Содержание
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
3. Система программных мероприятий
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Механизм реализации Программы
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
7. Оценка эффективности, социально-экономических последствий от реализации Программы
Приложение
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение как для повышения конкурентоспособности экономики и расширения возможностей для интеграции ее в мировую систему хозяйства, так и для повышения эффективности процессов государственного управления на всех уровнях власти, в государственном и негосударственном секторах экономики.
Не менее важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет реального обеспечения прав граждан на свободный и оперативный доступ к информации через глобальную сеть Интернет.
Россия, несмотря на высокие темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, не смогла обеспечить сокращение разрыва с промышленно-развитыми странами в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (затяжной кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояние большинства населения и т.п.). Вместе с тем, недостаточное развитие ИКТ в России определяется целым рядом факторов, создающих искусственные препятствия для ускорения информатизации, для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в государственном и негосударственном секторах экономики, для развития отечественного сектора по производству ИКТ. К числу таких негативных факторов относятся:
- несовершенная, неполная и устаревшая нормативно-правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями, изначально ориентированная на ограничительный подход по отношению к доступу граждан и хозяйствующих субъектов к информации;
- недостаточное развитие современных информационных технологий в области государственного управления, создающее барьеры для ускоренного распространения ИКТ в остальной части экономики и общества; неготовность органов власти всех уровней к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;
- затратный, не стимулирующий эффективный возврат инвестиций характер существующей практики использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию программ информатизации;
- недостаточное внимание к уровню подготовки кадров как в области создания, так и в области использования информационных технологий;
- барьеры на пути вхождения российских предприятий ИКТ сектора на внутренний российский и мировой рынки из-за излишней зарегулированности экономической деятельности, требований обязательной, часто избыточной, сертификации и лицензирования видов деятельности;
- машинно-узкое понимание роли и возможностей ИКТ, низкая культура работы с ИКТ;
- высокий уровень монополизации в области инфраструктуры телекоммуникаций, являющийся следствием высоких входных барьеров и приводящий, в отсутствии должного регулирования, к нерыночным перекосам в тарифной политике.
Проблемы, решаемые в рамках настоящей федеральной целевой программы, базируются на приоритетах и целях Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года и отвечают Критериям формирования перечня федеральных целевых программ, начиная с 2002 года, одобренным Правительством Российской Федерации на заседании 21 сентября 2000 года, протокол ╕ 31.
Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие информационных технологий реализуются в рамках других федеральных, региональных и ведомственных программ, поэтому одной из важных задач ФЦП Электронная Россия на 2002-2010 годы (далее — Программа) должно стать дополнение и координация других программ, придание процессу информатизации комплексного характера. В этом смысле данная Программа оказывается тесно связана с ФЦП Развитие электронной торговли в России на 2002 — 2006 годы и ФЦП Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002-2006 годы. Вместе с тем три названные программы решают разные задачи. Если ФЦП «Электронная торговля» ориентирована преимущественно на создание предпосылок для внедрения ИКТ в коммерческом секторе, а ФЦП «Единая информационная образовательная среда» акцентирует внимание на развитии новых образовательных технологий и формировании материальной базы для их внедрения, то Программа призвана в первую очередь устранить общие институциональные барьеры для развития ИКТ, содействовать расширению взаимодействия между государством и гражданами на основе использования ИКТ, а также обеспечить развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.
Заказчиками программы является ряд федеральных органов государственной власти. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации как государственный заказчик-координатор программы будет осуществлять координацию в решении комплексных задач государственной политики в сфере развитию ИКТ. Проблемы, решаемые программой, носят межведомственный и, следовательно, общеэкономический характер и требуют для их решения использования программно-целевого метода на федеральном уровне.
Данная Программа разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. ╕ 207-р и включена в Перечень федеральных целевых программ, предлагаемых Правительством Российской Федерации к финансированию из федерального бюджета, начиная с 2002 года.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью программы является повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, в т.ч. на базе расширения подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей.
Реализация Программы позволит:
- максимально использовать интеллектуальный и кадровый потенциала России;
- обеспечить гармоничное вхождение в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости;
- развить основы гражданского общества и демократических традиций в России;
- преодолеть информационное неравенство между Россией и другими развитыми странами, обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный доступ к информации, права на защиту персональной информации.
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи:
1) сформировать эффективную нормативно-правовую базу информационных и коммуникационных технологий, основывающуюся на законах прямого действия;
2) обеспечить эффективность коммуникации и взаимодействия органов государственного управления, как на внутри- и межведомственном уровне, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных информационных технологий;
3) обеспечить условия для повышения эффективности и масштаба использования информационных технологий в экономике на основе организационно-институциональных мероприятий;
4) обеспечить повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет модернизации системы образования на базе ИКТ в координации с проводимой реформой образования;
5) содействовать развитию независимых СМИ посредством стимулирования внедрения ИКТ в их профессиональную деятельность;.
6) содействовать развитию публичной инфраструктуры доступа для предприятий, организаций и граждан к телекоммуникационным сетям, к общедоступным электронным библиотекам и базам данных, библиотекам научно-технической информации, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области;
7) сформировать необходимую телекоммуникационную инфраструктуру для обеспечения работы органов государственной власти, единой образовательной информационной среды России.
Цели и задачи настоящей Программы определены в развитие основных положений Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренной решением Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. ╕ Пр-1694, Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Президентом Российской Федерации 26 июля 2000 г. и других документов Правительства Российской Федерации.
Разработка программы и формирование перечня мероприятий по ее реализации основаны на следующих принципах:
- максимальное снижение административных барьеров на пути развития и внедрения ИКТ, при обеспечении конституционных прав граждан и интересов безопасности государства;
- открытость концепции, целей и задач программ для обсуждения всеми заинтересованными сторонами;
- недопущение дублирования работ, реализуемых в рамках других программ;
- снижение финансовой нагрузки на бюджет, максимальная экономия средств и рационализация расходов бюджетов всех уровней.
Первый этап (2002 г.)
На этом этапе формируются институциональные предпосылки к реализации мероприятий Программы. Это предполагает проведение анализа действующей нормативной и правовой базы с целью выявления ключевых проблем и барьеров в области законодательства, препятствующих широкому внедрению ИКТ, проведение инвентаризации достигнутого уровня информатизации бюджетного и частного секторов экономики, анализ эффективности государственных расходов в сфере информатизации, проведение полномасштабного аудита всех информационных активов и ресурсов федеральных органов государственной власти, анализ зарубежного опыта реализации подобных программ. В рамках первого этапа будет изучен опыт формирования и распространения правил и норм, сложившихся в процессе саморегулирования процессов распространения ИКТ.
Одновременно с этим будет подготовлен пакет инициатив по гармонизации законодательства в области ИКТ с положениями международных конвенций и законодательством стран Европейского союза. Будут созданы предпосылки для законодательного обеспечения прав граждан на доступ к открытой информации государственных органов власти на основе использования информационных технологий. Начнут реализовываться первые пилотные проекты по переходу к электронному документообороту в государственных и муниципальных органах власти, по развитию инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям для бюджетных и некоммерческих организаций, а также проекты по модернизации системы профессионального образования в области создания и использования информационных технологий.
Второй этап (2003-2004 гг.)
На втором этапе на основе проведенных исследований, разработанных концептуальных документов и сформированной законодательной базы будут реализованы организационные мероприятия по расширению и развитию проектов по интерактивному взаимодействию органов государственной власти с гражданами и хозяйствующими субъектами. На этом этапе будут отработаны типовые проектные решения, апробированы различные информационные технологии, оценены и открыто обсуждены достигнутые результаты. Одновременно продолжится процесс развития и корректировки законодательной базы информационных технологий. На втором этапе будет начата на регулярной основе деятельность по продвижению России в качества поставщика услуг и решений в области информационных технологий на мировом рынке, создана современная материально-техническая база для подготовки специалистов по информационным технологиям и их использованию в ведущих учебных заведениях страны, развернута широкая подготовка таких специалистов. На этом этапе будет в основном сформирована единая телекоммуникационная инфраструктура для публичного и образовательного интернета.
Третий этап — (2005-2010 гг.)
На третьем этапе будут созданы предпосылки для массового распространения информационных технологий в экономике, а также для полной реализации прав граждан на доступ к информации и экономическую деятельность на основе использования информационных технологий. По результатам предыдущих этапов будет обеспечено комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота, повышающих эффективность коммуникации органов государственного управления как на внутри- и межведомственном уровне, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами.
3. Система программных мероприятий
Настоящей Программой предусматривается реализация мероприятий (см. приложение) по следующим основным взаимосвязанным направлениям:
1) совершенствование регулирования в сфере ИКТ;
2) обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования ИКТ;
3) модернизация органов государственного управления посредством внедрения информационных технологий;
4) взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор
5) образование, наука и развитие кадрового потенциала, поддержка общедоступных баз данных и электронных библиотек;
6) содействие развитию независимых СМИ посредством внедрения ИКТ;
7) развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.
Система программных мероприятий по указанным направлениям предусматривает параллельно-последовательный способ их реализации.
3.1. Совершенствование регулирования деятельности в сфере ИКТ
Целью комплекса работ по совершенствованию государственного регулирования ИКТ является создание правовых предпосылок для широкого использования информационных технологий в обществе и бизнесе, а также во взаимоотношениях государства с гражданами и организациями.
Основными задачами, реализуемыми в рамках данного направления, являются: расширение правового поля равноправного использования электронных форм информации наряду с другими видами носителей, сокращение числа ограничений и барьеров в создании, распространении и использовании информационных продуктов и технологий, обеспечение равных прав доступа ко всем источникам несекретной информации.
Нормативное регулирование ИКТ будет основываться на следующих принципах:
- обеспечение единства информационного пространства на территории России, ликвидация барьеров на пути распространения информации (межрегиональных, межведомственных и др.);
- минимизация препятствий для интеграции России в международные системы информационного обмена;
- обеспечение права каждого на доступ к открытым государственным и общественным информационным ресурсам;
- гласность и открытость разработки регулирующих норм с широким привлечением общественности и бизнеса к подготовке проектов нормативных актов и их обсуждению;
- создание равных условий конкуренции и устранение монополизма на рынке информационных продуктов и технологий;
- установление равноправности электронных документов и документов на других носителях кроме случаев, оговоренных законодательством;
- комплексный подход к разработке законодательства в сфере создания и использования информационных ресурсов и инфраструктуры, «гармонизация» законодательства.
Последний принцип предполагает, что наряду с разработкой специальных нормативных документов, регулирующих производство и использование информационных продуктов и технологий, должны быть внесены изменения и дополнения в широкий круг законов и норм более общего характера, с целью расширения возможностей применения ИКТ во всех сферах экономической деятельности.
В ходе первого этапа реализации программы будет проведена экспертиза действующей предметной нормативной базы (включая действующие нормативные акты), внедрена система мониторинга реализации нормативно-правовой базы в области информатизации, выявления возникающих в этой сфере проблем регулирования и экспертизы всех вновь принимаемых законодательных норм и положений на предмет их соответствия целям и задачам развития информационных технологий.
В целях достижения согласованности и непротиворечивости разрабатываемой нормативно-правовой базы, эффективного удовлетворения потребностей общества в правовом обеспечении социально-экономических приложений ИКТ, в рамках Программы с учетом зарубежного опыта реализации подобных программ будут разработаны взаимосогласованные Концепция развития законодательства в сфере ИКТ и Концепция демонополизации и снижения административных барьеров для сектора информационных технологий и телекоммуникаций. Уже на первом этапе реализации Программы в соответствии с планом законотворческой деятельности начнется разработка пакета соответствующих законопроектов.
Будут внесены изменения и дополнения в действующую нормативно-правовую базу с целью снять неоправданные ограничения на создание и распространение информации в электронной форме, устранить барьеры, стоящие на пути вхождения российских предприятий ИКТ сектора на рынок. Это, в частности, предполагает внесение изменений и дополнений в правила лицензирования отдельных видов деятельности, нормативную базу сертификации, Федеральный закон Об информации, информатизации и защите информации и другие акты, регулирующие сферу информационного обмена.
Будут разработаны проекты нормативных актов, регламентирующих объем, форму и порядок доступа к государственных информационным массивам, а также охрану персональных данных в российском сегменте глобальной информационной сети Интернет.
Будут проводиться разработка и принятие мер стимулирующего характера, направленных на ускорение развития сектора ИКТ в России (программа создания технопарков, развития информационной инфраструктуры, поддержки оффшорного программирования, информатизации бюджетных секторов экономики, и др.).
Предусматривается реализация политики содействия развитию саморегулируемых организаций, направленной на их включение в процесс разработки и экспертизы проектов нормативно-правовых актов, постепенной передачи ряда функций по разработке и обеспечению выполнения стандартов в сфере применения информационных технологий.
На втором этапе, по мере создания инфраструктуры, расширения информационных ресурсов общего пользования и круга пользователей, предполагается сосредоточить меры по совершенствованию регулирования на расширении применения информационных технологий в сфере взаимоотношений государства и общества. На этой стадии будут разработаны и приняты изменения и дополнения к действующим нормативным актам, уравнивающие в правах электронную и бумажную форму предоставления информации в государственные органы (в частности, в налоговые и статистические органы, органы регистрации имущественных и других прав и т.п.).
С учетом развития информационных сетей органов власти всех уровней будут разработаны меры, регламентирующие права граждан и обязанности государственных и муниципальных учреждений по принятию к рассмотрению заявок, жалоб и других запросов граждан в электронной форме.
Будут разработаны и введены в действие необходимые поправки в процессуальное законодательство, позволяющие осуществлять ряд процессуальных действий с использованием информационных технологий и устанавливающие порядок такого использования.
На третьем этапе предусматривается разработка нормативной базы для использования информационных сетей для волеизъявления граждан.
По мере создания материальных предпосылок предполагается расширение сферы обязательного для государственных органов применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства и общества, позволяющее гражданам реализовать свои конституционные права на получение информации.
3.2. Обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования ИКТ
Основными задачами в рамках этого направления программы является максимальное расширение объема информации, предоставляемой государством обществу, создание эффективной системы предоставления государственных услуг гражданам в наиболее удобной для них форме, формирование механизма общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Решение этих задач будет основано на следующих принципах:
- открытость, информационная полнота, прозрачность деятельности государственных органов;
- обеспечение условий для установления «обратной связи» и развития взаимодействия между государством и гражданами.
Распространение информационных технологий в работе государственных органов власти позволит расширить объем информации о деятельности этих органов, доступ к которой предоставлен гражданам через телекоммуникационные каналы, что обеспечит информационную прозрачность и открытость государства для общества. Это относится, например, к нормотворческой деятельности, бюджетному процессу, проведению закупок для государственных нужд, процесса управления государственной собственностью и т.д.
Предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государства не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях.
В течение 2002 г. будет проведена инвентаризация, находящихся в собственности органов государственной власти общественно полезной информации, создана система мониторинга информационных баз данных (не затрагивающих прав личности на защиту персональной информации и не касающихся коммерческой информации предприятий).
Будут осуществлена разработка и начата реализация мер по оцифровке и ускоренному переводу в открытый доступ всей незапрещенной к открытому распространению имеющейся у государственных органов информации, проведен анализ различных проектов по предоставлению органами власти общественных услуг с использованием информационных технологий, а также будет осуществляться поддержка пилотных проектов в этой сфере.
На следующем этапе будет завершен процесс перехода к открытому доступу к находящимся в собственности государства базам данных, не являющимся предметом государственной или коммерческой тайны и не нарушающим прав граждан на защиту персональной информации.
По результатам исследований и мониторинга первого этапе будет реализовываться Концепция представительства органов власти в сети интернет, будет действовать эффективный правительственный портал (представление архитектуры электронного правительства как перекрестных межведомственных звеньев — проблемных виртуальных информационных и сервисных модулей, в т.ч. сопряженных на региональном и муниципальном уровне), а также будет создана система оценки эффективности деятельности органов власти по предоставлению общественных услуг. Кроме того, будет запущен механизм по распространению наиболее удачных пилотных проектов по предоставлению органами власти общественных услуг с использованием информационных технологий.
3.3. Модернизация органов государственного управления посредством внедрения информационных технологий
Основной задачей процесса внедрения ИКТ в сферу государственного управления является повышение эффективности работы органов власти. Без решения данной задачи невозможно обеспечить реализацию прав граждан на доступ к информации и обеспечение предоставления эффективных и удобных в использовании услуг органов власти гражданам России (пункт 3.2. Программы).
Повышение эффективности коммуникации между органами государственной власти различного уровня будет осуществляться через интенсивное использование информационных технологий:
- развитие системы внутриведомственного документооборота, включая развитие локальных информационных сетей и интранет, в т.ч. с использованием открытых международных стандартов (как технологических, так и стандартов делопроизводства и документооборота);
- развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки различных документов между органами государственной власти. При этом необходимо обеспечение совместимости ведомственных стандартов хранения информации и документооборота, в том числе при информационном обмене между органами власти различного уровня и органами местного самоуправления;
- развитие систем горизонтального взаимодействия региональных и местных органов власти (систем распространения эффективного опыта решения социально-экономических задач, консультирования и повышения квалификации), обеспечивающих повышение качества принимаемых управленческих решений.
На первом этапе реализации Программы будет проведена инвентаризация и создана система мониторинга уровня оснащения компьютерной техники и доступа к информационным сетям органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетного сектора экономики, показателей эффективности и совместимости действующих информационных систем, проведен всесторонний анализ эффективности бюджетных расходов на информатизацию.
Будут разработаны предложения по координации государственной политики в области развития информационных технологий как одного из основных направлений социально-экономического развития страны, проведена разработка единых стандартов и протоколов обмена информации, обязательных к использованию стандартов и модулей документооборота.
В течение 2002 г. будет также проводится ряд пилотных проектов, в т.ч. по электронному документообороту (наряду с документарным оборотом) между Аппаратом Правительства Российской Федерации и некоторыми федеральными органами исполнительной власти.
На территории одного из административных округов будет начата реализация пилотного проекта по комплексному подключению к сети интернет территориальный подразделений федеральный органов власти и бюджетных организаций федерального подчинения.
На втором этапе предусматривается завершение разработки плана поэтапного перехода органов власти на электронный документооборот и начало его реализации.
Будет введена система координации вопросов информатизации федеральных органов власти и различных программ информатизации, предусматривающих выделение средств из федерального бюджета. Для этого будет создана эффективная нормативная и институциональная базы для инициирования и реализации ведомственных программ информатизации, проводимых в 2002-2010 гг. по направлениям: образование, здравоохранение, социальная помощь, наука, культура, охрана окружающей среды и др.
Будут подведены итоги реализации таких пилотных проектов, как федеральная система мониторинга объектов и ресурсов Российской Федерации, система ведения базы данных, содержащих сведения регистрационного учета граждан.
К середине третьего этапа будет завершен переход на электронный документооборот федеральными органами власти, органами власти более половины субъектов федерации и муниципальных образований с населением более 50 тыс. чел.
В ходе перехода органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных организаций на электронный документооборот будет реализованы меры профессиональной переподготовки кадров (Раздел 3.5 Программы).
Создание Единой Государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе 2002 — 2003 года планируется разработка и внедрение пилотного проекта в одном из федеральных округов. В результате исполнения пилотного проекта будет:
- разработан действующий макет ЕГСУПД для федеральных округов (2002 год);
- внедрена ЕГСУПД в одном федеральном округе (2003 год);
- на практике отработаны механизмы формирования бюджета и контроля за ходом его исполнения;
- отработано информационное взаимодействие соответствующих федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бюджетных и внебюджетных фондов и организаций.
На втором этапе (2004-2010 годы) будет произведено внедрение ЕГСУПД в остальных федеральных округах.
3.4. Взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор
Мероприятия Программы в рамках данного направления ориентированы на снижение текущих издержек предприятий по взаимодействию с государством и создание предпосылок к переводу в электронную форму большинства видов обязательного взаимодействия предприятий с государством.
Для достижения данной задачи необходимо:
- обеспечить согласованность действий государственных органов различного уровня, обеспечивающих информационный обмен (в т.ч., совместимость стандартов обмена, принципы защиты и подтверждения подписи);
- обеспечить совместимость делопроизводства и документооборота в государственных органах с открытыми международными стандартами;
- установить последовательность перехода к безбумажному документообороту (на первом этапе предусмотреть возможность выбора для предприятий формы документооборота, на втором — установить обязательность электронной формы).
В сфере содействия внедрению информационных технологий в реальный сектор экономики основными задачами являются:
- развитие институтов рынка научно-технической продукции;
- обеспечение эффективного трансфера принадлежащих государству информационных технологий в частный бизнес;
- развитие инфраструктуры общественного доступа к информационным сетям;
- сокращение издержек для входа на рынок ИКТ новых предприятий;
- снижение для отечественных компаний барьеров для выхода на зарубежные рынки ИКТ.
В рамках данного направления Программы будет выработана и начнет реализовываться стратегия внедрения информационных технологий на предприятиях госсектора, в том числе — в оборонно-промышленном комплексе, одним из результатов чего должно стать создание предпосылок для ускорения развития рынка электронной торговли, формируемого в соответствии с мерами Федеральной целевой программы Развитие электронной торговли в России на 2002 — 2006 годы.
Также будет оказываться систематическое содействие информатизации рынка научно-технической продукции и трансферу принадлежащих государству передовых информационных технологий в частный бизнес.
Развитие инфраструктуры общественного доступа к информационным сетям предусматривает создание центров коллективного доступа на базе учебных заведений, библиотек, общественных приемных органов законодательной и исполнительной власти и т.д. Для обеспечения деятельности таких центров будут использоваться объекты недвижимости, переходящие в собственность органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления в результате реструктуризации убыточных унитарных предприятий.
Создание технопарков, рассматриваемых в качестве инкубаторов инновационного бизнеса в сфере ИКТ, также предполагает целевое использование для их организации возможностей бюджетных организаций, помещений и оборудования из имущества государственных унитарных предприятий (при проведении их реорганизации или ликвидации), а также софинансирование из бюджетных источников подключения к высокоскоростным линиям коммуникации. Технопарки будут создаваться преимущественно в рамках университетских комплексов, формируемых в соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации на 2000-2001 годы.
Содействие внешнеэкономической деятельности в рамках данного направления Программы предполагает принятие на себя государством части издержек по преодолению барьеров выхода предприятий сектора на внешние рынки, включая продвижение отечественных компаний и проведение мероприятий по популяризации России как качестве поставщика продуктов ИКТ, организационное содействие и сопровождение участия России в международных программах по развитию информационных технологий и стандартизации в сфере ИКТ, участие представителей государства в конференциях, круглых столах и других мероприятий по актуальным вопросам экспорта продукции ИКТ
Реализация мер содействия внешнеэкономической деятельности предусматривает обеспечение непрерывного взаимодействия органов государственного управления с представителями индустрии информационных технологий.
3.5. Образование, наука и развитие кадрового потенциала
Модернизация образования является одной из основных целей развития информационных технологий в Российской Федерации. Будет создана единая информационно-образовательная среда, образующая фундамент для развития методов и организационных форм открытого образования. Это направление управляется ФЦП Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002-2006 годы. Наряду с этим стоит задача модернизации профессионального образования в области ИКТ, его содержательного и структурного обновления, формирования современного материально-технического оснащения учебного процесса. Развитие профессионального образования в области ИКТ входит в состав приоритетов Программы, являясь не только ее целью, но также условием развития других ее компонентов.
В краткосрочной перспективе (2000-2005 годы) необходимо сделать Россию привлекательной для инвестиций и обеспечить воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики.
Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют исполнителей с обширными коммуникативными умениями и навыками. Доля информационных технологий в международной структуре занятости растет опережающими темпами. При этом на потребности экономики, которые заявят себя в через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас. Это требует:
- формирования адекватной современным информационным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг, организаций социально-культурной сферы. Осуществление необходимых структурных сдвигов в системе профессионального образования в тесной увязке с текущими и перспективными требованиями рынка труда. Опережающее развитие среднего профессионального образования в области ИКТ (преимущественно на базе ВУЗов), способных обеспечить качественное повышение культуры производства и эффективность использования бюджетных ресурсов и средств предприятий;
- обеспечения условий для развития научных школ в сфере информационных технологий. Формирование исследовательских университетов, специализирующихся в области развития ИКТ и их управленческих и бизнес-приложений. Создание на их базе научных парков и венчурных предприятий в сфере ИКТ;
- обеспечение высокого качества и опережающего характера образовательных программ в области ИКТ. Создания современных моделей профессионального образования в области экономики и управления ИКТ. Формирование новых профессий и специализаций профессиональной подготовки;
- повышение информационной культуры всего населения и обеспечение переподготовки широкого круга работников государственного управления, бюджетных организаций и негосударственного сектора экономики.
Решение этих задач требует, с одной стороны, увеличения расходов федерального бюджета на образование, с другой — существенного повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.
Основными направлениями действий в этой сфере является:
- создание современной методической и материально-технической базы в ведущих вузах, отобранных для реализации настоящей Программы;
- формирование необходимой кадровой, методической и материально-технической базы в учебных заведения начального профессионального образования;
- создание нормативно-правовой базы информатизации образования и развития форм дистанционного образования, в первую очередь урегулирование вопросов использования объектов интеллектуальной собственности;
- развитие внутренней информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях среднего и высшего образования;
- разработка и реализация программ повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников бюджетных организаций, а также переподготовки безработных в рамках мероприятий служб занятости и отраслевых программ структурной перестройки;
- обновление корпуса администраторов и менеджеров в сфере образования, создание эффективной системы их подготовки и переподготовки на базе консорциумов экономических и педагогических университетов;
- развитие конкурсного механизма занятия должностей, формирование эффективного рынка преподавателей. Будут созданы специализированные интернет-сайты, освещающие рынки вакансий и предложений;
- глубокая оптимизация сети учреждений начального профессионального образования с одновременным обновлением материально-технической базы и созданием ресурсных центров; обеспечение использования базы высших учебных заведений для организации практического обучения на уровне среднего специального и начального профессионального образования, а также переподготовки.
В настоящее время наблюдается определенное перепроизводство массовых специалистов с высшим образованием (в частности, в области создания программного обеспечения и технической поддержки информационно-вычислительных и коммуникационных систем), которые часто вынуждены выполнять функции, не требующие широкой теоретической подготовки, которые могут и должны замещаться специалистами со средним образованием.
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для обеспечения административно-технической и информационной поддержки процессов управления, развития информационной инфраструктуры, технического и информационного сервиса. Необходимо использовать для подготовки таких специалистов в том числе кадровую и материальную базу высших учебных заведений или включать соответствующие техникумы в состав университетских комплексов, созданных вокруг ведущих технических вузов.
На первом этапе будет проведен анализ предметной правовой базы и разработана Концепция развития правового обеспечения информатизации образования и дистанционного образования.
Будет разработана программа переподготовки кадров в области государственной службы, бюджетного сектора экономики, безработных и социально незащищенных слоев населения, предусматривающая:
- максимально полное использование возможностей существующей образовательной инфраструктуры при проведении конкурса на предоставление услуг в области переподготовки кадров;
- разработку дифференцированных стандартов подготовки кадров, развитие системы сертификации процессов и результатов обучения в области ИКТ;
- широкое использование возможностей дистанционного образования;
- софинансирование проводимых работ федеральными и территориальными органами власти с возможностью использования формируемой образовательной инфраструктуры для нужд частного сектора экономики.
Будет разработана программа развития среднего специального и высшего образования в сфере подготовки специалистов в сфере ИКТ, предполагающая:
- разработку квалификационных и образовательный стандартов новых профессий и специальностей, связанных с созданием и использованием информационных технологий;
- разработку и издание предметной методической литературы;
- ускоренную подготовку преподавателей, осуществляющих обучение студентов и учащихся специальным курсам в области ИКТ;
- обеспечение эффективной координации предметных программ высшего и среднего специального образования с потребностями частного сектора экономики в сфере ИКТ;
- содействие на государственном уровне экспорту услуг в области дистанционного образования отечественных учебных заведений.
В координации с Федеральной целевой программы Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 годы будет осуществлено формирование телекоммуникационной инфраструктуры высшего и среднего образования, его аппаратного и программного оснащения.
При этом принципиально важным будет обеспечение высокой эффективности использования устанавливаемой компьютерной техники за счет обеспечения ее подключения к информационным сетям, обеспечения непрерывного доступа к ней преподавателей и учащихся, соответствующего кадрового и сервисного сопровождения.
Развитие программ подготовки и переподготовки кадров, повышение степени технической оснащенности учебных заведений будет осуществляться на основе широкого применения конкурсных процедур и проектного финансирования с учетом позитивного опыта, накопленного в последние годы Национальным фондом подготовки кадров и Президентской программой подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства.
Раздел 3.6. Содействие развитию независимых СМИ посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Содействие построению гражданского общества и развитию независимых СМИ посредством внедрения ИКТ в редакции печатных и электронных изданий будет осуществляться посредством:
1) подготовки сотрудников редакций для работы с современными средствами ИКТ (более подробно см. раздел 3.5);
2) организации доступа к информации через интернет, в том числе — к электронным базам данных, интернет-представительствам и архивам органов власти всех уровней, электронным версиям ведущих отечественных и зарубежных СМИ;
3) помощи в разработке и поддержке собственных электронных версий, в том числе через предоставление каналов связи и услуг хостинга.
Реализацию мероприятий, направленных на содействие развитию независимых СМИ посредством внедрения ИКТ, будут координировать Министерство информации, печати и средств массовой коммуникации Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Внедрение ИКТ в СМИ будет осуществляться на основе конкурсных процедур отбора проектов, представляемых уже существующими СМИ. При принятии решений о выделении финансирования из федерального бюджета для реализации подобных проектов внедрения ИКТ в СМИ будут учитываться профессиональная репутация творческих коллективов, наличие софинансирования со стороны самих редакций, наличие проработанного и обоснованного проекта использования ИКТ в деятельности редакции. Конкурсы будут проводиться как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом Минэкономразвития России Минпечати России будут тесно взаимодействовать со сложившимися профессиональными медиа-сообществами, региональными домами прессы и т.д. Подготовительным этапом для осуществления данного комплекса мероприятий является исследовательская работа в регионах, нацеленная на выявление и отбор профессиональных медиа-сообществ, способных оказать помощь в реализации намеченных программой мероприятий.
3.7. Развитие инфраструктуры публичных сетей доступа
Одной из принципиальных проблем реализации задач Программы являются физические или ценовые ограничения доступа к информационным сетям для большинства таких пользователей, как социально малозащищенные слои населения, местные СМИ, организации образования, здравоохранения и культуры, бюджетные организации, государственные органы власти.
В целях снижения территориальной неоднородности условий доступа к информационным системам и развития соответствующей инфраструктуры Программой предусматриваются мероприятия по развитию как магистральных информационно-коммуникационных линий, так и сетей доступа. При этом первое в рамках Программы будет обеспечиваться исключительно путем реализации институциональных мер (по снижению административных барьеров для входа в отрасль, сокращению масштабов и снижению издержек административного регулирования, уменьшению ограничений для притока иностранных инвестиций — раздел 3.1 Программы), а второе — финансированием (софинансированием) из федерального бюджета мер по развитию публичных сетей доступа.
Напрямую из федерального бюджета будет финансироваться подключение к информационным сетям (развитие сети доступа и оплата текущих услуг доступа) территориальных подразделений федеральных органов власти и государственных учреждений федерального подчинения (раздел 3.3 Программы). На условиях софинансирования будут реализованы проекты по подключению и оплате услуг доступа к сети интернет информационным сетям для государственных учреждений регионального подчинения и муниципальных учреждений, организаций в сфере образования, здравоохранения, культуры, а также технопарков, действующих при крупных университетах и научно-производственных центрах (ГНЦ, ФНПЦ, ФЦВТ), местных СМИ, центров общественного доступа к сети интернет.
При решении задач доступа должна максимально полно использоваться существующая инфраструктура российских сетей связи общего пользования (а также ведомственного назначения), российских научно-образовательных сетей, российской национальной научной компьютерной сети.
На первом этапе будет проведена инвентаризация и организован регулярный мониторинг доступа бюджетных организаций различного уровня подчинения и территориальных подразделений федеральных органов власти к информационным сетям. На этой основе будет разработана программа поэтапного подключения территориальных подразделений федеральных органов власти и бюджетных организаций к информационным сетям при обеспечении межведомственной координации как на федеральном, так и региональном уровне (раздел 3.3 Программы). Одновременно реализуется пилотный проект по комплексному подключению к информационным сетям территориальных подразделений федеральных органов власти и государственных учреждений федерального подчинения в рамках одного из федеральных округов.
На втором этапе начнется реализация проектов по информатизации государственных учреждений регионального подчинения и муниципальных учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, а также местных СМИ, центров общественного доступа. Предполагается, что осуществление указанных проектов будет софинансироваться из федерального, регионального, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников. На федеральном уровне будут разработаны принципы софинансирования таких проектов.
Софинансирование из федерального бюджета должно также обеспечить создание центров общественного доступа к сети интернет на базе государственных и муниципальных учреждений (библиотек, почтовых отделений, ВУЗов, школ и т.п.). В силу специфики задач общественного доступа применительно к образованию (что проявляется, прежде всего, в больших объемах передаваемой мультимедиа-информации и в разнородности образовательных учреждений, которые получают доступ к сети интернет через вузовские центры) будут реализовываться мероприятия по исследованию телекоммуникационной инфраструктуры вузов, центров новых информационных технологий, интернет-центров и по эффективному использованию образовательной сети для решения задач Программы, в том числе для подключения к информационным сетям технопарков, создаваемых при крупных ВУЗах, и местных СМИ.
4. Ресурсное обеспечение программы
При подготовке ресурсного обеспечения Программы учитывалась реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере страны в среднесрочной перспективе на федеральном и региональном уровнях.
Общий объем финансовых ресурсов на реализацию программы составляет 61141,5 млн. руб. (в ценах 2001 года), в том числе: средства федерального бюджета — 31817 млн. руб. (52%), средства бюджетов субъектов Российской Федерации — 17689 млн. руб. ( 28,9%), внебюджетные источники — 11686,0 млн. руб. ( 19,1%).
Объем финансирования первого этапа Программы (2002 год) составит 5235,5 млн. руб., второго этапа (2003-2004 годы) — 17834,9 млн. рублей (в ценах 2001 г.), объем финансирования третьего этапа (2005-2010 годы) — 38121,1 млн. рублей (в ценах 2001 г.).
Источниками финансовых средств для реализации первого этапа Программы (2002 г.) являются следующие:
Федеральный бюджет — 2893,2 млн. руб. или 55,3%
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов — 1564,4 млн. руб. или 29,9%
Внебюджетные средства — 777,9 млн. руб. или 14,8%
Направления расходов по мероприятиям первого этапа Программы (2002 г.):
Капитальные вложения — 1634 млн. руб. или 56,48 %
НИОКР — 521,5 млн. руб. или 18,03 %
Прочие нужды — 737,7 млн. руб. или 25,50 %
По результатам реализации первого этапа Программы будет произведено уточнение мероприятий второго этапа и определены дополнительные объемы внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, необходимые для их выполнения.
Источники финансирования второго этапа Программы (2003-2004) распределяются следующим образом:
Федеральный бюджет — 9660,9 млн. руб. или 54%
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов — 5718,8 млн. руб. или 32%
Внебюджетные средства — 2455,2 млн. руб. или 14%
Структура направлений расходов на реализацию мероприятий второго этапа:
Капитальные вложения — 10323,7 млн. руб. или 53,6 %
НИОКР — 1177,2 млн. руб. или 6,1 %
Прочие нужды — 7761,5 млн. руб. или 40,3 %
Финансирование третьего этапа Программы (2005-2010) будет осуществляться в следующих соотношениях:
Федеральный бюджет — 19262,4 млн. руб. или 50 %
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов — 10405,8 млн. руб. или 27 %
Внебюджетные средства — 8452,9 млн. руб. или 22 %
Структура направлений расходов для третьего этапа Программы (2005-2010 годы):
Капитальные вложения — 17863 млн. руб. или 66,6 %
НИОКР — 1177,2 млн. руб. или 4,4 %
Прочие нужды — 7761,5 млн. руб. или 29,0 %
Источники и объемы финансирования и направления расходов
Программы приведены в нижеследующей таблицах.
Таблица 1
Объемы и источники финансирования и направление расходов Программы
(млн. руб., в ценах 2001 г.)
Источники финан- |
Объем финансовых ресурсов
|
|||||||||||
Объем финан- |
I этап |
II этап |
III этап |
|||||||||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||||
Всего, в т.ч. |
61191,5 |
5246,012 |
9895,31 |
7947,39 |
7923,8 |
8056,39 |
5431,39 |
5534,39 |
5563,4 |
5593,39 |
||
Федеральный бюджет, в т.ч. |
31816,5 |
2893,2 |
5529,3 |
4131,6 |
3996,1 |
4093,1 |
2760,7 |
2804,9 |
2803,9 |
2803,9 |
||
НИОКР |
2750,5 |
521,5 |
626,9 |
424,9 |
196,9 |
195,9 |
195,9 |
196,9 |
195,9 |
195,9 |
||
Капитальные вложения |
17863 |
1634,0 |
3595,0 |
2310,3 |
2239,3 |
2239,3 |
1461,3 |
1461,3 |
1461,3 |
1461,3 |
||
Прочие текущие расходы |
11203,0 |
737,7 |
1307,4 |
1396,4 |
1559,9 |
1657,9 |
1103,5 |
1146,7 |
1146,7 |
1146,7 |
||
Бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты |
17689,0 |
1564,4 |
3081,2 |
2637,6 |
2659,6 |
2622,6 |
1273,2 |
1281,9 |
1283,4 |
1284,9 |
||
Внебюджетные источники |
11686,0 |
777,9 |
1278,9 |
1176,3 |
1270,8 |
1343,8 |
1400,6 |
1450,7 |
1479,2 |
1507,7 |
Таблица 2
Источники финансирования и направление расходов раздела Программы «Совершенствование регулирования деятельности в сфере ИКТ»
(млн. руб., в ценах 2001 г.)
Источники Финан- |
Объем финансовых ресурсов
|
|||||||||
Объем финан- |
I этап |
II этап |
III этап |
|||||||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Всего, в т.ч. |
38 |
24 |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Федеральный бюджет, в т.ч. |
27,5 |
13,5 |
9 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
НИОКР |
27,5 |
13,5 |
9 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Капитальные вложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочие текущие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Внебюджетные источники |
42,5 |
15 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 3
Источники финансирования и направление расходов раздела Программы «Обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества»
(млн. руб., в ценах 2001 г.)
Источники финан- |
Объем финансовых ресурсов
|
|||||||||
Объем финан- |
I этап |
II этап |
III этап |
|||||||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
Всего, в т.ч. |
10275 |
366,5 |
1712,5 |
1170,9 |
1170,9 |
1170,9 |
1170,9 |
1170,9 |
1170,9 |
1170,9 |
Федеральный бюджет, в т.ч. |
995 |
70,5 |
170,5 |
108,1 |
108,1 |
108,1 |
108,1 |
108,1 |
108,1 |
108,1 |
НИОКР |
546 |
59 |
94 |
56 |
56 |
56 |
56 |
56 |
56 |
56 |
Капитальные вложения |
200 |
0 |
30 |
24,3 |
24,3 |
24,3 |
24,3 |
24,3 |
24,3 |
24,3 |
Прочие текущие расходы |
252 |
10,0 |
45,0 |
27,9 |
27,9 |
27,9 |
27,9 |
27,9 |
27,9 |
27,9 |
Бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты |
4987 |
180,0 |
900,0 |
557,1 |
557,1 |
557,1 |
557,1 |
557,1 |
557,1 |
557,1 |
Внебюджетные источники |
4290 |
108,0 |
623,0 |
502,7 |
502,7 |
502,7 |
502,7 |
502,7 |
502,7 |
502,7 |
Таблица 4
Источники финансирования и направление расходов раздела Программы «Модернизация органов государственного управления посредством внедрения информационных технологий»
(млн. руб., в ценах 2001 г.)
Источники Финансирования, Направления расходов |
Объем финансовых ресурсов
|
||||||||||||||
Объем финан- |
I этап |
II этап |
III этап |
||||||||||||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|||||
Всего, в т.ч. |
16604,5 |
582,5 |
3409,0 |
1985,3 |
1771,3 |
1771,3 |
1771,3 |
1771,3 |
1771,3 |
1771,3 |
|||||
Федеральный бюджет, в т.ч. |
12765,5 |
305,0 |
2804,5 |
1562,9 |
1348,9 |
1348,9 |
1348,9 |
1348,9 |
1348,9 |
1348,9 |
|||||
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки |
1255,5 |
169,0 |
384,5 |
283,7 |
69,7 |
69,7 |
69,7 |
69,7 |
69,7 |
69,7 |
|||||
Капитальные вложения |
11070 |
81,0 |
2325,0 |
1237,7 |
1237,7 |
1237,7 |
1237,7 |
1237,7 |
1237,7 |
1237,7 |
|||||
Прочие текущие расходы |
440 |
55,0 |
95,0 |
41,4 |
41,4 |
41,4 |
41,4 |
41,4 |
41,4 |
41,4 |
|||||
Бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты |
3648 |
115,0 |
583,0 |
421,4 |
421,4 |
421,4 |
421,4 |
421,4 |
421,4 |
421,4 |
|||||
Внебюджетные источники |
191 |
162,5 |
21,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Таблица 5
Источники финансирования и направление расходов раздела Программы «Взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор»
(млн. руб., в ценах 2001 г.)
Источники финансирования, направления расходов |
Объем финансовых ресурсов
|
|||||||||||
Объем финан- |
I этап |
II этап |
III этап |
|||||||||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
Всего, в т.ч. |
1175
|
282,00 |
437,00 |
140,57 |
52,57 |
52,57 |
52,57 |
52,57 |
52,57 |
52,57 |
||
Федеральный бюджет, в т.ч. |
662,5 |
154,50 |
269,00 |
58,14 |
30,14 |
30,14 |
30,14 |
30,14 |
30,14 |
30,14 |
||
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки |
162,5 |
64,50 |
79,00 |
11,29 |
1,29 |
1,29 |
1,29 |
1,29 |
1,29 |
1,29 |
||
Капитальные вложения |
165 |
47 |
91 |
9 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
||
Прочие текущие расходы |
335 |
43,0 |
99,0 |
37,9 |
25,9 |
25,9 |
25,9 |
25,9 |
25,9 |
25,9 |
||
Бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты |
60 |
10,0 |
25,0 |
25,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Внебюджетные источники |
452,5 |
117,50 |
143,00 |
57,43 |
22,43 |
22,43 |
22,43 |
22,43 |
22,43 |
22,43 |
Таблица 6
Источники финансирования и направление расходов раздела Программы «Образование и развитие кадрового потенциала»
(млн. руб., в ценах 2001 г.)
Источники финансирования, направления расходов |
Объем финансовых ресурсов
|
||||||||||||
Объем финан- |
I этап |
II этап |
III этап |
||||||||||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|||
Всего, в т.ч. |
18285
|
1471,0 |
1351,5 |
1672,6 |
1968,6 |
2167,6 |
2313,6 |
2416,6 |
2445,6 |
2475,6 |
|||
Федеральный бюджет, в т.ч. |
9769 |
1055,7 |
775,4 |
895,8 |
1012,3 |
1119,3 |
1194,9 |
1239,1 |
1238,1 |
1238,1 |
|||
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки |
562 |
150 |
42,5 |
52,5 |
53,5 |
52,5 |
52,5 |
53,5 |
52,5 |
52,5 |
|||
Капитальные вложения |
2490 |
780 |
355 |
245 |
185 |
185 |
185 |
185 |
185 |
185 |
|||
Прочие текущие расходы |
6717 |
125,70 |
377,90 |
598,34 |
773,84 |
881,84 |
957,44 |
1000,64 |
1000,64 |
1000,64 |
|||
Бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты |
2146 |
88,4 |
145,2 |
207,2 |
254,2 |
273,2 |
286,8 |
295,5 |
297 |
298,5 |
|||
Внебюджетные источники |
6370 |
328,9 |
430,9 |
569,6 |
702,1 |
775,1 |
831,9 |
882 |
910,5 |
939 |
Таблица 7
Источники финансирования и направление расходов раздела Программы «Развитие инфраструктуры публичных сетей доступа»
(млн. руб., в ценах 2001 г.)
Источники финан- |
Объем финансовых ресурсов
|
|||||||||||
Объем финан- |
I этап |
II этап |
III этап |
|||||||||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
Всего, в т.ч. |
14238 |
2388,0 |
2899,0 |
2913,6 |
2908,6 |
2842,6 |
71,6 |
71,6 |
71,6 |
71,6 |
||
Федеральный бюджет, в т.ч. |
7255 |
1214,0 |
1468,0 |
1469,3 |
1464,3 |
1454,3 |
46,3 |
46,3 |
46,3 |
46,3 |
||
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки |
42 |
34 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Капитальные вложения |
3938 |
726,0 |
794,0 |
794,3 |
789,3 |
789,3 |
11,3 |
11,3 |
11,3 |
11,3 |
||
Прочие текущие расходы |
3275 |
454 |
673 |
674 |
674 |
664 |
34 |
34 |
34 |
34 |
||
Бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты |
6803 |
1165,0 |
1421,0 |
1421,3 |
1421,3 |
1365,3 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
||
Внебюджетные источники |
180 |
9 |
10 |
23 |
23 |
23 |
23 |
23 |
23 |
23 |
Таблица 8
Источники финансирования и направление расходов раздела Программы «Содействие формированию сети независимых электронных средств массовой информации»
(млн. руб., в ценах 2001 г.)
Источники финан- |
Объем финансовых ресурсов
|
|||||||||
Объем финан- |
I этап |
II этап |
III этап |
|||||||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
Всего, в т.ч. |
544 |
105,5
|
56,43 |
54,58 |
54,58 |
54,58 |
54,58 |
54,58 |
54,58 |
54,58 |
Федеральный бюджет, в т.ч. |
339 |
80,00 |
32,93 |
32,30 |
32,30 |
32,30 |
32,30 |
32,30 |
32,30 |
32,30 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки |
155 |
31,0 |
16,4 |
15,4 |
15,4 |
15,4 |
15,4 |
15,4 |
15,4 |
15,4 |
Капитальные вложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочие текущие расходы |
184 |
49,0 |
16,5 |
16,9 |
16,9 |
16,9 |
16,9 |
16,9 |
16,9 |
16,9 |
Бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты |
45 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Внебюджетные источники |
160 |
20,50 |
18,50 |
17,29 |
17,29 |
17,29 |
17,29 |
17,29 |
17,29 |
17,29 |
5. Механизм реализации Программы
Федеральная целевая программа реализуется на действующей нормативно-правовой базе, основанной на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам решения актуальных проблем социально-экономического развития страны.
Механизм реализации Программы отражает ее комплексный характер и координирующую роль по дополнению и согласованию других Федеральных целевых, ведомственных, отраслевых, региональных программ. Важнейшим принципом является максимальное привлечение внебюджетных финансовых средств для выполнения тех мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность. Прелагается широко задействовать средства бюджетов субъектов Российской Федерации для выполнения мероприятий в регионах России. Средства федерального бюджета будут в первую очередь использованы на информатизацию органов федеральной исполнительной власти и создание общих предпосылок к развития ИКТ, в частности на развитие инфраструктуры ИКТ. Для реализации мероприятий Программы также могут быть привлечены средства кредитов Всемирного банка.
Бюджетные средства будут выделяться на приоритетные направления поэтапно с учетом результатов пилотных проектов и хода реализации мероприятий Программы. Оценка реализации Программы и корректировка приоритетов производятся регулярно государственными заказчиками с учетом рекомендаций Экспертного совета Программы.
Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, будут уточняться ежегодно на основе мониторинга выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности.
Государственная поддержка мероприятий Программы по НИОКР и капитальному строительству осуществляется принципах:
- долевого участие государства средствами Программы в финансировании мероприятий, осуществляемых непосредственно в интересах отраслей, регионов и ведомств;
- обязательного конкурсного размещения государственных заказов на поставки продукции для государственных нужд.
С целью снижения нагрузки на бюджет и максимальной экономии государственных средств, в рамках Программы предусматривается отказ от прямого государственного финансирования тех прикладных НИОКР, которые могут иметь коммерческое применение, могут и должны финансироваться из внебюджетных источников.
После утверждения в установленном порядке Программы, государственные заказчики осуществляют конкурсный отбор исполнителей (организаций) с целью наиболее выгодного размещения заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд по каждому программному мероприятию.
С организациями, которые способны осуществить мероприятия Программы на наиболее выгодных условиях, государственные заказчики заключают государственный контракт.
Отбор организаций для выполнения программных мероприятий осуществляется в соответствии с федеральным законом от 6 мая 1999 г. ╕97-ФЗ О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. При этом в финансирование соответствующих мероприятий программы будет заложены расходы на проведение конкурсных процедур.
При наличии нескольких альтернативных проектов от потенциальных исполнителей по выполнению мероприятий Программы, обеспечивающих достижение одинаковых результатов разными средствами, государственные заказчики организуют вневедомственную экспертизу на предмет определения наиболее перспективного варианта.
Государственные заказчики программы в процессе реализации Программы будут интенсивно проводить работы по привлечению дополнительных источников финансирования, расширению базы внебюджетных источников финансирования Программы, в первую очередь, частного капитала, путем участия его в подготовке и реализации программных мероприятий, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Для устойчивого финансирования проектов Программы за счет внебюджетных средств и бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственные заказчики Программы подписывают с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или получают другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий Программы за счет внебюджетных средств и средств бюджетов Росcийской Федерации.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
6.1 Организация управления программой Государственными заказчиками программы являются Минэкономразвития России (координатор), Минсвязи России, Минпромнауки России, Минобразования России, ФАПСИ, Росавиакосмос и РАСУ, которые ответственны за подготовку и эффективную реализацию Программы. Минэкономразвития как государственный заказчик — координатор в установленном порядке разрабатывает и направляет сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год, ежегодно организует подготовку доклада о ходе реализации Программы и представление его до 1 марта в Минпромнауки России (в части НИОКР) и в Минфин России.
Общее управление программой осуществляет Координационный совет (имеющий статус правительственной межведомственной комиссии и включающий первых руководителей министерств и ведомств, вовлеченных в реализацию программы). Председателем Координационного совета является Министр экономического развития и торговли Российской Федерации, в его отсутствие заседания совета ведет заместитель председателя, которым по должности является заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации, курирующий данную программу. Координационный совет не реже 1 раза в год подводит итоги реализации программы и согласовывает программные мероприятия на предстоящий период. Координационный совет рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы, проводит проверку выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования программных средств.
При Координационном совета создается Экспертный совет, в который включаются представители ИТ-бизнеса, ВУЗов, научных организаций, ответственные работники министерств, ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Состав Экспертного совета утверждается приказом Министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Руководителем Экспертного совета является заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации, курирующий данную Программу. Экспертный совет собирается не реже 1 раза в квартал.
Экспертный совет:
- готовит рекомендации для Координационного совета и отдельных государственных заказчиков по более эффективной реализации программных мероприятий с учетом хода реализации Программы и тенденций развития информационных технологий в стране и за рубежом;
- выявляет научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы;
- проводит экспертизу содержания и стоимости проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году;
- готовит предложения по повестке дня для очередного заседания Координационного совета.
В рамках Экспертного совета формируются рабочие группы по блокам программы, ведущие текущий мониторинг реализации Программы и взаимодействующие с ведомствами — государственными заказчиками, а также с Дирекцией Программы. Рабочие группы осуществляют информационно-аналитическое обеспечение программы и готовят материалы для рассмотрения на Экспертном совете. В связи с необходимостью проведения большого объема исследований и аналитических разработок деятельность рабочих групп может поддерживаться за счет средств на НИР и НИОКР соответствующих ведомств — государственных заказчиков.
Более детально требования к мероприятиям, направленным на формирование общественной поддержки ФЦП, будут определены Координационным советом Программы, а отбор их исполнителей будет проводиться на конкурсной основе с привлечением широкого круга заинтересованных организаций.
В целях технического обеспечения реализации Программы и организации текущего оперативного управления ею создается Дирекция Программы. Ее формирование осуществляет Минэкономразвития России.
Дирекция готовит предложения и обоснования по первоочередным проектам (мероприятиям) для финансирования в очередном финансовом году исходя из возможностей бюджетов всех уровней и внебюджетных средств, готовит предложения по объемам и источникам финансирования программных мероприятий, проекту сводной бюджетной заявки по статьям расходов программы, а также предложения для государственных заказчиков Программы по дополнительному изысканию и формированию внебюджетных источников финансирования. Совместно с государственными заказчиками программы Дирекция организует проведение конкурсов (торгов) по отбору исполнителей (организаций) для выполнения мероприятий Программы.
Дирекция Программы не является юридическим лицом и формируется из штатных работников государственных заказчиков и их подведомственных организаций. Положение о Дирекции Программы утверждает первый заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации.
7. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы целевые ориентиры.
Реализация комплекса мероприятий в рамках Программы окажет комплексное воздействие на все сферы экономики и общественной жизни. Совершенствование законодательно-нормативной базы в области производства и распространения информационных технологий, направленное на упрощение порядка лицензирования, процессов сертификации будет способствовать ускорению темпов роста этого сектора экономики за счет снижения барьеров входа на рынок и сокращения издержек функционирования организаций сектора. Эффективность программных мероприятий в этой части будет выражаться в росте числа организаций сектора и развитии конкуренции на всех сегментах рынка ИКТ.
Создание предпосылок для роста, как спроса, так и предложения на рынке ИКТ (в том числе, государственного спроса в рамках создания «электронного правительства») обеспечит темпы роста отечественного производства для внутреннего потребления и экспорта темпами не менее 15-25% в среднем в год в период до 2005 года. В частности, предполагается рост объемов рынка информационных услуг и программного обеспечения в 3-4 раза к 2005 году.
Быстрое развитие сектора ИКТ, расширение применения современных информационных технологий в других отраслях экономики будет способствовать формированию более прогрессивной структуры экономики, послужит импульсом к развитию отечественных высокотехнологичных производств, создаст принципиально новые возможности для наращивания производства и экспорта отечественной продукции высокой степени переработки. На базе развития новой экономики, основанной на информационных технологиях, станет возможным изменение тенденций нарастания доли сырьевого сектора в экономике России и, в частности, в экспорте. Доля ИКТ сектора в экономике увеличится в несколько раз и составит к 2005 году не менее 2%. Возможный объем экспорта из России информационных продуктов и услуг к 2010 году может составить от 1 до 3 млрд. долларов в зависимости от конъюнктуры этого сегмента мирового рынка.
Меры Программы по развитию информатизации всех уровней государственного управления обеспечат кардинальное ускорение процессов информационного обмена как внутри общества и бизнеса, так и между гражданами и государством. Следствием этого станет повышение эффективности государственного управления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и общества и принятию своевременных решений по регулированию этих процессов. Косвенным индикатором будет служить рост доли населения и организаций, использующих ИКТ во взаимоотношениях с органами управления для получения и передачи информации. Этот показатель будет пропорционален индикатору распространения Интернет (числу пользователей).
Внедрение современных информационных технологий в организацию работ министерств и ведомств, а также региональных органов управления позволит сократить издержки на управление, в том числе и за счет высвобождения части технического персонала этих служб. Целевым индикатором информатизации работы органов управления может выступать доля безбумажного документооборота внутри ведомств и между ними. Предполагается довести долю безбумажного документооборота в среднем до 65% внутри ведомств и до 40% в межведомственном обороте.
Важное значение будет иметь интеграция отдельных государственных информационных ресурсов в единую систему (в частности, МНС, ГТК и др. ведомств), что позволит радикально сократить возможности для хозяйственных махинаций, нарушения законов, уклонения от налогов и т.п. Эффект от этой части Программы будет выражаться в повышении собираемости налогов и сокращении потерь от экономических преступлений. Поскольку данные последствия тесно связаны с проведением других организационных мероприятий и общего совершенствования работы органов управления, количественная оценка эффекта от Программы в этой части затруднена.
Создание единой системы сбора, передачи и обработки информации существенно повысит возможности скоординированных действий силовых структур и будет способствовать повышению безопасности и обороноспособности страны.
В сфере бизнеса предусматриваемые Программой меры по ускорению распространения современных способов передачи информации и внедрение электронного документооборота приведут к сокращению времени на осуществление сделок, взаимодействия с государственными органами власти и, в конечном счете, к сокращению трансакционных издержек, повышению конкурентоспособности предприятий. Косвенными индикаторами для оценки этих процессов могут выступать: доля безбумажных контрактов в общем числе заключенных контрактов и доля электронной торговли в товарообороте.
Реализация Программы создаст необходимые и достаточные условия для ускоренной интеграции России в мировую систему коммуникаций и стандартов, будет способствовать расширению присутствия России в глобальной информационной сети, будет способствовать расширению спектра направлений и масштабов участия России в международном разделении труда. Индикатором эффективности Программы по этому направлению будут выступать доля российских информационных ресурсов в сети Интернет и объемы внешнеэкономической деятельности в сфере ИКТ.
Не меньшее значение, чем рост экономической эффективности, будет иметь создание единого информационного пространства на всей территории страны. Развитие ИКТ создает предпосылки для преодоления экономического отставания отдельных территорий, обеспечивает равные возможности доступа населению, независимо от места проживания, не только к широкому кругу источников разнообразной информации внутри России, но и ко всем мировым информационным ресурсам.
Особенности географического положения России, структуры размещения производства и расселения населения, отставание развития транспортной инфраструктуры определяют особую важность информационных технологий и систем удаленного доступа к информации для обеспечения населения и бизнеса необходимыми консультационными услугами. Развитие ИКТ потенциально позволит всем гражданам получать дистанционно медицинские, юридические и иные виды консультационных услуг, существенно повысит возможности дистанционного обучения и повышения квалификации. Это явится важным шагом по пути развития демократии и реальному обеспечении равных прав всех граждан в области информации. Индикатором выступает число пользователей Интернет и объемы услуг предоставляемых с помощью систем удаленного доступа.
На базе развития современных методов информационного обмена между государством и обществом будут созданы принципиально новые возможности для обеспечения информационной открытости и гласности принятия решений, для повышения уровня доверия и взаимодействия между обществом и государством. У граждан России появятся условия для сокращения затрат времени на реализацию своих конституционных прав и обязанностей.
Значительное место в Программе уделено мероприятиям по информатизации образования. Эти меры должны повысить эффективность методов обучения, расширить доступ населения к получению образования за счет средств дистанционного доступа. Кроме того, в области развития образования значение мероприятий программы состоит в повышении общего уровня грамотности населения в области современных методов работы с информацией, в развитии системы подготовки специалистов для сферы ИКТ. Ежегодные объемы подготовки кадров в области информационных технологий должны составить к 2005 году не менее 25 тыс. специалистов с высшим образованием и не менее 60 тыс. со средним специальным и начальным профессиональным образованием. Дальнейшее развитие кадрового потенциала будет определяться потребностями рынка рабочей силы этой квалификации. В рамках реализации данной Программы и программы развития образования будет достигнут уровень компьютеризации (включая доступ к Интернет) в 100% для высших учебных заведений к 2005 году и 100% средних учебных заведений к 2010 году.
В целом, реализация Программы позволит существенно повысить конкурентоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг, повысит эффективность и демократичность государственного управления на всех уровнях, обеспечит рост качества жизни населения.
Вместе с тем, задачи программы не сводятся к чисто экономическим. Создание условий для ускорения процессов внедрения современных информационных технологий во все сферы общественной жизни и бизнеса не имеет альтернатив, поскольку только опережающие темпы в этой области позволят России сократить отставание от развитых стран мира, избежать информационной и экономической изоляции от мировой экономики и мирового сообщества, обеспечить динамизм процессов международной интеграции.
Полная реализация мероприятий Программы должна позволить к 2010 году распространение ИКТ в России на уровне развитых стран Восточной Европы и вплотную приблизится к средним показателям по странам Европейского Союза.
Текст взят с сайта