Самую знаменитую фразу «Низшего пилотажа» чуть не переврали

Author:

Сегодня, 30 марта, книга Баяна Ширянова «Низший пилотаж», выпущенная издательством «Ад Маргинем», появилась в продаже в книжных магазинах Москвы. «Низший пилотаж» стал самым скандальным событием в русском Интернете на рубеже 1997-1998 годов и одержал победу в литературном конкурсе «Арт-Тенета-97».

Роман явился широкой публике и нажил достаточную известность благодаря череде случайностей. 12 ноября 1997 года Максим Кононенко (Parallel Graphics) набрал в поисковике «Рамблер» слово «влагалище» и наткнулся на текст романа, подписанный именем никому неизвестного автора Баяна Ширянова (сейчас на этот запрос «Рамблер» выдает первым делом сайт Mama.ru). Текст располагался на сервере Вадима Гущина «Русская Маргинальная Культура«. Уже на следующий день администрация московского провайдера «Гласнет» закрыла сервер по цензурным соображениям. Но Кононенко опубликовал понравившийся ему текст на собственном сайте — в «Сумасшедшем доме мистера Паркера«.

В то время активность российских пользователей Сети крутилась во многом вокруг «сетевой литературы». Ее читали, ее писали, ее судили. И все, что происходило на этом поле, было в Рунете особо замечаемо. Антон Носик, который участвовал в номинационной комиссии литературного конкурса «Арт-Тенета-97», по просьбе Паркера номинировал роман на конкурс. Это было начало грандиознейшего скандала. Александр Житинский и многие другие, причастные к конкурсу люди, категорически выступили против «Низшего пилотажа». Носика упрашивали снять роман с конкурса, так как «Арт-Тенета» были на грани развала из-за вышедшей из берегов дискуссии вокруг наркоманского и нецензурного произведения. С сайта конкурса роман был убран, а на его месте опубликована 46-я статья федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Но история закончилась весьма неожиданно — жюри, в которое входили Борис Стругацкий, Андрей Битов, Александр Кушнер и другие заслуженные литераторы, присудило «Низшему пилотажу» победу в «Арт-Тенетах».

Антон Носик писал в рецензии на роман: «…роман посвящен варке винта (эфедринового производного) и его внутривенному употреблению с последующим впадением употребителей в полное убожество, ничтожество, нирвану, эйфорию, амнезию, фригидность, приапизм и деменцию. Роман физиологичен до рвоты, изобилует ненормативной лексикой, рецептами изготовления и употребления веществ, сценами половой близости и бессмысленной жестокости (в том числе и садопедофилического толка) — короче, всеми теми сюжетами, за которые в наш просвещенный век книга может заработать высокий титул запрещенной литературы». Многие сравнивали «Низший пилотаж» с «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева.

Загадкой долгое время было имя автора романа. «Низший пилотаж» пытались приписать Паркеру. В итоге был разыскан настоящий автор — не подозревающий о сетевой буре Кирилл Воробьев. Кирилл Воробьев в прошлом — наркоман с десятилетним стажем. Ныне трудится на литературном поприще. Псевдоним Баян Ширянов он «похоронил» в августе 2000 года. Обставлено этой действо было как виртуальная смерть, традиционно принятая многими за смерть реального человека. Распространенное письмо «вдовы» гласило:

Пишет вам Ольга Ермакова, вдова писателя Баяна Ширянова. В четверг 7 августа около 2 часов ночи Баян скончался от сердечного приступа, вызванного передозировкой первитина. Отпевание прошло 9-го в храме Михаила Архангела, что на Проспекте Вернадского. 9-го же гроб с телом покойного был захоронен на Хованском кладбище. Возбуждено уголовное дело по факту приобретения наркотиков. Вот и все. Простите.

Распрощавшийся с Баяном Ширяновым его создатель живет и здравствует, пишет и выпускает книги. Появление «Низшего пилотажа» в широкой продаже комментирует сам Кирилл Воробев.

— Это уже вторая бумажная публикация романа?

— Если считать по наличию договора и гонорария — то первая. Все
предыдущие были, что называется, нулевые, пилотные, самиздатовские…

— Каков тираж?

— Пока 5 тыщ. Дальше будет видно.

— Издательство само предложило книгу напечатать или ты предлагал?

— Я уж и не помню. Главное — мы нашли друг друга!

— Будет ли осуществляться какая-нибудь реклама в Интернете бумажного
издания? Будет ли книга продаваться в интернет-магазинах?


— В ближайшее время на High.ru будет рекламка, в прессе ожидаются
рецензии. А что с «оЗоном» — чес-гря не знаю. Я ж не занимаюсь
реализацией!

— Роман редактировался для нового издания или выходит в том же виде,
что был опубликован в Сети?


— Некоторая редактура была, но чисто косметическая и пунктуационная.
Но были и казусы. Например, третью, самую знаменитую, фразу романа
хотели напечатать так — «голая, блядь, правда». Я возмутился и
переправил как надо: «Голая блядь-правда».
Что же до содержания, то я вставил туда две главы, изначально
предполагавшиеся как части «Срединного пилотажа». Они в Сети есть. Это
«Стрем-пакет с улиткой» и «Улица мертвых наркоманов».

— Ты планируешь публиковать что-то еще из своего в ближайшее время?

— Скажем так: мечтаю. Из всех моих книг не изданы только «Словарь сленга
наркоманов» и «Занимательная сексопатология». Их я хочу опубликовать
на бумаге. Но что-то желающих нет…

— Чем сейчас занимаешься?

— Жду открытия «АИФ-Интернет». В промежутках пишу статьи для «Огонька»,
«Литературки», «Собеседника»…

— Почему в свое время был похоронен Баян Ширянов?

— Версий много. Я, право, не знаю, к какой из них склониться.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


«Низший пилотаж»

Музей Низшего Пилотажа

Рецензия на «Низший пилотаж на «Афише»

Историческая фотография

Интервью Евгения Горного с Баяном Ширяновым

Открытое письма Баяна Ширянова читателям и критикам романа

Сочинения Кирилла Воробьева

Глеб Павловский убил наркомана, Gazeta.ru

Химик с либидо, «Независимая газета», 21.09.00

страница Баяна Ширянова на High.ru


Союз Журналистов