Александр Каталов: «Суда не будет»

Author:

Алексей Рерих

23 августа в Сан-Хосе должно состояться первое заседание суда по делу Дмитрия Склярова, российского программиста, обвиняемого в нарушении американского «Закона об авторских правах в цифровую эпоху» (Digital Millenium Copyright Act — DMCA).

В преддверии суда вновь активизировался интерес к делу Склярова в США. Журнал Wired номинировал Склярова на «Человека года». О том, чего ожидают от завтрашнего заседания защитники и обвинители российского программиста, рассказал в интервью «Нетоскопу» глава фирмы «Элкомсофт» Александр Каталов.


— Расскажите, что произойдет на заседании суда в четверг?

— Суда не будет. На заседании будет, видимо, озвучено предложение правительства о сделке, и суд будет отложен на неделю, чтобы с этой сделкой разобраться. Сделку правительство предложило только во вторник, так что, согласившись ее рассмотреть, мы автоматически согласились отложить рассмотрение дела еще на неделю. Хотя вероятнее всего, мы от нее откажемся. В чем суть этого предложения, я рассказать не могу. Более того, я не уверен, что и на суде будет оглашена причина откладывания заседания еще на неделю.


— Ранее в Сети появилась информация, что на заседании 23 августа обвинения с Дмитрия будут сняты, а вместо него в обвинения включат либо «Элкомсофт», либо лично Вас. Насколько это верно?

— Скорее всего, обвинения с Дмитрия сняты не будут ни при каких условиях. А в обвинение включат, возможно, еще кого-нибудь. Насколько я понимаю, из этого дела пытаются сделать судебный прецедент.


— На конференции The Black Hat Briefings ’01, которая пройдет в Голландии в конце ноября, Вы собираетесь выступить с докладом, подобым докладу Дмитрия, после которого его арестовали. С чем связаны Ваши планы повторить этот доклад?

— Это запланированная конференция. Дело в том, что и в США мы изначально собирались выступить именно на Black Hat, который начался буквально за два дня до того злополучного DefCon. Но мы немного опоздали с регистрацией из-за проводившейся конференции ФБР по компьютерной безопасности, на которой мы, «Элкомсофт», — вот черный юмор — выступили спонсорами. Из-за этой конференции ФБР мы задержались с подачей заявки, и когда сунулись, нам сказали, что поздно, что мест нет, но что мы можем выступить на DefCon, где вроде и аудитория побольше — не пятьсот, а пять тысяч человек…

Организаторы же, которые у DefCon и у Black Hat одни и те же, очень хотели поднять престиж DefCon. И они убедили нас выступить с докладом на DefCon, хотя у нас душа к этому не лежала — выступать на хакерской конференции. Как чувствовали, чем все это закончится. В общем, нас убедили. Black Hat — это же серьезная, престижная конференция, там по две тысячи с лишним долларов с человека берут за участие. Ну, а DefCon — более демократичное мероприятие, там всего 50 долларов с человека.

А про ноябрьский Black Hat нам тогда же сказали, что в Амстердаме нам, несмотря ни на что, дадут выступить. Так что это запланированный доклад, а не какая-то специальная демонстративная акция или жест.


— Вы считаете, что если бы вы выступили с тем же докладом в США, только на Black Hat, а не на Def Con, все было бы по-другому? Ведь доклад-то тот же, а претензии предъявлены именно к нему?

— Трудно говорить, что было бы. Но самое главное, пресса была бы другая. Нас же обвиняли в том, что «вот, такие сякие, поехали на хакерскую конференцию выступать, так чего же они теперь хотят…». Вот если бы сделали такой же доклад на конференции по безопасности, то было бы все понятно: фирма занимается вопросами безопасности, сделала доклад о дырах — обычное дело. А так говорят: они, мол, поехали специально на хакерскую — значит, сами они хакеры. И в русской прессе такие мысли проскакивали. Да и в американской, даже благожелательно настроенной, писали, что «арестован после доклада на hacker’s convention».

А доклад как таковой даже и в Америке не может быть подсуден — там же вообще действует Первая поправка.

Обвинение же, вероятно, будет напирать на то, что доклад был сделан в целях промоушена программного продукта. Хотя программа уже две недели как была снята и не продавалась. Но зацепки-то какие-то обвинению нужны. Потому что как же иначе — шандарахнули без мозгов, арестовали, а теперь делать-то что-то надо. Вот они и выкручиваются. Хотя доклад — полностью научный. Из всего промоушена там — только слайды с графиками.

Я, конечно, могу только прогнозировать, но, по моему представлению, у обвинения ничего разумного и внятного нету.


— Проскальзывала такая информация, что EFF и сами адвокаты попытаются с помощью дела Дмитрия повлиять на отмену или пересмотр DMCA. Вы с адвокатами тесно общаетесь, у них действительно такие глобальные цели?

— Насчет адвокатов не знаю. У них, в общем, цели принципиально иные. А вот у EFF — да, там понятно, они действительно стремятся к отмене DMCA.

В отношение же адвокатов — важно, что в DMCA действительно есть темные пятна. В частности, в нашем случае — создание продукта, который сам ничего не нарушает, но может послужить орудием нарушения авторских прав. И не ясно, где граница в этом случае. А таких расплывчатых формулировок в DMCA юристы находят очень много. Там есть понятие, например, trafficking, которое сами американцы не очень хорошо понимают. И в результате трактуют по-разному, а на русский так вообще не перевести.

Что значит это «предоставление-распространение», при этом не только в отношении product, но и в отношении technology, algorithm и прочее? Согласно DMCA, научный доклад тоже может трактоваться в рамках этого trafficking. Любое сообщение об алгоритмах, которое можно встретить на любой криптографической конференции, тоже может подпасть под действие этого закона.

Или, например, сейчас сам же Шамир из RSA опубликовал данные о слабости в алгоритме потокового шифра RC4. Эти слабости позволяют в wireless-протоколе взломать сеть за несколько часов. А этот алгоритм уже давно и широко коммерчески используется. Начиная от Microsoft Word и Adobe Acrobat и заканчивая беспроводными сетями. И по идее, автора доклада, который при этом является одним из разработчиков продукта, можно тоже привлекать к суду, потому что эта информация позволяет вламываться в сеть или взломать Word.

Вот такие нюансы в DMCA принимались, пока всех гораздо больше интересовала Моника Левински.


— Вокруг дела Дмитрия Склярова создавалось очень много различных фондов. Кто-нибудь вышел уже с ним на связь, предложил свою помощь?

— Пока никаких денег Диме не поступило. Никто еще не позвонил, не пришел, не предложил помочь. Пока никто из тех, кто собирал деньги, не обратился к Диме с вопросом, куда и как их передать.


— А общественная поддержка?

— В понедельник вроде опять какие-то митинги проводили. Но это очень забавно — читать конференцию, где народ пишет что-нибудь типа: «Ну, встречаемся, как обычно, завтра, во столько-то часов». Такое впечатление, что у людей это уже такое хобби — по понедельникам собираться на митинги. Как в той знаменитой фразе из «Иронии судьбы»: «Каждый год, тридцать первого числа, мы с друзьями ходим в баню…»


— В России дело Склярова, прямо надо сказать, не очень активно освещается. Пара репортажей по телевидению, пара статей… Разве что сетевые СМИ еще активно этим интересуются. А как обстоят дела с «общественным резонансом» в Америке?

— В Америке резонанс очень большой. На этой неделе еще, помимо всего прочего, вышли журналы Time и NewsWeek. Журнал Wired номинировал Дмитрия на «Человека года». Американцев эта проблема очень волнует. DMCA затрагивает интересы огромного числа людей. А поскольку в Америке прецедентное право — им очень важно, осудят сейчас Дмитрия или нет.

Ведь есть еще один важный пункт, на котором настаивает обвинение, — то, что программа распространялась через Интернет и, следовательно, была доступна для американца, который с ее помощью (теоретически) мог нарушить авторские права. Из позиции обвинения явствует, что возможность войти с территории США в Интернет и купить программу является доказательством продвижения этой программы на территории Соединенных Штатов.

И если осудят человека (или «Элкомсофт») за выкладывание программы в Интернет, где она доступна для американцев, то будет иметь место очень важный судебный прецедент. (В Германии аналогичный прецедент уже состоялся. Согласно решению суда человек, даже находящийся в Америке, но создавший неонацистский сайт, запрещенный в Германии и доступный для немцев, немедленно по прилете в Германию будет арестован и осужден уже по немецким законам. — Ред.)

— А что за история с иском Склярова против российских СМИ?

— Оксана, жена Димы, была очень расстроена тем, что говорилось и писалось об этом деле в России, и накидала Диме ссылок. Он посмотрел и подумал, что, может быть, надо подать в суд. Он написал доверенность на подачу иска. Моя же функция заключалась только в том, что я отвез доверенность брату Дмитрия. Может быть, они подумают, посоветуются с адвокатами и откажутся вообще от этой затеи. По мне так лучше подавать уголовное, потому что гражданские тянутся долго, и денег-то особенно не получишь.

Речь, в первую очередь идет, конечно, о сообщении НТВ. Помимо ложного сообщения об обыске, еще очень смешно то, что жесткий диск с диминого домашнего компьютера (на котором якобы что-то нашли во время обыска) на самом деле был снят практически сразу после его ареста и сейчас хранится на всякий случай у адвокатов. Не говоря уже о сообщениях про взлом каких-то компьютерных сетей — Дима вообще ничем подобным не занимается, это не его профиль, он даже не умеет этого.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


«Элкомсофт»

EFF

Сайт «Free Sklyarov»

Дмитрий Скляров: Адобе против Элкомсофт — EZHE.ru

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


Фельтен не был арестован за хакерский доклад17.08.01


Голландская полиция считает конференцию хакеров съездом преступников13.08.01


Управление «Р» об обыске у Склярова: «НТВ лжет»08.08.01


Склярова отпустили под залог07.08.01


Склярова продают на аукционе за $25.00007.08.01


Склярова защитит бывший прокурор Силиконовой долины03.08.01


МИД России узнало о судьбе Дмитрия Склярова02.08.01


Скляров остался под колпаком Мюллера30.07.01


Против ареста Склярова выступило 10 москвичей26.07.01


Adobe отмазалась от дела Склярова24.07.01


В аресте Склярова виноваты счетчик «Рамблера» и Папа Римский23.07.01


Брюс Стерлинг о Склярове: «Не надо лететь за славой в Америку»23.07.01


Александр Каталов: «Дмитрия обвиняет не Adobe, а государство»22.07.01


Русские хакеры атакуют посольство США из «Пирогов»20.07.01



Дмитрий Чепчугов: «Задержание россиянина на территории США правомерно»20.07.01


За свободу российского программиста борются только американцы19.07.01


Российский программист из «Элкомсофт» арестован ФБР17.07.01


Алексей Андреев
Александр Каталов: «На Дмитрия сразу надели наручники»17.07.01


Союз Журналистов