В среду начался веб-фестиваль, посвященный выходу продолжения знаменитого фильма «Blair Witch» («Ведьма из Блэр»). Агентство Reuters передает, что за первые 6 часов сайт BlairWitchWebFest.com посетило 100 тысяч человек из 8 стран. Выход «Book of Shadows: Blair Witch 2» на экраны кинотеатров Америки намечен на нынешний Halloween, «канун Дня всех святых», то есть на конец октября. Этот праздник аналогичен нашему Сочельнику, хотя празднуется обычно 31 октября — ночь, когда «нечистая сила» получает власть всячески морочить и пугать людей. Как и в России, в Америке в эту ночь по домам ходят ряженые и устраиваются различные «мистические» розыгрыши.
Год назад «Ведьма из Блэр» режиссера Джо Берлингера произвела сенсацию. На съемки этой 87-минутной имитации документальных материалов ушло всего 35 тысяч долларов, тогда как на рекламу и маркетинг было затрачено 15 миллионов. Между тем доход от проката составил 245 миллионов долларов. Это был самый прибыльный проект в истории кино. Продвижением фильма занималась небольшая дистрибьюторская компания Artisan Entertainment, которая и сделала его знаменитым.
Сюжет первой картины весьма прост, а сценарий практически отсутствует. Авторы предполагали сделать тривиальный «ужастик». В октябре (опять-таки, под Halloween) 1994 года три студента-кинематографиста отправляются в леса штата Мэриленд, чтобы снять курсовой документальный фильм о местной легенде — ведьме из Блэр. Больше их никто никогда не видел. Год спустя в лесу были найдены отснятые ими материалы, из которых и был, якобы, смонтирован этот фильм.
Все представлено как документальный материал, поэтому естественно нет никаких звезд и спецэффектов. Изображение дергается так, как не бывает даже при любительской съемке (видимо студенты были двоечниками), герои бродят по лесу, непрерывно ругаются или вопят.
Феноменальный успех фильма критики склонны были объяснять именно оригинальной маркетинговой идеей представить все как реальные события. Идея раскрутки принадлежит вице-президенту Artisan по маркетингу Джону Хегелману, она включала в себя расклеивание в студенческих кампусах листовок с информацией о пропавших режиссерах и активное распространение этих слухов в Интернете. А за два дня до выхода картины на большой экран на телевидении был показан специальный «документальный» фильм о блэрской ведьме, сделанный из обрезков уже отснятой художественной ленты.
На сайте www.blairwitch.com все было представлено очень натурально. Подвижная, постоянно обновляющаяся, с аккуратными отсылками к соответствующим книгам и рекламной продукции, эта страница предлагает посетителям интервью с членами семей пропавшей съемочной группы, сводки новостей о продолжающихся поисках исчезнувших режиссеров, их дневниковые записи и «улики» преступления.
Надо сказать, что не только простодушные американцы купились на трюк создателей фильма и по-настоящему пугались. Этот «фильм ужасов» смотрели и в России. Судя по отзывам в сетевых форумах, некоторые из российских зрителей тоже вполне поверили в реальность показанных событий. Хотя все единодушно соглашаются, что герои ведут себя как полные идиоты, списывая это то, что они американцы.
Сейчас, похоже, рождается еще одна сенсация, связанная с «Ведьмой из Блэр-2». Казалось бы, можно было ожидать, что после того, как обман раскрылся, когда всем уже известно, что все выдумано и фильм не документальный, а игровой, интерес к нему пропадет или даже сменится раздражением.
Однако 100 тысяч уникальных посещений только за первые 6 часов показывают, что, похоже, Artisan не ошибается и на этот раз. Партнерами в проведении 3-дневного веб-фестиваля «Book of Shadows: Blair Witch 2» являются Yahoo!, Amazon.com, RealNetwork, Sony и другие компании. Посетителям предлагается обширная программа: общение с актерами, выступления кинокритиков, авторов музыки, специалистов по черной магии, чат с разработчиками компьютерной игры Blair Witch, аукционы и многое другое. Также выложены некоторые видеоматериалы из фильма и саундтреки.