Ленка Виноградова
Российские писатели активно стремятся создавать произведения, близкие по духу к жанру киберпанка. В марте была выпущена книга Владимира Тучкова «Танцор», выполненная в формате «виртуального романа». Главы в этом произведении названы апплетами и пронумерованы в двоичной системе.
В начале марта 2001 года в продаже появилась книга «Танцор: Ставка больше, чем жизнь», автором которой выступил Владимир Тучков, международный обозреватель одного популярного интернет-портала.
В послесловии отмечается, что Владимир Тучков — поэт и прозаик, лауреат премий журналов «Мир Жванецкого», Международного Тургеневского фестиваля малой прозы и литературного интернет-конкурса «Тенета-Ринет». Его цикл рассказов «Смерть приходит по Интернету» признан Академией российской словесности одним из важнейших произведений 90-х годов.
«Танцор» выполнен в жанре виртуального романа. Виртуальный аспект проявляется как в сюжете, так и в том, что главы названы апплетами и пронумерованы двоичной системой счисления.
Сюжет романа рассказывает о масштабной виртуальной игре, запущенной в Москве, которую большинство интернет-пользователей считает выдумкой организаторов, считая её существующей только в сети. Однако игроки исполняют задания и в реальном мире, причем они могут быть весьма необычными, например — убийством конкретного человека.
Главный герой, ранее работавший наемным танцором в ресторане и не имевший представления об Интернете, неожиданно оказывается втянут в игру. Отказ от участия грозит ему смертью, но и сама игра таит смертельную опасность. Осознавая это, он решает противостоять тем, кто «нанял» его. В ходе событий вмешивается Управление «Р», сотрудники которого изображены не гениями, но и не полными идиотами. На фоне этого налоговики выглядят еще хуже.
В итоге начинается борьба между Танцором и его подругой-хакершей Стрелкой с одной стороны, и загадочным Администратором, отправляющим Танцору электронные письма, а также единственным разумным сотрудником Управления «Р» Алексеем Осиповым — с другой. Чем закончится эта история — читателю предстоит узнать самостоятельно.
В романе действует сообщество хакеров — без них виртуальный роман был бы неполным. Их описывают с юмором и одобрением. В то же время оппоненты Танцора в игре выглядят нарочно примитивными и прямолинейными, очень похожими на стереотипных виртуальных персонажей (в то время как хороший виртуал может быть невероятно сложным и даже жить собственной жизнью, отдельно от автора). Борьба с такими врагами не вызывает сожаления — они кажутся не настоящими.
Наверняка в произведении присутствует множество аллюзий, неподвластных неподготовленному читателю. Например, сходство названия провайдера Ranet с существующим сейчас Rinet не осталось незамеченным. В остальном же узнаваний нет — наверное, либо намёки слишком тонкие, либо они адресованы только избранным.
В целом, если не углубляться в литературоведческий анализ и не пытаться строго сопоставить всех персонажей, роман будет интересен широкой аудитории. Любители криминала найдут здесь соответствующую линию, поклонники детективов — интригу. Присутствуют любовные сюжеты, технические детали и краткий ликбез для новичков, а также тема виртуальной реальности — уже знакомая многим, но продолжающая привлекать внимание. Тема эта может быть раскрыта очень просто — и всё равно читатели найдутся. А если текст написан качественно и порой впечатляет, успех гарантирован. Правда, согласно мнению некоторых критиков, книге не помешала бы хорошая редактура.
Мир, представленный в «Танцоре», сочетает в себе черты современного общества с повальным, но поверхностным интересом к Интернету, зарождающиеся на Западе игры в духе «Бегущего человека» и то, что показано в романе «Лабиринт отражений» — мир почти полного погружения части общества в виртуальную реальность.
В произведении Сергея Лукьяненко описана случайно созданная программа, дающая возможность человеку воспринимать мир иначе: вместо не слишком реалистичных компьютерных образов человек ощущает «Глубину» — виртуальную реальность, практически неотличимую от настоящей, но при этом превосходящую её.
«Компьютерные сети позволяли людям со всего мира общаться, но это был лишь обмен строками на экранах, в лучшем случае — рядом с изображением собеседника. Истинная виртуальность требовала мощных компьютеров, качественных каналов связи и огромного труда программистов», — в этом фрагменте угадывается современное состояние Интернета. Но затем появляется программист, создавший простую программу для медитации на компьютере, которая меняет всё.
Первым случайно оказавшимся в новой реальности стал «украинский парень». Он посмотрел ролик длиной в десять секунд, не увидел ничего интересного, пожал плечами и сел играть в Doom — но попал в игру. Так возник Диптаун — Город в Глубине, где разворачиваются события романа Лукьяненко, лишь изредка представленного в реальном Петербурге.
В этом виртуальном мире люди работают, отдыхают, знакомятся, влюбляются, расстаются, играют и общаются — почти как в реальности, но герои уже не совсем обычные люди, а нечто более сложное: многоликие и бессмертные. В Диптауне смерть не означает конец в реальной жизни — можно, если захотеть, вернуться. Появление оружия третьего поколения, убивающего и в виртуальном, и в реальном мире, стало основой продолжения «Лабиринта отражений» — романа «Фальшивые зеркала». Там выясняется, что смерть в реальности теперь не всегда равна смерти в виртуальности. Виртуал продолжает жить и после смерти человека.
Впереди ждёт множество перемен — создание в Глубине компьютеров с выходом в виртуальный Интернет, новый программный продукт от Димы Дибенко, подготовка третьей реальности и последующих, возможно, бесконечного числа новых. Интересно, какие имена они получат. Примечательно, что Лукьяненко писал роман практически без глубокого знания Интернета.
Лукьяненко — мастер динамичных сюжетов. Создаётся ощущение, что герой постоянно бежит, стреляет, ныряет, спасается и спасает других. Между погонями и перестрелками он заводит отношения и пьёт виртуальное пиво, появляясь в реальной жизни только по самым необходимым делам.
Книга признана настольной для российских хакеров. Это, вероятно, с некоторой долей преувеличения. Лично автор текста питает более высокое мнение о российских хакерах. Однако у кого она действительно должна быть настольной — так это у молодых эскапистов, которым настолько не нравится действительность, что они готовы бежать куда угодно: к инопланетным чудовищам, эльфам, оркам, льву Аслану, в Фидо, в виртуальный мир — главное — уйти подальше.
Именно эти надежды и мечты питают «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала». Скоро наверняка создадут подходящую программу, и тогда, пожалуй, никто уже не станет задерживаться в реальном мире — все ринутся в виртуальность. Возможно, именно так думают эти юные мечтатели.
Недавно Лукьяненко вместе с читателями завершил книгу «Прозрачные витражи», которая не является прямым продолжением серии, а скорее побочным ответвлением — сюжет почти не пересекается с первыми двумя произведениями. Известно, что Владимир Васильев, известный интересом к компьютерной тематике, либо продолжил, либо осмыслил сюжетные линии «Лабиринта» в романе «Сердца и моторы». Автор с этим романом не знаком.
Если российские писатели стремятся исследовать виртуальные реальности и направления их развития, то реальный мир всё более отчетливо склоняется к произведениям Уильяма Гибсона. Новости подтверждают эту точку зрения.
На настоящей Поверхности царит мрачный мир больших корпораций, небо напоминает цвет выключенного телевизора, киберковбои носят зеркальные очки и кожаные куртки, храня в голове сотни мегабайт данных, а миллионы живут в наркотическом пустословии. В то время как в виртуальной Глубине расцветают розовые сады, распространяются приятные ароматы, поют птицы, а все люди богаты, молоды, здоровы, красивы и счастливы — всего лишь благоухание воздуха.
Однако на горизонте уже видны тёмные ледяные башни корпораций, а мотоциклист, мчащийся по проспекту Гибсона, снова задаётся вопросом: «Кто же на самом деле этот Гибсон?»