Михаил Завилейский: «Все дружно сжигали деньги инвесторов по заданию партии»

Author:

Михаил Завилейский является руководителем представительства американской компании DataArt в Санкт-Петербурге. DataArt — одна из крупнейших софтверных компаний в Петербурге, которая долгое время выступала эксклюзивным разработчиком Port.ru, а также в недрах DataArt зародился самый известный российский сервис бесплатной почты Mail.ru.

— С какого времени Михаил связан с DataArt?

— Михаил пришёл в компанию за четыре месяца до начала кризиса 1998 года. История развития компании следующая: в Америке уже около восьми лет существовала фирма Advanced Network Consulting, в которой работало немало российских эмигрантов, в том числе Евгений Голанд и Алексей Кривенков. Алексей получил возможность поехать работать в США после второго курса университета.

Их специализацией была мелкая системная интеграция в Нью-Йорке и других местах. Объёмы продаж аппаратного обеспечения были достаточно большими, и бизнес чувствовал себя уверенно. Однако с 1996 года начался настоящий IT-бум, и всё больше клиентов стали просить не только оборудование, но и соответствующее программное обеспечение, поскольку зачастую считали специалистов в ИТ единым целым, где все занимаются разными задачами.

В результате Advanced Network Consulting начал выполнять некоторые программные проекты. В Нью-Йорке было сложно нанять штатных сотрудников в небольшую компанию с неопределённым будущим в сфере софта. Поэтому было решено создать специализированную софтверную компанию DataArt.

Компания основана в 1995 году. Вскоре после этого Алексей Кривенков был идентифицирован как нелегально работающий в США и не мог в течение нескольких лет попасть в Америку. Он продолжал работать на DataArt из России, одновременно занимаясь поддержкой у различных петербургских провайдеров. Из-за высокого уровня знаний в области Интернета его легко принимали без эксклюзивных обязательств, прекрасно понимая, что он сотрудничает и с американской компанией. Сначала Алексей работал в «Дуксе», а затем в WebPlus. В службах поддержки обычно работало несколько человек, совмещающих функции администраторов, консультантов и носителей английского языка. Надёжных специалистов на адекватную зарплату всегда трудно найти, поэтому их брали на особых условиях. Алексей был заинтересован в рабочем месте с хорошим Интернетом, готов работать ночью, синхронизируясь с Нью-Йорком, постоянно консультировал клиентов и выполнял свои обязанности.

Тем временем Алексей находил вокруг себя людей, готовых работать на американский DataArt.

В это же время существовала компания Marketsite, созданная на финансирование фирмы, занимающейся оптовой торговлей стройматериалами. Идея принадлежала бухгалтеру Сергею Князеву. Это был b2b-проект для организации оптовых продаж разнообразных товаров с финансовой составляющей — аккредитивами и сопутствующими системами. Проект стартовал за год до кризиса 1998 года, но был свернут, поскольку на раскрутку требовались большие средства, а инвесторы утратили интерес. Михаил уходит в WebPlus и знакомится там с Алексеем Кривенковым.

Через полгода DataArt находит инвестиции под проект Myphonebook, и Евгений Голанд приезжает в Россию для приобретения команды разработчиков для этого продукта. По предложению Михаила была приобретена фирма Marketsite. Тогда Михаил, возможно, впервые в жизни пережил конфликт совести, поскольку ушел из WebPlus, не закончив биллинговую систему, которая была готова на 80%, лишь оставался неопределённый этап внедрения. Но мысль о брошенных сотрудниках Marketsite, которые зачастую кормились от ксерокса, стоявшего в здании ЛИТМО, поддерживала его.

История с ксероксом заслуживает отдельного упоминания. Этот аппарат, который до сих пор стоит в офисе, символизирует уставной капитал российской компании DataArt — предыдущую юридическую форму для нормальной работы до формирования полноценного холдинга. Ксерокс помогал ребятам из Marketsite и функционировал всё время, пока создавался Myphonebook. Когда Даниил Дугаев занимался PR-кампанией Mail.ru, он написал статью, где повторялось: «Алексей Кривенков копировал студенческие работы на этом ксероксе, вкладывал деньги в Mail.ru, который теперь стоит миллионы».

Позже Даниил стал редактором Internet.ru, за что многие шутили, что это награда за такую статью. В старом офисе компании даже планировали поставить памятник этому ксероксу, который стал символом их успеха.

Таким образом, команда Marketsite влилась в DataArt. За несколько месяцев до кризиса были зафиксированы зарплаты в долларах, что было хорошей практикой. Все сотрудники получили достойные, хотя и не сверхвысокие оклады. Всем хотелось стабильной работы на одном месте, а не многопрофильной деятельности. Разработка Myphonebook была завершена, Алексей в этот же период открыл Mail.ru для публичного доступа и получил первых 100 тысяч пользователей, а также первые инвестиции. И тут начался кризис.

В DataArt зарплаты были зафиксированы в эквиваленте долларов, соответственно в рублях они сильно выросли. Тогда оказалось, что в компании платят отличные зарплаты, в отличие от большинства питерских фирм, у которых их пришлось резко снижать. DataArt была ориентирована на западный рынок и не нуждалась в их понижении.

После кризиса появились два проекта, которые определили дальнейшее развитие DataArt и Port.ru. Первый связан с продажей движка Myphonebook сингапурской фирме Mediaring и развитием сопутствующих сервисов, требовавших найма дополнительных специалистов. Алексей Кривенков скептически относился к расширению команды, но Михаил был уверен, что это возможно и всё будет сделано. В это же время поступил запрос от Евгения Голанда по поводу Mail.ru: стоит ли развивать такой сервис в России и можно ли на нём зарабатывать. Михаил считал, что заработать нельзя, Алексей был уверен, что именно на этом получится заработать деньги. С этого момента их пути разошлись: Кривенков пошёл по пути визионера с реалистичным взглядом в будущее, но испытывал сложности с ежедневной рутиной, которую взял на себя Михаил, оставаясь в DataArt, тогда как Алексей ушёл в Port.ru.

Эти проекты позволили привлечь в компанию много специалистов. Кризис стал благом, так как появилась достойная генерация профессионалов, большинство из которых остаются в компании и сегодня. В последующем, по окончании IT-бума, пришлось сократить рост.

Михаил оказался лидером DataArt по довольно забавным причинам: в компании было мало людей, кому-то забыли повысить зарплату, и возникла необходимость вести переговоры с Евгением Голандом. Его послали, поскольку он первым познакомился с Голандом через Кривенкова. Так сложилась традиция, и теперь Михаил возглавляет представительство DataArt в Петербурге, входит в совет директоров.

— Как устроена собственность в компании? Есть ли у Михаила доля?

— Да, у Михаила есть небольшая доля. Он не до конца понимает юридический документ, объясняющий его участие, но известно, что доля существует. По характеру он не бизнесмен и не собственник, а наёмный менеджер, который считает себя вторым лидером, отвечающим за выполнение задач, но не первопроходцем.

Доля среди петербургских сотрудников также принадлежит Алексею Миллеру. Сейчас идут юридические преобразования, чтобы все сотрудники могли иметь доли в компании. Опционы фактически существуют, но получить их сложно из-за отсутствия надёжных легальных схем, которые только сейчас были разработаны совместно с «Портом».

Опционы не выдаются из-за того, что вначале обещали большие зарплаты, которые затем были сокращены на 20-30%. Разница учитывается как задолженность компании сотрудникам. Если в течение года появятся инвестиции, эти долги будут компенсированы деньгами, иначе — компания выдаст доли сотрудникам, гарантируя им получение средств в будущем. Компания стремится вернуть деньги, а не доли, но многое зависит от срока завершения рецессии в американской экономике. Михаил уверен, что кризис они переживут.

— Правильно ли понимать, что Евгений Голанд — крупнейший акционер?

— Да, он контролирует крупнейший пакет акций DataArt. Другими акционерами являются Юрий Беленький, Алексей Кривенков и Михаил Зайцев.

— Кто такие Юрий Беленький и Михаил Зайцев? На рынке они малоизвестны.

— Юрий Беленький — американский партнёр Евгения Голанда, внёс значительный вклад в получение системно-интеграционных заказов для компании и сейчас помогает решать разноплановые вопросы в штаб-квартире в Нью-Йорке. Алексей Кривенков продаёт свою долю, вероятно, Михаилу Зайцеву, хотя Михаил хранит эту информацию в секрете. Зайцев помогал Port.ru с инвестициями и стал связующим звеном между российским и американским бизнесом. Он вошёл в совет директоров Mail.ru и оказал серьёзное влияние на политику компании. Позже, после окончания контракта с Port.ru, он возглавил нью-йоркский офис DataArt.

— Как Михаил стал учредителем DataArt?

— Сначала он работал наёмным сотрудником, затем получил опцион и дополнительные доли, а также имел возможность приобрести часть доли Кривенкова, купил её или нет — неизвестно.

— Можно сказать, что Михаил начинал с Голандом в Port.ru, а закончил с ним же в DataArt?

— Да, он начал в эпоху становления Port.ru, а позже, с сдвигом её центра в Москву, стал помогать DataArt — сначала на общественных началах, а после Нового года перешёл в компанию официально.

— Почему Алексей Кривенков решил продать свою долю?

— Между Кривенковым и Голандом возникли серьёзные разногласия, причём оба были уверены в своей правоте. Голанд считал, что поступал правильно и по-другому было нельзя, а Кривенков полагал, что действия Голанда ухудшили развитие событий. Из-за такого конфликта Алексей решил прекратить участие в DataArt и выставил свою долю на продажу. Сделка незначительная по объёму.

— Зачем Алексей покинул Port.ru?

— Алексей Кривенков, удивительный и талантливый человек, всегда собирал вокруг себя неординарных личностей, что зачастую мешало ему. Он устал от монотонности и медлительности, его раздражали коллеги и много чего в компании. Именно поэтому он перешёл в Port.ru, где допустил две ошибки: во-первых, оторвался от корней — команды и талантов, создававших Mail.ru; во-вторых, начал управлять в более жёстком стиле, что вызвало кадровую оппозицию из творческих и сильных личностей. В результате вокруг него сформировался костяк оппозиции, включая технического директора Виктора Лавренко. Компания наполнилась внутренней политикой, а стиль управления Алексея был не совсем понятен и тяжёл для объяснения дискуссий.

Кроме того, он не согласился с кадровыми решениями нью-йоркского офиса и советом директоров, которые не торопились продавать Port.ru с целью быстрой прибыли, а предпочитали долгосрочную игру с высокой степенью риска. Пирамида, по их мнению, просуществует дольше, чем кажется. Алексей решил выйти из Port.ru, получив компенсацию, которая в итоге оказалась весьма значительной. Неизвестно, кто больше заработал — он или Голанд, но Алексей явно меньше работал за эти деньги. Все выплаты по контракту были произведены.

— Насколько активно Евгений Голанд участвует в жизни DataArt?

— Сейчас Голанд вернулся в Нью-Йорк и пытается активнее вовлечься в работу DataArt. Ранее его участие было ограничено из-за службы в Port.ru, где он проводил почти всё время, лишь иногда предоставляя заказы DataArt. Женя продолжает поддерживать Port.ru, но рынок и условия изменились, и сейчас все ждут его возвращения в DataArt. Компания научилась жить без него, но с Женей понимают бизнес лучше. Хорошо, что он не совмещает обе роли одновременно, чтобы избежать конфликта интересов между Port.ru и DataArt.

— Действительно ли DataArt получала чрезмерно высокие суммы за разработку ПО для Port.ru?

— Со стороны DataArt вся эта история выглядит так, что деньги инвесторов Port.ru честно тратились на разработку и маркетинг. Евгений не воровал, средства расходовались согласно плану — развитие проектов Port.ru, вложения в DataArt. Это вызывало озабоченность Кривенкова, который видел перспективы заработка, а вместо этого деньги уходили на раздутые структуры компаний. В итоге деньги инвесторов уходили на сложное программное обеспечение и удовлетворение амбиций.

Инвесторы выделяли большие бюджеты на маркетинг и рекламу, и эти средства расходовали для поддержания имиджа компании, несмотря на отсутствие контроля над реальным положением дел. Все деньги на технологию честно использовались DataArt. Без выплаты долгов Port.ru DataArt не смогла бы существовать без масштабной реструктуризации. Деньги потрачены полностью и прозрачно.

— Когда Port.ru вернул деньги DataArt?

— Это произошло весной. Несмотря на проблемы с оплатой, DataArt продолжала расширяться, считая, что трудности носят временный характер.

Сейчас, оглядываясь назад, кажется, что лучше было бы скрыть эти деньги или заморозить на счетах, но у Евгения не было ни желания, ни мысли о махинациях. Инвесторы давно оценили его надёжность как человека, который не станет воровать. Затраты на поддержку развития компании соответствовали стратегии спекулятивной игры, которая требовала активного расходования средств.

Компания росла стремительно, число сотрудников достигло 116, включая филиалы. Но эффективность работы в пик проектов Port.ru была низкой. Произошло множество ошибок, описанных в учебниках для начинающих менеджеров. Вместе с Port.ru они прошли через все риски.

Два ярких примера. Во-первых, появилась идея приобрести Sun-оборудование. Пока были IBM-серверы с Windows NT, был начат проект на технологии cold fusion, которая тогда была популярна. Выбор был спорным, и привёл к большому количеству проблем. Эта технология оказалась неподходящей для больших проектов без опыта. Вторая проблема связана с наймом Java-разработчиков для западного проекта. Проект не сработал, но эти разработчики предложили использовать Java и Oracle для создания движка Torg.ru, который получился крайне медленным. На жалобы отвечали, что в техническом задании не было требования про скорость. Позже проект был переработан без Java, но уже поздно.

Это был период упадка, после чего произошло слияние Port.ru и netBridge, и началось сворачивание производства. Наступило отрезвление, начались грамотные действия для стабилизации продуктов, включая Mail.ru, который успешно передали в Port.ru.

— Сколько сейчас сотрудников в DataArt?

— Сейчас в DataArt работает около тридцати человек, включая специалистов по инфраструктуре, дизайн-студию и разработчиков. Это количество обеспечивается западными заказами и поддерживается с допортовского периода. Ещё шесть человек работают в Нью-Йорке, включая самого Голанда. Количественно мало, но качественно — лучшие из лучших. Команды, нанятые в период быстрого роста, ушли вместе с заказами, и некоторые группы ушли по цепочке знакомых.

— Что с Mail.ru? Кто изначально писал систему, кто поддерживает её сейчас и как обстоят дела?

— Всё началось с продукта MPop, который писал Алексей Кривенков, работая в «Дуксе». Изначально продукт предназначался для продажи провайдерам как почтовый веб-интерфейс от DataArt. Позже к проекту присоединился Дмитрий Андрианов, который создал первую версию Mail.ru, быстро собравшую первых 100 тысяч пользователей. Дизайн разрабатывался Андреем Язиковым под руководством Кривенкова. Когда у Дмитрия возникли трудности, был нанят Вова Шутов. В дальнейшем в проекте участвовало много специалистов, в том числе Леша Мурашко, который и сейчас является техническим директором DataArt. Разными модулями Mail.ru занималось множество людей, при этом Андрианов оставался одним из ключевых авторов, а Мурашко управлял менеджментом. Сейчас систему развивают двое: технический и менеджерский контроль осуществляет Виктор Лавренко, ранее курировавший технические вопросы в Port.ru, а Вова Шутов перешёл в Port.ru. Версия Mail.ru, переданная Port.ru, была одной из самых стабильных, поэтому сейчас с поддержкой дела обстоят хорошо. Поддерживающая команда ушла в Port.ru и включает системных администраторов и специалистов по пользовательской поддержке.

— Значит, сейчас DataArt никак не связана с Mail.ru?

— Совершенно верно.

— А хотели бы вернуться к этому проекту?

— Нет, хотя возможно после окончания бартерной рекламы DataArt может предложить Port.ru нечто новое. Это несложно, поскольку Андрианов, Шутов, Мурашко и Лавренко давно сотрудничают и могут найти пути взаимовыгодного сотрудничества.

— Что с остальными движками Port.ru?

— На момент расставания с DataArt в Port.ru оставался движок Torg версии 1.0, который так и не был обновлён до версии 2.0, а также движок Talk.ru. Почти все остальные разработки Port.ru создавались DataArt. К сервисам netBridge DataArt не имеет отношения, они использовали софт других компаний и своих сильных специалистов.

— Кто сейчас занимается поддержкой этих движков?

— Port.ru работает с оставшимися проектами самостоятельно. Некоторое время служба поддержки была аутсорсингом, затем перешла в Port.ru. Однако сейчас Port.ru испытывает трудности в управлении удалёнными подразделениями. Эффективность повысилась за счёт сокращённого состава, но поддержку распределённых структур становится нерационально осуществлять.

— Кто создал движок текущего портала Mail.ru?

— Портал использует основу, разработанную DataArt, — Common Authorization Gateway для системы авторизации Mail.ru. Недавно баннерный рекламный движок заменили, а сейчас его меняют на Rotabanner. Это стандартная практика в индустрии, поскольку невыгодно содержать многочисленные крупные команды разработчиков для множества сложных движков. Обычно остаются один-два сильных продукта в каждой области.

Баннерный движок DataArt не стал полноценным продуктом и явно уступал конкурентам. Он был создан скорее как дополнение, а не самодостаточный продукт, как у А. Лебедева.

— Каковы были отношения DataArt с Port.ru? Можно ли продавать разработки, сделанные для Port.ru, в России или на Западе?

— DataArt имела эксклюзивный контракт с Port.ru и не могла работать в областях, интересных Port.ru, с другими заказчиками. Исключение составил один проект по консолидации финансовой информации для подразделения ЮКОСа, так как Port.ru не интересовался бухгалтерскими системами. Остальные проекты были явно интернет-направленными и делались только для Port.ru или западных клиентов. Сейчас без согласования с Port.ru DataArt не может продавать российским заказчикам программные продукты, созданные для Port.ru.

Если появится возможность, компания будет продавать такие решения, делясь выручкой с Port.ru. Сейчас в коммерческие предложения внешним клиентам включают модули, разработанные для Port.ru.

После урегулирования финансовых вопросов с Port.ru, примерно в июне, DataArt стала рассматривать российский рынок заново. В настоящее время есть крупные проекты, по которым заказчики находятся в стадии принятия решений. Ранее Port.ru устанавливал ценовые ограничения, но сейчас они сняты, осознана важность получения любых доходов.

— DataArt начиналась как офшорная компания. Сохранилась ли офшорная линия при работе с Port.ru?

— Да, компания поддерживала офшорную схему, но, к сожалению, она не развивалась. Быть может, к счастью, ведь если бы эта линия развивалась, неизвестно, как бы сложилась судьба компании.

Продажи на Западе по сравнению с допортовским периодом снизились, но сохранились на приличном уровне, и поступают из трёх основных источников: по знакомству, рекомендациям клиентов и бывшим соседям по офису.

— Предпринимаете ли вы усилия для увеличения продаж?

— Делается всё возможное, но с ограниченными ресурсами, не хватает средств на масштабный маркетинг. Компания не теряет деньги, но и не получает сверхприбыли, в сравнении с периодом бума. Есть достаточно финансов для оплаты счетов, поддержания зарплат и текущей структуры.

Только осенью бюджет согласовали с масштабом компании. Сокращения, хоть и затратные, прошли успешно. Все обязательства перед сотрудниками и партнёрами выполнены, включая выходные пособия, которые стоили недёшево. В период сокращения происходила низкая производительность, что тоже вышло дорого.

Сейчас нет средств на создание крупных отделов маркетинга или продаж. Варианты выхода включают поиск инвестиций, но инвестиционный климат сейчас неблагоприятен. Возможный инвестор вероятно потребует опыт построения продаж, которого у компании нет, что стало ошибкой в период бума. Второй путь — поиск партнёрств и человек, готовых войти в бизнес.

Михаил Зайцев — один из таких партнёров с обширными связями, который серьёзно помогает в работе с клиентами. Второй тип партнёров — реселлеры, которые уже активно работают в этом направлении, что позволяет без крупных капиталовложений, займов или кредитов выйти из текущей ситуации.

DataArt — компания, которая смотрит в будущее без страха банкротства, поскольку не имеет долгов, кредитов и инвестиций. Финансов достаточно, чтобы пережить трудный период, хотя без новых партнёрств и интеграций рост маловероятен.

Вероятно, скоро появится партнёр, который станет одновременно инвестором, реселлером и деловым союзником, так как компания качественно выполняет свои проекты.

После сотрудничества с Port.ru некоторое время существовали сомнения, не потеряли ли они умения делать качественные проекты дешево и быстро. Сегодня понятно, что нет. Последние проекты показывают способность эффективно выполнять задачи в рамках бюджета и сроков.

— Всегда ли разработчики DataArt находились в Петербурге?

— У компании есть филиал в Перми. Изначально сотрудники получали зарплаты от DataArt, потом стали обеспечивать себя самостоятельно. Всё оборудование, приобретённое компанией, осталось в бессрочной аренде у пермского подразделения, которое формально считается «отделением DataArt», но фактически является самостоятельной структурой. При успехе совместного бизнеса по новым направлениям — например, в корпоративных системах анализа данных — они смогут вернуться к сотрудничеству.

Это направление является второй специализацией после Интернета.

— Как сравнить рынки Санкт-Петербурга и Москвы? Есть ли перспектива в Петербурге?

— Всё зависит от логики ведения бизнеса. DataArt не сможет полностью перейти на петербургский рынок. Есть правило диверсификации — расширять количество заказов и сокращать сроки их выполнения. В Нью-Йорке ориентируются на крупные длительные проекты с бюджетами от десятков тысяч долларов, поскольку себестоимость и затраты на продажи делают мелкие сделки нерентабельными. В России же предпочитают небольшие, короткие и дешёвые заказы. Это удобно и помогает стабильнее распределять ресурсы и финансовые потоки.

Бизнес, ориентированный исключительно на Петербург, имеет ограниченные перспективы. Однако поддерживать продажи по России интересно, а разработчикам приятно создавать проекты для местных заказчиков.

Приятно, что продуктами компании пользуются многие, и те, кто участвовал в создании Mail.ru, могут гордиться своими достижениями.

— Какова доля заказов по деньгам и объёмам между внешним и внутренним рынками?

По выручке заказы из-за рубежа приносят в несколько раз больше денег, чем внутренние. По количеству клиентов примерно паритет. В России на рынке преобладают дизайны за суммы от сотен до полутора тысяч долларов и разработки стоимостью от нескольких сотен до 5-6 тысяч долларов. В Нью-Йорке же проекты начинаются от 10 тысяч долларов.

Ожидается, что по численности заказов в России будет в 2-3 раза больше, чем на Западе, что позволит компании сохранить сбалансированную деятельность.

— DataArt — зрелая IT-компания для российского рынка. Как изменились рынок, заказчики и доходы?

Сейчас ситуация возвращается к правильной модели. Ранее главным преимуществом была способность быстро реализовывать сложные проекты, и цена имела меньшее значение, а сертификаты играли важную роль. Сейчас ключевым фактором стала ценовая конкуренция. Продажи оживились именно благодаря цене, поскольку компании начали экономить, что создаёт условия для получения новых миллионов, которые можно сохранить. Репутация компании, способной сделать реальные вещи в сроки и по цене, вновь делает её конкурентоспособной на рынке аутсорсинга.

Компания заняла удачную нишу, хотя ей не удалось удержать крупного стабильного клиента. Но DataArt смогла сократиться и выжить, став вновь конкурентоспособной. За три года работы с Port.ru не было довольных клиентов, а сейчас снова появляются те, кто счастлив результатом. Возвращается атмосфера первых дней компании, когда все восхищались работой.

Сегодня работать стало труднее, требует больших усилий. На горизонте возникает новый кризис кадров — не хватает разработчиков, но компания не хочет вновь быстро расти. План — решить задачи за счёт внутренних ресурсов и мобилизации, расширяться только при устойчивом спросе, а не случайных факторах.

Тем не менее, по характерам и качеству заказчиков рынок пока изменился мало: большинство заказов по-прежнему относятся к пафосным интернет-проектам, b2b и похожим направлениям. Люди остаются с энтузиазмом и верят в свои идеи, находя бизнес-партнёров для их реализации.

— Какова современная доходность бизнеса по разработке ПО?

Доходность сейчас нормальная, как в типичном бизнесе, хотя ранее была очень высокой: два года назад прибыльность на западных заказах достигала 400%. Себестоимость часа работы составляла около 25 долларов, а продажные цены — до 150 долларов. Сейчас многие западные компании закрылись, а специалисты, которые раньше получали 200-250 долларов в час, работают за 40-50 долларов. DataArt продаёт работы программистов за 30-40 долларов в час, доходность остаётся приемлемой. Всё чаще заключаются фиксированные контракты, где цена часа ниже, но благодаря использованию готовых технологий проекты остаются выгодными.

Если сравнивать с ресторанным бизнесом в Петербурге и аутсорсингом, то в целом риски и доходность одинаковы. Те, кому нравится заниматься разработкой, продолжают это делать.

Иногда удаётся найти заказчиков, которые рады, что задача будет выполнена быстрее и дешевле, чем они рассчитывали. Бывает и наоборот: из-за бюрократии и простоев проекты становятся убыточными. Бизнес есть бизнес — чистый и интеллигентный.