Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 2. Термины, применяемые в настоящем Федеральном законе, их определения
Статья 3. Обязательства государства в области формирования информационных ресурсов и информатизации
Глава 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов
Статья 5. Документирование информации
Статья 6. Информационные ресурсы как составляющая имущества и объект права собственности
Статья 7. Государственные информационные ресурсы
Статья 8. Обязательное представление документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов
Статья 9. Отнесение информационных ресурсов к национальному достоянию России
Статья 10. Категории доступа к информационным ресурсам
Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные)
Глава 3. ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ
Статья 12. Реализация права доступа к информации из информационных ресурсов
Статья 13. Гарантии предоставления информации
Статья 14. Доступ граждан и организаций к информации о себе
Статья 15. Обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов
Глава 4. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Статья 16. Разработка и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения
Статья 17. Право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения
Статья 18. Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения
Статья 19. Сертификация информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов
Глава 5. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ И ПРАВ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Статья 20. Цели защиты
Статья 21. Защита информации
Статья 22. Права и обязанности субъектов в области защиты информации
Статья 23. Защита прав субъектов в области информационных процессов и информатизации
Статья 24. Защита права доступа к информации
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
-
Статья 1.
Сфера действия настоящего Федерального закона1. Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
формировании и использовании информационных ресурсов, основанных на создании, сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске, распространении и предоставлении потребителю документированной информации;
создании и применении информационных технологий и средств их обеспечения;
защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
2. Данный Федеральный закон не охватывает отношения, регулируемые Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
-
Статья 2.
Термины, применяемые в настоящем Федеральном законе, их определенияВ настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:
информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах вне зависимости от формы их представления;
информатизация — организационно-социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
документированная информация (документ) — информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
информационная система — организованная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, включая средства вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
информационные ресурсы — отдельные документы, массивы документов, а также документы и массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и прочих информационных системах);
информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие его идентифицировать;
конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
средства обеспечения автоматизированных информационных систем и технологий — программные, технические, лингвистические, правовые и организационные средства (программы для ЭВМ; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы, классификаторы; инструкции, методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
собственник информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, полностью реализующий права владения, пользования и распоряжения указанными объектами;
владелец информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, который осуществляет владение и пользование данными объектами и распоряжается ими в пределах, предусмотренных законом;
пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику для получения требуемой ему информации и использующий её.
-
Статья 3.
Обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации1. Государственная политика в области формирования информационных ресурсов и информатизации ориентирована на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социально-экономического развития Российской Федерации.
2. Главные направления государственной политики в информатизации включают:
обеспечение условий развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
формирование и охрана государственных информационных ресурсов;
создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;
обеспечение качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
гарантирование национальной безопасности в сфере информатизации и реализация прав граждан и организаций в условиях информатизации;
содействие развитию рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий и средств их обеспечения;
формирование и реализацию единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современных мировых стандартов информационных технологий;
поддержку проектов и программ информатизации;
создание и усовершенствование механизма привлечения инвестиций и стимулов для разработки и реализации проектов информатизации;
развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
Глава 2.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ -
Статья 4.
Основы правового режима информационных ресурсов1. Информационные ресурсы являются объектами правовых отношений физических и юридических лиц, государства, входят в состав информационных ресурсов России и охраняются законом наряду с иными ресурсами.
2. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
правила документирования информации;
право собственности на отдельные документы и массивы документов в информационных системах;
категории информации по уровню доступа;
порядок правовой защиты информации.
-
Статья 5.
Документирование информации1. Документирование информации является необходимым условием для включения её в состав информационных ресурсов. Порядок документирования определяется органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и безопасность России.
2. Документ, сгенерированный автоматизированной информационной системой, приобретает юридическую силу после подписания должностным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Юридическая сила документа, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.
Признание юридической силы электронной цифровой подписи обеспечивается наличием в системе программно-технических средств, поддерживающих идентификацию подписи, и соблюдением установленного режима использования.
4. Право удостоверять электронные цифровые подписи предоставляется на основе лицензии. Порядок лицензирования регулируется законодательством Российской Федерации.
-
Статья 6.
Информационные ресурсы как часть имущества и объект собственности1. Информационные ресурсы бывают государственными и негосударственными и как часть имущества принадлежат гражданам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и общественным объединениям.
Отношения по праву собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Физические и юридические лица являются собственниками документов и массивов документов, созданных их средствами, приобретённых законно, полученных в порядке дарения или наследования.
3. Российская Федерация и ее субъекты владеют информационными ресурсами, созданными, приобретёнными и накопленными за счёт бюджетных средств, а также полученными иными законными способами.
Государство вправе выкупать документированную информацию у физических и юридических лиц, если она относится к государственной тайне.
Собственник информационных ресурсов с данными, относящимися к государственной тайне, может распорядиться ими только с разрешения соответствующих государственных органов.
4. Субъекты, обязанные предоставлять документированную информацию государственным органам и организациям, сохраняют права на данные документы и их использование.
Документированная информация, предоставляемая юридическими лицами на основании статьи 8 настоящего Федерального закона, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместной собственности государства и субъектов, предоставляющих эту информацию.
5. Информационные ресурсы, принадлежащие организациям, учитываются как часть их имущества согласно гражданскому законодательству России.
Информационные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, находятся под управлением государственных органов и организаций согласно их компетенции, подлежат учёту и защите как государственное имущество.
6. Информационные ресурсы могут выступать товаром, кроме случаев, предусмотренных законом.
7. Собственник информационных ресурсов имеет все права, установленные законодательством, включая:
назначение лица, осуществляющего хозяйственное управление или оперативное руководство информационными ресурсами;
установление режима и правил обработки, защиты и доступа к информационным ресурсам в пределах своей компетенции;
определение условий распоряжения документами при их копировании и распространении.
8. Право собственности на средства обработки информации не подразумевает владение информационными ресурсами других собственников. Документы, обрабатываемые при предоставлении услуг или совместном использовании таких средств, принадлежат их владельцам. Режим использования производной продукции регулируется договором.
-
Статья 7.
Государственные информационные ресурсы1. Государственные информационные ресурсы России формируются по сферам ведения как:
федеральные информационные ресурсы;
информационные ресурсы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации;
информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
2. Формирование государственных информационных ресурсов, согласно пункту 1 статьи 8 настоящего закона, осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
Федеральные органы власти, органы субъектов Федерации формируют находящиеся в их ведении государственные информационные ресурсы и обеспечивают их использование в рамках своей компетенции.
3. Финансирование деятельности по формированию федеральных информационных ресурсов, ресурсов совместного ведения и ресурсов субъектов Федерации осуществляется из федерального бюджета и бюджетов субъектов по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»).
4. Организации, специализирующиеся на создании федеральных информационных ресурсов или ресурсов совместного ведения на договорной основе, обязаны получить лицензию на данную деятельность от государственных органов. Порядок лицензирования определяется законодательством России.
-
Статья 8.
Обязательное предоставление документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов1. Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны предоставлять документированную информацию органам и организациям, отвечающим за формирование и использование государственных информационных ресурсов.
Перечни обязательной документированной информации и списки органов, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждаются Правительством России.
2. Порядок и условия обязательного предоставления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций.
Порядок предоставления или получения информации, отнесённой к государственной тайне и конфиденциальной информации, регулируется специальным законодательством.
3. При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями обязательных к предоставлению документов и адресами их подачи. Перечень обязательной документации прилагается к уставу юридического лица (или положению о нем).
Отсутствие таких перечней не является основанием для отказа в регистрации.
Должностные лица регистрационных органов, не предоставившие указанные перечни, подлежат дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
4. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут по желанию собственника включаться в состав государственных информационных ресурсов в установленном порядке.
-
Статья 9.
Отнесение информационных ресурсов к общероссийскому национальному достоянию1. Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием.
2. Определение конкретных объектов федеральных информационных ресурсов как национального достояния и установление их правового режима выполняется федеральным законом.
-
Статья 10.
Категории доступа к информационным ресурсам1. Государственные информационные ресурсы России являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации с ограниченным доступом по закону.
2. Документированная информация с ограниченным доступом разделяется на государственную тайну и конфиденциальную информацию.
3. К информации с ограниченным доступом не относятся:
законодательные и нормативные акты, регулирующие правовой статус государственных органов, муниципалитетов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан;
документы с информацией о чрезвычайных ситуациях, экологической, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой информации, необходимой для обеспечения безопасности населённых пунктов, объектов и граждан;
документы о деятельности государственных органов, использовании бюджетных средств и ресурсов, состоянии экономики и потребностях населения, кроме сведений, относящихся к государственной тайне;
документы в открытых фондах библиотек и архивов, государственных информационных систем и общественных организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
4. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с законом «О государственной тайне».
5. Отнесение к конфиденциальной информации производится в порядке, установленном законодательством России, за исключением случаев статьи 11 этого закона.
Статья 11.
Информация о гражданах (персональные данные)1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных, совместных и субъектных информационных ресурсов, а также получаемых негосударственными организациями, утверждаются федеральным законом. Персональные данные относятся к конфиденциальной информации.
Запрещается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, нарушающей личную тайну без согласия лица, за исключением случаев по судебному решению.
2. Персональные данные не могут применяться для причинения имущественного и морального вреда, ограничения прав лиц на основе социального происхождения, расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности, что запрещено законом.
3. Юридические и физические лица, обладающие персональными данными и использующие их в рамках своих полномочий, несут ответственность за нарушение режима защиты и порядка обработки данных согласно закону.
4. Деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением персональных данных, подлежит обязательному лицензированию в порядке, установленном законодательством.
5. Неправомерность сбора персональных данных органами власти и организациями может быть оспорена в судебном порядке по требованиям субъектов данных согласно статьям 14 и 15 данного закона.
Глава 3.
ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ -
Статья 12.
Реализация права доступа к информации из информационных ресурсов1. Пользователи — граждане, органы власти, организации и общественные объединения — имеют равные права на доступ к государственным информационным ресурсам, не обязаны объяснять необходимость получения информации перед её владельцем.
Исключение составляют сведения с ограниченным доступом.
Доступ к государственным информационным ресурсам способствует общественному контролю за деятельностью органов власти, организаций, а также состоянием экономики, экологии и других сфер общества.
2. Владельцы информационных ресурсов обязаны предоставлять пользователям информацию на основе законодательства, уставов, положений и договоров об информационном обеспечении.
Информация, полученная законно из государственных ресурсов, может использоваться для создания производной информации с коммерческим распространением при обязательной ссылке на источник.
Результатом вложенных усилий и средств является прибыль от производной информации, исходная информация из государственных ресурсов не является её источником прибыли.
3. Условия получения информации (место, время, ответственные лица, необходимые процедуры) устанавливаются собственником или владельцем с соблюдением требований данного закона.
Перечни информации и услуг, а также порядок и условия доступа к информационным ресурсам предоставляются пользователям бесплатно.
4. Организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают своевременное и полное предоставление документированной информации пользователям в соответствии с их должностными обязанностями.
5. Порядок обработки и защиты документированной информации с ограниченным доступом определяется уполномоченными органами и собственниками информации согласно законодательству.
-
Статья 13.
Гарантии предоставления информации1. Органы власти и местного самоуправления создают доступные информационные ресурсы по вопросам своей деятельности и обеспечивают информационное сопровождение пользователей по правам, обязанностям и общественно значимым вопросам.
2. Отказ в доступе к таким информационным ресурсам может быть оспорен в судебном порядке.
3. Комитет при Президенте России по политике информатизации организует регистрацию информационных ресурсов, систем и их публикацию для гарантии права доступа граждан на информацию.
4. Перечень информационных услуг, предоставляемых бесплатно или на условиях частичной оплаты, утверждается Правительством России.
Расходы на эти услуги компенсируются из федерального и региональных бюджетов.
-
Статья 14.
Доступ граждан и организаций к информации о себе1. Граждане и организации имеют право доступа к документированной информации о себе с целью её уточнения, дополнения и проверки достоверности, а также знать, кто и с какой целью использует эту информацию.
Ограничение доступа возможно только на основаниях, предусмотренных федеральными законами.
2. Владелец информации обязан бесплатно предоставить её по требованию субъектов данных, с ограничениями только в случаях, установленных законом.
3. Субъекты, предоставляющие информацию для формирования информационных ресурсов, имеют право бесплатно пользоваться ею.
4. Отказ в предоставлении информации о субъекте может быть обжалован в суде.
-
Статья 15.
Обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов1. Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение правил обработки и предоставления информации пользователям согласно законодательству и требованиям собственника.
2. Владелец несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, установленном законом.
Глава 4.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ -
Статья 16.
Разработка и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения1. Производство информационных систем, сетей, технологий и средств их обеспечения является специализированной отраслью экономики, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.
2. Государственные и негосударственные организации, а также граждане обладают равными правами на разработку и производство таких систем и средств.
3. Государство создаёт условия для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в указанной сфере.
Правительство России определяет приоритеты развития информатизации и регулирует порядок финансирования.
4. Эксплуатация федеральных информационных систем финансируется из федерального бюджета по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»).
5. Органы государственной статистики совместно с Комитетом при Президенте РФ формируют правила учёта и анализа состояния отрасли, развиваемой государственной политикой информатизации.
-
Статья 17.
Право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения1. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут являться объектом собственности физических и юридических лиц, а также государства.
2. Физическое или юридическое лицо, которое произвело, приобрело или получило эти объекты наследованием, дарением или иным законным способом, признаётся их собственником.
3. Объекты включаются в имущество субъекта, обладающего правами собственника или владельца. При этом они могут выступать в роли продукции при соблюдении исключительных прав разработчиков.
Собственник определяет условия использования данной продукции.
-
Статья 18.
Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспеченияПраво авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам.
Собственник обязан обеспечивать защиту авторских прав своих информационных систем и технологий согласно законодательству.
-
Статья 19.
Сертификация информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов1. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации согласно законодательству России.
2. Информационные системы государственных органов и организаций, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты таких систем обязательны к сертификации. Порядок сертификации регламентируется законом.
3. Организации, занимающиеся проектированием и производством средств защиты информации и обработки персональных данных, обязаны получать соответствующие лицензии.
4. Права потребителей при использовании импортной продукции в информационных системах защищаются таможенными органами России согласно международной системе сертификации.
Глава 5.
ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ И ПРАВ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ -
Статья 20.
Цели защитыЦелями защиты являются:
предотвращение утечек, хищения, потери, искажения и подделки информации;
обеспечение безопасности личности, общества и государства;
предотвращение несанкционированного уничтожения, модификации, копирования и блокировки информации;
защита от незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы, обеспечение правового режима информации как объекта собственности;
сохранение конституционных прав граждан на личную тайну и конфиденциальность персональных данных;
охрана государственной тайны и конфиденциальности информации в соответствии с законодательством;
обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при создании и использовании информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
-
Статья 21.
Защита информации1. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб собственнику, владельцу, пользователю или иным лицам.
Режим защиты устанавливается:
для сведений, относящихся к государственной тайне — уполномоченными органами на основе закона «О государственной тайне»;
для конфиденциальной информации — собственником или уполномоченным лицом согласно настоящему закону;
для персональных данных — федеральным законом.
2. Органы власти и организации, формирующие и используя информационные ресурсы, подлежащие защите, а также разрабатывающие и применяющие системы и технологии для обработки информации с ограниченным доступом, руководствуются законодательством России.
3. Контроль соблюдения требований по защите информации и эксплуатации специальных программно-технических средств, а также организация мер защиты информации с ограниченным доступом в негосударственных структурах осуществляется государственными органами в порядке, установленном Правительством РФ.
4. Организации, обрабатывающие государственную информацию с ограниченным доступом, организуют специальные службы для защиты информации.
5. Собственник или уполномоченные лица имеют право контролировать выполнение требований по защите информации и при нарушениях приостанавливать обработку информации.
6. Собственник или владелец документации вправе обращаться в государственные органы для проверки соблюдения норм защиты информации. Такие органы определяются Правительством и обязаны обеспечивать конфиденциальность информации и результатов проверки.
-
Статья 22.
Права и обязанности субъектов в области защиты информации1. Собственник документов, массивов документов, информационных систем или уполномоченные лица устанавливают порядок предоставления информации пользователям с указанием места, времени, ответственных лиц и необходимых процедур, а также обеспечивают доступ.
2. Владельцы данных объектов обеспечивают защиту информации согласно законодательству России.
3. Риски, связанные с использованием несертифицированных информационных систем и средств, несут их собственники (владельцы), а риски использования информации из таких систем — потребители.
4. Собственник может обращаться в организации по сертификации для анализа и оценки мер защиты и получения консультаций.
5. Владельцы обязаны информировать собственников об инцидентах нарушения режима защиты информации.
-
Статья 23.
Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации1. Защита прав субъектов в области формирования и пользования информационными ресурсами, создания и использования систем и технологий направлена на предотвращение правонарушений, пресечение неправомерных действий, восстановление нарушенных прав и компенсацию ущерба.
2. Такая защита осуществляется судами, с учётом особенностей правонарушений и причинённого ущерба.
3. Органы власти и организации несут ответственность за нарушения при работе с документированной информацией согласно законодательству.
Для разрешения конфликтов могут создаваться третейские суды, действующие в соответствии с законодательством.
4. Ответственность за нарушения международных норм и правил при формировании и использовании информационных ресурсов, систем и технологий лежит на соответствующих органах, организациях и гражданах в соответствии с международными договорами и соглашениями.
-
Статья 24.
Защита права доступа к информации1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление заведомо ложной информации могут быть обжалованы в суде.
Споры по договорам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются в арбитражном суде.
Лица, которым отказано в доступе или предоставлена недостоверная информация, имеют право на возмещение ущерба.
2. Суд рассматривает споры об необоснованном ограничении доступа к информации и иски о возмещении ущерба при нарушении прав пользователей.
3. Ответственные лица за незаконное ограничение доступа или нарушение режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским и административным законодательством.
-
Статья 25.
Вступление в силу настоящего Федерального закона1. Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
2. Предлагается Президенту России привести свои правовые акты в соответствие с этим законом.
3. Правительству России поручается:
привести изданные им правовые акты в соответствие с законом;
подготовить и внести в Госдуму в течение трёх месяцев предложения по изменениям законодательства, связанным с принятием закона;
принять нормативные акты, обеспечивающие реализацию закона.
Президент Российской Федерации
Б. Ельцин