Ленка Виноградова
[email protected]
Российские писатели упорно пытаются создать что-то в области околокиберпанка. В марте вышла книга Владимира Тучкова «Танцор», написанная в жанре «виртуального романа». Главы книги называются апплетами и нумеруются в двоичной системе.
В начале марта 2001 года на книжных прилавках появилась книга «Танцор: Ставка больше, чем жизнь», написанная
Владимир Тучков, как сказано в послесловии к книге, —
«Танцор» написан в жанре виртуального романа. Виртуальность его заключена не только в содержании, но и в названиях глав романа — они называются «апплеты» и нумеруются в двоичной системе.
Фабула романа такова: в Москве началась большая виртуальная игра, которую большая часть интернет-пользователей считает выдумкой устроителей, полагая, что она происходит только в Интернете. Однако игроки выполняют задания публики и в реальном мире, причем задания эти порой весьма своеобразны: скажем, пойти и убить выбранного человека.
Организаторы игры втягивают в нее главного героя, который до этого был наемным танцором в ресторане и не имел никакого понятия об Интернете. В случае отказа от Игры Танцору грозит смерть, однако и участие в игре тоже предполагает летальный исход. Умирать ему не хочется, поэтому он решает бороться с теми, кто его «нанял». По ходу действия в события вмешивается Управление «Р», сотрудники которого, признаться, выведены не то, чтобы полными идиотами, но близко к тому. Хуже них, пожалуй, только изображенные автором налоговики.
В общем, разгорается борьба, в которой с одной стороны оказывается Танцор и его подруга-хакерша Стрелка, с другой — таинственный Администратор, который присылает Танцору письма по электронной почте, а с третьей — единственный умный сотрудник Управления «Р» Алексей Осипов. Чем все закончится? Почитайте.
Действует в романе и сообщество хакеров — куда же в виртуальном романе да без хакеров? Впрочем, описаны они хоть и с юмором, но дружелюбно. Зато с некоторым омерзением преподносятся соперники Танцора по игре. Игроки получились нарочито примитивными, прямолинейными, очень похожими на виртуальных личностей (хотя мы-то знаем, что хороший виртуал может быть настолько многогранным, что даже начать жить своей отдельной от автора жизнью). Против них и бороться-то как-то не стыдно, и ногами их пинать как-то не жалко — все равно ненастоящие.
Наверняка в этом романе есть масса аллюзий, которые непонятны непосвященным, вроде меня. Ну, созвучие описанного в романе провайдера Ranet с благополучно существующим
В целом же, если не вдаваться в литературоведение и не стремиться к точной идентификации всех героев, роман представляет интерес для самого широкого круга читателей. Те, кто любит криминал, — найдут там криминал. Те, которым дорога детективная подоплека, — получат свой детектив. И любовные коллизия там есть, и технические подробности, и краткий ликбез для чайников, и ставшая уже для многих родной, а для остальных оставшаяся экзотикой, но никого пока не оставляющая равнодушной, — виртуальная реальность. На эту тему можно писать хоть левой задней ногой по диагонали — все равно читать будут. А уж если написано грамотно и местами даже сильно — успех обеспечен. Правда, как заметили
Действительность, описанная в романе «Танцор», представляет из себя нечто среднее между нашим миром с его повальным, но неглубоким увлечением Интернетом и зарождающимися на Западе играми типа «
В том мире, который описывает
«Компьютерные сети позволяли общаться людям по всему миру. Но это был просто обмен строчками на экранах…, в лучшем случае — рядом с нарисованной рожицей собеседника. Подлинная виртуальность требовала слишком мощных компьютеров, неимоверно качественных линий связи, титанического труда миллионов программистов,» — в этом отрывке вполне угадывается сегодняшнее состояние Интернета. Но вот приходит программист, который создает маленькую программку для медитации за компьютером, и все разительно меняется.
Первым в новую реальность попал — совершенно случайно — «один украинский паренек». Он посмотрел десятисекундный ролик, ничего интересного там не увидел, пожал плечами и сел играть в Doom. И попал в игру. Так и начался Диптаун — Город в Глубине, где происходит действие романа Лукьяненко, лишь изредка перемещаясь в реальный Петербург.
В виртуальном пространстве люди работают, отдыхают, знакомятся, влюбляются, расстаются, играют, общаются — все почти как- хочется сказать, почти как у людей. Потому что в романе действуют уже все-таки не совсем люди, а нечто большее: многоликие и бессмертные. По крайней мере, смерть в Диптауне не означает смерти в реальном мире — захочешь и вернешься. Собственно, именно появление оружия третьего поколения, которое убивает и в Глубине, и в реальности, стало завязкой продолжения «Лабиринта отражений» — романа «
А впереди еще такой массовый беспредел, как изобретение в Глубине компьютеров с выходом в виртуальный Интернет. Потом следующий Дима Дибенко создаст очередную дип-программу — и готова третья реальность. Потом четвертая, пятая, шестая — до бесконечности. Интересно, как эти реальности будут называться?
Самое любопытное, что Лукьяненко писал роман, совершенно не имея представления об Интернете.
Лукьяненко — мастер динамических сюжетов. Ощущение такое, что герой все время бегает, стреляет, ныряет, выныривает, спасает и спасается. А в промежутках между погонями и стрельбой заводит роман и пьет виртуальное пиво, вылезая в реальность только пописать.
В интернет-магазине «
Вот их-то как раз чаяния и надежды питают «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала». Ничего-ничего, вот пройдет еще немного времени, изобретут такую программку, и уж мы-то в этой реальности и минуты лишней не задержимся, сразу строем ломанемся в виртуальность — наверное, примерно так они и думают. То есть, я бы на их месте думала именно так.
Недавно Лукьяненко в соавторстве с читателями закончил на «оЗоне» книгу «
Если российские авторы пытаются писать о виртуальных реальностях и о том, куда эти виртуальные реальности могут и будут развиваться, то наш реальный мир, все же, движется куда-то в сторону
На реальной Поверхности — мрачный мир крупных корпораций,
Только на горизонте маячат одетые в черный лед башни корпораций, а проезжающий по проспекту Гибсона мотоциклист в очередной раз задается вопросом: «Ну кто же такой все-таки этот Гибсон?»
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |
Индиец написал электронный роман для любителей читать чужие письма — 11.04.01
Скандальный роман Баяна Ширянова изъят из продажи в «Библио-Глобусе» — 04.04.01
Самую знаменитую фразу «Низшего пилотажа» чуть не переврали — 30.03.01
Бумажный издатель Курта Воннегута подал в суд на электронного — 01.03.01
«Матрица» поимела тебя, теперь ты поимей «Матрицу» — 08.02.01
Книга «Российский Интернет накануне больших перемен» вышла после больших перемен — 23.01.01
Индийский интерактивный детективный роман с элементами политического триллера — 23.01.01
Новая игра в «охоту на человека» пройдет в Нью-Йорке — 17.11.00