Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2001-2010»

Author:

Содержание

1. Суть проблемы и аргументы необходимости ее решения через программные методы
2. Основные цели и задачи, временные рамки и этапы реализации Программы
3. Комплекс программных мероприятий
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Механизм реализации Программы
6. Управление Программой и контроль за ходом ее выполнения
7. Оценка эффективности и социально-экономических результатов реализации Программы

Приложение

1. Суть проблемы и аргументация необходимости решения с помощью программных методов

Развитие и активное внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) представляет собой глобальный тренд мирового развития последних десятилетий. Использование современных методов обработки и передачи информации играет ключевую роль в повышении конкурентоспособности экономики, расширении возможностей ее интеграции в мировую экономическую систему, а также в улучшении эффективности государственного управления на всех уровнях как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики.

К значимым итогам внедрения ИКТ и их проникновения во все сферы общественной жизни следует отнести создание технологических предпосылок для развития гражданского общества через обеспечение реальных прав граждан на свободный и оперативный доступ к информации с помощью интернета.

Несмотря на быстрые темпы развития информационных технологий в России за последнее десятилетие, страна не смогла сократить разрыв в уровне информатизации экономики и общества с промышленно развитыми государствами. Отчасти это обусловлено макроэкономическими факторами (затянувшийся экономический кризис, низкий уровень материального благосостояния населения и прочее). Однако недостаток развития ИКТ в России обусловлен также рядом факторов, вызывающих искусственные препятствия для ускоренного информатизации, широкого внедрения и эффективного использования ИКТ как в государственном, так и в негосударственном секторах, а также для развития отечественного ИКТ-сектора. Среди этих факторов выделяются:

  • устаревшая и неполная нормативно-правовая база, созданная без учета возможностей современных информационных технологий и ориентированная на ограничительный доступ граждан и предприятий к информации;
  • недостаточное развитие современных ИКТ в государственном управлении, что создает барьеры для их распространения в экономике и обществе; неготовность властных структур всех уровней к эффективному применению технологий управления и взаимодействия с гражданами и хозяйственными субъектами;
  • затратный и не стимулирующий эффективное возвращение инвестиций характер бюджетных расходов на программы информатизации;
  • низкое внимание к подготовке кадров как в создании, так и в использовании информационных технологий;
  • преодоление чрезмерной административной регуляции, сертификации и лицензирования, препятствующих выходу российских ИКТ-предприятий на внутренний и мировой рынки;
  • узкий взгляд на роль и потенциал ИКТ, низкий уровень культуры работы с информационными технологиями;
  • высокий уровень монополизации телекоммуникационной инфраструктуры, связанный с высокими барьерами входа, приводящий без должного регулирования к нерыночным тарифным перекосам.

Задачи, решаемые в рамках федеральной целевой программы, основаны на приоритетах и целях Стратегии социально-экономического развития России до 2010 года и соответствуют критериям отбора федеральных целевых программ, утвержденным Правительством РФ.

Процесс информатизации развивается на всех уровнях; многие мероприятия по развитию ИКТ уже выполняются в рамках других федеральных, региональных и ведомственных программ. Поэтому важным направлением данной программы «Электронная Россия на 2002-2010 годы» является дополнение и координация других программ, придание информатизации комплексного характера. Программа тесно связана с программами «Развитие электронной торговли в России на 2002–2006 годы» и «Развитие единой информационно-образовательной среды РФ в 2002–2006 годы», однако решает иные задачи: устранение институциональных барьеров для развития ИКТ, расширение взаимодействия государства с гражданами с помощью ИКТ, развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.

Заказчиками программы выступают федеральные органы государственной власти. Министерство экономического развития и торговли РФ, выполняя роль государственного заказчика-координатора, курирует комплекс задач государственной политики в области развития ИКТ. Программа носит межведомственный и общеэкономический характер, требующий программно-целевого подхода на федеральном уровне.

Программа разработана согласно распоряжению Правительства РФ и включена в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета с 2002 года.

2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Главная цель программы – повышение эффективности экономики и государственного управления посредством внедрения и широкого распространения ИКТ, создание технологических условий для развития гражданского общества, обеспечение прав на свободный доступ к информации, включая расширение подготовки специалистов и пользователей ИТ.

Реализация программы позволит:

  • максимально задействовать интеллектуальный и кадровый потенциал России;
  • обеспечить гармоничное вхождение в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости;
  • укрепить основы гражданского общества и демократических традиций;
  • преодолеть информационное неравенство с развитыми странами, обеспечить равноправный доступ граждан ко всемирному информационному сообществу с соблюдением прав человека, включая защиту персональной информации.

Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

1) создать эффективную нормативно-правовую базу ИКТ на основе законов прямого действия;

2) повысить эффективность коммуникации и взаимодействия органов власти между собой и с хозяйствующими субъектами и гражданами с применением современных информационных технологий;

3) создать условия для расширенного и эффективного использования ИКТ в экономике посредством организационно-институциональных мер;

4) улучшить подготовку и переподготовку кадров через модернизацию образования с использованием ИКТ;

5) поддержать развитие независимых СМИ путем стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;

6) содействовать развитию публичной инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям, электронным библиотекам и научно-технической информации, улучшить качество соответствующих услуг;

7) сформировать необходимую телекоммуникационную инфраструктуру для работы органов власти и единой образовательной информационной среды.

Цели и задачи программы развивают основные положения Концепции формирования единого информационного пространства России и других государственных документов.

Принципы формирования программы и мероприятий заключаются в:

  • максимальном снижении административных барьеров с учётом конституционных прав и безопасности государства;
  • открытости концепции и задач для обсуждения заинтересованными сторонами;
  • избежании дублирования с другими программами;
  • снижении бюджетной нагрузки, рационализации расходов всех уровней бюджета.

Первый этап (2002 г.)

Формируются институциональные условия для реализации программы: проводится анализ нормативной базы, выявляются проблемы и барьеры законодательства; инвентаризация уровня информатизации в бюджетном и частном секторах; оценка эффективности государственных расходов; аудит информационных ресурсов федеральных органов власти; изучение зарубежного опыта. Проводится подготовка нормативных инициатив по гармонизации законодательства с международными нормами, создаются предпосылки для обеспечения прав граждан на доступ к информации с помощью ИКТ. Запускаются первые пилотные проекты по электронному документообороту и развитию инфраструктуры доступа.

Второй этап (2003-2004 гг.)

На базе проведенных исследований и законодательной базы реализуются проекты по расширению интерактивного взаимодействия государства с обществом. Отрабатываются типовые решения, апробируются технологии, оцениваются результаты. Продолжается совершенствование законодательства. Начинается продвижение России как поставщика ИКТ-услуг на мировом рынке, создается материально-техническая база для подготовки кадров в ведущих вузах. Формируется единая телекоммуникационная инфраструктура для публичного и образовательного интернета.

Третий этап (2005-2010 гг.)

Создаются условия для массового распространения ИКТ в экономике и полном обеспечении прав доступа граждан к информации и экономической деятельности на базе ИКТ. Производится комплексное внедрение стандартизированных систем электронного документооборота, укрепляющих эффективность коммуникаций внутри и между органами власти и с гражданами.

3. Комплекс программных мероприятий

Программа предусматривает реализацию межсвязанных мероприятий по следующим направлениям:

  1. совершенствование регулирования в сфере ИКТ;
  2. обеспечение прозрачности и открытости государства, создание предпосылок для эффективного взаимодействия с гражданами посредством ИКТ;
  3. модернизация органов государственного управления через внедрение ИКТ;
  4. взаимодействие с хозяйствующими субъектами и создание условий для внедрения ИКТ в реальном секторе экономики;
  5. образование, наука, развитие кадрового потенциала, поддержка общедоступных баз и электронных библиотек;
  6. поддержка развития независимых СМИ через внедрение ИКТ;
  7. развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.

Реализация этих направлений предполагает последовательное и параллельное выполнение мероприятий.

3.1 Совершенствование регулирования в сфере ИКТ

Цель – создание правовой базы для широкого использования ИКТ в обществе и бизнесе, а также во взаимодействии государства с гражданами и организациями. Задачи включают расширение правового поля равного использования электронных форм информации, сокращение ограничений и барьеров, обеспечение равного доступа к несекретной информации.

Принципы нормативного регулирования:

  • обеспечение единства информационного пространства, устранение межрегиональных и межведомственных барьеров;
  • минимизация препятствий для интеграции России в международные системы информационного обмена;
  • гарантированный доступ к государственным и общественным информационным ресурсам;
  • гласность и открытость разработки нормативных актов с участием общественности и бизнеса;
  • ликвидация монополизма и создание равных условий конкуренции на рынке ИКТ;
  • равноправие электронных и бумажных документов, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • комплексный подход к гармонизации законодательства по ИКТ.

В ходе первого этапа будет проведена экспертиза действующего законодательства, внедрена система мониторинга нормативно-правовой базы, разработаны концепции развития законодательства и демонополизации сектора ИКТ, начнется разработка соответствующих законопроектов. Внесены изменения в правила лицензирования, сертификации, закон «Об информации, информатизации и защите информации» и другие нормативные акты. Проектируются нормативы доступа к государственным информационным массивам и защиты персональных данных.

Продолжится поддержка стимулирующих мер для развития ИКТ-сектора и саморегулируемых организаций. На втором этапе акцент сместится на развитие применения ИКТ в сфере взаимодействия государства и общества, будут приняты поправки, уравнивающие электронную и бумажную формы документов, а также устанавливающие порядок рассмотрения запросов граждан в электронной форме. Третий этап предусматривает развитие нормативной базы для волеизъявления граждан через ИКТ.

3.2 Обеспечение прозрачности и открытости государства, создание предпосылок эффективного взаимодействия с гражданами на основе ИКТ

Основные задачи: расширение объема предоставляемой информации, создание эффективной системы государственных услуг в удобной форме, организация механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов.

Приоритеты – открытость, информационная полнота и обеспечение обратной связи между государством и гражданами.

Внедрение ИКТ в работу органов власти позволит увеличить объем доступной гражданам информации через телекоммуникационные каналы, что обеспечит прозрачность, например, в областях нормотворчества, бюджетного процесса, госзакупок, управления госимуществом и пр.

Комплекс мер будет реализован на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В 2002 году проведется инвентаризация общественно полезной информации, мониторинг баз данных, а также запуск мер по оцифровке и открытому доступу к информации, поддержка пилотных проектов по предоставлению государственных услуг с использованием ИКТ.

На последующих этапах будет завершен переход к открытому доступу к соответствующим базам данных, реализуются концепция интернет-представительства органов власти, поддерживается правительственный портал «электронного правительства» и строительству системы оценки эффективности предоставляемых услуг.

3.3 Модернизация органов государственного управления с применением ИКТ

Основная задача – повышение эффективности работы органов власти, что является необходимым условием реализации прав граждан на доступ к информации и качественное предоставление государственных услуг.

Этого планируется достичь активным использованием ИКТ в следующих направлениях:

  • развитие intraведомственного документооборота с применением локальных сетей и международных стандартов;
  • создание систем межведомственного электронного документооборота для сокращения сроков обработки документов;
  • организация горизонтального взаимодействия региональных и муниципальных органов власти для обмена лучшими практиками и повышения качества управленческих решений.

В 2002 году будет проведена инвентаризация компьютерного оснащения и доступа к сетям организаций власти, анализ эффективности расходов. Разработаны предложения по координации государственной политики и единым стандартам обмена информацией. Запланированы пилотные проекты по электронному документообороту. Также стартует комплексный пилотный проект по интернет-подключению подразделений федеральных органов власти.

На втором этапе разрабатывается план перехода к электронному документообороту и начинается его реализация. Внедряется система координации информатизации ведомств и реализуются ведомственные программы информатизации в разных отраслях.

К середине третьего этапа планируется полный переход на электронный документооборот для федеральных и региональных органов власти, а также муниципалитетов с населением свыше 50 тыс. человек. Меры по профессиональной переподготовке кадров поддержат этот процесс.

Создание Единой Государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) происходит в два этапа: пилотный проект в одном федеральном округе (2002-2003 гг.) и расширение внедрения по другим округам (2004-2010 гг.).

3.4 Взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание условий для внедрения ИКТ в реальный сектор

Данные мероприятия направлены на снижение издержек предприятий при взаимодействии с государством и переход большей части обязательных взаимодействий в электронную форму.

Для реализации требуется:

  • согласованность действий государственных органов по информационному обмену, совместимость стандартов и поддержка электронной подписи;
  • совместимость документооборота с международными стандартами;
  • поэтапный переход к безбумажному документообороту: сначала выбор формы документооборота предприятиями, затем установление обязательности электронной формы.

В рамках поддержки внедрения ИКТ в экономику основными задачами являются:

  • развитие рынка научно-технической продукции;
  • трансфер государственных информационных технологий в частный сектор;
  • развитие инфраструктуры общественного доступа к сетям;
  • сокращение издержек для новых предприятий сектора ИКТ;
  • снижение барьеров для выхода отечественных компаний на международные рынки.

Стратегия внедрения ИКТ предусматривает ускорение развития рынка электронной торговли и поддержку научно-технического рынка. Создаются центры коллективного доступа на базе учебных заведений, библиотек и органов власти, используя объекты, освобождаемые в ходе реструктуризации и ликвидации государственных предприятий. Технопарки, как инкубаторы инновационного бизнеса, будут обеспечены финансированием и инфраструктурной поддержкой преимущественно в университетских комплексах.

Государство также возьмет на себя часть затрат по преодолению барьеров внешнеэкономической деятельности, содействовать участию российских компаний на международном рынке ИКТ, включая популяризацию, сопровождение и участие в международных форумах и программах.

3.5 Образование, наука и развитие кадрового потенциала

Модернизация образования является ключевым элементом развития ИКТ в России. Планируется создание единой информационно-образовательной среды, которая станет базовой для развития открытого образования. Основной акцент сделан на профессиональное образование и подготовку кадров в сфере ИКТ, актуализируя учебные программы и материально-техническое оснащение.

В краткосрочной перспективе (2000-2005 гг.) необходимо сделать Россию привлекательной для инвестиций и обеспечить устойчивое развитие инновационного потенциала. Растущий объем информационных потоков и новые технологические производства требуют квалифицированных специалистов с развитыми коммуникативными навыками.

Для этого необходимо:

  • формировать кадровую инфраструктуру в основных отраслях промышленности, совершенствовать систему профессионального образования, обеспечить опережающее развитие среднего профессионального образования в ИКТ;
  • развивать научные школы в ИТ, создавать исследовательские университеты, научные парки и венчурные фирмы;
  • обеспечивать высокое качество образовательных программ, разрабатывать новые профессии и специализации;
  • повышать информационную культуру населения, обеспечивать переподготовку широких слоев работников.

Решение задач требует увеличения расходов на образование и эффективного использования ресурсов. Основные направления включают создание современной базы в ведущих вузах, развитие образовательной нормативной базы, дистанционного образования, внутренней инфраструктуры учреждений, программы повышения квалификации работников госслужбы, оптимизацию сети учебных заведений, а также создание рыночных механизмов для преподавателей.

Отмечается избыточное количество массовых специалистов с высшим образованием, некоторые функции которых можно делегировать специалистам со средним профессиональным образованием. Растет потребность в кадрах среднего звена для административной и технической поддержки.

В рамках первого этапа будет проведен анализ правовой базы, разработана концепция правового обеспечения информатизации образования и дистанционного обучения, а также программа переподготовки кадров, предусматривающая использование дистанционных форм и софинансирование федеральных и территориальных органов.

Параллельно разрабатывается программа развития среднего и высшего специального образования с обновлением стандартов, подготовкой преподавателей и координацией программ с потребностями экономики.

Сотрудничество с программой развития единой информационной образовательной среды обеспечит создание соответствующей телекоммуникационной и программной инфраструктуры, с акцентом на эффективное использование установленных информационных систем.

Прослеживается широкое применение конкурсных методов и проектного финансирования на основе успешного опыта национальных и президентских программ подготовки кадров.

3.6 Содействие развитию независимых СМИ через внедрение ИКТ

Развитие гражданского общества и независимых СМИ осуществляется за счет внедрения современных ИКТ в редакции печатных и электронных изданий. Мероприятия включают подготовку персонала для работы с ИКТ, организацию доступа к информации через интернет и поддержку создания собственных электронных версий, включая хостинг и доступ к каналам связи.

Координацию таких мероприятий выполняют Министерство информации, печати и средств массовой коммуникации и Министерство экономического развития и торговли РФ.

Внедрение ИКТ в СМИ осуществляется на конкурсной основе. При финансировании учитываются профессиональная репутация, наличие софинансирования и детальная проработка проекта. Конкурсы проходят на федеральном и региональном уровнях с вовлечением профессиональных медиа-сообществ.

3.7 Развитие инфраструктуры публичных сетей доступа

Одной из ключевых проблем программы является ограниченный доступ к информационным сетям у социально уязвимых категорий населения, местных СМИ, учреждений образования, здравоохранения, культуры и государственных органов.

Для снижения территориального дисбаланса разрабатываются меры по развитию магистральных линий связи и сетей доступа. Магистральные сети развиваются через институциональные меры (снижение административных барьеров и регулирования), сети доступа финансируются из федерального бюджета с софинансированием субъектов РФ и муниципалитетов.

Прямое финансирование из федерального бюджета предусматривается для подключений территориальных подразделений федеральных органов и соответствующих госучреждений, проекты с софинансированием – для региональных и муниципальных учреждений и организаций культуры, образования, здравоохранения, технопарков, местных СМИ и центров общественного доступа.

Активно используется существующая инфраструктура общедоступных и ведомственных российских сетей, национальной научной компьютерной сети.

На первом этапе осуществляется инвентаризация доступа организаций к информационным сетям и формируется программа поэтапного подключения с межведомственной координацией. Реализуется пилотный проект комплексного подключения подразделений федеральных органов власти в одном федеральном округе.

Во второй этап войдет информатизация региональных и муниципальных учреждений, финансируемая за счет федеральных, региональных, муниципальных и внебюджетных средств, при четком регулировании софинансирования. Планируется создание общественных интернет-центров для расширения доступа.

Для образовательного сектора запланированы специализированные исследования инфраструктуры и максимальное использование университетских ресурсов для обеспечения информационных технологий, а также поддержка технопарков и средств массовой информации.

4. Ресурсное обеспечение Программы

При составлении ресурсного обеспечения учитывалась реалистичная финансово-бюджетная ситуация на федеральном и региональном уровнях.

Общий объем финансирования составляет 61 141,5 млн рублей (в ценах 2001 года), из которых 31 817 млн (52%) – федеральный бюджет, 17 689 млн (29%) – бюджеты субъектов РФ, 11 686 млн (19%) – внебюджетные источники.

Финансирование по этапам распределено следующим образом: 2002 год – 5 235,5 млн руб., 2003-2004 гг. – 17 834,9 млн руб., 2005-2010 гг. – 38 121,1 млн руб. (в ценах 2001 г.).

Источники финансирования варьируются по этапам с доминированием федерального бюджета, однако существенное участие также обеспечивают региональные бюджеты и внебюджетные средства.

Каждый этап включает капитальные вложения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), и прочие текущие расходы с соответствующим распределением и детализацией.

В целях повышения прозрачности программы представлены детальные таблицы с разбивкой источников финансирования и направлений расходов по основным разделам, отражающие объемы на этапах реализации в соответствии с планом.

5. Механизм реализации Программы

Реализация Программы осуществляется на существующей нормативно-правовой базе, основанной на Конституции РФ, федеральных законах, президентских указах и постановлениях Правительства, направленных на социально-экономическое развитие страны.

Механизм включает координирующую роль программы в дополнении и согласовании с другими федеральными, ведомственными, региональными и отраслевыми программами.

Особое значение придается максимальному привлечению внебюджетных средств, в том числе частного капитала и бюджетов регионов, при этом федеральный бюджет преимущественно предназначен для информатизации федеральных органов и инфраструктурного развития ИКТ. Возможное привлечение кредитов Всемирного банка рассматривается как дополнительный ресурс.

Бюджетное финансирование по приоритетам распределяется поэтапно с учетом результатов пилотных проектов и мониторинга. Государственные заказчики регулярно оценивают ход реализации и корректируют приоритеты на основе рекомендаций экспертного совета.

Планирование финансирования на многолетний период обновляется ежегодно на основе анализа эффективности и мониторинга.

Государственная поддержка НИОКР и капитальных вложений предусматривает участие государства в долевом финансировании и обязательное конкурсное размещение заказов для государственных нужд.

Для снижения бюджетной нагрузки прямое финансирование прикладных НИОКР с коммерческим потенциалом предполагается отказаться в пользу внебюджетных источников.

После утверждения программы заказчики проводят конкурсный отбор исполнителей с заключением государственных контрактов на наиболее выгодных условиях, опираясь на федеральный закон о конкурсах на поставки и услуги.

В случае нескольких альтернативных проектов организуется вневедомственная экспертиза для выбора наиболее перспективного варианта.

В процессе реализации заказчики активно привлекают дополнительные источники финансирования, расширяют базу внебюджетных ресурсов, включая участие частных инвестиций и средства региональных и муниципальных бюджетов. Для устойчивого финансирования подписываются протоколы о намерениях и другие документы, подтверждающие обязательства по финансированию.

6. Организация управления Программой и контроль за исполнением

6.1 Управление программой осуществляют Минэкономразвития (координатор), Минсвязи, Минпромнауки, Минобразования, ФАПСИ, Росавиакосмос и РАСУ, отвечающие за подготовку и реализацию мероприятий. Минэкономразвития ежегодно формирует сводную бюджетную заявку и готовит доклады о ходе реализации.

Общее управление доверено Координационному совету, обладающему статусом межведомственной правительственной комиссии, в который входят руководители вовлеченных министерств и ведомств. Председателем совета является министр экономического развития и торговли. Заседания проходят не реже одного раза в год для подведения итогов и согласования мероприятий. Совет занимается также контролем выполнения программных действий и целевого использования средств.

При Координационном совете работает Экспертный совет, в состав которого входят представители ИТ-бизнеса, высших учебных заведений, научных организаций, министерств и властных структур регионов. Руководит им заместитель министра экономического развития. Заседания проводятся по крайней мере ежеквартально.

Задачи Экспертного совета:

  • подготовка рекомендаций по эффективной реализации мероприятий;
  • выявление научных, технических и организационных проблем;
  • экспертиза содержания и стоимости проектов;
  • формирование предложений к заседаниям Координационного совета.

Советом формируются рабочие группы по блокам программы для мониторинга и взаимодействия с исполнителями, а их деятельность поддерживается за счет бюджетных средств НИР и НИОКР.

Для формирования позитивного облика программы предусматриваются:

  • участие представителей власти в ИТ-мероприятиях;
  • проведение ежегодных научно-практических конференций и поддержка тематических мероприятий;
  • информационно-пропагандистские кампании в СМИ;
  • работа с интернет-сообществом через специализированный сайт с обсуждениями и анализом;
  • сбор и анализ публикаций о программе;
  • формирование сообщества экспертов для комментариев в СМИ и проведение пресс-конференций;
  • организация конкурсных PR-акций среди вузов, школ и регионов.

Подробные требования и отбор исполнителей мероприятий определяются Координационным советом и проходят конкурсный отбор.

Для технической поддержки и оперативного управления создается Дирекция Программы под Минэкономразвития, формируемая из сотрудников заказчиков и подведомственных структур. Дирекция готовит предложения по проектам, вопросам финансирования и организует конкурсы подряды.

Дирекция не является юридическим лицом, а положение о ней утверждается первым заместителем министра экономического развития и торговли.

7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы

Внедрение программных мер окажет комплексное воздействие на сфер экономики и общественной жизни. Совершенствование законодательства упростит лицензирование и сертификацию, ускорит рост ИКТ-сектора за счет снижения барьеров и сокращения издержек, ожидается рост числа компаний и усиление конкуренции.

Создание условий для роста спроса и предложения на ИКТ-рынке, в том числе государственного спроса в рамках «электронного правительства», обеспечит ежегодный темп роста производства информационных технологий и услуг не менее 15-25% до 2005 года, с тройным-четверным увеличением рынка информационных услуг и программного обеспечения.

Развитие сектора ИКТ и применения технологий в других отраслях способствует преобразованию структуры экономики, развитию высокотехнологичных производств и увеличению экспорта, уменьшению доли сырьевого сектора. Доля ИКТ в экономике к 2005 году может достигнуть 2%, экспорт информационных услуг – 1–3 млрд долларов к 2010 году.

Информатизация управления ускорит обмен информацией в обществе, бизнесе и при взаимодействии с государством, повысит эффективность государственного управления и мониторинга экономических процессов. Оценка развивается через рост доли пользователей ИКТ, электронных услуг.

Внедрение современных технологий в органы власти позволит снизить управленческие издержки и высвободить технический персонал. Целевым индикатором станет доля безбумажного документооборота, достигшая 65% внутри ведомств и 40% во межведомственном обмене.

Интеграция государственных информационных ресурсов повысит собираемость налогов и уменьшит экономические преступления, хотя количественная оценка трудна из-за совместного влияния с другими мерами.

Создание единой системы сбора и обработки информации повысит возможности координации силовых структур, способствуя безопасности и обороноспособности страны.

В бизнесе меры по распространению цифровой информации и электронной торговли сократят время на взаимодействие с государством, снизят трансакционные издержки и повысят конкурентоспособность. Индикаторами станут доля безбумажных контрактов и объем электронной торговли.

Программа создаст предпосылки для ускоренной интеграции России в мировую систему информационных коммуникаций и расширения участия в международном разделении труда. Эффективность выражается долей российских ресурсов в интернете и объемом внешней деятельности в сфере ИКТ.

Особое значение имеет создание единого информационного пространства по всей территории страны, что обеспечит равные информационные возможности для населения независимо от места жительства, повысит удаленный доступ к образовательным и консультационным услугам, что способствует демократизации общества. Индикатором станет число пользователей интернета и объём удалённых услуг.

Новые методы информационного обмена создадут возможности для открытости и гласности в принятии решений, улучшат взаимодействие государства и общества, снизят временные затраты граждан на реализацию прав и обязанностей.

В образовании меры повысят качество обучения, расширят доступ к дистанционному образованию и повысят компьютерную грамотность населения. Ежегодно планируется готовить не менее 25 тыс. специалистов с высшим и 60 тыс. со средним специальным образованием по ИКТ. Компьютеризация должна охватить 100% высших учебных заведений к 2005 году и 100% средних – к 2010 году.

В целом успешная реализация значительно повысит конкурентоспособность экономики, эффективность и демократичность управления, качество жизни населения.

При этом задачи программы выходят за рамки экономических показателей: только опережающее развитие ИКТ может помочь России сократить отставание от развитых стран и избежать изоляции в мировой экономике.

Полная реализация программы должна обеспечить уровень распространения ИКТ в России, сопоставимый с развитыми странами Восточной Европы и приблизиться к средним показателям ЕС к 2010 году.