Хакеры в Голливуде

Author:

Ленка Виноградова

[email protected]
В последние 20 лет в Голливуде появился новый персонаж — хакер. В зависимости от замысла режиссера и знания им предмета, на экране возникают либо плоские персонажи, изображающие компьютерных взломщиков в комическом ключе, либо нечестивые злодеи, либо озорные гении, либо — герои-анархисты. С течением времени и развитием новых технологий меняются представления о хакерах — и меняются типажи Голливуда.

Эволюции взглядов кинорежиссеров на компьютерных взломщиков посвящена обзорная статья, опубликованная в среду на CNN News. Автор статьи сравнивает, как изменялся голливудский типаж хакера на экране — по мере того, как менялось представление о хакерах в обществе.

В последние 20 лет в Голливуде появился новый персонаж — хакер. Он быстро набрал популярность, особенно среди мальчиков-подростков. В кино хакеры изображаются очень по-разному, в зависимости от замысла режиссера и знания им предмета. На экране появляются либо плоские персонажи, изображающие компьютерных взломщиков в комическом ключе, либо нечестивые злодеи, либо озорные гении, либо — герои-анархисты. С течением времени и развитием новых технологий представления о хакерах — и меняются штампы Голливуда.

Сами хакеры и люди, разбирающиеся в компьютерных технологиях, обычно получают от фильмов с участием этих персонажей подлинное наслаждение. Как только на экране появляется хакер, кино, каким бы серьезным оно ни было, практически всегда обращается в комедию.

Первый фильм, в котором появились компьютерные взломщики, вышел в 1982 году и назывался «Трон» (Tron). В фильме в качестве одного из аспектов сюжета использовалась концепция киберпространства. Действие фильма происходило в параллельном мире, где сражались его добрые и злые обитатели.

Программист Кевин Флинн (его роль играл Джефф Бриджес) разработал видеоигру, которую у него украл его босс. Затем босс уволил героя. Флинн попытался взломать компьютерную систему компании, чтобы получить доказательства кражи. Система безопасности засекла его и затянула в киберпространство, где Флинн был вынужден сражаться с силами безопасности, чтобы выжить.

Хакер в фильме одерживает победу над силами зла как в кибермире, полностью непохожем на реальность, так и в реальном мире, в котором все связано компьютерными сетями — что полностью отражало растущий интерес к Интернету в том десятилетии.

В 1983 году был выпущен фильм «Военные игры» (WarGames), который представил хакеров новому поколению любителей компьютеров. Как раз тогда начали набирать популярность персональные компьютеры. В фильме расписываются опасности, которым подвергает себя любая компьютерная система, если у нее есть выход в Сеть.

Дэвид Лайтман (его сыграл Мэтью Бродерик) — любопытный подросток, который собирается взломать компьютер компании-разработчика компьютерных игр. Вместо этого попадает в компьютерную систему стратегического центра управления ядерными ракетами, где запускает эмулятор ядерной войны, думая, что это компьютерная игрушка.

Естественно, военные решают, что уже началась война, и принимают ответные меры. Вот-вот начнется мировая война. Предотвратить ее юный хакер может только с помощью создателя эмулятора.

В этом фильме впервые показан хакер-подросток. Также даны наметки основного конфликта многих хакерских и околохакерских фильмов: между компьютерными взломщиками и военными.

В 1985 году Голливуд разродился фильмом «Настоящий гений» (Real Genius). В нем рассказывается о хакерах-подростках, которые лучше многих взрослых понимают и применяют компьютерные технологии. Они учатся в университете и помогают своему профессору в работе над мощным лазером. Однажды они узнают, что профессор украл лазер и продал его военным как оружие. Тогда они взламывают механизм контроля, чтобы отомстить профессору и его верному ученику.

В этом фильме впервые рассказывается о злоумышленниках, которые обманом втягивают хакеров в свои темные дела.

В 1992 году появился фильм «Тихушники» (Sneakers), в котором впервые показывается такой действенный хакерский прием, как социальная инженерия: получение информации или компьютерного пароля у пользователей при помощи различных ухищрений. Кроме того, создатели фильма углубляются в проблему шифрования данных.

Правительственные агенты нанимают нескольких компьютерщиков радикально левых убеждений — для того, чтобы они добыли загадочный черный ящик, о котором ничего неизвестно. Как только ящик оказывается в руках группы, они немедленно понимают, что его назначение — взламывать шифры и проникать в засекреченные компьютеры. «Правительственные агенты» оказываются членами мафии, которые собирались использовать черный ящик в своих неправедных целях.

Вторая половина 90-х годов в отношении хакерства была еще более плодовита. Растущая популярность Интернета и раздуваемый средствами массовой информации ущерб, который ему наносили хакеры, послужил толчком для появления на экране большого количества разнообразных хакеров.

Большинство связанных с компьютерами фильмов тогда напоминали слезливые мелодрамы, а хакеры превратились из мультяшно-однозначных хороших парней в точно таких же мультяшно-однозначных, но уже плохих парней.

В 1995 году вышло аж три фильма, в котором то или иное участие принимали герои-хакеры.

Первым из них стал «Золотой глаз» (Golden Eye), один из многочисленных фильмов о Джеймсе Бонде. По сценарию Бонд борется против русской мафии и коррумпированных русских военных, которым помогает зазнавшийся русский хакер.

Хакер — бывший программист, который помогает противникам Бонда украсть новейший вертолет и спутниковое оружие, которое может поражать компьютеры и электронную технику на несколько сотен миль вокруг. Это первый фильм, в котором на экран выходит «плохой» хакер. Возможно, часть сюжетных ходов подсказал сценаристу имевший место в середине восьмидесятых взлом правительственных систем США, который осуществили по заказу КГБ немецкие хакеры.

Второй фильм этого года — это знаменитые «Хакеры» (Hackers). Над этим фильмом хохотали до слез все, кто хоть сколько-нибудь соображал в компьютерах. Фильм таит в себе массу прелестных моментов, каждый из которых способен вызвать настоящую истерику у более-менее грамотного зрителя.

Что стоит, например, эпизод, в котором русский хакер с внешностью бомжа сидит на скамейке и через ноутбук взламывает суперзащищенный сервер в Америке. Не иначе как с помощью висящего у него прямо над головой спутника. Ну или как главная героиня перепутала Macintosh и Pentium. Или про то, как разработчик супервируса охотился за одной-единственной дискетой с куском этого вируса. Хороший фильм.

В общем, фильм показывает хороших хакеров, которые сражаются с плохим хакером — автором того самого вируса — и срывают все его планы. Попутно они справляются и с федеральными агентами, которые, конечно же, хотят всех арестовать. Финал, в котором происходит международное братание всех хакеров планеты, воистину умиляет.

Автор статьи акцентирует внимание на том, что в этом фильме описаны умные, но еще не слишком опытные и очень скучающие подростки, которые именно от скуки становятся хакерами. В этом фильме впервые на экране появляется девушка-хакер.

Третьим фильмом о хакерах в 1995 году стала «Сеть» (The Net). В нем рассказывается о том, как важна конфиденциальность персональной информации в эпоху, когда практически все о человеке записано в компьютер.

Компьютерного эксперта Анджелу Беннет просто взяли и стерли из компьютеров. А вместо нее нарисовали немыслимо криминальную личность под тем же именем. Теперь она должна восстановить свое доброе имя теми же методами.

Хакеры в этом фильме могут делать абсолютно все, для них нет недопустимых команд или неправильных запросов. Например, они могут украсть данные с удаленного персонального компьютера, который при этом не подключен к Сети. А могут записать несколько гигабайт информации на одну дискету.

При просмотре фильма становится ясно, что никто из съемочной группы не знал, как работают на компьютере, а зарплата консультанта пошла в карман режиссеру.

Затем в хакерских фильмах наступило некоторое затишье. Иногда появлялись куски сериалов, обычно в фантастических или в криминальных, где действовали хакеры, но ничего глобального создано не было.

И вот в 1999 году появилась знаменитая «Матрица» (Matrix). Сюжет этого фильма настолько известен, что его можно даже не пересказывать. Практически впервые на экране появляется неоднозначный персонаж, который вызывает не смех, а что-то вроде зрительской симпатии. Появление этого фильма стало символом того, что в жизни широкой публики новые технологии стали достаточно привычным явлением. Об этом говорит как достаточно высокий технический уровень фильма, так и его адресованность к широкой аудитории.

В 2001 году появился фильм «Антитраст» (AntiTrust). В нем принятый на работу миллиардером, жадиной, параноиком — нет, вовсе не Биллом Гейтсом, как кто-то мог бы подумать — маленький человек, программист Мило, вступает в смертельную схватку с работодателем, стремящимся монополизировать все, что можно, объединив электронные коммуникационные устройства в «единую сверхмощную систему, включающую телевидение, Интернет, радио и телефон».

История пошла по спирали — с чего начали, к тому и пришли (см. «Трон»). Но на более высоком технологическом уровне — поскольку консультантом выступил сам Линус Торвальдс.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


How Hollywood portrays hackers — CNN News, 05.04.01

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


«Гладиатор» из Сети поразил сенаторов в самое сердце04.04.01


Как снимают новые «Звездные войны»29.03.01


Крупнейшие кинокомпании Голливуда подключаются к прокату фильмов через Сеть07.03.01


Снят фильм про миллиардера, жадину и параноика, а не про Гейтса10.01.01


Союз Журналистов