Предложения по основам государственной политики в области развития и использования российского сегмента сети Интернет

Author:

Основным движущим фактором новой экономики, основанной на знаниях и передовых технологиях, выступают сеть Интернет и её приложения. Глобальные компьютерные сети предоставляют уникальные возможности для получения, хранения и распространения информации, обеспечивая доступ к огромным мировым информационным ресурсам. Они способствуют ускоренному переходу к новому качеству жизни. Вместе с тем использование сетей порождает проблемы, ранее не встречавшиеся.

Россия занимает особое место: с одной стороны, широкое распространение русского языка, а с другой — технологический потенциал страны дают возможность занять достойное место в международном информационном пространстве, соответствующее статусу великой державы.

Государственная политика в области российского сегмента Интернета должна учитывать следующие факторы:

— сфера Интернет-экономики и услуг развивается с высокими темпами, при этом наблюдается динамичное обновление основных фондов;
— сеть Интернет активно применяется во многих областях, включая электронные торговые операции, дистанционное обучение, научные исследования, телемедицину и другие;
— сохраняется высокий уровень квалификации российских специалистов в области Интернет-технологий;
— российский сегмент сети сегодня является неотъемлемой частью мирового информационного пространства.

При этом следует принимать во внимание негативные явления, среди которых:

— значительная часть населения России не имеет доступа к отечественным и зарубежным информационным ресурсам Интернета из-за недостаточно развитой инфраструктуры, низкой информационной грамотности и платежеспособности. Сетевой обмен информацией ещё не стал нормой для граждан, организаций и государственных структур;
— государство ограничено в возможностях финансировать масштабные проекты развития сети в регионах за счёт бюджета;
— растёт разрыв между информационно обеспеченными и бедными регионами и слоями населения, знания одних становятся недоступными для других;
— существующие русскоязычные информационные ресурсы в Интернете не отражают весь информационный потенциал страны и не способствуют решению политических, экономических и социальных задач;
— развитие сети опирается преимущественно на иностранное компьютерное и телекоммуникационное оборудование из-за отсутствия необходимой отечественной техники;
— отечественные разработки в области Интернет-технологий по ряду направлений практически отсутствуют, что связано скорее с экономическими, нежели с техническими проблемами;
— значительная часть общества пока не воспринимает информационные продукты и услуги как товар, требующий адекватной оплаты;
— увеличивается число и опасность преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, распространением вредоносных программ и другими противоправными действиями в сети;
— скорость развития Интернета в России значительно опережает создание и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в данной сфере.

    Цели и задачи государства в области развития и использования российского сегмента сети Интернет

Основными целями государственной политики в сфере развития и использования российского сегмента сети Интернет являются:

— обеспечение прав и свобод граждан на доступ и распространение информации;
— формирование и развитие в России глобальной электронной информационной среды, отвечающей национальным интересам и базирующейся на отечественных ресурсах и технологиях;
— поддержка информационного единства регионов и федерального центра, сокращение разрыва между информационно богатыми и бедными регионами;
— создание условий для доступности Интернета и содержащихся в нём ресурсов широким слоям населения, бизнесу, образовательным и научным учреждениям, органам власти;
— обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства при международном обмене, защита прав на информацию от незаконного распространения и контроля за недоброкачественным контентом;
— государственная поддержка развития национальных сетевых технологий, продуктов и услуг;
— создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций отечественных и зарубежных компаний в российский сегмент Интернета;
— совершенствование законодательной и нормативной базы Интернета в интересах пользователей, бизнеса и органов власти;
— укрепление роли России в глобальной сети за счет увеличения объема и качества русскоязычных и многоязычных информационных ресурсов, развития международного обмена и стандартов;
— профессиональная адаптация граждан к условиям информационного общества.

    Основные направления государственной политики в области развития и использования российского сегмента сети Интернет

1. Развитие отечественных информационных ресурсов и обеспечения общественного доступа к сети Интернет.

Ключевыми мерами государственной политики данного направления являются:

— создание условий для свободного доступа граждан независимо от социального статуса и места жительства к открытой информации в сети;
— формирование национальной инфраструктуры доступа и создание общественных точек доступа к Интернет-ресурсам, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан;
— разработка и поддержка национальных программ по созданию открытых государственных информационных ресурсов, электронных библиотек и ресурсов системы образования и науки, направленных на решение актуальных государственных задач;
— формирование государственных информационных ресурсов с последующим открытым предоставлением, а также привлечение государственных, частных и общественных организаций и граждан к развитию этих ресурсов с применением современных информационных технологий;
— развитие интернет-сегмента федеральных и региональных органов государственной власти;
— развитие национальных стандартов и рекомендаций для сетевого взаимодействия, обеспечивающих обмен информацией внутри страны и за рубежом;
— формирование системы учёта и каталогизации общественно значимых информационных ресурсов на основе международных стандартов;
— финансирование работ по развитию российского сегмента сети, осуществляемое соответствующими ведомствами за счёт федерального бюджета.

2. Совершенствование технической инфраструктуры сети Интернет.

Приоритетные меры в этой области включают:

— определение направлений поддержки отечественных производителей программного обеспечения, компьютерного и телекоммуникационного оборудования для сети;
— обеспечение технических возможностей для высокоскоростной передачи различных видов информации по телекоммуникационным сетям с высокой надежностью и защитой в реальном времени;
— стимулирование и поддержка развития национальных сетей связи, в том числе широкополосных, высокоскоростных и спутниковых каналов;
— поддержка научных исследований и разработок в области Интернет-технологий;
— государственная поддержка исследовательской инфокоммуникационной инфраструктуры научно-технической сферы для развития сети нового поколения;
— участие в международной стандартизации Интернет-технологий;
— контроль уровня защиты информации в процессах использования сети в федеральных органах власти и ключевых экономических структурах;
— контроль применения криптографических средств защиты информации.

3. Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы.

Несмотря на виртуальную природу сети Интернет, она находится под юрисдикцией Российской Федерации, поэтому в полном объёме распространяется действие национального законодательства с учётом особенностей компьютерных коммуникаций.

Основные меры государственной политики в этой сфере:

— разработка правовой основы взаимоотношений пользователей российского сегмента сети и государства, в том числе в сфере электронной торговли и платежей; принятие законов, регулирующих электронную цифровую подпись, электронный документ и электронную торговлю;
— совершенствование законодательства в области защиты интеллектуальной собственности и правового режима информации, размещаемой или передаваемой в сети;
— обеспечение подтверждения подлинности авторства информационных продуктов;
— улучшение законодательства о СМИ, в частности статуса электронных изданий и средств массовой информации в общедоступных сетях;
— защита персональных данных, в частности пользователей Интернет, собираемых в процессе взаимодействия;
— создание условий для участия представителей РФ и провайдеров в разработке и принятии международных норм, регулирующих технические и правовые аспекты Интернета;
— совершенствование правил регистрации доменных имён, предотвращающих злоупотребления и перепродажу;
— определение правового статуса организаций и лиц, предоставляющих доступ в Интернет;
— предотвращение общественно опасных действий в сети и создание эффективных правовых механизмов выявления и наказания нарушителей;
— обеспечение необходимого уровня защиты информации от несанкционированного доступа с учётом категории информации;
— разработка механизмов применения действующих законодательных актов к Интернет-отношениям;
— подготовка дополнений к процессуальному законодательству, в частности в части обеспечения доказательств при использовании компьютерных сетей.

4. Подготовка кадров и обучение.

Приоритеты в данной области включают:

— создание системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающей достойное представительство россиян в глобальном информационном пространстве;
— обучение населения работе с компьютерными сетями и развитие всех форм повышения информационной и компьютерной грамотности;
— стимулирование развития и использования систем дистанционного образования.

5. Международное сотрудничество.

Важной задачей государственной политики является создание условий для взаимодействия и обмена информацией с другими странами, а также углубление интеграции России в мировое информационное пространство.

Использование Интернета как глобальной компьютерной сети требует активного международного сотрудничества, включая разработку и принятие соглашений, которые закрепят:

— общие принципы правового регулирования Интернет-отношений;
— организацию международных усилий для противодействия использованию сетей в целях информационного терроризма, экстремизма и преступных действий;
— установление взаимного контроля за соответствием размещаемой в сети информации законодательству соответствующих стран;
— организацию сотрудничества в вопросах ответственности и применения мер воздействия к нарушителям законодательства в сети;
— порядок разрешения споров, возникающих в процессе использования Интернета.