Содержание
1. Суть проблемы и обоснование необходимости ее решения программными средствами
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
3. Система программных мероприятий
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Механизм реализации Программы
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Приложение
1. Суть проблемы и обоснование необходимости решения с помощью программных технологий
Активное развитие и применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) стало глобальной тенденцией последних десятилетий. Использование современных методов обработки и передачи данных играет ключевую роль в повышении конкурентоспособности экономики, расширении возможностей интеграции в мировую хозяйственную систему, а также в повышении эффективности государственного управления на всех уровнях и в разных секторах экономики.
Распространение ИКТ и их проникновение во все сферы жизни общества создают технологическую базу для развития гражданского общества, обеспечивая право граждан на свободный и оперативный доступ к информации через глобальную сеть Интернет.
Несмотря на значительный прогресс в развитии информационных технологий за последнее десятилетие, Россия не смогла существенно сократить разрыв с промышленно развитыми странами по уровню информатизации экономики и общества. Это связано частично с общими экономическими проблемами, такими как затяжной кризис и низкий уровень материального благосостояния населения.
Однако недостаточное развитие ИКТ в стране обусловлено также рядом факторов, искусственно замедляющих процесс информатизации, затрудняющих широкое использование технологий в экономике и государственном управлении, а также препятствующих развитию отечественного ИКТ-сектора. К числу таких факторов относятся:
- несовершенство и устарелость нормативно-правовой базы, изначально ориентированной на ограничительный доступ к информации;
- недостаточное внедрение современных IT-решений в государственном управлении, а также неготовность государственных органов применять передовые методы взаимодействия с гражданами и предпринимателями;
- неэффективное и затратное использование бюджетных средств на программы информатизации;
- низкий уровень подготовки специалистов в области создания и использования ИКТ;
- преграды для российских IT-компаний при выходе на внутренний и международный рынки, связанные с чрезмерным регулированием и требованием обязательной сертификации и лицензирования;
- ограниченное понимание потенциала ИКТ и недостаточная культура их применения;
- высокий уровень монополизации в сфере телекоммуникационной инфраструктуры, вызванный высокими барьерами входа и отсутствием должного регулирования тарифов.
Решаемые задачи связаны с приоритетами и целями Стратегии социально-экономического развития России до 2010 года и соответствуют критериям отбора федеральных целевых программ 2002 года и далее.
Процессы информатизации активно идут на всех уровнях. Множество мероприятий в области IT реализуется в рамках других программ, поэтому важной задачей данной Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия на 2002-2010 годы» является координация и дополнение этих инициатив, придание информатизации комплексного характера.
Эта Программа связана с ФЦП «Развитие электронной торговли в России на 2002–2006 годы» и ФЦП «Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002–2006 годы». Каждая из них решает разные задачи: первая — создание условий для внедрения ИКТ в коммерческом секторе, вторая — развитие образовательных технологий и инфраструктуры, а третья — устранение институциональных барьеров для развития ИКТ, расширение взаимодействия государства и граждан, а также развитие публичной инфраструктуры доступа.
Федеральными заказчиками Программы выступает ряд ведомств. Министерство экономического развития и торговли РФ, как государственный заказчик-координатор, отвечает за координацию комплексной государственной политики в сфере ИКТ. Решаемые задачи носят межведомственный и общеэкономический характер и требуют использования программно-целевого подхода.
Программа разработана согласно распоряжению Правительства РФ и включена в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета с 2002 года.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Главной целью Программы является повышение эффективности экономики и государственного управления через широкое внедрение и распространение ИКТ, создание технологических условий для развития гражданского общества через обеспечение прав на свободный доступ к информации, включая подготовку квалифицированных IT-специалистов и пользователей.
Внедрение Программы позволит:
- полностью задействовать интеллектуальный и кадровый потенциал страны;
- обеспечить гармоничное вхождение России в мировую постиндустриальную экономику благодаря кооперации и информационной открытости;
- укрепить основы гражданского общества и демократии;
- преодолеть информационное неравенство между Россией и развитым миром, обеспечить равноправный доступ граждан к глобальному информационному пространству с соблюдением прав человека и защиты персональных данных.
Для достижения этих целей необходимо решить такие задачи:
1) сформировать эффективную нормативно-правовую базу для ИКТ на основе прямых законов;
2) обеспечить эффективное взаимодействие органов власти внутри себя и с гражданами, используя современные IT;
3) создать условия для расширения использования IT в экономике посредством организационно-институциональных мер;
4) поднять уровень подготовки кадров через модернизацию образовательной системы с применением ИКТ;
5) содействовать развитию независимых СМИ посредством внедрения ИКТ;
6) поддерживать развитие публичной инфраструктуры доступа к телекоммуникациям, электронным библиотекам и базам данных, улучшать качество услуг;
7) сформировать телекоммуникационную инфраструктуру для эффективной работы госорганов и единой образовательной среды.
Цели и задачи развивают положения Концепции единого информационного пространства России, одобренной Президентом, Окинавской хартии глобального информационного общества и других правительственных документов.
Принципы разработки и реализации Программы включают:
- максимальное снижение административных барьеров с учетом конституционных прав и безопасности;
- открытость программы для обсуждения заинтересованными сторонами;
- исключение дублирования с другими программами;
- оптимизацию и экономию бюджетных расходов.
Первый этап (2002 г.)
Формируются институциональные условия для реализации Программы: анализ нормативно-правовой базы для выявления препятствий внедрению ИКТ; инвентаризация уровней информатизации бюджетного и частного сектора; аудит информационных ресурсов федеральных органов власти; анализ зарубежного опыта. Изучается опыт саморегулирования в сфере ИКТ.
Параллельно готовится пакет законодательных инициатив по гармонизации отечественного законодательства с международными нормами, обеспечивается право граждан на открытый доступ к информации органов власти через IT. Начинается ряд пилотных проектов по электронному документообороту, развитию телекоммуникационной инфраструктуры бюджетных учреждений и модернизации профессионального образования в IT.
Второй этап (2003–2004 гг.)
На основе исследований и законодательных изменений реализуются проекты по интерактивному взаимодействию власти с гражданами и бизнесом. Тестируются проектные решения и технологии, получаются и обсуждаются результаты. Продолжается совершенствование правовой базы ИКТ. Начинается продвижение российских IT-услуг на мировой рынок, формируется материально-техническая база подготовки IT-кадров в ведущих учебных заведениях, разворачивается широкая подготовка специалистов. Формируется единая инфраструктура для публичного и образовательного интернета.
Третий этап (2005–2010 гг.)
Обеспечиваются предпосылки для массового использования ИКТ в экономике и реализации прав граждан на доступ к информации и экономической деятельности с помощью IT. Внедряются стандартизированные системы документооборота, повышающие эффективность коммуникаций внутри и между ведомствами, а также с гражданами и бизнесом.
3. Система программных мероприятий
Программа предусматривает реализацию взаимосвязанных мероприятий по следующим направлениям:
- совершенствование правового регулирования в сфере ИКТ;
- обеспечение информационной прозрачности органов власти и взаимодействия с обществом;
- модернизация государственного управления с применением информационных технологий;
- взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и содействие внедрению IT в экономику;
- образование, наука и развитие кадрового потенциала, поддержка электронных баз и библиотек;
- поддержка развития независимых СМИ посредством ИКТ;
- развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.
Мероприятия будут реализованы параллельно и последовательно.
3.1. Совершенствование регулирования деятельности в сфере ИКТ
Цель — создание правовых условий для широкого применения ИКТ во всех сферах жизни, обеспечивающих равноправный доступ и сокращение ограничений.
Задачи включают расширение правового поля для электронных форм информации, устранение ограничений в создании и использовании информационных продуктов и технологий, обеспечение равных прав на доступ к несекретной информации.
Нормативное регулирование будет строиться на принципах:
- единое информационное пространство внутри страны и устранение межрегиональных и межведомственных барьеров;
- минимизация препятствий для международной интеграции в информационный обмен;
- гарантия права каждого на доступ к открытым информационным ресурсам;
- гласность и широкий общественный диалог при формировании нормативных актов;
- создание равных условий конкуренции и борьба с монополизмом;
- равноправие электронных и традиционных документов;
- гармонизация законодательства и комплексный подход в правовом регулировании.
На первом этапе предусматривается экспертиза действующей нормативной базы, создание системы мониторинга нормативных актов, разработка концепций развития законодательства и демонополизации сектора ИКТ, а также начало законотворческой деятельности.
Для устранения необоснованных ограничений будут внесены изменения в лицензирование, сертификацию, а также ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и другие акты.
Будут подготовлены проекты регламентирующих документов по доступу к государственным информационным массивам и охране персональных данных.
Программа предусматривает меры поддержки развития ИКТ, включая создание технопарков, развитие инфраструктуры, поддержку оффшорного программирования и информатизацию бюджетного сектора.
Также планируется содействие развитию саморегулируемых организаций, вовлеченных в разработку и контроль стандартов применения ИКТ.
На втором этапе акцент сместится на расширение регулирования в сфере взаимодействия государства и общества с использованием IT, включая уравнивание прав на электронные и бумажные формы документов, регулирование приема заявок и жалоб в электронной форме, а также внесение поправок в процессуальное законодательство.
На третьем этапе появится нормативная база для использования информационных сетей в целях волеизъявления граждан, а сферу применения обязательных IT-направлений в правах госорганов существенно расширят.
3.2. Обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для общества
Ключевые задачи — расширение объёмов предоставляемой обществу информации, создание эффективной системы государственных услуг в удобной форме и формирование механизмов общественного контроля.
Решение будет основано на принципах открытости и обеспечения обратной связи между государством и гражданами.
Использование ИКТ в работе госорганов позволит расширить доступ к информации о их деятельности, включая законодательный процесс, бюджетирование, госзакупки и управление имуществом.
Будут выполнены меры по повышению открытости на всех уровнях власти.
В первой фазе пройдет инвентаризация общественно полезной информации, находящейся в собственности госорганов, а также создание системы мониторинга информационных баз данных, не затрагивающих персональные и коммерческие данные.
Будут разработаны и реализованы программы по оцифровке и открытому доступу к незапрещенным данным, поддержаны пилотные проекты предоставления госуслуг через IT.
В дальнейшем процесс перехода к открытому доступу будет завершен, а запущен сервисный портал электронного правительства с оценкой эффективности деятельности органов власти и механизмами распространения успешных проектов.
3.3. Модернизация органов государственного управления посредством внедрения ИКТ
Задача — повысить эффективность работы госорганов и обеспечить реализацию прав граждан на доступ к информации и госуслугам.
Улучшение коммуникации между ведомствами и уровнями власти будет обеспечено за счет:
- развития внутриведомственного документооборота с использованием локальных сетей и международных стандартов;
- создания систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих совместимость стандартов хранения и обмена информацией;
- выстраивания горизонтальных связей между региональными и муниципальными органами власти для распространения успешного опыта и повышения квалификации.
На первом этапе будет проведена инвентаризация уровней оснащения органов власти IT-техникой и доступом к информационным сетям, оценка эффективности существующих систем, а также разработаны предложения по координации и стандартизации информационной политики.
Планируются пилотные проекты по электронному документообороту, в том числе между Правительством и федеральными органами, а также комплексное подключение территориальных подразделений к Интернету.
Второй этап предусматривает завершение плана перехода к электронному документообороту и начало его масштабного внедрения с созданием системы координации федеральных программ информатизации. Также будут подведены итоги реализации ключевых пилотных проектов.
К середине третьего этапа ожидается завершение перехода на безбумажный документооборот во многих органах власти и муниципалитетах, а также переподготовка кадров.
Будет создана Единая государственная система управления и передачи данных (ЕГСУПД), которая на первом этапе будет реализована в одном федеральном округе, а затем — в остальных.
3.4. Взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор
Цель мер — сократить издержки предприятий во взаимодействии с государством и перевести большинство обязательных процедур в электронный формат.
Для этого необходимо:
- согласовать действия госорганов для обеспечения совместимости и стандартизации информационного обмена;
- соответствие делопроизводства открытым международным стандартам;
- постепенный переход к безбумажному документообороту с постепенным введением обязательств для предприятий.
Главные задачи в сфере развития реального сектора включают:
- создание институтов рынка научно-технической продукции;
- перенос принадлежащих государству IT-технологий в частный бизнес;
- развитие инфраструктуры общественного доступа к информационным сетям;
- снижение издержек для новых предприятий ИКТ и уменьшение барьеров на зарубежных рынках.
В рамках программы будет разработана стратегия внедрения ИКТ в госсекторе, что создаст условия для роста рынка электронной торговли. Окажется системная помощь в информатизации научно-технического рынка и трансфере технологий.
Инфраструктура общественного доступа будет организована на базе учебных заведений, библиотек и органов власти. Обеспечивается использование имущества убыточных государственных предприятий для этих целей и создание технопарков в университетских комплексах с необходимым бюджетным софинансированием.
Государство также поддержит внешнеэкономическую деятельность ИКТ-компаний, покрывая часть расходов на выход на международные рынки и способствуя участию в международных стандартизационных проектах и мероприятиях.
3.5. Образование, наука и развитие кадрового потенциала
Модернизация образования — одна из ключевых задач развития ИКТ. Планируется создание единой информационно-образовательной среды, основанной на развитии методов открытого образования, а также обновление профессионального образования в IT с улучшением материально-технической базы.
Краткосрочная цель (до 2005 года) — сделать страну привлекательной для инвестиций и обеспечить инновационный потенциал.
Информационные потоки и современные производства требуют специалистов с обширными коммуникативными навыками. Образование должно заранее реагировать на потребности рынка труда в ближайшие 5-15 лет, включая:
- формирование кадровой инфраструктуры для основных отраслей, опережающее развитие среднего профессионального образования в IT;
- поддержку научных школ в IT, создание исследовательских университетов, научных парков, венчурных предприятий;
- повышение качества и современности образовательных программ, формирование новых профессий;
- повышение информационной культуры населения и переподготовку работников государственного и негосударственного секторов.
Для этого необходимо увеличить бюджетные расходы и повысить эффективность их использования.
Основные действия включают:
- создание современной методической и технической базы в ведущих вузах и учебных заведениях начального профессионального образования;
- формирование нормативно-правовой базы по информатизации и дистанционному образованию;
- развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры образовательных учреждений;
- программы повышения квалификации и переподготовки госслужащих, работников бюджетного сектора и безработных;
- обновление кадрового состава администраторов и менеджеров образования;
- развитие конкуренции среди преподавателей и информационных ресурсов;
- оптимизация сети учреждений начального профессионального образования с обновлением материальной базы.
Отмечается избыток широкопрофильных специалистов с высшим образованием и растущая потребность в специалистах среднего звена для технической поддержки управления и ИКТ-инфраструктуры.
Планируется использовать базу вузов для подготовки таких специалистов, включая интеграцию техникумов в университетские комплексы.
На первом этапе будет проанализирована нормативная база и разработана концепция развития правового обеспечения образования и дистанционных форм обучения.
Разработается программа переподготовки кадров в госслужбе и бюджетном секторе с учетом:
- использования существующей образовательной инфраструктуры;
- создания дифференцированных стандартов подготовки и системы сертификации;
- широкого применения дистанционного обучения;
- софинансирования с федеральных и региональных уровней с привлечением частного сектора.
Будет сформирована программа развития среднего и высшего профессионального образования IT-специалистов, включающая разработку квалификационных стандартов, методической литературы, ускоренную подготовку преподавателей, координацию учебных программ с рынком и поддержку экспорта дистанционного образования.
Совместно с программой развития единой образовательной среды будет создаваться телекоммуникационная инфраструктура и оснащение вузов и средних учебных заведений, обеспечивающее постоянный доступ к информационным ресурсам.
Повышение технической оснащенности и развитие кадровой подготовки будут проводиться по конкурсной системе с применением проектного финансирования на основе положительного опыта национальных и президентских программ подготовки кадров.
3.6. Содействие развитию независимых СМИ через внедрение ИКТ
Поддержка гражданского общества и независимых СМИ осуществляется через:
- подготовку сотрудников к работе с современными IT-средствами;
- организацию доступа к информации через интернет, включая электронные базы данных, архивы органов власти и СМИ;
- помощь в разработке и поддержке электронных версий изданий с предоставлением каналов связи и хостинга.
Координация мероприятий возлагается на Министерства информации и Минэкономразвития РФ.
Внедрение ИКТ в СМИ осуществляется через конкурсный отбор проектов с учетом профессионализма, софинансирования и обоснованности проектов, как на федеральном, так и региональном уровнях. Важно взаимодействие с профессиональными медиа-сообществами и подготовка региональных исследований по отбору потенциальных партнеров.
3.7. Развитие инфраструктуры публичных сетей доступа
Одной из ключевых проблем является ограниченный физический или ценовой доступ к информационным сетям для социально незащищенных групп, местных СМИ, образовательных и медицинских учреждений, а также государственных организаций.
Для снижения территориального неравенства доступа и развития инфраструктуры предусмотрены меры по развитию магистральных линий и сетей доступа.
Развитие магистральных линий будет достигаться за счет институциональных мер (снижение административных барьеров и ограничений для инвестиций), а сети доступа — финансированием и софинансированием на федеральном уровне.
Прямое финансирование из бюджета предусмотрено для подключения территориальных подразделений федеральных органов и подведомственных бюджетных учреждений.
Проекты по подключению региональных и муниципальных учреждений, технопарков при вузах, местных СМИ и центров общественного доступа к сети интернет будут реализованы на условиях софинансирования из федеральных, региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.
Особое внимание уделяется эффективному использованию существующей инфраструктуры связи общего пользования, научных и образовательных сетей.
На первом этапе будет проведена инвентаризация и мониторинг доступа бюджетных организаций и федеральных подразделений к информационным сетям, подготовлена программа поэтапного подключения с межведомственной координацией. Одновременно реализуется пилотный проект по комплексному подключению территориальных подразделений в одном федеральном округе.
На втором этапе стартуют проекты информатизации государственных учреждений регионального и муниципального уровней, с софинансированием из различных источников и разработкой принципов софинансирования.
Также предусмотрено создание центров общественного доступа в государственных и муниципальных учреждениях (библиотеки, почтовые отделения, ВУЗы, школы), с учетом нагрузок образовательных учреждений, где используется мультимедийный контент и разнообразие образовательных организаций.
4. Ресурсное обеспечение программы
При формировании ресурсного обеспечения учитывался реальный финансово-бюджетный потенциал страны на федеральном и региональном уровнях.
Общий объем финансирования Программы составляет 61 141,5 млн рублей (по ценам 2001 года), включая:
- федеральный бюджет — 31 817 млн руб. (52%);
- бюджеты субъектов РФ — 17 689 млн руб. (28,9%);
- внебюджетные источники — 11 686 млн руб. (19,1%).
Финансирование по этапам:
- первый этап (2002 год) — 5 235,5 млн руб.;
- второй этап (2003–2004 годы) — 17 834,9 млн руб.;
- третий этап (2005–2010 годы) — 38 121,1 млн руб.
Финансовые источники первого этапа распределяются следующим образом:
- федеральный бюджет — 2 893,2 млн руб. (55,3%);
- бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты — 1 564,4 млн руб. (29,9%);
- внебюджетные — 777,9 млн руб. (14,8%).
Основные статьи расходов первого этапа:
- капитальные вложения — 1 634 млн руб. (56,48%);
- НИОКР — 521,5 млн руб. (18,03%);
- прочие нужды — 737,7 млн руб. (25,50%).
По итогам первого этапа мероприятия второго этапа уточняются, определяется дополнительный объем внебюджетных и региональных средств.
Финансирование второго этапа распределяется так:
- федеральный бюджет — 9 660,9 млн руб. (54%);
- бюджеты субъектов и муниципалитетов — 5 718,8 млн руб. (32%);
- внебюджетные — 2 455,2 млн руб. (14%).
Структура расходов второго этапа:
- капитальные вложения — 10 323,7 млн руб. (53,6%);
- НИОКР — 1 177,2 млн руб. (6,1%);
- прочие расходы — 7 761,5 млн руб. (40,3%).
На третьем этапе финансирование распределится следующим образом:
- федеральный бюджет — 19 262,4 млн руб. (50%);
- бюджеты субъектов и муниципалитетов — 10 405,8 млн руб. (27%);
- внебюджетные — 8 452,9 млн руб. (22%).
Структура расходов третьего этапа:
- капитальные вложения — 17 863 млн руб. (66,6%);
- НИОКР — 1 177,2 млн руб. (4,4%);
- прочие нужды — 7 761,5 млн руб. (29,0%).
На основании этих данных составлены таблицы по источникам и направлениям финансирования по разделам и этапам реализации программы.
5. Механизм реализации Программы
Реализация ФЦП осуществляется на существующей нормативно-правовой базе, опирающейся на Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства по вопросам социально-экономического развития.
Механизм реализации отражает комплексность Программы и ее координирующую роль в дополнении других федеральных, ведомственных и региональных программ. Один из основных принципов — привлечение внебюджетных инвестиционных средств для программ с коммерческим потенциалом. Бюджеты регионов вовлекаются в реализацию мероприятий на своих территориях. Средства федерального бюджета направляются главным образом на информатизацию органов федеральной власти и создание ИКТ-инфраструктуры. Допускается привлечение кредитов международных финансовых институтов.
Бюджет поддерживает приоритетные направления поэтапно, с учетом результатов пилотных проектов и текущего мониторинга. Регулярно проводится анализ и корректировка реализации Программы государственными заказчиками на основе рекомендаций экспертного совета.
Государственная поддержка НИОКР и капитального строительства базируется на принципах:
- долевого участия государства в интересах отраслей, регионов и ведомств;
- обязательного конкурсного размещения государственных заказов.
С целью снижения бюджетной нагрузки и экономии средств предусматривается отказ от прямого государственного финансирования тех НИОКР с коммерческим потенциалом, которые должны финансироваться внебюджетными источниками.
После утверждения Программы заказчики проводят конкурсный отбор исполнителей для оптимального размещения государственных заказов по каждому мероприятию.
Государственные заказчики заключают контракты с организациями, которые предлагают лучшие условия по реализации мероприятий.
Отбор осуществляется согласно федеральному закону о конкурсах на госзакупки товаров, работ и услуг, включая расходы на организацию конкурсных процедур.
При наличии нескольких равносильных проектов проводится независимая экспертиза для выбора наиболее перспективного варианта.
В процессе реализации заказчики активно привлекают дополнительные источники финансирования, расширяют базу внебюджетных инвестиций, в том числе частного капитала, а также бюджетные средства регионов и муниципалитетов.
Для устойчивого финансирования подписываются протоколы о намерениях или другие документы, подтверждающие обязательства по внебюджетным и региональным финансированиям.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом реализации
6.1. Управление программой осуществляют федеральные заказчики: Минэкономразвития России (координатор), Минсвязи, Минпромнауки, Минобразования, ФАПСИ, Росавиакосмос и РАСУ, ответственные за подготовку и эффективное выполнение Программы.
Минэкономразвития, как координатор, ежегодно готовит и направляет сводную бюджетную заявку на финансирование, а также отчет о ходе реализации Программы в профильные министерства.
Общее руководство ведет Координационный совет — правительственная межведомственная комиссия, в которую входят руководители вовлеченных ведомств. Председателем является Министр экономического развития и торговли, а в его отсутствие — заместитель.
Координационный совет не реже раза в год подводит итоги, согласовывает программные мероприятия, проверяет реализацию и использование средств.
При совете действует Экспертный совет, в который входят представители IT-бизнеса, научных организаций и госорганов. Руководит советом заместитель министра развития и торговли.
Экспертный совет собирается не реже одного раза в квартал и:
- готовит рекомендации по реализации программы с учётом хода работ и тенденций развития;
- выявляет проблемы;
- экспертно оценивает проекты по содержанию и стоимости;
- формирует предложения для Координационного совета.
В составе Экспертного совета работают рабочие группы, осуществляющие мониторинг и взаимодействие с государственными заказчиками и дирекцией программы. Деятельность поддерживается средствами НИР и НИОКР соответствующих ведомств.
Для формирования положительного имиджа и поддержки программы проводятся:
- участие представителей власти в IT-мероприятиях;
- ежегодные конференции по развитию IT в России;
- информационно-пропагандистские кампании во всех СМИ;
- популяризация программы в интернет- и профессиональных сообществах, включая создание специализированного сайта и организации дискуссий на его базе;
- мониторинг медиа-пространства;
- формирование экспертного сообщества для консультаций СМИ и проведение пресс-конференций;
- публикация отчетных материалов;
- совместные с бизнесом PR-акции по развитию IT (конкурсы лучших вузов, школ, регионов в IT-сфере).
Координационный совет определяет требования к мероприятиям и отбор исполнителей на конкурсной основе.
Для технического обеспечения и текущего управления создается дирекция программы под руководством Минэкономразвития.
Дирекция подготавливает предложения по финансированию, объемам и источникам средств, координирует проведение конкурсов на выбор исполнителей.
Она не является юридическим лицом и формируется из штатных сотрудников заказчиков и их подведомственных организаций. Положение о дирекции утверждается первым заместителем министра экономического развития и торговли.
7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Мероприятия программы окажут комплексное влияние на экономику и общество. Совершенствование законодательной базы упростит лицензирование и сертификацию, что ускорит рост ИКТ-сектора за счет снижения входных барьеров и издержек. Это проявится в увеличении числа предприятий и развитии конкуренции в отрасли.
Создание условий для увеличения спроса и предложения на рынке ИКТ, включая государственный спрос («электронное правительство»), обеспечит ежегодный рост производства IT-продукции и услуг в 15–25% до 2005 года, а объём рынка программного обеспечения и IT-услуг увеличится в 3–4 раза.
Развитие IT-сектора и внедрение современных технологий в другие отрасли создадут более прогрессивную экономическую структуру, стимулируя высокотехнологичные производства, расширение экспорта продукции с высокой степенью переработки и снижение доли сырьевого сектора.
Доля отрасли IT в экономике увеличится многократно и к 2005 году составит не менее 2%. Объем экспорта информационных продуктов и услуг к 2010 году может достигнуть 1–3 млрд долларов в зависимости от мирового рынка.
Меры по информатизации систем управления ускорят информационный обмен между обществом, бизнесом и государством, что повысит эффективность госуправления, мониторинг и своевременное регулирование процессов. Рост числа пользователей ИКТ в взаимодействии с органами власти будет индикатором успеха.
Внедрение IT в работу министерств и ведомств снизит издержки, включая сокращение технического персонала, и повысит долю безбумажного документооборота внутри органов власти — ориентировочно до 65% внутри ведомств и 40% межведомственного взаимодействия.
Интеграция государственных информационных ресурсов, например налоговых и таможенных служб, поможет уменьшить налоговые правонарушения и мошенничество, что позитивно отразится на собираемости налогов.
Создание единой информационной системы содействует повышению безопасности и обороноспособности страны.
В бизнесе предусмотренные меры ускорят распространение электронных способов коммуникации, что сократит время сделок, взаимодействия с госорганами и трансакционные издержки, повысит конкурентоспособность.
Показателями в этой области станут доля безбумажных контрактов и доля электронной торговли в общем товарообороте.
Программа создаст условия для быстрой интеграции России в мировое информационное пространство, расширит участие страны в международном разделении труда. Эффективность будет оцениваться долей российских ресурсов в интернете и масштабами внешнеэкономической активности в сфере IT.
Развитие единого информационного пространства обеспечит преодоление территориальных диспропорций, предоставит равные возможности доступа к информационным ресурсам для всех граждан, независимо от места жительства.
Особое значение имеют возможности дистанционного получения медицинских, юридических и образовательных услуг, что способствует развитию демократии и равноправия в доступе к информации.
Показателями станут количество интернет-пользователей и объемы услуг удаленного доступа.
Современные методы информационного обмена между властью и обществом создадут новую систему прозрачности и гласности, повысив доверие и взаимодействие, а также снизив временные затраты граждан на реализацию прав и обязанностей.
Особое внимание уделено информатизации образования, что повысит эффективность обучения и доступ к образованию дистанционно. К 2005 году планируется готовить не менее 25 тыс. специалистов с высшим и 60 тыс. — со средним и начальным профессиональным образованием в области IT ежегодно.
Дальнейшее развитие кадрового потенциала будет определяться потребностями рынка.
В рамках реализации программы и параллельных проектов планируется довести уровень компьютеризации высших учебных заведений до 100% к 2005 году, а средних — к 2010 году.
В целом Программа повысит конкурентоспособность экономики, улучшит качество и демократичность государственного управления на всех уровнях, а также уровень жизни населения.
Однако задачи программы выходят за рамки экономических показателей. Ускоренное внедрение ИКТ во все сферы жизни позволит России сократить отставание от развитых стран, избежать экономической и информационной изоляции и обеспечить динамичное международное сотрудничество.
Полная реализация мероприятий даст России уровень распространения ИКТ, сопоставимый с развитыми странами Восточной Европы и приближенный к средним показателям Европейского Союза к 2010 году.