Алексей Андреев
[email protected]
Лозунг «секса у нас нет» снова входит в моду. И первыми его начали применять в области того самого русского секса, который раньше заменял порнографию — то есть в юморе. Сразу два развлекательных сайта — Anekdotov.net и Newspepper.ru — сменили свою сексуальную ориентацию на несексуальные приличия. Главной формой любви снова становится любовь к Родине.
Несколько лет назад, когда обнаружилось, что самыми популярными сайтами Рунета являются анекдотные, а отнюдь не порнографические, как на Западе, один из отцов Рунета сказал крылатую фразу: «
Следующее поколение рунетчиков несколько исправило ситуацию, открыв для себя и других высокую посещаемость неприличных ресурсов. Не то чтобы этого не знали отцы Рунета — они знали это
Да и старички, поругав порнотехнологии, тоже стали время от времени ими пользоваться. Тем более что «клубничку» необязательно ставить у себя — можно поставить и у другого. Главное, чтобы «клубничка» заманивала куда надо. Заходит товарищ на любимый порносайт, видит там очередной баннер с горячими девочками, нажимает — и попадает на какое-нибудь скучное
Однако хватит прелюдий, перейдем к главному: лозунг «секса у нас нет» снова входит в моду в Рунете. И что самое удивительное, первыми его начали применять в области того самого русского секса, который заменял порнографию: эротику начали изгонять из юмора. Сразу два развлекательных сайта —
Для первого из них даже слово «развлекательный» стало ругательством. «В конце ноября сайт Anekdotov.net, продолжая бороться с имиджем «развлекательного», избавился от разделов «Пикантные карикатуры», «Комиксы для взрослых» и online-игры, подчищен также раздел «За Стеклом», в нем остались только приличные кадры», — сообщается в пресс-релизе «Анекдотов».
Там же рассказывается, что с появлением «развлекательных порталов», которые делали упор на секс и эротику, слово «развлекательный» приобрело новый смысл. Отождествление «Анекдотов.нет» с «развлекательными порталами» не устраивало руководство компании, и было принято решение планомерно избавляться от «пикантных» разделов.
Поэтому летом сайт перешел из раздела «Развлечения» в раздел «Юмор» рейтинга «Рамблер», а лозунг «Анекдоты — это русский секс» начал продвигаться в самом буквальном смысле: «в рекламе и обновлениях упор сделан на анекдоты, а не на картинки».
Более того: «девушки на баннерах больше не принимаются к размещению». Отдыхайте, девушки! Ваше время истекло, вас больше не разместят. Россия вспряла от сна. Тут теперь юмор не развлекательный, а… А какой, кстати?
Об этом лучше всего спросить Newspepper.ru, претерпевший еще более удивительную трансформацию. Первое, что попалось на глаза автору этих строк при заходе на данный сайт: рекламные уши a la Lenta.ru. Не обратив внимания на это подозрительное обстоятельство, я кликнул в заманчивый заголовок «Любить по-русски». И пока грузилось, гадал, что же это: новые анекдоты или действительно оно, то самое — немного секса в холодной воде? А может, все вместе, как раньше?!
Не тут-то было! Статья «Любить по-русски» посвящена любви к здоровому и молодому… президенту Путину. Ну и плюс немного новостей независимой рок-музыки: оказывается, группа «Белый и Пушистый Орел» сочинила частушку со словами: «А в чистом поле система «Град», за нами Путин и Сталинград».
Такое же разочарование ожидало и под ссылкой «За стеклом». Думал — может, хоть тут напугают члена ЕЖЕ-движения голой Жанной. А попал на тот же замогильный дикторский голос: «В правительстве давно уже происходит нечто застекольное. Взяли да и выселили министра Аксененко. А потом сжалились и вернули обратно».
Оказывается, Newspepper, прославившийся альтернативными кодировками и эротической «Улицей красных перцев»,
Тем не менее, вышеупомянутая смерть из-за убыточности, видимо, и является главным ответом на вопрос, почему началось обессексивание Рунета. Так уж повелось, что вслед за появлением какого-нибудь успешного проекта в Сети тут же возникает множество его клонов, пытающихся по-быстрому сыграть на той же идее. Клоны, как правило, проигрывают оригиналам — ниша уже занята. Однако тем, кто умеет лишь копировать, в этой ситуации остается только оглядеться и поискать себе новые примеры для подражания. Для этого проще всего поглядеть на рейтинги.
В начале 2000 года проект Anekdotov.net умудрился потеснить «Анекдоты из России» в десятке самых популярных сайтов Рунета по рейтингу TopList. Там же обретался и «
С них и берут пример копировщики в этом сезоне. Немножко поигрались в голых девочек — и хватит. Пора назад, к национальным особенностям. Политика опять входит в моду. Главная форма русской любви — это снова любовь к Родине. Джейсон Форис уже год как ходит в пиджаке, продвигая проекты
Кстати, некоторых граждан удивляет всплеск моды на новостные издания об Интернете — недавно реанимирован
Однако такие издания все-таки пока не добираются до десятки: не так много у нас в стране граждан, которые различают IE 5.5 и NС 4.7. Другое дело — новые партии, новые президентские выборы. Общедоступное шоу, да и всероссийская слава Глеба Павловского — отличный пример для подражания. Поэтому клименковские «Перчики» и превращаются в более надежную штуку: так называемое «серьезное СМИ».
Есть, правда, в десятке самых-самых еще и сайт «
Возможно, кто-то найдет здесь противоречие: ведь все, из чего создан Интернет, приходит из реального мира. Как же офлайн может отставать? Уточняю: мы сейчас говорим не о создании, а о копировании. В случае «За стеклом» телевидение пародирует успешный западный проект — а в офлайне создание пародии занимает гораздо больше времени, чем в Сети. Вот вам и отставание, приводящее даже к противопоставлению. Обессексивание Рунета почти совпало с аналогичными тенденциями за бугром: осенью в западном Интернете ключевые слова «секс» и «Бритни Спирс» впервые оказались не самыми искомыми в поисковых системах, их вытеснили запросы «Ностардамус» и «Бен Ладен». А российское телевидение как раз в это время только-только открыло для себя reality show и секс с Марго как двигатель рекламы. Полная противофаза!
Остается добавить, что из такого несоответствия можно извлечь и определенную выгоду, или скорее развлечение. Это тоже своего рода «шоу реальности» — вооружившись опытом Интернета, наблюдать, как медленно доходят те же идеи до офлайна.
Например, понимание беспонтовости reality show в России придет к телевизионщикам не сразу. Они скопируют еще и «Последнего героя» (он же
И только после всего этого, то есть как минимум через год, до наших телек-анальщиков и их пап-стекольщиков дойдет простая мысль, уже дошедшая до Рунета: даже когда тупо копируешь, надо учитывать национальные особенности, иначе просто разоришься. Reality show надо показывать в какой-нибудь Германии, где обитают чистые и сытые индивидуалисты, отгородившиеся друг от друга настолько, что им уже и познакомиться тяжело. Они не жили в коммуналках и общагах, не ели пирожков с котятами, и потому действительно ловят кайф от возможности посмотреть на такую «реальную жизнь».
А у нас в Бразилии, где так много диких обезьян, куда успешнее будут совсем другие шоу… Впрочем, это уже другая история. Кто хочет узнать ее сам, просто понаблюдайте за Интернетом — он живет как минимум на год вперед.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |
Юнна Арто
Герман Клименко регулирует рынок по-своему — 01.11.01