Алексей Андреев
Как бы стремительно ни развивался Интернет, количество российских печатных журналов, посвящённых ему, особо не увеличивается. Ещё реже встречаются издания, которые действительно отражали бы «дух времени». В 2001 году таким был журнал «Хакер». Его главный редактор Сергей Покровский рассказал «Нетоскопу» о тонкостях работы издания для компьютерных энтузиастов.
— Как Вы пришли в издательско-компьютерно-игровой бизнес?
— Всё произошло довольно случайно. Однажды Аня Кружель (тогда моя знакомая из клубной тусовки, ныне заместитель главного редактора в «Молотке») сообщила, что создаётся новый компьютерный журнал. «Покрович, ты ведь увлечён компьютерами, хочешь принять участие?» — спросила она меня. Так я попал в журнал «СК», первый российский киберпанковский журнал, которым руководил талантливый Глеб Галкин (сейчас он живёт в Канаде).
К сожалению, издательский дом HARD’n’SOFT оказался менее прогрессивным, чем редакция «СК», и проект закрыли после третьего номера. Мы все перешли в журнал «Компьютер и Жизнь», издаваемый тем же издательством. Глеб стал там главным редактором, заместителем был Михаил Эдемский, а я стал редактором, писал о новых технологиях, секретах и хакерах.
Особенно меня интересовала тема хакеров, поскольку я тогда вошёл в хакерское сообщество и сам активно участвовал в его жизни. Но в «Компьютере и Жизни» полностью развить хакерскую рубрику не получалось — аудитория не та, да и вообще журнал не соответствовал. Зачем журналу, которому издатель в приказном порядке «рекомендовал» ставить на обложку всяких знаменитостей? Причём это были не Киркоровы или Дельфины, а писатели и артисты типа Кобзона.
Мы же стремились создать молодёжный журнал, ведь именно молодёжь стала активно использовать компьютеры — за ней будущее. Но это не разрешали.
В августе 1998 года «КиЖ» закрылся. Я продолжал публиковаться в разных компьютерных журналах и даже некоторое время вел компьютерную рубрику в «МК». А спустя пару месяцев мой давний знакомый и автор Сергей Долинский (ведущий раздела Online в «Стране Игр») познакомил меня с Игорем Пискуновым и Дмитрием Агаруновым из (game)land, рассказал о возможности создать новый компьютерный журнал. Так всё и началось…
— Насколько я понимаю, (game)land — западная компания?
— Это неверно. (game)land — полностью российская компания. Да, мы ориентируемся на западные бизнес-модели, но создавалась компания в России и на русские деньги.
— Кто и как придумал журнал для компьютерных хулиганов «Хакер»?
— Идея появилась внутри (game)land. Хотели создать журнал сразу после кризиса, когда другие журналы прекратили своё существование и конкуренция снизилась. Во-вторых, журнал задумали с ярким названием — «Хакер». При этом он должен был быть игровым, так как (game)land специализировалась на таких изданиях. Я и Денис Давыдов (ныне главный редактор «Игромании») возглавили журнал и постепенно выстраивали его таким, каким хотели видеть.
— Как я помню, сначала «Хакер» во многом был посвящён играм, а не столько компьютерам или хакерству…
— Мы с Денисом много обсуждали концепцию журнала, и он поддержал мою идею превратить «Х» в чисто компьютерный журнал с небольшой игровой рубрикой. За год удалось полностью изменить соотношение: с 80% материалов об играх и 20% о компьютерах до 90% о компьютерах и 10% об играх. Позже Денису предложили возглавить «Игроманию» — и он, к моему сожалению, принял это предложение.
— У «Хакера» свой стиль: много молодёжного сленга, обращение на «ты»… Это сознательная стилистика, обязательная для авторов?
— Да, это сознательный выбор. Обращение на «ты» было моим главным требованием ко всем авторам и редакторам. Я не хотел, чтобы журнал был обращён к неопределённой массе «вы». Каждая статья должна была быть написана именно для того, кто держит журнал в руках. Вот почему в статьях много сленга — мы общаемся с читателем на равных, без высокомерия и на понятном языке. Зачем называть компьютер «Электронно-вычислительной Машиной», если все друзья называют его просто «комп»? Зачем винчестер называть «Накопителем на Жёстких Магнитных Дисках», если в разговорах его называют «винт»? Как говорится, «будь проще — и люди потянутся».
— Каких авторов обычно привлекает «Хакер»? Есть ли у них что-то общее в образовании, уровне доходов или вкусах? Можно ли говорить о них как о социальной группе?
— Часто читатели «Хакера» становятся авторами. Между ними нет чёткой границы. Если кто-то читает «Х» и находит новую интересную информацию, он присылает статью в редакцию. Если материал действительно хороший — мы его публикуем. Ведь это журнал про компьютеры и Интернет, нам неважно, кто по ту сторону экрана, важно, что человек может рассказать.
— А что вы можете сказать о своих читателях?
— Согласно исследованиям Gallup Media, журнал читают и 12-летние, и 40-летние. Основная аудитория — старшеклассники и студенты, активная русская молодёжь. Именно на них ориентирован журнал.
— Недавно Майкл «Завхоз» Федоров в интервью «Нетоскопу» заявил, что в России не развивают собственные игры, потому что это пиратская страна — ни одна игра не окупится, её сразу «взломают» и бесплатно распространят. В таком свете идея хакерского журнала выглядит противоречивой, ведь с одной стороны там публикуются инструкции по взлому, а с другой — рекламируются коммерческие продукты вроде игр.
— Каждый сам решает, покупать ли пиратскую или лицензионную игру. Ни журналы, ни СМИ не могут повлиять на это. Можно кричать: «Покупайте только лицензионное ПО!», но пока люди получают по тысяче-полторы рублей в месяц, а студенты — стипендии в несколько десятков, никто не купит лицензионный «Photoshop» за 600 долларов. Поэтому дешёвые диски и популярны.
Вместо того, чтобы ругать хакеров и пиратов, лучше подумать, что можно сделать в этой стране. Компании «Бука» и «1С» — яркие примеры: они выпускают лицензионные диски по приемлемой цене, и люди их покупают. А другие только жалуются, как здесь всё плохо. Нужно работать, думать, как продавать продукцию здесь, а не ныть. Взломали программу? Тогда думайте не «ах, эти хакеры», а «у меня плохая защита, слабый программист — пора нанять лучше». Взгляд стоит обратить именно на этих хакеров.
Русский менталитет таков: вместо того чтобы искать проблему в себе, ищут виноватого снаружи. Мне не нравятся фразы: «на Западе лучше, а у нас дурацкая страна». Я стараюсь думать, не о том, что страна дала мне, а, цитируя Кеннеди, «что ты дал своей стране?». Нужно думать, как реализовать свои идеи здесь, учитывая местные условия и реалии.
— Были ли конфликты с компаниями или правоохранительными органами из-за того, что «Хакер» раскрывает уязвимости и публикует инструкции по взлому?
— Меня часто упрекают: зачем рассказывать о взломах, чему вы учите людей? Мы же учим, как не стать жертвой. Когда автожурнал рассказывает о «подставных» на дорогах — всем это полезно. А когда мы описываем компьютерные махинации, нас ругают. Что не нравится? Что мы показываем, как вас могут обмануть?
На такие упрёки я смотрю спокойно. Ведь благодаря нашему журналу многие лучше понимают систему, разбираются в компьютерных проблемах, знают, как защититься от хакеров, не открывают подозрительные файлы, ставят фаерволы. Люди, интересующиеся хакерством, перестали быть «ламерами», которые просто внедряют троянов и наносят друг другу вред, а поднимаются на более высокий уровень.
Так и должно быть. Всё должно развиваться. Старые уязвимости должны становиться известными, подстёгивая хакеров искать новые баги. Я приверженец японской философии: цель жизни — совершенствоваться во всём — и в мире вокруг, и в себе. Для этого надо постоянно учиться и открывать новое. Это несложно, если внимательно смотреть по сторонам.
— Существует версия, что органы или индустрия специально поддерживают хакерское сообщество под «контролируемой крышей», как раньше было с рок-клубами. Что можно ответить тем, кто подозревает, что «Хакер» именно так работает — подавая информацию о дырках, но не раскрывая самые важные, а настоящих хакеров «берут на заметку»?
— Конечно, мы работаем под издательством «КГБ». Шутка! Даже обсуждать это бессмысленно. Мне было бы интересно узнать, как наш журнал помогает таким образом отследить настоящих хакеров. И чем они отличаются от игрушечных.
— Есть ли западные печатные аналоги вашего журнала? Мне кажется, в США такой проект быстро закрыли бы — даже «2600» обязали убрать ссылки на программы для взлома DVD.
— Я знаю о болгарском журнале «Хакер». Других печатных аналогов не встречал. Что касается «2600», то, наверное, это что-то отдалённо похожее на наш «Хакер», но очень далеко. Кстати, «2600» существует не только в электронном виде.
— Несколько лет назад ваше издательство вместе с «Хакером» запустило журнал фантастики «Фантом», который быстро закрылся. Значит журналы для «юных хулиганов» выгодны, а издания для образованных и приличных людей — нет?
— На самом деле я не имею отношения к «Фантому», поэтому не могу сказать, почему он закрылся. Это стоит спросить у тех, кто работал над журналом.
Однако ваш вопрос заставляет задуматься. Выходит, что любитель фантастики — интеллектуал, а тот, кто интересуется компьютерами всерьёз — хулиган? Между тем первые русские хакеры работали в научно-исследовательских институтах. Как можно думать, что люди с глубокими знаниями системы и хорошими математическими способностями — тупицы? Попробуйте прочесть «Основы Ассемблера» в оригинале и почувствуйте себя «тупицей». А затем попробуйте интересно рассказать об этом другу.
Вообще, я категорически не согласен с логикой «всё популярное — попса для дураков, а всё, что читают немногие — для умных». Если так мыслить, тогда каждый интеллектуал должен жить в пещере, вдали от цивилизации, а если ты смотришь телевизор, читаешь журнал или слушаешь радио — становишься быдлом. Но это неверно.
— Тем не менее, «хулиган» и «интеллектуал» — разные понятия. Ваш журнал называется «ХАКЕР. Журнал компьютерных хулиганов». При этом слово «хулиган» редко встречается в названиях институтов или учебных пособий по ассемблеру. Кстати, мне довелось работать в научных институтах двух стран и программировать на трёх ассемблерах, не считая FORTH-ассемблера.
— Отлично! Значит, вы прекрасно понимаете меня. Если вы взломаете программу просто ради развлечения, никто не станет называть это дуростью. Хотя вы немного похулиганили. В нашем понимании хулиган — это человек, который живёт вне правил и законов, что ни в коем случае не связано с уровнем интеллекта.
PS. Неделю назад, задавая эти сложные вопросы главреду «Хакера», интеллектуально заинтересованный заместитель главреда «Нетоскопа» ещё не знал, насколько актуальна финальная дискуссия о терминах. Как стало известно из свежего номера «Хакера-Спец», в марте издательство GameLand запускает новый журнал в жанре «секс, драгс энд силикон». Он будет называться просто — «Хулиган».