Способы привлечения трафика: как рекламодатели распределяют свои бюджеты

Author:

4 декабря несколько интернет-ресурсов компании Port.ru были исключены из рейтинга Rambler Top 100. Такое решение было связано с переадресацией с почтового сервера Mail.ru на указанные сайты. Руководство Port.ru сделало выбор в пользу полного прекращения использования счетчиков Rambler. В ближайшее время счетчики будут деактивированы, вследствие чего станет невозможным определить, какую часть трафика компания получает благодаря перенаправлениям с Mail.ru и ресурсов эротического содержания.

В тот же день несколько платформ Port.ru были исключены из рейтинга в соответствии с изменениями в регламенте, который вступил в силу 1 декабря.

Длительное время Port.ru применяла переадресацию для увеличения посещаемости своих проектов. Главным генератором таких редиректов является Mail.ru. Более 100 тысяч пользователей почтового сервиса не только видят баннеры, но и автоматически перенаправляются на сайты Port.ru после выхода из почтового ящика. Этот метод эффективно увеличивал посещаемость практически любой площадки. Ранее Rambler относился к подобным методам весьма лояльно, но новый регламент запрещает размещать счетчики на страницах с переходом без активного действия пользователя (в том числе popup-окна, exit-traffic и т. п.).

В понедельник приостановлено участие в рейтинге следующих ресурсов: Internet.ru, News.port.ru, Talk.ru, Travel.ru, Gameport.ru, Rabota.ru и Autoport.ru. Для возвращения сайтов в рейтинг требовалось убрать редирект. Однако отказ от этого эффективного рекламного инструмента ради восстановления в Rambler руководство посчитало слишком дорогой ценой. Более того, как отметил директор сервисных проектов Port.ru Дмитрий Степанов, еще при участии бывшего руководителя по онлайн-рекламе Павла Мауруса было проведено внутреннее исследование, которое выявило низкую ценность счетчиков Rambler для компании. Тем не менее счетчики тогда оставили. После разрешения ситуации на текущей неделе было принято решение полностью вывести счетчики Rambler, оставив только Spylog и List.ru.

Определить долю пользователей, бывших результатом перенаправления, невозможно, а после отключения счетчиков Rambler эта информация станет окончательно недоступной. Компания не раз вносила изменения в сайты, которые использовались для перенаправления, оптимизируя их при необходимости. На момент подготовки материала (6 декабря) редирект был установлен на Internet.ru и News.port.ru.

К 23 часам 6 декабря суточная посещаемость ресурсов выглядела следующим образом: Internet.ru — 5753 визита, из которых 2981 произошел по редиректу с Mail.ru; News.port.ru — 3031 визит, из которых 2129 — благодаря перенаправлению с Mail.ru. Это свидетельствует, что более половины трафика этих сайтов формируется благодаря пользователям, направленным с почтового сервиса.

На портале Internet.ru, помимо статистики Rambler, отмечен еще один интересный источник посетителей. В разделе «сомнительных посещений» наряду с переходами с Mail.ru фиксируются переходы с ресурсов listovka.ru и jump.ru.

История началась с Никиты Корзуна, бывшего директора по развитию Mail.ru, который при работе в List.ru зарегистрировал эти сайты. Они функционировали в рамках компании «Лист»: listovka.ru служил для интернет-бюллетеня List.ru, а jump.ru выполнял роль редирект-сервера. Благодаря особенностям формирования адресов на хостингах появлялась возможность создавать поддомены формата name.jump.ru для переадресации на нужный сайт.

После ухода Корзуна из List.ru вопрос о владельцах этих доменов остался нерешённым. Летом 2000 года Корзун выставил их на продажу, но сделка не состоялась, скорее это был символический жест. Домены остались за ним и затем начали использоваться Port.ru. В компании установили редиректы с этих сайтов на порталы Port.ru, время от времени их меняя, но в итоге закрепили постоянный редирект на Internet.ru.

Далее произошёл необычный случай: Port.ru непреднамеренно разработал практически бесплатный и уникальный способ увеличения трафика для одного из своих ресурсов.

Редирект с jump.ru содержал страницы с популярным контентом преимущественно эротического характера. В рекламных материалах упоминались адреса типа barsik.jump.ru, kamasutra.jump.ru, schoolgirls.jump.ru. По мере распространения данных ссылок в русскоязычном интернете, после закрытия открытого сервиса jump.ru множество пользователей, пытавшихся попасть на адреса с эротическим содержанием, автоматически направлялись на Internet.ru.

По данным Internet.ru от 6 декабря, было зафиксировано 5753 обращения, из которых 4329 были подозрительными: 2981 — пришли через редирект с Mail.ru, а 1348 преимущественно с jump.ru. В отдельных случаях — 12 с alsu.jump.ru, 15 с ment.jump.ru и 21 с beautiful-boys.jump.ru. В сумме этот трафик достаточно значителен. Для тех, кто не знаком с ситуацией, стоит отметить, что Port.ru получает вознаграждение за рекламу, исходя из количества показов, а значит дополнительный трафик приносит компании доход.

Наиболее удивительным является факт, что в Port.ru не подозревали о причинах появления данного трафика. Никита Корзун был удивлён вопросом о переадресации с Listovka.ru и Jump.ru, будучи уверен, что домены вышли из использования после его ухода. Маркетинг-директор Кирилл Готовцев считал, что порно-трафик с Jump.ru не превышает 50 визитов в сутки. В компании никто детально не изучал статистику, чтобы выявить значимость этого источника. Тем не менее итоговые показатели руководство посчитало удовлетворительными, рассматривая стратегию как возможную к внедрению.

Реклама на эротических сайтах широко используется российскими компаниями: на многих развлекательных порталах при открытии нового окна браузера вместо изображений появляется реклама Allshops.ru (eHouse). Однако такие кампании требуют затрат. В Port.ru выработан уникальный способ бесплатного использования порнотрафика для вполне приличных целей.

В настоящее время ресурсы Port.ru, исключённые из рейтинга Rambler Top 100, отключают счетчики рамблера, за исключением Travel.ru. Руководитель этого проекта Ася Патрышева не стала делать редирект на главную страницу, выбрав альтернативный вариант. Благодаря этому ей удалось вернуть сайт в рейтинг. При этом редирект обеспечивал менее 10% всего трафика Travel.ru. Ася выразила недовольство новым правилом Rambler, отметив, что запрещённый редирект приравнивается к допустимым главным страницам для пользователей провайдеров и теперь любой сайт может быть исключён из рейтинга просто из-за редиректа.

Аргументы выглядят логично, поскольку выявление реальных источников трафика представляет сложную задачу. Ася поделилась ещё одной стратегией повышения посещаемости, которую она считает не менее эффективной, чем редирект.

Система увеличения трафика уже около двух лет известна под названием «Русские гвозди», теперь переименована в Visiting. Проект поддерживается венчуром Visiting. Участники платежной системы WebMoney Transfer могут приобретать доли венчура через торговые площадки. Все финансовые операции в системе происходят через WebMoney Transfer.

«Русские гвозди» работают следующим образом: каждый посетитель приносит рекламодателю от 1 цента. Услуги включают заходы на сайт, заполнение анкет, ответы на вопросы, просмотр страниц, регистрацию и подписку на рассылки. Приток пользователей обеспечивается системой, объединяющей тех, кто хочет зарабатывать деньги за серфинг. Сейчас на Visiting.ru зарегистрировано около 20 тысяч пользователей, ежедневно присоединяется около сотни новых. Все они зарабатывают деньги, посещая сайты, а заработанное могут конвертировать в доллары или использовать в интернет-магазинах, принимающих WebMoney. Это классический легальный клик-клуб.

Для рекламодателей преимущества очевидны. Например, 6 декабря Km.ru привлек 6290 посетителей через Visiting.ru, заплатив всего 2 цента за каждого, общие затраты составили 126 долларов. Компания «Кирилл и Мефодий» ежемесячно расходует около 1900 долларов на аналогичную рекламу, обеспечивая около 20% всего трафика мегапортала (Spylog фиксирует 32 тысячи посетителей в день).

Особенный интерес вызывает взаимодействие туристических порталов с системой «Русские гвозди». В течение года несколько туристических ресурсов, входящих в Rambler Top 100, подключились к системе и значительно увеличили посещаемость. Представители ресурсов, удерживавших высокие позиции в категории «Путешествия» по честным методам, выражали недовольство и обращались в Rambler. По их мнению, клик-клубы несправедливо влияли на рейтинг. Например, директор рекламы сайта «100 дорог» Юрий Гриценко направил официальный запрос, отмечая, что из-за таких участников они опустились с 4-го на 8-10 место. В ответ администратор рейтинга отметил, что клик-клубы сравнимы с другими платными методами продвижения, такими как баннерная реклама.

Туристические агентства пытались обосновать свою позицию значительными затратами на рекламу, но несмотря на это, привлекали меньше пользователей, чем сайты, использующие услуги кликеров. Rambler не стал противостоять «гвоздодерам». Последующие обращения с негативной оценкой не привели к изменениям. Юрий Гриценко выражал надежду на сохранение Rambler как выдающегося ресурса и одновременно заявлял о готовности подключиться к Visiting. В итоге 1 сентября в проект вступили «100 дорог», Delfin.ru и Turizm.ru, и среди двадцатки в категории «Путешествия» почти не осталось сайтов без помощи кликеров. Исключение составили Travel.ru и сеть магазинов горящих путёвок. Оставшиеся участники топа представляли рекламодателей Visiting.ru.

Попытки установить универсальные критерии, разделяющие «честный» и «манипулятивный» трафик, практически обречены на неудачу. Различия связаны с бюджетами, особенностями рекламных предложений и источниками трафика: одни используют собственные сети, другие получают бесплатные ссылки через знакомства, а третьи не имеют возможности влиять на аудиторию. Тем не менее рекламодателям несомненно будет полезно разобраться в методах формирования аудитории, принимая собственные решения.

Пример MyPhoneBook показывает успешное привлечение пользователей с помощью доменных имён, близких по написанию к известным брендам, таких как netscape, yahoo и aol. Регистрация около 100-200 доменов с минимальными отличиями позволяет привлекать миллионы пользователей, совершающих опечатки. Вместо стандартных ошибок с сообщениями о недоступности ресурса, пользователям показывают понятные уведомления с правильными ссылками и рекламным контентом. Так формировался первоначальный трафик MyPhoneBook. Несмотря на сомнения некоторых владельцев популярных сайтов по поводу законности таких доменов, споры обычно решались мирно с крупными компаниями — Microsoft, AOL, Lexis-Nexis и Compuserve. Однако на данный момент интерес к этому проекту снизился из-за появления множества технологических решений.