Константин Рыков: «Те, кто не умеют зарабатывать, должны отправиться в отстой»

Author:


Константин Рыков, он же Джейсон Форис, пару лет назад стал известен в Рунете благодаря участию в скандальном проекте Fuck.ru. Позже он ввел моду на развлекательные ресурсы, запустив сайт Idiot.ru и баннерные сети, в которые принимались эротические баннеры. Сейчас вполне серьезный сайт Рыкова Dni.ru уверенно обгоняет по посещаемости «Страну.ру» и приближается к НТВ.ру.

— Костя, какие интернет-проекты были сделаны при твоем участии?

— Моим первым осознанным проектом в Сети был Fuck.ru, именно он помог мне ощутить себя частью сетевого движения, именно он сподвиг меня заниматься Интернетом, как бизнесом. Если я не ошибаюсь, это был конец 98 года. И сразу после того, как наступил 99 год, мы с другом открыли веб-студию «Дизайн.Net», которой было сужденно перерасти в агентство интернет-рекламы «Авангард».

Ну а в 2000-м году все пошло поехало! Я сделал целую серию развлекательно-трафиковых проектов: Idiot.ru, Neznakomka.ru, Tarakan.ru, и несколько баннерных сетей под маркой «Маузер«. Где-то в сентябре 2000 года был задуман проект Goodoo, задачами которого стало создание интернет-медиа-структуры и внедрение в жизнь такого понятия, как «интернет-продюсирование».

Было реализовано и несколько вспомогательных проектов, таких как Goodoo Party, Goodoo 120. С недавнего времени существует еще и Goodoo banners. А также команда Goodoo взяла на себя реализацию медийного проекта «Дни.ру» и целой серии медиа-ресурсов, которые увидят свет в ближайшее время.

— Какие именно проекты готовятся к запуску?

— Буквально через неделю-другую стартуют «Ночи.ру«. К концу сентября увидят свет еще 2 проекта — Мужской и Женский журналы, а также будет открыта дизайн-студия Goodoo design.

— Можно пару слов об этих проектах?

— Пока раскрою только секрет «Ночей». Это будет новая форма интернет-СМИ. Назовем ее — интерактивное СМИ, которое подразумевает очень серьезное общение пользователя с ресурсом и ресурса с пользователем. «Ночи» будут писать о жизни, о людях, их желаниях, страхах и мечтах. А так же о шоу-бизнесе, кино, музыке, моде и, конечно же, о сексе и отношениях между людьми. Проект будет сделан так, что на нем человек сможет проводить день и ночь, общаться, узнавать новое и открывать для себя мир, высказывать свою точку зрения, а также сам участвовать в создании ресурса. Подобного реально еще не было в Сети. Трудно рассказать сразу все, но уверяю в том, что это будет интересно.

— Fuck.ru сейчас не существует. Почему?

— Fuck.ru внутри нас! Он и жив и мертв, а причиной закрытия стало то, что мы просто-напросто потеряли к нему интерес! Скелетрон ушел в офлайн, Линкси начал делать Down.ru, которого сейчас уже тоже нет. Нам часто предлагают его воскресить, последнюю попытку пытался предпринять Марат Гельман. Но возродить былой Fuck.ru невозможно! Лично я не буду делать буржуазную страничку для богемы и водить туда кучи зевак, чтобы они глазели на слово «х**» и обалдевали от этого. Я из этого вырос. Лично для меня Fuck.ru умер, и участвовать в его будущих возрождениях я не собираюсь! Контркультуры больше нет!

— А куда делась контркультура?

— Возможно, ее и не было! А может, я просто сейчас нагло вру. Это же все-таки контркультура, у нее не должно быть логики, ведь ее задача — это борьба за умы и за свободный образ мышления этих самых умов, без комплексов и стериотипов.
Сложно сказать. Я просто стал считать, что ее больше нет!

— Ты позиционируешь себя как интернет-продюсер, но в Сети принято раскручивать не только проекты, но и персоны. Однако проекты твои раскручены, а сам ты известен только узкой группе на рынке. Почему ты выбрал именно такой путь?

— При всем том, что меня принято считать наглецом, я реально очень скромный человек, и меня интересует общение и слава только в той среде, где я живу, а именно в Сети! Существует два меня: я — Джейсон Форис, и я — Рыков Константин, это разные люди. Один из них сильно давит самолюбие другого, но так как они оба привыкли жить вместе, скорее, я просто не решил еще для себя, кто будет главным. Кстати, быть немного в тени должен любой продюсер, чтобы его шаги были понятны только профессионалам, но никак не всему обществу. Иначе нет игры, иначе теряется общая картинка.

— Что такое Костя Рыков в бизнесе? Частное лицо? У тебя есть своя компания, которая занимается всеми твоими интернет-проектами? У тебя несколько компаний? Или все твои интернет-проекты под «Максимой«?

— В данный момент я владелец продюсерской компании Goodoo, которая создает и продвигает ряд сетевых ресурсов. В «Максиме» я работал, и сейчас это агентство — мой партнер, не более того! Рыков Константин — это знания и опыт, которые помогают существовать ряду проектов и всему Goodoo в целом. Рыков Константин — это человек, Джейсон Форис, естественно, персонаж.

— Откуда взялся псевдоним Джейсон Форис?

— Старая история, просто случайность! Увидел имя, оно мне понравилось, и именно в этот момент я искал псевдоним для Fuck.ru. Джейсон Форис — красиво звучит и вызывает много вопросов, именно это и было нужно.

— Что это для тебя за персонаж? Какой он? Имеет ли он что-то общее с Константином Рыковым?

— Ты знаешь, для человека, который живет в Cети 20 часов в сутки, а остальные 4 часа спит, вообще все в этом мире кажется странным. Я не думаю, что реально способен оценивать себя, это проще сделать со стороны. Тем более оценивать Фориса — просто не реально. Ну а если все-таки говорить о разнице между Рыковым и Форисом, то она очень проста — Рыков человек, Форис персонаж! Человек живет эмоциями, чувствами, у него есть любимая жена, коллекция подставочек под пиво и несколько очень хороших друзей, и, естественно, родители, которых он любит и уважает. Форис же — образ, он непонятен даже самому Рыкову. Честное слово, оценивать себя мое самое нелюбимое занятие.

— Начав в Сети с Fuck.ru и имея большое количество развлекательных проектов, ты в последнее время особенное внимание уделяешь сайту Dni.ru. Почему? Вряд ли он коммерчески интереснее, чем все остальное.

— Я всегда говорил о том, что создание интернет-проектов для меня — это жизнь, а не освоение бюджетов. «Дни.ру» уже вышли в прибыль и сейчас приносят мне больше денег, нежели развлечения. Просто в Сети было искуственно созданно мнение о коммерческой несостоятельности медийных проектов. Это — огромное заблуждение и фальсификация. Так говорят специально, чтобы инвестор не требовал отдачи. А «Дни.ру» я делаю не просто так, а для того, чтобы проект мне приносил прибыль. Сейчас, при посещаемости более 20 тысяч человек в сутки, это не так уж и сложно!

— Как делаются Dni? Я знаю, что над сайтом работает региональная команда.

— Да, основной костяк команды находится в Брянске, несколько авторов в Москве, они ведут персональные рубрики, такие, как «Мир кино». Дирекция располагается тоже в Москве, как раз собираемся переехать в новый офис к 1 сентября. Тот, что мы снимали раньше у Internet Group, будет закрыт.

Над «Днями» сейчас работает 12 человек, Дима Ицков руководит и решает все административные вопросы, Никита Шерман — наш главный редактор — рулит редакционной политикой, я — продюсер проекта и веду все переговоры. Все, что касается рекламы, мы отдали в «Максиму», Володе Ламму. Коллектив состоит из людей, имеющих большой опыт работы в офлайновой прессе. От интернетчиков я отказался, и на работу в редакцию их стараюсь не брать. Интернет-журналистов сильно испортил последний год.

— Чем же он их испортил? И в чем ты видишь преимущества людей из офлайна?

— Интернет-журналистов испортили ФЭП, Obozrenie, Носик и интернет-бум! Сейчас объясню подробно, чтобы никто не обижался. Любой мальчик, который написал для «Русского журнала» хотя бы один текст, начинает считать себя гением и желает получать за cвою работу по 10 долларов за килобайт. А если при этом он еще сидел за одним столом с Носиком или Мариной Литвинович, то все 20 баксов и ни копейки меньше. Я не люблю неоправданных затрат. Я не перевариваю юношеские комплексы. И, самое важное, я знаю, сколько стоит работа студентов, у которые нет за душей ничего, и даже опыта. Можно обижаться на меня сколько угодно, но интернет-журналистика с ее псевдоамбициями — это большой детский сад. В Сети реально мало профессионалов, зато очень много амбиций.

— В чем секрет посещаемости «Дней»? Приоткрой тайну продюсерских технологий.

— Много рекламы. Скажу больше — очень много рекламы! Я не имею права стоять на месте, у меня же нет инвестора, поэтому я обязан много работать, много договариваться и многое вкладывать. У нас лучший дизайн, удобная структура. «Дням» пока еще очень долго до «Ленты» или «Газеты«, но время меняется. Еще полгода назад Марина Литвинович сказала мне, что у «Дней» нет шансов. В какой-то степени я понимаю, что она имела ввиду. Но Интернет — это технология, успех в которой определяется активностью и знаниями.

— У тебя нет инвестора. И ты всегда утверждаешь, что зарабатываешь на Рунете и зарабатываешь много. Расскажи об этом поподробнее. На чем ты зарабатываешь? Сколько? Какой бизнес-схемы ты придерживаешься?

— Конечно, это доходы от рекламы, от продажи трафика. С открытием «Дней» я открыл для себя новое направление — пиар. Потом существует консалтинг и продюсирование. Моя бизнес-модель — это логика, жизнеспособность и активность. Чтобы зарабатывать, нужно много думать и зачастую мечтать. Я с 12 лет зарабатываю деньги, и для меня стоит вопрос не в том, как это делать, а в том, как сделать так, чтобы заработки были все больше.

Я вырос в Измайлово, рядом с Вернисажем. Как любому измайловскому ребенку, мне нравилось с друзьями ходить в Лунапарк на выходных и тратить за день 20-25 рублей. Я просто-напросто спекулировал: машинками, сигаретами, бутылками «пепси-колы», чтобы потакать себе во всех своих детских желаниях и водить девочек в кино на «Человека-амфибию». В общем, я такое в детстве творил — по 100 рублей в день зарабатывал!

— Сколько человек сейчас работает во всех твоих проектах?

— В Goodoo сейчас немного людей — 17 человек, включая меня. Я просто стараюсь решать большинство проблем за счет партнеров, это дешевле. А также я люблю работать с универсалами, за ними будущее.

— То есть эти 17 человек и делают «Дни», «Идиота», «Гуду» и прочее?

— Да, именно так. Я не считаю тех, кто просто пишет для «Дней», они не являются сотрудниками.

— Сколько тебе лет? Какое у тебя образование? Какую карьеру ты хочешь сделать?

— Сейчас мне 22, у меня уже два высших неполных образования. Одно неполное искуствоведческое — я учился в Суриковской академии. Второе — экономическое, и не законченное потому, что я до сих пор являюсь студентом академии им. Плеханова. Правда, нахожусь в академическом отпуске.

Карьера — это сложный вопрос, я люблю работать на себя и буду этим заниматься и далее.

— Развлекательный Интернет — место денежное. Тем более, что он недалек от порно-Интернета, в котором вращаются и вовсе уж немалые деньги. Что сейчас представляет из себя российский развлекательный Интернет? Какие на нем представлены игроки?

— Игроков нет. Есть 3-4 веб-мастера, которые в одиночку умееют делать по 2-3 проекта, и 2 человека, которые понимают, для чего это все нужно. Все остальное — это сборище 14- или 16-летних подростков, думающих, что они занимаются бизнесом. Я могу только мечтать о порно-бизнесе, и ты совершенно права, это очень большие деньги. Но не нужно путать развлечения и порнографию, тут разные жанры и разные законы. Порнография имеет смысл только на Западе, где ее потребитель имеет в кошельке карточку Visa. В России не существует порно-бизнеса как такового, и те немногие, кто этим серьезно занимается, работают только на Запад. Развлекательные же проекты предназначены для поддержания других проектов! «Омен» поддерживает «Апорт«, LBN — «Утро«, Fomenko.ru — «Лист«, и так далее. Главное, не путать порнографический бизнес и развлекательный, это не одно и то же, хотя обложки очень похожи.

— Есть мнение, что развлекательный Интернет уже пережил пик своей популярности. И сейчас аудитория таких сайтов идет на спад. Так ли это?

— Это глупость и, как обычно, очередное общественное заблуждение. Всю активность определяют несколько человек, просто всем им сейчас неинтересно шевелить рынок. Все поделено. Я могу щелчком пальца сделать, например, Idiot.ru первым в Рунете, и все начнут говорить о том, что все стало круто и развлечения снова в силе. Единственная проблема в том, что сейчас мало покупают развлекательный трафик, и поэтому им неинтересно заниматься. А сама тематика будет жить вечно, пока на работе людям будет хотеться больше сидеть в Сети, нежели работать.

— Какими рекламными возможностями ты располагаешь (сколько баннеров в день могут крутить твои сетки и сайты)?

— Я давно перестал считать баннерооборот своих проектов, это не столь важно, но поверь, что он исчисляется не одним миллионом показов в сутки и даже не пятью.

— С кем ты сотрудничаешь на рынке?

— Партнеров много, и если я начну перечислять всех и кого-то забуду, то, наверное, этот кто-то обидится. Очень уважаю Тему Лебедева, в свое время он мне помог, помог определиться с тем, куда двигаться. Авторитетом являются для меня мои родители, именно они научили меня всему, и именно им я обязан тем, что сейчас есть я. Сейчас самое неблагодарное время, чтобы делать прогнозы, но я убежден, что через год на рынке будет все совершенно по-другому, вплоть до общепринятых лидеров. Перспективны на рынке все, у кого прибыль больше, чем издержки, и именно так, и никак по-другому. Только политические проекты должны жить за счет инвестиций, а все остальные, кто не умеет зарабатывать, должны отправиться, как говорят на MTV, в отстой.

— А кто твои родители?

— Обычные люди. Отец занимается искусством, мама сейчас воспитывает младшую сестру.

— В этом году крупные российские интернет-компании трясет — последствия безоблачного и радужного 2000 года. То все собираются объединяться, то кто-то закрывает контент-проекты. Расстановка сил к концу 2001 года даже сейчас непредсказуема. Как ты видишь интернет-холдинги, их нынешнее состояние и перспективы развития?

— Могу сказать обо всех понемногу. Как я вижу крупных игроков.

«Порт» сейчас совершает усиленные попытки выжить. При слияние с netBridge была допущена масса ошибок, одной из самых важных было, как ни странно, закрытие Internet.ru. Потеряв рупор, Port.ru сразу получил в свой адрес кучу безответных обвинений, заработав при этом репутацию лузера. Перечислять все оплошности менеджеров «Порта» даже не стоит. С одной стороны, у этой конторы есть все шансы выжить, но при этом непонятно, как решить эту задачу в столь короткие сроки. Основная задача Голанда и Милнера — как можно быстрее с кем-нибудь слиться и отойти от дел, чтобы забыть обо всем этом кашмаре под кодовым названием Рунет.

РОЛ казался мне одно время лидером. Казалось, что у этих ребят была бизнес-модель. Но сейчас все стало понятно: РОЛ — это огромная куча денег, которую всем нравилось тратить. РОЛ сделал десяток глупейших поступков, одна история с хищением дизайна Темы чего стоит! У РОЛа есть мощный «Омен», слабеющий «Апорт» и желание стать русским AOL. Но думаю, что в ближайшее время эта организация будет заниматься лишь предоставлением доступа, а свои интернет-проекты будет просто поддерживать на плаву и не более.

«Рамблер«, несомненно, очень крутая и с виду мощная конструкция. Но совершенно четко видно, что они не умели до сих пор продавать свои возможности. Из всех проектов Rambler Group только «Лента.ру» на сегодня может жить за счет окупаемости, но сам портал Rambler.ru с его штатами и прочими сверхамбициозными конструкциями, типа 40 или 50 программистов, — нежизнеспособен. Носик, возможно, и сможет вывести весь Rambler Group в ноль к концу года, но его главный враг — неповоротливость системы.

И еще, на мой взгляд, «Рамблер» проиграл «Яндексу» звание «народного ресурса» — если еще год назад разница между ними была весьма значительной, то сейчас «Яндекс» не менее посещаем, чем «Рамблер», а внешний вид «Яндекса» гораздо дороже и красивее. Разговор о качестве поиска мы вообще опускаем. «Рамблер» как жил с советским дизайном и поиском, так, видимо, и будет с ним жить. «Рамблер» — это «Титаник», очень большой и неповоротливый. Он плывет по течению, и рано или поздно на его пути вырастет айсберг, который трудно будет не пропустить.

«Яндекс» реально на сегодня лучший, меня очень радует тот факт, что в Рунете у нас не все так плохо. И если бы я был крутым инвестором, то просто так давал бы деньги на такую симпатяшку. Думаю, что так оно и происходит в реальности.

От «Яндекса» нельзя ничего требовать, так же как нельзя требовать от «Джоконды» окупаемости. Искусство всегда будет окупаться за счет меценатов, и пусть для «Яндекса» так оно и станет. Это наша гордость. Единственная опасность — Google, но до реальных событий пока еще есть немного времени.

Rax.ru на сегодня — самый быстрорастущий портал. Уверен, что Герман добьется успеха. «Лист» уже сделан, на очереди «Апорт», а там кто знает. У Клименко есть знания, опыт и возможности. «Порт» очень многое потерял в тот самый момент, когда Герман решил оттуда уйти. У «Ракса» сильная команда: Экслер, Линкси, Зотов — они стоят сегодня многого. Результат будет положительным, в этом я уверен, все уже решает только время.

— Почему ты занимаешься именно Интернетом? Нет ли у тебя бизнесов в других областях?

— Интернет близок мне по духу, это моя стихия. Да, есть и другие дела, я немного занимаюсь искусством, но Интернет мне куда ближе.

— Какой у тебя рабочий день? Стиль работы?

— Я не люблю офисы, предпочитаю работать дома, у себя за рабочим столом. Просыпаюсь примерно к 11 утра, до обеда утрясаю вопросы в редакции, затем встречи, встречи и встречи, которые в основном проходят в интернет-клубах или барах, после 23 снова в Сеть, часов до 5-6 утра. Мой стиль — это много кофе с утра и много чая ночью, включенная ICQ и разговоры нон-стоп. Я стопроцентный виртуал — это состояние, при котором Сеть занимает в жизни важное место, ты не можешь себя воспринимать, если хотя бы часок в течение дня не пожил в Сети.

— Как твои сотрудники воспринимают твой возраст?

— Мне кажется, они его просто не знают. Да это не самое важное, главное, что у человека в голове. А пол, национальность или возраст не имеют к работе никакого отношения.

— Насколько я знаю, человек, делавший Fuck.ru и Erotoman.ru, — примерный
семьянин. Это не ложное впечатление? Что такое для тебя семья?

— Семья для меня все, это моя жизнь. Только я не очень понимаю связи между Факру-Эротоманом и примерным семьянином. Кстати, я не делал «Эротомана», его делал мой друг, хотя я привык к тому, что все думают, что все развлекательные сайты в Рунете делал я. Честно говоря, мне жутко надоело рассказывать про Fuck.ru, которого нет и которого уже никто не помнит, и про развлечения. Как человек, делающий «Дни», с уверенностью заявляю, что связи между «Днями» и моей семейностью тоже нет, хотя Маша (жена — ред.) на меня ругается, что я много времени уделяю работе.

— Какие интернет-проекты ты будешь делать в 40 лет?

— В 2019 году, когда мне будет 40 лет, скорее всего, уже не будет Интернета в его современном виде. Как только мощность линий возрастет до такого уровня, что можно будет, сидя в Москве, запросто смотреть фильм из какой-нибудь онлайн-видеотеки в Монреале — Интернет умрет и на его место придет интерактивный видео-интернет, который будет некой интеграцией ТВ и компьютерных интерфейсов. Все тогда будет по-другому. Но скорее всего, я буду делать то же самое, что и сейчас — реализовывать свои идеи и мечты.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


Goodoo превращает баннермейкерство в отдельный бизнес13.06.01


Джейсон Форис начинает турне по стране19.03.01


На интернет-вечеринку Джейсона Фориса приедут три сестры и группа ППК07.03.01


Новый бизнес Джейсона Фориса — вечеринки для интернетчиков21.02.01


Проект «Епрст!» снова стал поисковиком10.11.00