В 1970-х годах некоторые люди, внимательно изучившие «Искусство программирования» и «Этюды для программиста», сравнивали процесс написания кода с поэзией. В 1990-х годах велось много дискуссий о том, что же представляет собой «сетевое искусство». Однако с началом XXI века, когда распространились стандартные программы и практичные сетевые сервисы, эти споры постепенно затихли. Тем не менее искусство осталось.
Осенью прошедшего года в Москве, при Государственном музейно-выставочном центре Министерства культуры РФ «РОСИЗО», была основана загадочная организация «Макрос-центр», созданная для реагирования на интересные и нестандартные явления в области медиа-арта. Сразу после своего создания «Макрос-центр» объявил о проведении Международного фестиваля READ_ME 1.2, посвящённого «художественному осмыслению программного обеспечения». Среди организаторов фестиваля известные представители медиа-арта, такие как Сергей Тетерин и Алексей Шульгин.
Приём конкурсных работ завершился неделю назад. К концу февраля международное жюри обещает подвести итоги, а в апреле в Москве пройдет оффлайновый фестиваль. Первые три премии составят 500, 400 и 300 долларов соответственно. Кроме того, будет выпущен CD с программами-победителями.
Главное достоинство фестиваля заключается в том, что несмотря на решения жюри и удалённость московского мероприятия в апреле, каждый желающий уже сейчас может скачать, запустить, ознакомиться и оценить программы, представленные на конкурс, а также выразить своё мнение в голосовании.
Описывать представленные работы не имеет большого смысла, так как каждый воспринимает искусство по-своему. По сути, сайт фестиваля READ_ME является своеобразным музеем, собравшим самые передовые проекты в области художественного программирования. Среди них есть известные проекты, например, Carnivore — программа, преобразующая интернет-трафик в музыку, а также программы, созданные скорее «по случаю», как Read_Me_No1 Voter — приложение для накрутки голосов за самого себя. Кроме того, представлена коллекция высокохудожественных вирусов, скринсейверов с загадочными свойствами, оригинальных игр, необычных интерфейсов и других программ, разработанных с целью, отличной от традиционных рациональных задач программного обеспечения — то есть отказ от идеи программы как просто прагматического инструмента.
Таким образом, каждый может найти здесь что-то непрактичное, что ему лично недоставало. Единственная общая ремарка — несмотря на организацию фестиваля российскими специалистами, он явно ориентирован на западную аудиторию. Это объяснимо, учитывая, что большинство участников — иностранцы. Однако было бы уместно хотя бы кратко перевести на русский язык описания представленных программ.