Ключевым фактором развития новой экономики, основанной на знаниях и передовых технологиях, становится сеть Интернет и её приложения. Глобальные компьютерные сети открывают совершенно новые возможности для получения, хранения и передачи информации, обеспечивая доступ к огромным мировым информационным ресурсам. Они способствуют ускоренному переходу к новому качеству жизни. Вместе с тем использование сетей порождает и проблемы, которые ранее не существовали.
Россия занимает особую позицию: с одной стороны, распространённость русского языка, а с другой – имеющийся технологический потенциал дают возможность занять достойное место в новом международном информационном пространстве, соответствующее статусу великой державы.
Государственная политика в сфере развития российского сегмента Интернета должна учитывать следующие моменты:
— интернет-экономика и сопутствующие услуги демонстрируют самые высокие темпы роста, отмечается активное обновление основных фондов;
— сеть Интернет широко применяется в различных сферах, включая электронную торговлю, дистанционное обучение, научные исследования, телемедицину и прочее;
— сохраняется высокий уровень российских специалистов в области интернет-технологий;
— российский сегмент Интернета сегодня неотделим от глобального информационного пространства.
При этом следует принимать во внимание и негативные аспекты:
— значительная часть населения России не имеет доступа к отечественным и зарубежным интернет-ресурсам из-за слабо развитой инфраструктуры, низкой информационной грамотности, культуры и платежеспособности. Обмен информацией через сеть пока не стал привычной практикой для граждан, организаций и органов власти;
— государственные возможности по финансированию масштабных сетевых проектов в регионах ограничены;
— возникает растущий разрыв между информационно обеспеченными и слабо информированными регионами и слоями населения, знания одних становятся недоступны для других;
— существующие русскоязычные информационные ресурсы не в полной мере отражают реальный информационный потенциал страны и не способствуют решению ключевых политических, экономических и социальных задач;
— из-за отсутствия отечественного оборудования при развитии сети преобладает использование зарубежной технической базы в области компьютерного и телекоммуникационного оборудования;
— по ряду направлений отечественные интернет-разработки практически не ведутся, что связано скорее с экономическими причинами, чем с техническим отставанием;
— значительная часть общества пока не воспринимает информационные продукты и услуги как товар, требующий соответствующей оплаты;
— увеличивается число и уровень социальной опасности преступлений, связанных с незаконным доступом к компьютерной информации, распространением вредоносных программ и другими преступлениями с использованием Интернета;
— скорость развития Интернета значительно опережает процесс создания и совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей сетевые отношения.
- Цели и задачи государства в развитии и использовании российского сегмента Интернета
Целями государственной политики в данной сфере выступают:
— обеспечение прав и свобод граждан на доступ и распространение информации;
— формирование и развитие глобальной электронной информационной среды в России, соответствующей национальным интересам и использующей отечественные ресурсы и технологии;
— поддержка информационного единства регионов и федерального центра, преодоление разрыва между информационно богатыми и бедными регионами;
— создание условий для широкой доступности Интернета и его ресурсов для населения, субъектов хозяйствования, научных и образовательных учреждений, органов власти;
— обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства при международном обмене информацией, защита прав владельцев данных и контроль за распространением недоброкачественной информации;
— поддержка развития отечественных сетевых технологий, продуктов и услуг;
— создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в российский сегмент Интернета;
— совершенствование законодательной базы в интересах пользователей, бизнеса и органов управления;
— укрепление роли России в глобальной сети за счёт увеличения объёмов и качества русскоязычных и многоязычных ресурсов, а также развития международного обмена и стандартов;
— профессиональная адаптация граждан страны к условиям информационного общества.
- Основные направления государственной политики в развитии и использовании российского сегмента Интернета
1. Развитие отечественных информационных ресурсов и общественного доступа к Интернету.
Главными мерами в этом направлении являются:
— обеспечение свободного доступа к информации независимо от социального статуса и места проживания;
— формирование национальной инфраструктуры доступа и создание точек общественного доступа, обеспечивающих конституционные права на информацию;
— поддержка национальных программ создания общедоступных государственных интернет-ресурсов, электронных библиотек, ресурсов образования и науки, решающих важные государственные задачи;
— формирование государственных ресурсов с открытым доступом и вовлечение учреждений, организаций и граждан в их развитие с использованием современных технологий;
— развитие интернет-сегмента органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях;
— развитие национальных стандартов и рекомендаций для сетевого взаимодействия, обеспечивающих обмен информацией внутри страны и за её пределами;
— формирование системы учёта и каталогизации общественно значимых ресурсов на основе международных стандартов;
— финансирование создания, развития и поддержки российского сегмента сети на средства федерального бюджета.
2. Совершенствование технической инфраструктуры Интернета.
Приоритетными мерами являются:
— поддержка отечественных производителей программного обеспечения, компьютерного и телекоммуникационного оборудования для Интернета;
— обеспечение технических возможностей для высокоскоростной и надёжной передачи различных видов информации в масштабах страны, включая защиту и обработку данных в реальном времени;
— стимулирование развития национальных широкополосных, высокоскоростных и спутниковых сетей связи;
— поддержка научных исследований и разработок в области интернет-технологий;
— развитие исследовательской инфотелекоммуникационной инфраструктуры для построения сети нового поколения;
— участие в международной стандартизации интернет-технологий;
— контроль за уровнем защиты информации в федеральных органах и стратегических структурах;
— контроль использования криптографических средств защиты.
3. Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы.
Несмотря на виртуальную природу Интернета, его деятельность полностью подчиняется российскому законодательству с учётом особенностей компьютерных коммуникаций.
Основные меры государственной политики в этой сфере следующие:
— создание правовой основы взаимодействия пользователей российского интернет-сегмента и государства, включая регулирование электронной торговли и платежей, принятие законов об электронной подписи, электронном документе и электронной торговле;
— улучшение законодательства о защите интеллектуальной собственности и определение правового режима информации, размещаемой или передаваемой через Интернет;
— обеспечение подтверждения авторства информации в электронных продуктах и средствах её передачи;
— совершенствование законодательства о СМИ в части электронных изданий и средств массовой информации в сети;
— защита персональных данных пользователей Интернета, собираемых при взаимодействии с операторами сетевых услуг;
— создание условий для участия российских представителей и провайдеров в разработке международных норм, регулирующих технические и правовые аспекты развития Интернета;
— совершенствование правил регистрации доменных имён для предотвращения их некорректного использования и перепродажи;
— определение правового статуса организаций и физических лиц, предоставляющих доступ в Интернет;
— предотвращение общественно опасных деяний в сети с обеспечением эффективного выявления и наказания нарушителей;
— обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа в зависимости от её категории;
— разработка механизмов применения действующих законодательных актов в контексте Интернета;
— подготовка изменений в процессуальное законодательство, в частности для обеспечения доказательной базы при использовании компьютерных сетей.
4. Подготовка кадров и обучение.
Основные меры этого направления включают:
— создание системы подготовки и переподготовки специалистов, способствующую представлению России на мировом информационном рынке;
— обучение населения работе с компьютерными сетями и развитие всех форм информационной и компьютерной грамотности;
— стимулирование развития и применения систем дистанционного образования.
5. Международное сотрудничество.
Ключевая задача государственной политики здесь – создание условий для взаимного информационного обмена с зарубежными странами и углубление интеграции России в мировое информационное пространство.
Использование Интернета как глобальной сети требует широкого международного сотрудничества, включая разработку и заключение международных соглашений. Эти соглашения должны закреплять:
— общие принципы правового регулирования интернет-отношений;
— организацию совместных усилий по пресечению использования сетей для международного информационного терроризма, экстремизма и преступной деятельности;
— установление контроля за соответствием информации требованиям национального законодательства;
— взаимное содействие в определении ответственности и мерах воздействия на нарушителей;
— порядок разрешения возникающих при использовании сети споров.