инфраструктуры в интересах общественного развития и консолидации российского общества;
усовершенствовать системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, лежащих в основе научно-технического и духовного потенциала;
гарантировать свободу получения, передачи и распространения информации законными методами и предоставление достоверной информации о состоянии окружающей среды;
обеспечить защиту прав на личную и семейную тайну, переписку, телефонные переговоры и другое;
укрепить правовые механизмы охраны интеллектуальной собственности, защищать доступ к конфиденциальной информации;
гарантировать свободу СМИ и отменить цензуру;
исключить пропаганду, способствующую разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной вражды;
запретить сбор и распространение данных о частной жизни без согласия владельца.
Вторая составляющая национальных интересов связана с информационным обеспечением государственной политики, доведением достоверной информации до граждан и международного сообщества, а также доступом к государственным информационным источникам.
Для этого необходимо укреплять государственные СМИ, расширять их возможности и развивать открытые государственные информационные ресурсы.
Третья составляющая касается развития современных информационных технологий, отечественной индустрии информатизации, телекоммуникаций и связи, обеспечения потребностей внутреннего рынка и выхода продукции на мировой рынок.
Для реализации этих задач важно развивать инфраструктуру единого информационного пространства, отечественную индустрию информационных услуг, производство конкурентоспособной техники, и поддерживать фундаментальные и прикладные исследования в данных сферах.
Четвёртая составляющая направлена на защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа и обеспечение безопасности информационных систем, функционирующих на территории России.
Ключевыми мерами в этом направлении являются усиление безопасности информационных систем федеральных органов и отраслей, развитие отечественных средств защиты, обеспечение сохранности государственной тайны и расширение международного сотрудничества в области информационной безопасности.
-
Статья 2.
Виды угроз информационной безопасности Российской ФедерацииУгрозы информационной безопасности страны подразделяются на категории по направленности:
— угрозы конституционным правам и свободам в духовной и информационной сферах, влияющие на индивидуальное, групповое и общественное сознание, а также духовное возрождение;
— угрозы информационному обеспечению государственной политики;
— угрозы развитию отечественной индустрии информации и сохранности национальных информационных ресурсов;
— угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
К угрозам конституционным правам относятся ущемление свободы информации и массовой коммуникации, создание монополий, препятствие реализации личной тайны, распространение дезинформации, а также нарушения законодательства в информационной сфере.
Угрозы информационному обеспечению государственной политики включают монополизацию информационного рынка, блокирование деятельности государственных СМИ и низкую эффективность информационного сопровождения политики.
Для отечественной индустрии опасностями являются препятствия доступу к современным технологиям, доминирование импортных средств, отток специалистов и нарушение конкурентоспособности.
Угрозами безопасности информационных систем являются незаконное получение и использование информации, нарушение обработки данных, внедрение вредоносного ПО, уничтожение технических средств, перехват и искажение информации, использование несертифицированных технологий и несанкционированный доступ.
-
Статья 3.
Источники угроз информационной безопасности Российской ФедерацииИсточники угроз разделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся:
деятельность иностранных политических, экономических, военных и разведывательных структур, стремящихся ущемить интересы России в информационной сфере;
стремление отдельных стран к доминированию в мировом информационном пространстве;
обострение международной конкуренции в области информационных технологий;
деятельность международных террористических организаций;
увеличение технологического отрыва ведущих стран и усиление возможностей в информационной войне;
разведывательная деятельность на всех технических уровнях иностранных государств;
разработка концепций информационных войн с целью воздействия на информационные системы других стран.
Внутренние источники угрожают по причине:
недостаточного состояния отечественной промышленности;
пребывания в критической криминогенной обстановке, с тесным взаимодействием криминала и госструктур в информационной сфере;
недостаточной координации между федеральными и региональными властями в сфере информационной безопасности;
неразвитости нормативно-правовой базы и ее исполнения;
недостаточного развития институтов гражданского общества;
недостаточного финансирования и слабой экономической базы;
дефицита квалифицированных кадров;
низкой активности госорганов в информировании общества;
отставания России в информатизации различных секторов.
-
Статья 4.
Состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечениюВ последние годы проведён ряд мероприятий, направленных на совершенствование информационной безопасности страны.
Создана правовая база: законы о гостайне, об информации и её защите, об архивах, о международном информационном обмене, а также разрабатываются механизмы их реализации.
Органы государственной власти всех уровней внедряют меры по обеспечению информационной безопасности, реализуются проекты по созданию защищённых специальных информационно-телекоммуникационных систем.
Система защиты информации, лицензирования и сертификации в области безопасности функций работают на повышение уровня безопасности.
Однако анализ показывает, что текущий уровень информационной безопасности не полностью отвечает нуждам общества и государства.
Современное развитие общества приводит к конфликту между расширением информационных свобод и необходимостью ограничений.
Правовое регулирование информационных отношений остаётся несовершенным, что влечёт негативные последствия, затрудняет формирование конкурентоспособных российских СМИ и информационных агентств.
Проблемы с обеспечением доступа к информации и манипуляции информацией вызывают недовольство населения и могут дестабилизировать ситуацию.
Права граждан на неприкосновенность личной жизни и защиту персональных данных обеспечены недостаточно.
Государственная политика по формированию информационного пространства требует повышения эффективности, чтобы избежать вытеснения отечественных СМИ и деформации международного обмена информацией.
Деятельность российских СМИ на внешних рынках нуждается в дополнительной поддержке.
Ситуация с сохранностью государственной тайны требует улучшений.
Кадровый потенциал снижается из-за ухода квалифицированных специалистов в области информационных технологий.
Импортная техника и иностранное программное обеспечение увеличивают риски несанкционированного доступа и технологической зависимости.
Повышаются угрозы информационного оружия с интеграцией отечественных и международных информационных систем, а противодействие этим угрозам затруднено слабой координацией и ограниченным финансированием.
Для решения этих задач необходимо:
разработка направлений государственной политики и организационных мероприятий;
усовершенствование системы обеспечения информационной безопасности и методов борьбы с угрозами;
создание и реализация федеральных целевых программ;
разработка критериев оценки эффективности систем защиты и их сертификация;
совершенствование нормативно-правовой базы и механизмов взаимодействия с массмедиа;
установление ответственности за нарушение требований информационной безопасности;
координация деятельности всех органов власти и организаций;
развитие научных основ в контексте текущей геополитической ситуации;
формирование и реализация государственной информационной политики;
повышение эффективности участия государства в управлении государственными СМИ;
обеспечение технологической независимости, особенно в военной сфере;
разработка современных методов и средств защиты информации, включая системы управления войсками;
совершенствование государственной системы защиты информации и охраны государственной тайны;
создание современной защищённой технологической базы управления государством;
углубление международного сотрудничества по вопросам информационной безопасности;
создание условий для развития отечественной информационной инфраструктуры и участия в глобальных сетях;
обеспечение единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности.
-
ГЛАВА II.
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
Статья 5.
Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской ФедерацииОбеспечение информационной безопасности России проводится с применением правовых, организационно-технических и экономических методов.
Правовые методы включают разработку нормативных актов, регулирующих информационные отношения, и нормативных методических документов.
Основные направления включают:
изменения в законодательстве для создания и совершенствования системы обеспечения безопасности, устранения внутренний противоречий и соответствия международным соглашениям;
разграничение полномочий между федеральными и региональными органами;
принятие законов, устанавливающих ответственность за правонарушения в информационной сфере;
уточнение статуса иностранных СМИ и инвесторов при развитии информационной инфраструктуры;
законодательное закрепление приоритета национальных сетей связи и спутников;
регулирование деятельности организаций в области глобальных информационных сетей;
создание правовой базы для региональных структур обеспечения информационной безопасности.
Организационно-технические методы предполагают:
создание и развитие системы обеспечения информационной безопасности;
усиление правоприменительной деятельности, включая выявление и пресечение нарушений;
разработку и совершенствование средств защиты информации и контроля их эффективности;
создание систем предотвращения несанкционированного доступа и разрушительных воздействий;
выявление опасных технических устройств, использование криптографических средств, сертификацию, лицензирование и стандартизацию;
обучение кадров и мониторинг состояния информационной безопасности в ключевых сферах.
Экономические методы включают:
разработку программ и финансирование мероприятий по обеспечению безопасности;
создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
-
Статья 6.
Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизниИнформационная безопасность является частью национальной безопасности и влияет на защиту интересов РФ в разных сферах деятельности общества и государства. Угрозы и методы обеспечения безопасности имеют общие черты, однако в каждой сфере присутствуют особенности, связанные с уязвимостью и объектами безопасности.
В сфере экономики.
Защита информационной безопасности в экономике играет ключевую роль для национальной безопасности.
Особо уязвимы следующие объекты:
государственная статистика;
кредитно-финансовая система;
автоматизированные информационные и учетные системы в экономической сфере;
системы бухгалтерского учета;
системы обработки финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации.
Переход к рыночным отношениям привёл к появлению различных коммерческих структур, что порождает угрозы из-за бесконтрольной деятельности по созданию и защите информационных систем.
Использование импортных средств информатизации приводит к технологической зависимости.
Компьютерные преступления существенно угрожают экономике.
Недостаточное законодательное регулирование ответственности за недостоверную информацию и защита коммерческой тайны требуют совершенствования.
Основные меры в экономике включают:
государственный контроль систем сбора и обработки информации;
перестройку статистической отчетности с введением ответственности;
внедрение сертифицированных средств защиты информации;
создание национальных защищённых электронных платежных систем;
совершенствование законодательства в экономической информационной сфере;
подготовку квалифицированных кадров.
В сфере внутренней политики.
Главные объекты — конституционные права и свободы, конституционный строй, национальное согласие, стабильность власти, открытые информационные ресурсы.
Опасности включают нарушения прав граждан, недостаток правового регулирования использования СМИ политическими силами, распространение дезинформации и деятельность, направленную на разрушение конституционного строя.
Меры включают противодействие монополизации информационной инфраструктуры и активизацию контрпропаганды.
В сфере внешней политики.
Основные объекты — информационные ресурсы федеральных органов и представительств, блокировка деятельности российских СМИ за рубежом.
Опасности исходят от иностранного воздействия, распространения дезинформации, нарушения прав российских граждан зарубежом, попыток доступа к закрытым данным.
Внутренние угрозы связаны с несоблюдением порядка работы с информацией и пропагандистской деятельностью.
Меры направлены на совершенствование государственной политики, безопасность инфраструктуры и нейтрализацию дезинформации.
В области науки и техники.
Объекты — научно-технические результаты, технологии, кадры, системы управления сложными исследовательскими комплексами.
Внешние угрозы — доступ к научно-техническим ресурсам и промышленный шпионаж.
Внутренние — снижение финансирования, отток специалистов, проблемы с патентной защитой и недостаточная защита информации.
Противодействие достигается совершенствованием законодательства и оценкой рисков.
В сфере духовной жизни.
Цель — защита прав личности, свободы совести, свободы массовой информации, неприкосновенности частной жизни, культурного и языкового наследия.
Опасности — монополизация СМИ, упадок культурного наследия, деятельность религиозных сект, иностранное влияние через СМИ, слабость гражданского общества.
Основные направления — развитие гражданского общества, поддержка культуры, общественный контроль, совершенствование законодательства, борьба с пропагандой насилия, противодействие иностранному религиозному влиянию.
В общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах.
Объекты — государственные информационные ресурсы, системы информатизации, помещения для обработки закрытой информации.
Угрозы — деятельность иностранных и преступных структур, использование импортного ПО, нарушения регламентов, несертифицированные средства, неквалифицированные исполнители.
Направления защиты включают предотвращение перехвата информации, исключение несанкционированного доступа, предотвращение утечки и внешних воздействий, обеспечение совместимости систем разного класса защиты.
Меры технического обеспечения — лицензирование, аттестация, сертификация, ограничение режимов использования технических средств, создание защищённых автоматизированных систем.
В сфере обороны.
Объекты — информационная инфраструктура военного управления, оборонного комплекса, системы управления вооружением и связи.
Внешние угрозы — разведка, информационно-технические воздействия, психологические операции противника, деятельность иностранных структур.
Внутренние угрозы — нарушения регламентов, ошибки персонала, недостаточная надежность систем, пропаганда, утечка интеллектуальной собственности, социальная защита военнослужащих.
Основные направления совершенствования — выявление угроз, сертификация программного обеспечения, улучшение средств защиты, координация органов безопасности, совершенствование маскировки и радиоэлектронной борьбы, подготовка специалистов.
В правоохранительной и судебной сферах.
Объекты — информационные ресурсы правоохранительных и судебных органов, их техническое и программное обеспечение, инфраструктура связи.
Внешние угрозы — разведка и попытки несанкционированного доступа со стороны иностранных и преступных структур.
Внутренние — нарушение регламентов обработки информации, недостаточное законодательство, отсутствие единой методологии, ошибки персонала и сбои технических средств.
Применяются специализированные методы защиты, включая многоуровневые базы данных и повышение квалификации пользователей.
В условиях чрезвычайных ситуаций.
Объекты — системы принятия решений и информационного обеспечения по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Особое значение имеет безопасность информационной инфраструктуры при авариях и катастрофах, поскольку недостоверная информация может вызвать панику и осложнить ликвидационные работы.
Направления обеспечения — мониторинг опасных объектов, информирование населения, повышение надежности систем обработки информации, прогнозирование реакций общества, защита систем управления опасными производствами.
-
Статья 7.
Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасностиМеждународное сотрудничество РФ в информационной безопасности является неотъемлемой частью политического, военного, экономического и культурного сотрудничества стран мира. Оно направлено на повышение безопасности всех участников мирового сообщества.
Особенность сотрудничества состоит в том, что оно происходит в условиях обостряющейся конкуренции за технологические ресурсы, попыток односторонних решений мировой политики и противодействия усилению роли России как важного центра многополярного мира.
Существует угроза новой гонки вооружений в информационной сфере, увеличиваются риски проникновения иностранных разведок через глобальную информационную инфраструктуру.
Основные направления международного сотрудничества включают:
запрет разработки и применения информационного оружия;
обеспечение безопасности международного информационного обмена и сохранности передаваемой информации;
координацию правоохранительных органов по борьбе с компьютерной преступностью;
предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в банковских телекоммуникационных сетях и системах обеспечения мировой торговли.
Особое внимание уделяется взаимодействию с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.
Россия стремится к активному участию во всех международных организациях в сфере информационной безопасности, включая стандартизацию и сертификацию средств информатизации и защиты информации.
-
ГЛАВА III.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ -
Статья 8.
Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской ФедерацииГосударственная политика в области информационной безопасности определяет ключевые направления деятельности федеральных и региональных властей, их обязанности по защите интересов России в информационной сфере и строится на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства.
Основные принципы политики включают:
соблюдение Конституции, внутреннего законодательства и международного права;
открытость деятельности органов власти с учётом законных ограничений;
правовое равенство всех участников информационного взаимодействия, основанное на конституционном праве на свободный поиск и распространение информации;
приоритет развития отечественных информационных и телекоммуникационных технологий и производство соответствующих средств.
Государство выполняет функции:
анализа и прогнозирования угроз информационной безопасности;
организации работы законодательных и исполнительных органов для предотвращения и нейтрализации угроз;
поддержки общественных объединений для информирования населения;
контроля за разработкой и использованием средств защиты информации через сертификацию и лицензирование;
защиты внутреннего рынка от некачественных средств информатизации;
обеспечения доступа к мировым информационным ресурсам;
формулирования и реализации информационной политики;
организации федеральных программ в области информационной безопасности;
поддержки международной интеграции в глобальном информационном пространстве.
Приоритетом является совершенствование правового регулирования информационных отношений, включая:
оценку эффективности действующего законодательства и выработку программы совершенствования;
создание организационно-правовых механизмов;
определение правового статуса субъектов информационных отношений и установление ответственности;
создание системы сбора и анализа данных об угрозах и их последствиях;
разработку нормативных актов для следствия и суда по информационным правонарушениям;
включение составов правонарушений в различные кодексы и законодательство о госслужбе;
совершенствование системы подготовки кадров в области информационной безопасности.
Правовое обеспечение базируется на принципах законности и баланса интересов в информационной сфере.
Законность требует от органов власти руководствоваться законодательством при решении конфликтов в информационной сфере.
Баланс интересов предполагает законодательное закрепление приоритета интересов личности, общества и государства, а также обеспечение общественного контроля.
Реализация прав и свобод граждан в информационной сфере является одной из важнейших задач государства в этой области.
Важной частью является информатизация правовой сферы и поддержка общественных советов с широким представительством для выработки согласованных решений.
-
Статья 9.
Первоочередные мероприятия по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской ФедерацииК числу приоритетных мероприятий относятся:
разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, подготовка концепции правового обеспечения информационной безопасности;
повышение эффективности управления государственной информационной политикой и руководства государственными СМИ;
принятие и реализация федеральных программ по созданию общедоступных архивов, повышению правовой культуры и компьютерной грамотности, расширению инфраструктуры информационного пространства, борьбе с компьютерной преступностью, созданию специализированных защищённых систем;
развитие подготовки специалистов в области информационной безопасности;
гармонизация отечественных стандартов в сфере информатизации и защиты информации.
-
ГЛАВА IV.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
Статья 10.
Основные функции системы обеспечения информационной безопасности Российской ФедерацииСистема обеспечения информационной безопасности предназначена для реализации государственной политики в этой области.
Основные функции системы включают:
разработку нормативной правовой базы;
создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на законную деятельность в информационной сфере;
определение и поддержание баланса между свободой обмена информацией и необходимыми ограничениями;
оценку состояния информационной безопасности, выявление и приоритетное предотвращение угроз;
координацию деятельности федеральных и иных органов государственного управления;
контроль за исполнением законодательства и решений по информационной безопасности;
пресечение правонарушений в информационной сфере;
развитие отечественной информационной инфраструктуры и индустрии телекоммуникаций;
организацию разработки программ обеспечения безопасности и координацию их реализации;
внедрение единой технической политики;
организацию научных исследований;
защиту государственных информационных ресурсов;
обеспечение контроля за созданием и использованием средств защиты информации через лицензирование и сертификацию;
развитие системы подготовки кадров;
осуществление международного сотрудничества.
Компетенция органов, участвующих в системе, определяется федеральными законами и нормативными актами Президента и Правительства.
Функции координирующих органов определяются соответствующими нормативными актами.
-
Статья 11.
Основные элементы организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской ФедерацииСистема обеспечения информационной безопасности является частью национальной системы безопасности.
Она строится на разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, а также федеральных и региональных органов в этой сфере.
Основные элементы организационной основы включают: Президента Российской Федерации, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания, Правительство, Совет Безопасности, федеральные исполнительные органы, межведомственные и государственные комиссии, органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, судебные органы, общественные объединения и граждан.
Президент осуществляет руководство и формирование органов и сил информационной безопасности, определяет приоритеты государственной политики и меры реализации Доктрины.
Парламент формирует законодательную базу по представлению Президента и Правительства.
Правительство координирует деятельность исполнительных органов, разрабатывает бюджеты и обеспечивает финансирование программ в сфере информационной безопасности.
Совет Безопасности выявляет и оценивает угрозы, готовит проекты президентских решений, разрабатывает предложения и контролирует реализацию.
Федеральные исполнительные органы обеспечивают исполнение законодательства и решений, создают нормативные акты и подают их Президенту и Правительству.
Межведомственные комиссии решают задачи согласно полномочиям.
Региональные органы взаимодействуют с федеральными по вопросам исполнения законодательства и реализации программ, привлекают общественность и вносят предложения по совершенствованию системы.
Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства в сфере информационной безопасности.
Судебные органы обеспечивают правосудие и защиту прав граждан по делам, связанным с информационной безопасностью.
Система может включать подсистемы для решения локальных задач.
* * *
Реализация первоочередных мероприятий предусматривает разработку федеральной программы. Конкретизация положений Доктрины для отдельных сфер может осуществляться в документах, утверждаемых Президентом РФ.
Эта Доктрина служит фундаментом для:
формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
подготовки предложений по улучшению правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности;
создания целевых программ, направленных на обеспечение информационной безопасности России.
Доктрина расширяет Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, применительно к информационной сфере.