Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2001-2010»

Author:

Содержание

1. Суть проблемы и обоснование необходимости ее решения программными средствами
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
3. Система программных мероприятий
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Механизм реализации Программы
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы

Приложение

1. Суть проблемы и обоснование необходимости решения с помощью программных технологий

Активное развитие и применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) стало глобальной тенденцией последних десятилетий. Использование современных методов обработки и передачи данных играет ключевую роль в повышении конкурентоспособности экономики, расширении возможностей интеграции в мировую хозяйственную систему, а также в повышении эффективности государственного управления на всех уровнях и в разных секторах экономики.

Распространение ИКТ и их проникновение во все сферы жизни общества создают технологическую базу для развития гражданского общества, обеспечивая право граждан на свободный и оперативный доступ к информации через глобальную сеть Интернет.

Несмотря на значительный прогресс в развитии информационных технологий за последнее десятилетие, Россия не смогла существенно сократить разрыв с промышленно развитыми странами по уровню информатизации экономики и общества. Это связано частично с общими экономическими проблемами, такими как затяжной кризис и низкий уровень материального благосостояния населения.

Однако недостаточное развитие ИКТ в стране обусловлено также рядом факторов, искусственно замедляющих процесс информатизации, затрудняющих широкое использование технологий в экономике и государственном управлении, а также препятствующих развитию отечественного ИКТ-сектора. К числу таких факторов относятся:

  • несовершенство и устарелость нормативно-правовой базы, изначально ориентированной на ограничительный доступ к информации;
  • недостаточное внедрение современных IT-решений в государственном управлении, а также неготовность государственных органов применять передовые методы взаимодействия с гражданами и предпринимателями;
  • неэффективное и затратное использование бюджетных средств на программы информатизации;
  • низкий уровень подготовки специалистов в области создания и использования ИКТ;
  • преграды для российских IT-компаний при выходе на внутренний и международный рынки, связанные с чрезмерным регулированием и требованием обязательной сертификации и лицензирования;
  • ограниченное понимание потенциала ИКТ и недостаточная культура их применения;
  • высокий уровень монополизации в сфере телекоммуникационной инфраструктуры, вызванный высокими барьерами входа и отсутствием должного регулирования тарифов.

Решаемые задачи связаны с приоритетами и целями Стратегии социально-экономического развития России до 2010 года и соответствуют критериям отбора федеральных целевых программ 2002 года и далее.

Процессы информатизации активно идут на всех уровнях. Множество мероприятий в области IT реализуется в рамках других программ, поэтому важной задачей данной Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия на 2002-2010 годы» является координация и дополнение этих инициатив, придание информатизации комплексного характера.

Эта Программа связана с ФЦП «Развитие электронной торговли в России на 2002–2006 годы» и ФЦП «Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002–2006 годы». Каждая из них решает разные задачи: первая — создание условий для внедрения ИКТ в коммерческом секторе, вторая — развитие образовательных технологий и инфраструктуры, а третья — устранение институциональных барьеров для развития ИКТ, расширение взаимодействия государства и граждан, а также развитие публичной инфраструктуры доступа.

Федеральными заказчиками Программы выступает ряд ведомств. Министерство экономического развития и торговли РФ, как государственный заказчик-координатор, отвечает за координацию комплексной государственной политики в сфере ИКТ. Решаемые задачи носят межведомственный и общеэкономический характер и требуют использования программно-целевого подхода.

Программа разработана согласно распоряжению Правительства РФ и включена в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета с 2002 года.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Главной целью Программы является повышение эффективности экономики и государственного управления через широкое внедрение и распространение ИКТ, создание технологических условий для развития гражданского общества через обеспечение прав на свободный доступ к информации, включая подготовку квалифицированных IT-специалистов и пользователей.

Внедрение Программы позволит:

  • полностью задействовать интеллектуальный и кадровый потенциал страны;
  • обеспечить гармоничное вхождение России в мировую постиндустриальную экономику благодаря кооперации и информационной открытости;
  • укрепить основы гражданского общества и демократии;
  • преодолеть информационное неравенство между Россией и развитым миром, обеспечить равноправный доступ граждан к глобальному информационному пространству с соблюдением прав человека и защиты персональных данных.

Для достижения этих целей необходимо решить такие задачи:

1) сформировать эффективную нормативно-правовую базу для ИКТ на основе прямых законов;

2) обеспечить эффективное взаимодействие органов власти внутри себя и с гражданами, используя современные IT;

3) создать условия для расширения использования IT в экономике посредством организационно-институциональных мер;

4) поднять уровень подготовки кадров через модернизацию образовательной системы с применением ИКТ;

5) содействовать развитию независимых СМИ посредством внедрения ИКТ;

6) поддерживать развитие публичной инфраструктуры доступа к телекоммуникациям, электронным библиотекам и базам данных, улучшать качество услуг;

7) сформировать телекоммуникационную инфраструктуру для эффективной работы госорганов и единой образовательной среды.

Цели и задачи развивают положения Концепции единого информационного пространства России, одобренной Президентом, Окинавской хартии глобального информационного общества и других правительственных документов.

Принципы разработки и реализации Программы включают:

  • максимальное снижение административных барьеров с учетом конституционных прав и безопасности;
  • открытость программы для обсуждения заинтересованными сторонами;
  • исключение дублирования с другими программами;
  • оптимизацию и экономию бюджетных расходов.

Первый этап (2002 г.)

Формируются институциональные условия для реализации Программы: анализ нормативно-правовой базы для выявления препятствий внедрению ИКТ; инвентаризация уровней информатизации бюджетного и частного сектора; аудит информационных ресурсов федеральных органов власти; анализ зарубежного опыта. Изучается опыт саморегулирования в сфере ИКТ.

Параллельно готовится пакет законодательных инициатив по гармонизации отечественного законодательства с международными нормами, обеспечивается право граждан на открытый доступ к информации органов власти через IT. Начинается ряд пилотных проектов по электронному документообороту, развитию телекоммуникационной инфраструктуры бюджетных учреждений и модернизации профессионального образования в IT.

Второй этап (2003–2004 гг.)

На основе исследований и законодательных изменений реализуются проекты по интерактивному взаимодействию власти с гражданами и бизнесом. Тестируются проектные решения и технологии, получаются и обсуждаются результаты. Продолжается совершенствование правовой базы ИКТ. Начинается продвижение российских IT-услуг на мировой рынок, формируется материально-техническая база подготовки IT-кадров в ведущих учебных заведениях, разворачивается широкая подготовка специалистов. Формируется единая инфраструктура для публичного и образовательного интернета.

Третий этап (2005–2010 гг.)

Обеспечиваются предпосылки для массового использования ИКТ в экономике и реализации прав граждан на доступ к информации и экономической деятельности с помощью IT. Внедряются стандартизированные системы документооборота, повышающие эффективность коммуникаций внутри и между ведомствами, а также с гражданами и бизнесом.

3. Система программных мероприятий

Программа предусматривает реализацию взаимосвязанных мероприятий по следующим направлениям:

  1. совершенствование правового регулирования в сфере ИКТ;
  2. обеспечение информационной прозрачности органов власти и взаимодействия с обществом;
  3. модернизация государственного управления с применением информационных технологий;
  4. взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и содействие внедрению IT в экономику;
  5. образование, наука и развитие кадрового потенциала, поддержка электронных баз и библиотек;
  6. поддержка развития независимых СМИ посредством ИКТ;
  7. развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.

Мероприятия будут реализованы параллельно и последовательно.

3.1. Совершенствование регулирования деятельности в сфере ИКТ

Цель — создание правовых условий для широкого применения ИКТ во всех сферах жизни, обеспечивающих равноправный доступ и сокращение ограничений.

Задачи включают расширение правового поля для электронных форм информации, устранение ограничений в создании и использовании информационных продуктов и технологий, обеспечение равных прав на доступ к несекретной информации.

Нормативное регулирование будет строиться на принципах:

  • единое информационное пространство внутри страны и устранение межрегиональных и межведомственных барьеров;
  • минимизация препятствий для международной интеграции в информационный обмен;
  • гарантия права каждого на доступ к открытым информационным ресурсам;
  • гласность и широкий общественный диалог при формировании нормативных актов;
  • создание равных условий конкуренции и борьба с монополизмом;
  • равноправие электронных и традиционных документов;
  • гармонизация законодательства и комплексный подход в правовом регулировании.

На первом этапе предусматривается экспертиза действующей нормативной базы, создание системы мониторинга нормативных актов, разработка концепций развития законодательства и демонополизации сектора ИКТ, а также начало законотворческой деятельности.

Для устранения необоснованных ограничений будут внесены изменения в лицензирование, сертификацию, а также ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и другие акты.

Будут подготовлены проекты регламентирующих документов по доступу к государственным информационным массивам и охране персональных данных.

Программа предусматривает меры поддержки развития ИКТ, включая создание технопарков, развитие инфраструктуры, поддержку оффшорного программирования и информатизацию бюджетного сектора.

Также планируется содействие развитию саморегулируемых организаций, вовлеченных в разработку и контроль стандартов применения ИКТ.

На втором этапе акцент сместится на расширение регулирования в сфере взаимодействия государства и общества с использованием IT, включая уравнивание прав на электронные и бумажные формы документов, регулирование приема заявок и жалоб в электронной форме, а также внесение поправок в процессуальное законодательство.

На третьем этапе появится нормативная база для использования информационных сетей в целях волеизъявления граждан, а сферу применения обязательных IT-направлений в правах госорганов существенно расширят.

3.2. Обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для общества

Ключевые задачи — расширение объёмов предоставляемой обществу информации, создание эффективной системы государственных услуг в удобной форме и формирование механизмов общественного контроля.

Решение будет основано на принципах открытости и обеспечения обратной связи между государством и гражданами.

Использование ИКТ в работе госорганов позволит расширить доступ к информации о их деятельности, включая законодательный процесс, бюджетирование, госзакупки и управление имуществом.

Будут выполнены меры по повышению открытости на всех уровнях власти.

В первой фазе пройдет инвентаризация общественно полезной информации, находящейся в собственности госорганов, а также создание системы мониторинга информационных баз данных, не затрагивающих персональные и коммерческие данные.

Будут разработаны и реализованы программы по оцифровке и открытому доступу к незапрещенным данным, поддержаны пилотные проекты предоставления госуслуг через IT.

В дальнейшем процесс перехода к открытому доступу будет завершен, а запущен сервисный портал электронного правительства с оценкой эффективности деятельности органов власти и механизмами распространения успешных проектов.

3.3. Модернизация органов государственного управления посредством внедрения ИКТ

Задача — повысить эффективность работы госорганов и обеспечить реализацию прав граждан на доступ к информации и госуслугам.

Улучшение коммуникации между ведомствами и уровнями власти будет обеспечено за счет:

  • развития внутриведомственного документооборота с использованием локальных сетей и международных стандартов;
  • создания систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих совместимость стандартов хранения и обмена информацией;
  • выстраивания горизонтальных связей между региональными и муниципальными органами власти для распространения успешного опыта и повышения квалификации.

На первом этапе будет проведена инвентаризация уровней оснащения органов власти IT-техникой и доступом к информационным сетям, оценка эффективности существующих систем, а также разработаны предложения по координации и стандартизации информационной политики.

Планируются пилотные проекты по электронному документообороту, в том числе между Правительством и федеральными органами, а также комплексное подключение территориальных подразделений к Интернету.

Второй этап предусматривает завершение плана перехода к электронному документообороту и начало его масштабного внедрения с созданием системы координации федеральных программ информатизации. Также будут подведены итоги реализации ключевых пилотных проектов.

К середине третьего этапа ожидается завершение перехода на безбумажный документооборот во многих органах власти и муниципалитетах, а также переподготовка кадров.

Будет создана Единая государственная система управления и передачи данных (ЕГСУПД), которая на первом этапе будет реализована в одном федеральном округе, а затем — в остальных.

3.4. Взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор

Цель мер — сократить издержки предприятий во взаимодействии с государством и перевести большинство обязательных процедур в электронный формат.

Для этого необходимо:

  • согласовать действия госорганов для обеспечения совместимости и стандартизации информационного обмена;
  • соответствие делопроизводства открытым международным стандартам;
  • постепенный переход к безбумажному документообороту с постепенным введением обязательств для предприятий.

Главные задачи в сфере развития реального сектора включают:

  • создание институтов рынка научно-технической продукции;
  • перенос принадлежащих государству IT-технологий в частный бизнес;
  • развитие инфраструктуры общественного доступа к информационным сетям;
  • снижение издержек для новых предприятий ИКТ и уменьшение барьеров на зарубежных рынках.

В рамках программы будет разработана стратегия внедрения ИКТ в госсекторе, что создаст условия для роста рынка электронной торговли. Окажется системная помощь в информатизации научно-технического рынка и трансфере технологий.

Инфраструктура общественного доступа будет организована на базе учебных заведений, библиотек и органов власти. Обеспечивается использование имущества убыточных государственных предприятий для этих целей и создание технопарков в университетских комплексах с необходимым бюджетным софинансированием.

Государство также поддержит внешнеэкономическую деятельность ИКТ-компаний, покрывая часть расходов на выход на международные рынки и способствуя участию в международных стандартизационных проектах и мероприятиях.

3.5. Образование, наука и развитие кадрового потенциала

Модернизация образования — одна из ключевых задач развития ИКТ. Планируется создание единой информационно-образовательной среды, основанной на развитии методов открытого образования, а также обновление профессионального образования в IT с улучшением материально-технической базы.

Краткосрочная цель (до 2005 года) — сделать страну привлекательной для инвестиций и обеспечить инновационный потенциал.

Информационные потоки и современные производства требуют специалистов с обширными коммуникативными навыками. Образование должно заранее реагировать на потребности рынка труда в ближайшие 5-15 лет, включая:

  • формирование кадровой инфраструктуры для основных отраслей, опережающее развитие среднего профессионального образования в IT;
  • поддержку научных школ в IT, создание исследовательских университетов, научных парков, венчурных предприятий;
  • повышение качества и современности образовательных программ, формирование новых профессий;
  • повышение информационной культуры населения и переподготовку работников государственного и негосударственного секторов.

Для этого необходимо увеличить бюджетные расходы и повысить эффективность их использования.

Основные действия включают:

  • создание современной методической и технической базы в ведущих вузах и учебных заведениях начального профессионального образования;
  • формирование нормативно-правовой базы по информатизации и дистанционному образованию;
  • развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры образовательных учреждений;
  • программы повышения квалификации и переподготовки госслужащих, работников бюджетного сектора и безработных;
  • обновление кадрового состава администраторов и менеджеров образования;
  • развитие конкуренции среди преподавателей и информационных ресурсов;
  • оптимизация сети учреждений начального профессионального образования с обновлением материальной базы.

Отмечается избыток широкопрофильных специалистов с высшим образованием и растущая потребность в специалистах среднего звена для технической поддержки управления и ИКТ-инфраструктуры.

Планируется использовать базу вузов для подготовки таких специалистов, включая интеграцию техникумов в университетские комплексы.

На первом этапе будет проанализирована нормативная база и разработана концепция развития правового обеспечения образования и дистанционных форм обучения.

Разработается программа переподготовки кадров в госслужбе и бюджетном секторе с учетом:

  • использования существующей образовательной инфраструктуры;
  • создания дифференцированных стандартов подготовки и системы сертификации;
  • широкого применения дистанционного обучения;
  • софинансирования с федеральных и региональных уровней с привлечением частного сектора.

Будет сформирована программа развития среднего и высшего профессионального образования IT-специалистов, включающая разработку квалификационных стандартов, методической литературы, ускоренную подготовку преподавателей, координацию учебных программ с рынком и поддержку экспорта дистанционного образования.

Совместно с программой развития единой образовательной среды будет создаваться телекоммуникационная инфраструктура и оснащение вузов и средних учебных заведений, обеспечивающее постоянный доступ к информационным ресурсам.

Повышение технической оснащенности и развитие кадровой подготовки будут проводиться по конкурсной системе с применением проектного финансирования на основе положительного опыта национальных и президентских программ подготовки кадров.

3.6. Содействие развитию независимых СМИ через внедрение ИКТ

Поддержка гражданского общества и независимых СМИ осуществляется через:

  1. подготовку сотрудников к работе с современными IT-средствами;
  2. организацию доступа к информации через интернет, включая электронные базы данных, архивы органов власти и СМИ;
  3. помощь в разработке и поддержке электронных версий изданий с предоставлением каналов связи и хостинга.

Координация мероприятий возлагается на Министерства информации и Минэкономразвития РФ.

Внедрение ИКТ в СМИ осуществляется через конкурсный отбор проектов с учетом профессионализма, софинансирования и обоснованности проектов, как на федеральном, так и региональном уровнях. Важно взаимодействие с профессиональными медиа-сообществами и подготовка региональных исследований по отбору потенциальных партнеров.

3.7. Развитие инфраструктуры публичных сетей доступа

Одной из ключевых проблем является ограниченный физический или ценовой доступ к информационным сетям для социально незащищенных групп, местных СМИ, образовательных и медицинских учреждений, а также государственных организаций.

Для снижения территориального неравенства доступа и развития инфраструктуры предусмотрены меры по развитию магистральных линий и сетей доступа.

Развитие магистральных линий будет достигаться за счет институциональных мер (снижение административных барьеров и ограничений для инвестиций), а сети доступа — финансированием и софинансированием на федеральном уровне.

Прямое финансирование из бюджета предусмотрено для подключения территориальных подразделений федеральных органов и подведомственных бюджетных учреждений.

Проекты по подключению региональных и муниципальных учреждений, технопарков при вузах, местных СМИ и центров общественного доступа к сети интернет будут реализованы на условиях софинансирования из федеральных, региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.

Особое внимание уделяется эффективному использованию существующей инфраструктуры связи общего пользования, научных и образовательных сетей.

На первом этапе будет проведена инвентаризация и мониторинг доступа бюджетных организаций и федеральных подразделений к информационным сетям, подготовлена программа поэтапного подключения с межведомственной координацией. Одновременно реализуется пилотный проект по комплексному подключению территориальных подразделений в одном федеральном округе.

На втором этапе стартуют проекты информатизации государственных учреждений регионального и муниципального уровней, с софинансированием из различных источников и разработкой принципов софинансирования.

Также предусмотрено создание центров общественного доступа в государственных и муниципальных учреждениях (библиотеки, почтовые отделения, ВУЗы, школы), с учетом нагрузок образовательных учреждений, где используется мультимедийный контент и разнообразие образовательных организаций.

4. Ресурсное обеспечение программы

При формировании ресурсного обеспечения учитывался реальный финансово-бюджетный потенциал страны на федеральном и региональном уровнях.

Общий объем финансирования Программы составляет 61 141,5 млн рублей (по ценам 2001 года), включая:

  • федеральный бюджет — 31 817 млн руб. (52%);
  • бюджеты субъектов РФ — 17 689 млн руб. (28,9%);
  • внебюджетные источники — 11 686 млн руб. (19,1%).

Финансирование по этапам:

  • первый этап (2002 год) — 5 235,5 млн руб.;
  • второй этап (2003–2004 годы) — 17 834,9 млн руб.;
  • третий этап (2005–2010 годы) — 38 121,1 млн руб.

Финансовые источники первого этапа распределяются следующим образом:

  • федеральный бюджет — 2 893,2 млн руб. (55,3%);
  • бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты — 1 564,4 млн руб. (29,9%);
  • внебюджетные — 777,9 млн руб. (14,8%).

Основные статьи расходов первого этапа:

  • капитальные вложения — 1 634 млн руб. (56,48%);
  • НИОКР — 521,5 млн руб. (18,03%);
  • прочие нужды — 737,7 млн руб. (25,50%).

По итогам первого этапа мероприятия второго этапа уточняются, определяется дополнительный объем внебюджетных и региональных средств.

Финансирование второго этапа распределяется так:

  • федеральный бюджет — 9 660,9 млн руб. (54%);
  • бюджеты субъектов и муниципалитетов — 5 718,8 млн руб. (32%);
  • внебюджетные — 2 455,2 млн руб. (14%).

Структура расходов второго этапа:

  • капитальные вложения — 10 323,7 млн руб. (53,6%);
  • НИОКР — 1 177,2 млн руб. (6,1%);
  • прочие расходы — 7 761,5 млн руб. (40,3%).

На третьем этапе финансирование распределится следующим образом:

  • федеральный бюджет — 19 262,4 млн руб. (50%);
  • бюджеты субъектов и муниципалитетов — 10 405,8 млн руб. (27%);
  • внебюджетные — 8 452,9 млн руб. (22%).

Структура расходов третьего этапа:

  • капитальные вложения — 17 863 млн руб. (66,6%);
  • НИОКР — 1 177,2 млн руб. (4,4%);
  • прочие нужды — 7 761,5 млн руб. (29,0%).

На основании этих данных составлены таблицы по источникам и направлениям финансирования по разделам и этапам реализации программы.

5. Механизм реализации Программы

Реализация ФЦП осуществляется на существующей нормативно-правовой базе, опирающейся на Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства по вопросам социально-экономического развития.

Механизм реализации отражает комплексность Программы и ее координирующую роль в дополнении других федеральных, ведомственных и региональных программ. Один из основных принципов — привлечение внебюджетных инвестиционных средств для программ с коммерческим потенциалом. Бюджеты регионов вовлекаются в реализацию мероприятий на своих территориях. Средства федерального бюджета направляются главным образом на информатизацию органов федеральной власти и создание ИКТ-инфраструктуры. Допускается привлечение кредитов международных финансовых институтов.

Бюджет поддерживает приоритетные направления поэтапно, с учетом результатов пилотных проектов и текущего мониторинга. Регулярно проводится анализ и корректировка реализации Программы государственными заказчиками на основе рекомендаций экспертного совета.

Государственная поддержка НИОКР и капитального строительства базируется на принципах:

  • долевого участия государства в интересах отраслей, регионов и ведомств;
  • обязательного конкурсного размещения государственных заказов.

С целью снижения бюджетной нагрузки и экономии средств предусматривается отказ от прямого государственного финансирования тех НИОКР с коммерческим потенциалом, которые должны финансироваться внебюджетными источниками.

После утверждения Программы заказчики проводят конкурсный отбор исполнителей для оптимального размещения государственных заказов по каждому мероприятию.

Государственные заказчики заключают контракты с организациями, которые предлагают лучшие условия по реализации мероприятий.

Отбор осуществляется согласно федеральному закону о конкурсах на госзакупки товаров, работ и услуг, включая расходы на организацию конкурсных процедур.

При наличии нескольких равносильных проектов проводится независимая экспертиза для выбора наиболее перспективного варианта.

В процессе реализации заказчики активно привлекают дополнительные источники финансирования, расширяют базу внебюджетных инвестиций, в том числе частного капитала, а также бюджетные средства регионов и муниципалитетов.

Для устойчивого финансирования подписываются протоколы о намерениях или другие документы, подтверждающие обязательства по внебюджетным и региональным финансированиям.

6. Организация управления Программой и контроль за ходом реализации

6.1. Управление программой осуществляют федеральные заказчики: Минэкономразвития России (координатор), Минсвязи, Минпромнауки, Минобразования, ФАПСИ, Росавиакосмос и РАСУ, ответственные за подготовку и эффективное выполнение Программы.

Минэкономразвития, как координатор, ежегодно готовит и направляет сводную бюджетную заявку на финансирование, а также отчет о ходе реализации Программы в профильные министерства.

Общее руководство ведет Координационный совет — правительственная межведомственная комиссия, в которую входят руководители вовлеченных ведомств. Председателем является Министр экономического развития и торговли, а в его отсутствие — заместитель.

Координационный совет не реже раза в год подводит итоги, согласовывает программные мероприятия, проверяет реализацию и использование средств.

При совете действует Экспертный совет, в который входят представители IT-бизнеса, научных организаций и госорганов. Руководит советом заместитель министра развития и торговли.

Экспертный совет собирается не реже одного раза в квартал и:

  • готовит рекомендации по реализации программы с учётом хода работ и тенденций развития;
  • выявляет проблемы;
  • экспертно оценивает проекты по содержанию и стоимости;
  • формирует предложения для Координационного совета.

В составе Экспертного совета работают рабочие группы, осуществляющие мониторинг и взаимодействие с государственными заказчиками и дирекцией программы. Деятельность поддерживается средствами НИР и НИОКР соответствующих ведомств.

Для формирования положительного имиджа и поддержки программы проводятся:

  • участие представителей власти в IT-мероприятиях;
  • ежегодные конференции по развитию IT в России;
  • информационно-пропагандистские кампании во всех СМИ;
  • популяризация программы в интернет- и профессиональных сообществах, включая создание специализированного сайта и организации дискуссий на его базе;
  • мониторинг медиа-пространства;
  • формирование экспертного сообщества для консультаций СМИ и проведение пресс-конференций;
  • публикация отчетных материалов;
  • совместные с бизнесом PR-акции по развитию IT (конкурсы лучших вузов, школ, регионов в IT-сфере).

Координационный совет определяет требования к мероприятиям и отбор исполнителей на конкурсной основе.

Для технического обеспечения и текущего управления создается дирекция программы под руководством Минэкономразвития.

Дирекция подготавливает предложения по финансированию, объемам и источникам средств, координирует проведение конкурсов на выбор исполнителей.

Она не является юридическим лицом и формируется из штатных сотрудников заказчиков и их подведомственных организаций. Положение о дирекции утверждается первым заместителем министра экономического развития и торговли.

7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы

Мероприятия программы окажут комплексное влияние на экономику и общество. Совершенствование законодательной базы упростит лицензирование и сертификацию, что ускорит рост ИКТ-сектора за счет снижения входных барьеров и издержек. Это проявится в увеличении числа предприятий и развитии конкуренции в отрасли.

Создание условий для увеличения спроса и предложения на рынке ИКТ, включая государственный спрос («электронное правительство»), обеспечит ежегодный рост производства IT-продукции и услуг в 15–25% до 2005 года, а объём рынка программного обеспечения и IT-услуг увеличится в 3–4 раза.

Развитие IT-сектора и внедрение современных технологий в другие отрасли создадут более прогрессивную экономическую структуру, стимулируя высокотехнологичные производства, расширение экспорта продукции с высокой степенью переработки и снижение доли сырьевого сектора.

Доля отрасли IT в экономике увеличится многократно и к 2005 году составит не менее 2%. Объем экспорта информационных продуктов и услуг к 2010 году может достигнуть 1–3 млрд долларов в зависимости от мирового рынка.

Меры по информатизации систем управления ускорят информационный обмен между обществом, бизнесом и государством, что повысит эффективность госуправления, мониторинг и своевременное регулирование процессов. Рост числа пользователей ИКТ в взаимодействии с органами власти будет индикатором успеха.

Внедрение IT в работу министерств и ведомств снизит издержки, включая сокращение технического персонала, и повысит долю безбумажного документооборота внутри органов власти — ориентировочно до 65% внутри ведомств и 40% межведомственного взаимодействия.

Интеграция государственных информационных ресурсов, например налоговых и таможенных служб, поможет уменьшить налоговые правонарушения и мошенничество, что позитивно отразится на собираемости налогов.

Создание единой информационной системы содействует повышению безопасности и обороноспособности страны.

В бизнесе предусмотренные меры ускорят распространение электронных способов коммуникации, что сократит время сделок, взаимодействия с госорганами и трансакционные издержки, повысит конкурентоспособность.

Показателями в этой области станут доля безбумажных контрактов и доля электронной торговли в общем товарообороте.

Программа создаст условия для быстрой интеграции России в мировое информационное пространство, расширит участие страны в международном разделении труда. Эффективность будет оцениваться долей российских ресурсов в интернете и масштабами внешнеэкономической активности в сфере IT.

Развитие единого информационного пространства обеспечит преодоление территориальных диспропорций, предоставит равные возможности доступа к информационным ресурсам для всех граждан, независимо от места жительства.

Особое значение имеют возможности дистанционного получения медицинских, юридических и образовательных услуг, что способствует развитию демократии и равноправия в доступе к информации.

Показателями станут количество интернет-пользователей и объемы услуг удаленного доступа.

Современные методы информационного обмена между властью и обществом создадут новую систему прозрачности и гласности, повысив доверие и взаимодействие, а также снизив временные затраты граждан на реализацию прав и обязанностей.

Особое внимание уделено информатизации образования, что повысит эффективность обучения и доступ к образованию дистанционно. К 2005 году планируется готовить не менее 25 тыс. специалистов с высшим и 60 тыс. — со средним и начальным профессиональным образованием в области IT ежегодно.

Дальнейшее развитие кадрового потенциала будет определяться потребностями рынка.

В рамках реализации программы и параллельных проектов планируется довести уровень компьютеризации высших учебных заведений до 100% к 2005 году, а средних — к 2010 году.

В целом Программа повысит конкурентоспособность экономики, улучшит качество и демократичность государственного управления на всех уровнях, а также уровень жизни населения.

Однако задачи программы выходят за рамки экономических показателей. Ускоренное внедрение ИКТ во все сферы жизни позволит России сократить отставание от развитых стран, избежать экономической и информационной изоляции и обеспечить динамичное международное сотрудничество.

Полная реализация мероприятий даст России уровень распространения ИКТ, сопоставимый с развитыми странами Восточной Европы и приближенный к средним показателям Европейского Союза к 2010 году.