Кого целовала Маня?

Author:

Алексей Ковалев

Продолжается обсуждение вокруг «Национальной Интел Интернет премии». Алексей Ковалев, автор репортажа, снятого с сайта Internet.ru, дает комментарии к статье Анатолия Прохорова под заголовком «КПД паровоза и художественной культуры — 4,5 процента». В частности, он указывает, что низкий КПД стал главной причиной исчезновения паровозов с железнодорожных путей.

Меня Маня провожала и обидела до слёз —
На перроне целовала не меня, а паровоз!
Национальная Частушка

О том, что расстроило

Можно оправдывать неудачи мероприятия отсутствием звезд шоу-бизнеса, которые могли бы придать событию дополнительный блеск, можно сетовать на то, что Фоменко не пустили на РТР (хотя он не самый подходящий ведущий для «Награды»). Тем не менее, просмотр телевизионной версии убедил меня, что главная причина провала — полная оторванность организаторов от публики и интернета. Зачем была нужна модель, которая на сцене пряталась за Кончаловского и не произнесла ни слова? Без сомнений режиссер вырезал нескольких лауреатов, но эту девушку досняли на черном фоне за кулисами и вставили в эфир.
Что это означает — честь за участие в обнаженном ролике? При этом в Интернете и так хватает подобных моделей. А Дмитрий и Евгения Завалишины, смеющиеся сразу после её примитивной шутки, которую даже шуткой назвать трудно? Вероятно, их не предупредили, над чем именно будет смеяться многотысячная телеаудитория. Скорее всего — не предупредили.
Телезрители, скорее всего, подумали: «Боже, эти интернетчики развлекают себя всякой ерундой!»
Такая разница между вкусами интернет-пользователей, реальными событиями и тем, что демонстрируется со сцены и по телевизору, и становится корнем всех неудач. Почему при просмотре, например, «Золотой маски» возникает ощущение сопричастности? А «Национальная Интел Интернет Премия» такого чувства не вызывает.
В «Маске» демонстрируют театральных актеров, о которых я не знаю, но ощущение причастности присутствует. В «Награде» же я знаком почти со всеми, поддерживаю их и люблю их проекты, но чувство участия не возникает.
В чем причина — мои проблемы с восприятием или значительная часть энергии премии уходит в атмосферу, подобно пару из трубы паровоза?

О Аркадии Воложe

Многие осведомлены, что его долго убеждали возглавить жюри, но утверждать, что никто не смог предсказать победу «Яндекса», кажется, по меньшей мере забавно. Еще год назад любой, хоть немного знакомый с интернетом, с уверенностью ответил бы положительно на вопрос, получит ли «Яндекс» награду во второй премии. Другое дело, что сама Академия устроена так, что на руководящие посты неизбежно попадают наиболее заметные офлайновые инсайдеры интернет-сферы. Именно здесь и произошло «наступление на собственные грабли». В следующем году «Яндекс» снова получит награды, а председатель жюри (одновременно руководитель компании) вновь окажется в центре критики.
Аркадий Волож стал заложником структуры и принципов академической премии, которые, по мнению Анатолия Прохорова, не вызывают вопросов. Но сомнения существуют, и они существенные!

О академиках

Пример американской Webby, который приводит господин Прохоров, не слишком подходит для российской ситуации, так как в США Интернет старше примерно на десять лет. Там сегодня скорее исключение тот, кто никогда не видел Сеть, чем тот, кто пользуется интернетом. Поэтому и академики в Америке на 90% — активные пользователи Сети, в отличие от нашей страны.
Вероятно, стоило бы создать что-то уникальное, чтобы влияние внешних шаблонов и методик было менее заметным.

Лирическое отступление

Алексей безмерно уважает Капицу, в юности фанател от «Аквариума» и до сих пор слушает их композиции, Гусман произвел на него сильное впечатление (надо было видеть, как он блестяще справился с ролями на первой церемонии), Новоженов оставил без слов, Гоша Куценко — лучший актер в фильме «Чапаев и Пустота», Кинчев — это круто, Дибров — душка, Митьки — братцы. Однако с Интернетом ситуация сложная — он подобен ребенку, за которым присматривают семь нянек, и жаль этого несчастного малыша. Один академик критикует — мол, он еще не дорос, другой обижается, говоря, что не пользуется Интернетом со времен взятия Бастилии. А все эти дяди заслуженные и авторитетные — словом не рискнешь перечить.
Но академические принципы нельзя игнорировать, а без этих уважаемых личностей вряд ли обойтись. Тогда возникает вопрос: кому нужен такой Интернет, которым даже академики регулярно не пользуются?

О том, как не стоит

Интернет представляет собой особую среду — сообщество индивидуальностей. Здесь отсутствует эффект толпы, поэтому не стоит ожидать, что люди будут получать удовольствие только от факта участия в тусовке или просмотра, например, Жванецкого. Сеть одновременно объединяет и разъединяет, каждый раскрывает окружающим лишь те стороны своей жизни, которые считает нужным, и никогда не узнаешь, кто находится на другой стороне экрана, пока не встретишься лично. Благодаря интернету формируется умеренная и полезная социофобия, привыкаешь выбирать, анализировать, выражать личное мнение, искать и находить востребованную информацию.

Именно поэтому

  • Не стоит создавать иллюзию, что всё прекрасно и никто не высказывает недовольство премией, как это реализовано на сайте награды. Почему в разделе «Пресса о награде» отсутствуют ссылки на последние критические материалы? Полагают, что их никто не заметит?
  • Не следует вести монологи — оставьте это телевидению и радио. Интернет предполагает диалог, поэтому хотя бы гостевая книга на сайте премии необходима. Или боятся нежелательных комментариев?
  • Не нужно смешивать понятия «Национальная» и «Интел» — лучше выбрать что-то одно. Эти два термина принципиально несовместимы в одном названии. Национальная и корпоративная идеи — разные смысловые уровни, которые невозможно объединить.
  • Стоит отказаться от плоских шуток, пафоса и прочих элементов последней церемонии. Не бойтесь казаться умными.
  • Не стоит воспринимать принципы Академии как незыблемую истину. Академия молода, ей предстоит расти и изменяться, а не выглядеть как непреклонная глыба.
  • Нельзя прикрывать ошибки грубыми PR-ходами и выдавать их за достижения.

О том, как следует

Алексей решительно утверждает, что знает, каким должен быть формат проведения церемонии. К счастью, у него накоплен опыт организации различных мероприятий, презентаций и пресс-конференций, в том числе ориентированных на интернет-аудиторию. Те ошибки, которые Анатолий Прохоров советует исправлять на протяжении многих лет, у него уже проработаны.
Он не претендует на исключительное право писать сценарий или проводить мероприятие. Алексей предлагает провести конкурс или серию конкурсов на организацию церемонии награждения 2002 года, если таковое планируется. Он уверен, что в конкурсе примут участие не только он, но и множество других заинтересованных лиц, для которых Интернет — это явление, среда обитания и стиль мышления. Таких людей в Сети достаточно.
Только таким способом премия сможет стать подлинной «Национальной Интернет Премией», а Intel, выступая генеральным спонсором, получит только пользу.

О творческих людях, паровозах и КПД

Неизвестно, как обстоят дела с творческими личностями, но паровозы исчезли из-за низкого КПД. Не повторит ли премия их судьбу? Автор искренне надеется, что усилия организаторов направлены на движение вперед, а не растворяются впустую, подобно красивому пару и плохой пиар-кампании.
Хотя и хочется верить Анатолию Прохорову, намекающему на временный недостаток опыта у организаторов, складывается впечатление, что проблема кроется глубже — в принципах и методиках организации церемонии. И, возможно, не только церемонии.