Непотопляемый жираф

Author:

Алексей Андреев

В пятницу, 7 декабря, в Москве пройдет церемония награждения победителей ежегодного конкурса «Тенет-2000» — самого продолжительного, независимого и крупного литературного соревнования в Рунете. Леонид Делицын, основатель «Тенета», делится достижениями конкурса, планами на будущее и своим взглядом на литературный бизнес.

Известно, что один интернет-год равен нескольким годам в реальной жизни. Проект, существующий два года, считается зрелым, а шестилетнее существование — большая редкость для Сети. Тем не менее случаются исключения, и предстоящая церемония вновь продемонстрирует устойчивость проекта, который с каждым годом не теряет активности, а, напротив, набирает обороты.

Любопытно, что организация конкурса «Тенета» собрала под своими знаменами больше ключевых фигур Рунета, чем любой другой проект, даже несмотря на то, что многие из них — не профессиональные литераторы. Конкурс был основан в 1995 году аспирантом геологического факультета Висконсинского университета Леонидом Делицыным, одновременно запустившим первую российскую сеть баннерного обмена «Спутник». Первым спонсором и секретарём конкурса выступил Алексей Андреев, ныне заместитель главного редактора портала «Нетоскоп», а техническую поддержку обеспечивал Антон Носик, сейчас вице-президент по развитию «Рамблера». В жюри первых лет вошли такие известные личности, как Артемий Лебедев, Евгений Горный, Дмитрий Гусев, Валерий Колпаков, Демьян Кудрявцев, Дмитрий Манин, а также обозреватели Сергей Кузнецов и Роман Лейбов.

В 1997 году «Тенета» объединились с «Арт-Петербургом» Александра Житинского, чтобы выйти за рамки сугубо сетевого литературного конкурса и интегрировать молодую интернет-литературу в общий поток русской литературы. В состав жюри вошли Борис Стругацкий (председатель), Виктор Кривулин, Андрей Битов, Александр Кушнер, Дмитрий Быков, Валерий Попов, Михаил Чулаки, Илья Кукулин и другие. Представители Интернета выступали номинаторами, отбирая произведения для дальнейшего обсуждения жюри. Среди номинаторов были Антон Никитин, Алексрома, Макс Немцов и Андрей Кононов, редактор журнала «Мир Internet».

Тем не менее разделение на «зубров» и «сетевых» вызвало раскол: авторитарный подход Житинского плохо сочетался с демократическими традициями онлайн-сообщества. Самый резонансный скандал случился из-за попыток ограничить распространение романа Бояна Ширянова «Низший пилотаж», который в итоге победил в конкурсе и был издан в качестве приза.

Кроме того, вызвал большой резонанс сетевой чат с Борисом Стругацким. В течение нескольких часов читатели и журналисты получали ответы от председателя жюри, однако вскоре выяснилось, что за Стругацкого отвечал заместитель секретаря конкурса Дмитрий Гусев, подыгрывая в шутливой форме. Настоящий Стругацкий появился позже и вызвал шок у аудитории, которая могла лишь повторять уже заданные вопросы и полученные ответы.

После этого Житинский основал собственный проект ЛИТО на базе литературного сообщества, сформировавшегося вокруг «Тенета», и конкурс АРТ-ЛИТО. «Тенета» без Житинского, где исполнительным директором стал Дмитрий Гусев, продолжали искать новые формы взаимодействия с бумажной литературой. Было принято решение отказаться от иерархии, при которой бумажные литераторы считались выше сетевых авторов. Теперь произведения оценивались отдельными сетевым и профессиональным жюри. При этом «профессиональное» жюри включало не только известных авторов, но и критиков (Александр Генис, Вячеслав Курицын, Михаил Эпштейн, Юрий Орлицкий) и редакторов журналов («Арион», «Новый литературный обозрев», «Иностранная литература» и др.).

Также для сетевых литературных проектов и спорного направления «Сетература», включающего гипертексты и литературные игры, были введены отдельные категории, оцениваемые исключительно сетевым жюри.

Такой подход позволил привлечь к конкурсу и офлайн-авторов. Если в «Арт-Тенетах-97» большинство победителей сначала публиковались в Интернете, а потом на бумаге, то в «Тенетах-98» среди призёров появилось много уже известных печатных писателей. В сетевом же жюри продолжали появляться новые звёзды. Благодаря этому дискуссии о первичности интернета или печати как среды для литературы постепенно утихли, а синтез сетевой и традиционной литературы стал реальностью для Рунета.

Следующий этап — «Тенета-2000» — сопровождался заметным ростом по всем параметрам: числу номинаций, объёмам произведений, составу судейских коллегий, автоматизации процессов и даже появлением клонов конкурса. Подробнее о проекте рассказал президент конкурса Леонид Делицын.

— Чем нынешние «Тенета» отличаются от предыдущих?

— Во-первых, масштабами. В 1999 году идея заключалась в том, что в интернете либо быть крупнейшим, либо не существовать вовсе. Мы придерживались этого принципа.

В итоге получился конкурс с около 30 категориями, почти 1200 работ и 750 авторами. При этом обязательным условием подачи работы оставался номинатор, что обеспечивало строгий предварительный отбор. Например, на сайте «Стихи.ру» было десятки тысяч стихов, а в «Тенета-Ринете» из них попало всего пять. Тем не менее нагрузка на номинаторов и судей оставалась высокой, из-за чего у многих начинали болеть головы.

Второе отличие — состав судей. Если в «Арт-Тенетах-97» форму жюри задавал Житинский, преимущественно приглашая питерских писателей, а в «Тенетах-Ринете-98» — Дмитрий Кузьмин, стремившийся отразить различные направления современной литературы, то в последних «Тенетах» меня назначили формировать состав жюри. У меня не было такого опыта, поэтому я приглашал тех писателей и журналистов, кто уже проявил себя в Интернете и с кем могла быть оперативная связь — это Курицын, Кузнецов, Фрай, Горный, Житинский, Березин, Сердюченко и другие. Александр Бараш помог собрать поэтическое жюри с Ахметьевым, Друком, Левиным, Строчковым и Эпштейном.

Третье отличие — автоматизация. Ранее многие процессы в «Тенетах» выполнялись вручную вебмастером.

Четвёртое — форумы. Если раньше общение в «Тенетах» было минимальным, то позже появилась знаменитая гостевая книга Алексея Андреева, где разворачивались оживленные дискуссии. В 2000 году была реализована идея множества гостевых книг — у каждой конкурсной работы теперь своя, что упрощает систематизацию и помогает авторам следить за отзывами. Кроме того, Житинский предложил создать «ленту откликов» с заголовками и именами авторов сообщений.

И пятое — специализированные конкурсы. Появились проекты вроде «Русская Америка», «Сетевой Дюк» и конкурс спортивного рассказа (совместно со «Спорт-Экспрессом»). Мы создали множество клонов «Тенета», что оказалось удобным: у каждого своя оргкоманда, судьи и спонсоры, а призовые фонды достигали 2-3 тысяч долларов. Это позволяло проводить этапы конкурса организованно и в срок.

— На церемонии будут политические деятели?

— Политики придут, и их взгляды будут разными. Так, Александр Дугин выиграл несколько номинаций по критике и эссеистике, Юровицкий — соавтор Жириновского по книге «Азбука секса», а политический обозреватель Валерий Лебедев тоже будет присутствовать. Но я не стремлюсь специально приглашать политиков — их боюсь. После поддержки Кириенко нас критиковали за неудачное управление финансами, хотя он тогда выделил зал в «Доме кино» и вручил персональный приз одному из победителей.

— «Тенета» — рекордсмен по продолжительности существования без крупных инвесторов. Какова бизнес-модель конкурса?

— Я заранее почувствовал, что деньги в интернете скоро станут редкостью, и решил максимально сократить расходы. Пусть всё развивается медленно и неидеально, но проект будет поддерживать небольшая команда добровольцев, не более двух-трёх человек.

Конечно, спонсоры нужны для предоставления призов. Большим плюсом для «Ринета» является то, что они не оказывают давления и имеют репутацию покровителя крупных проектов. Победителям из Москвы предоставляют бесплатное годовое подключение к интернету через «Ринет», для участников из других регионов поддержку оказывают другие компании.

Так проект удалось сохранить.

Если бы мы пошли по другому пути, взяв грант или опираясь на крупные инвестиции, оказались бы полностью зависимы от спонсоров и вскоре прекратили бы существование после окончания финансирования. Многие известные литературные премии прекратили работу именно из-за прекращения поддержки.

Мы же сотрудничаем с множеством спонсоров, каждый из которых оказывает умеренную поддержку. Например, «Озон» выделил 500 долларов на приз, который получили Вячеслав Миронов и Вадим Ярмолинец. Агентство «Росбалт» помогло с организацией церемонии. Демьян Кудрявцев взял на себя региональные расходы. Члены оргкомитета тоже внесли свою лепту. Издательство «Колибри» предоставило купоны на книги, другие издатели передали десятки экземпляров. Кроме того, учреждён специальный приз памяти Виктора Шнейдера.

В итоге «портфель» спонсоров у нас широк и разнообразен. Минус в том, что каждый получает меньше пиар-эффекта, чем при больших инвестициях. Тем не менее, «Тенета» развиваются и получают освещение медленно, но устойчиво.

Второй теоретически привлекательный, но вряд ли реализуемый вариант — сотрудничество с Житинским и другими по модели print-on-demand, однако опыт и опросы показывают, что это не слишком прибыльное направление.

— Сколько участников «Тенета» удалось перейти из интернет-литературы в печатную?

— На церемонии будет книжная ярмарка, где представят работы Цунского, Байтова, Бояна Ширянова и других. Однако я по-прежнему считаю сетевой формат литературы самостоятельным феноменом, независимым от печати.

Сейчас существует опасение, что после отмены налоговых льгот в следующем году малые и средние издательства прекратят работу, оставив на рынке лишь боевики, мемуары и словари делового английского. В то время как интернет-среда таких проблем не испытывает.

Кроме того, «Тенета» преследуют цель не столько открывать новых авторов, сколько находить интересные произведения — независимо от их авторства. Основная задача — показать, что в Интернете публикуются достойные тексты и стимулировать это явление. Поиск и продвижение новых авторов — это общая задача для офлайн и онлайн-сред.

— Какие планы у «Тенет» на следующий год?

— В первую очередь хочется завершить конкурс в течение одного года, не расширяя масштабы, а сосредоточившись на улучшении организации, повышении качества сервиса и своевременном реагировании на вопросы и пожелания участников. Возможно, стоит сократить размеры конкурса, уделив больше внимания качеству.

Во-вторых, планируется воплотить в материале символ конкурса — тенетовского жирафа. Пластилиновая модель уже находится в Москве, но её нужно отлить на Урале. В этом году сделать это не удастся из-за транспортировки и последующей работы.

В-третьих, собираются развивать специализированные конкурсы, которые оказываются даже более эффективными, чем крупные универсальные. Например, проект «Русская Америка», посвящённый жизни русских специалистов и эмигрантов в США, их адаптации и преодолению барьеров. На одного автора приходится больше организаторов и спонсоров, программное обеспечение работает для всех конкурсов.

Ведутся переговоры с Алексромой о переносе конкурса «Большая Буква» на их платформу, что позволит создать отдельный конкурс для начинающих авторов и снизить нагрузку на номинаторов, вынужденных читать множество слабых работ.

В-четвёртых, планируют сделать форумы более полезными. За время «Тенет-2000» посетители оставили около 100 мегабайт сообщений, сейчас их ещё больше. Это превышает общий объём конкурсных произведений, но многие дискуссии проходят без результата: анализ гостевых книг требует много времени. В планах внедрить систему, подобную LiveJournal, где сообщения можно было бы группировать не только по произведениям, но и по авторам.