Искусство программирования искусства

Author:

В семидесятые годы некоторые граждане, проштудировав “Искусство программирования” и “Этюды для программиста”, всерьез сравнивали процесс написания кода с поэзией. А в девяностые шло много споров о том, что такое “сетевое искусство”. В начале XXI века, с распространением стандартного софта и вполне прагматичных сетевых сервисов, споры как-то сами собой утихли. А вот искусство осталось.

Осенью прошлого года в Москве при Государственном музейно-выставочном центре Министерства Культуры РФ “РОСИЗО” была создана загадочная организация “Макрос-центр”, призванная реагировать на интересные и нетрадиционные явления в сфере медиа-арта. Едва возникнув, “Макрос-центр” тут же объявил об открытии Международного фестиваля READ_ME 1.2, который посвящен “художественному осмыслению программного обеспечения”. Среди организаторов – такие известные деятели медиа-арта, как Сергей Тетерин и Алексей Шульгин.

Прием работ на конкурс закончился неделю назад. К концу февраля международное жюри обещает подвести итоги, а в апреле – провести оффлайновый фестиваль в Москве. Первая, вторая и третья премии составляют 500, 400 и 300 долларов. Будет также выпущен CD с программами-победителями.

По главное преимущество фестиваля: невзирая на решение жюри и неблизость апрельской Москвы, любой желающий уже сейчас может скачать, запустить, посмотреть – в общем, попользоваться программами, предложенными на конкурс, и высказать собственное мнение в голосовании.

Описывать предложенные работы бессмысленно: каждый понимает искусство по-своему. По сути, сайт фестиваля READ_ME – это целый музей, собравший самые передовые работы в области художественного программирования. Здесь есть как известные проекты типа Carnivore (программа, переводящая трафик Интернета в музыку), так и программы, написанные “чисто по случаю” (Read_Me_No1 Voter – программа для “накрутки” голосования за саму себя). А еще есть высокохудожественные вирусы, скринсейверы с загадочными свойствами, оригинальные игры, нечеловеческие интерфейсы и прочие программы, написанные с целью, “отличной от обычных рациональных целей программного обеспечения, – то есть отказ от идеи программы как чисто прагматического инструмента (tool)”.

Так что пусть каждый выберет для себя то непрагматичное, которого не хватало лично ему. Единственный общий комментарий, который осталось добавить – хотя фестиваль организован россиянами, он очевидно ориентирован на Запад. Это в общем-то понятно: большинство участников все равно не из России. Но можно было хотя бы кратко перевести на русский описания выставленных на конкурс программ.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


Музей веб-дизайна05.12.01


Вирус пожирает компьютер на художественной выставке28.06.01