Через тернии к Гибсону

Author:

Ленка Виноградова

[email protected]
Российские писатели упорно пытаются создать что-то в области околокиберпанка. В марте вышла книга Владимира Тучкова «Танцор», написанная в жанре «виртуального романа». Главы книги называются апплетами и нумеруются в двоичной системе.

В начале марта 2001 года на книжных прилавках появилась книга «Танцор: Ставка больше, чем жизнь», написанная Владимиром Тучковым, международным обозревателем сайта Vesti.ru.

Владимир Тучков, как сказано в послесловии к книге, — поэт и прозаик, лауреат премий журналов «Мир Жванецкого», Международного Тургеневского фестиваля малой прозы, а также литературного интернет-конкурса «Тенета-Ринет«. Его цикл рассказов «Смерть приходит по Интернету» назван Академией российской словесности одним из наиболее значительных произведений 90-х годов.

«Танцор» написан в жанре виртуального романа. Виртуальность его заключена не только в содержании, но и в названиях глав романа — они называются «апплеты» и нумеруются в двоичной системе.

Фабула романа такова: в Москве началась большая виртуальная игра, которую большая часть интернет-пользователей считает выдумкой устроителей, полагая, что она происходит только в Интернете. Однако игроки выполняют задания публики и в реальном мире, причем задания эти порой весьма своеобразны: скажем, пойти и убить выбранного человека.

Организаторы игры втягивают в нее главного героя, который до этого был наемным танцором в ресторане и не имел никакого понятия об Интернете. В случае отказа от Игры Танцору грозит смерть, однако и участие в игре тоже предполагает летальный исход. Умирать ему не хочется, поэтому он решает бороться с теми, кто его «нанял». По ходу действия в события вмешивается Управление «Р», сотрудники которого, признаться, выведены не то, чтобы полными идиотами, но близко к тому. Хуже них, пожалуй, только изображенные автором налоговики.

В общем, разгорается борьба, в которой с одной стороны оказывается Танцор и его подруга-хакерша Стрелка, с другой — таинственный Администратор, который присылает Танцору письма по электронной почте, а с третьей — единственный умный сотрудник Управления «Р» Алексей Осипов. Чем все закончится? Почитайте.

Действует в романе и сообщество хакеров — куда же в виртуальном романе да без хакеров? Впрочем, описаны они хоть и с юмором, но дружелюбно. Зато с некоторым омерзением преподносятся соперники Танцора по игре. Игроки получились нарочито примитивными, прямолинейными, очень похожими на виртуальных личностей (хотя мы-то знаем, что хороший виртуал может быть настолько многогранным, что даже начать жить своей отдельной от автора жизнью). Против них и бороться-то как-то не стыдно, и ногами их пинать как-то не жалко — все равно ненастоящие.

Наверняка в этом романе есть масса аллюзий, которые непонятны непосвященным, вроде меня. Ну, созвучие описанного в романе провайдера Ranet с благополучно существующим Rinet я не пропустила. А в остальном узнавания не произошло. То ли не вчиталась пока, то ли намеки эти — только для своих.

В целом же, если не вдаваться в литературоведение и не стремиться к точной идентификации всех героев, роман представляет интерес для самого широкого круга читателей. Те, кто любит криминал, — найдут там криминал. Те, которым дорога детективная подоплека, — получат свой детектив. И любовные коллизия там есть, и технические подробности, и краткий ликбез для чайников, и ставшая уже для многих родной, а для остальных оставшаяся экзотикой, но никого пока не оставляющая равнодушной, — виртуальная реальность. На эту тему можно писать хоть левой задней ногой по диагонали — все равно читать будут. А уж если написано грамотно и местами даже сильно — успех обеспечен. Правда, как заметили некоторые критики, хороший редактор произведению все-таки не помешал бы.

Действительность, описанная в романе «Танцор», представляет из себя нечто среднее между нашим миром с его повальным, но неглубоким увлечением Интернетом и зарождающимися на Западе играми типа «Бегущий человек«, и тем, что описан в «Лабиринте отражений» — практически полное погружение некоторых членов общества в виртуальную реальность.

В том мире, который описывает Сергей Лукьяненко, абсолютно случайно была создана программа, которая переводила человеческое восприятие на абсолютно другой уровень: вместо не слишком реалистичных компьютерных картинок человек воспринимал вторую действительность — Глубину (виртуальную реальность, практически неотличимую от реальности настоящей. Только лучше).

«Компьютерные сети позволяли общаться людям по всему миру. Но это был просто обмен строчками на экранах…, в лучшем случае — рядом с нарисованной рожицей собеседника. Подлинная виртуальность требовала слишком мощных компьютеров, неимоверно качественных линий связи, титанического труда миллионов программистов,» — в этом отрывке вполне угадывается сегодняшнее состояние Интернета. Но вот приходит программист, который создает маленькую программку для медитации за компьютером, и все разительно меняется.

Первым в новую реальность попал — совершенно случайно — «один украинский паренек». Он посмотрел десятисекундный ролик, ничего интересного там не увидел, пожал плечами и сел играть в Doom. И попал в игру. Так и начался Диптаун — Город в Глубине, где происходит действие романа Лукьяненко, лишь изредка перемещаясь в реальный Петербург.

В виртуальном пространстве люди работают, отдыхают, знакомятся, влюбляются, расстаются, играют, общаются — все почти как- хочется сказать, почти как у людей. Потому что в романе действуют уже все-таки не совсем люди, а нечто большее: многоликие и бессмертные. По крайней мере, смерть в Диптауне не означает смерти в реальном мире — захочешь и вернешься. Собственно, именно появление оружия третьего поколения, которое убивает и в Глубине, и в реальности, стало завязкой продолжения «Лабиринта отражений» — романа «Фальшивые зеркала«. В этом романе выясняется, что смерть в реальном мире теперь совершенно не обязательно влечет за собой смерть в мире виртуальном. Полное торжество виртуализации! Ты умер, но виртуал твой живет!

А впереди еще такой массовый беспредел, как изобретение в Глубине компьютеров с выходом в виртуальный Интернет. Потом следующий Дима Дибенко создаст очередную дип-программу — и готова третья реальность. Потом четвертая, пятая, шестая — до бесконечности. Интересно, как эти реальности будут называться?
Самое любопытное, что Лукьяненко писал роман, совершенно не имея представления об Интернете.

Лукьяненко — мастер динамических сюжетов. Ощущение такое, что герой все время бегает, стреляет, ныряет, выныривает, спасает и спасается. А в промежутках между погонями и стрельбой заводит роман и пьет виртуальное пиво, вылезая в реальность только пописать.

В интернет-магазине «оЗон» «Лабиринт отражений» назвали настольной книгой российских хакеров. Погорячились, конечно. Я все-таки лучшего мнения о наших хакерах. А вот у кого эта книга должна быть настольной — так это у юных эскапистов, которым имеющаяся реальность настолько активно не нравится, что они готовы сбежать куда угодно, хоть к чудовищам инопланетным, хоть к эльфам, оркам, льву Аслану, в Фидо, в виртуальную реальность — куда угодно.

Вот их-то как раз чаяния и надежды питают «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала». Ничего-ничего, вот пройдет еще немного времени, изобретут такую программку, и уж мы-то в этой реальности и минуты лишней не задержимся, сразу строем ломанемся в виртуальность — наверное, примерно так они и думают. То есть, я бы на их месте думала именно так.

Недавно Лукьяненко в соавторстве с читателями закончил на «оЗоне» книгу «Прозрачные витражи«, являющуюся не продолжением серии, а неким ответвлением в сторону — с происходящими в первых двух книгах событиями сюжет почти не пересекается. Говорят, что Владимир Васильев, известный своим пристрастием к компьютерному антуражу, не то продолжил, не то обыграл сюжетные ходы «Лабиринта» в своем романе «Сердца и моторы«. Я, честно говоря, за что купила, за то и продаю — этот роман не читала.

Если российские авторы пытаются писать о виртуальных реальностях и о том, куда эти виртуальные реальности могут и будут развиваться, то наш реальный мир, все же, движется куда-то в сторону Уильяма Гибсона. Чтение и писание новостей меня все больше в этом убеждают.

На реальной Поверхности — мрачный мир крупных корпораций, небо цвета выключенного телевизора, крутые киберковбои в зеркальных очках, кожаных куртках и с сотнями мегабайт информации в башке, наркотики и пустое существование миллионов людей. В виртуальной Глубине — цветут розовые сады, разливаются чудные ароматы, поют птицы, все люди богаты, молоды, здоровы, красивы и счастливы — благорастворение воздухов, да и только.

Только на горизонте маячат одетые в черный лед башни корпораций, а проезжающий по проспекту Гибсона мотоциклист в очередной раз задается вопросом: «Ну кто же такой все-таки этот Гибсон?»

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


Владимир Тучков. «Танцор»

Официальная страница Сергея Лукьяненко

Библиография Уильяма Гибсона

Сергей Лукьяненко. «Лабиринт отражений»

Сергей Лукьяненко. «Фальшивые зеркала»

Сергей Лукьяненко. «Прозрачные витражи»

Владимир Васильев. «Сердца и моторы»

William Gibson. Neuromancer

William Gibson. Johnny Mnemonic

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


Индиец написал электронный роман для любителей читать чужие письма11.04.01


Скандальный роман Баяна Ширянова изъят из продажи в «Библио-Глобусе»04.04.01


Самую знаменитую фразу «Низшего пилотажа» чуть не переврали30.03.01


Бумажный издатель Курта Воннегута подал в суд на электронного01.03.01


«Матрица» поимела тебя, теперь ты поимей «Матрицу»08.02.01


Книга «Российский Интернет накануне больших перемен» вышла после больших перемен23.01.01


Индийский интерактивный детективный роман с элементами политического триллера23.01.01


Новая игра в «охоту на человека» пройдет в Нью-Йорке17.11.00


Союз Журналистов