С понедельника, 15 октября, ни бренда, ни компании Port.ru больше не существует. Но дело ее еще живет — теперь по адресу Mail.ru. «Порт» был одной из самых ярких компаний «инвестиционного» периода российского Интернета. Теперь от нее осталась только история. И надежда на жизнь после смерти.
Итак, компания Port.ru с понедельника начала жить новой, уже третьей жизнью. Называется она теперь
Прежде, чем обсуждать или осуждать или, наоборот, радостно принимать новую инкарнацию этой птицы Феникс, хочется немного вспомнить и о двух предыдущих, ибо они, как ни крути, войдут в историю российского Интернета.
Жила-была американская компания
А в это время на Западе наличествовал инвестиционный интернет-бум, отзвуки которого доходили уже и до России. И инвесторы легко вкладывали деньги в порталы с большой аудиторией, которая в мифическом будущем должна была мифическим образом обеспечить процветание создателей порталов и их инвесторов.
В русском Интернете больших денег еще не было. Не было еще почти и слова «портал» («Инфоарт» таким словом, по-моему, не называли). Только в начале 1999-го появилось первое профессиональное интернет-СМИ, сделанное на инвестиционные деньги, — «
Деньги Голанду и Кривенкову дали американцы. Частные инвесторы, представляемые фондом Balestra Capital. Первый раунд инвестиций был произведен в августе 99-го. Дали 900 тысяч долларов.
Поскольку DataArt располагался исторически в Петербурге, было создано сразу два подразделения — московское и питерское (сначала все ключевые сотрудники работали в Санкт-Петербурге, только где-то через год Москва перетянула одеяло на себя). DataArt стал жить хорошо — естественно, ему выпала честь стать генеральным подрядчиком «Порта». Схема сама по себе банальная. Евгений Голанд получал инвестиции на «Порт» и отдавал их в собственную компанию DataArt (Евгений Голанд — самый «толстый» российский акционер обеих компаний). Нельзя сказать, что деньги шли в никуда. DataArt работала. Дорого, неспешно, но работала, скупив по ходу дела немало питерских программистов и неслабо подняв уровень зарплат на питерском рынке.
Мало кто помнит, кстати, что одним из первых проектов «Порта», наряду с Mail.ru, был онлайновый органайзер
Вторую половину 1999-го и первую половину 2000 года компания пухла, набирая сотрудников, придумывая проекты и будущую концепцию будущего портала. Развивалось три направления: контентное, сервисы и e-commerce.
Осенью 1999 года «Порт» купил домен Internet.ru. Этот домен ранее входил в «стоп-лист»
Осенью же 1999-го «Порт» заплатил 50 тысяч долларов за Music.ru. Сумма в 50 раз большая, чем в случае с Internet.ru. Но на Music.ru уже был раскрученный сайт, который делался Павлом Ходаковым и Соней Соколовой. 50 тысяч ушли в Rinet Сергею Рыжкову, который ранее занимался поддержкой сайта и являлся владельцем домена. В начале февраля 2000 года вокруг злосчастного домена разгорелся скандал. Доменное имя принадлежало уже «Порту». «Порт», решив, что от услуг Ходакова-Соколовой им легче отказаться, чем договориться о совместном ведении проекта, решил делать по этому адресу свой проект, просто отстранив «совладельцев». В официальном
Трижды, если не больше, пытался с тех пор «Порт» открыть новый Music.ru. DataArt мучительно писал движок, у сайта менялись лидеры и концепции. Вся эта суета закончилась, как известно, разделом misic.mail.ru на новом портале, а адрес Music.ru просто принадлежит «Порту». Сделка же по этому домену, кажется, до сих пор остается чуть ли не самой дорогой в Рунете.
Тогда «Порт» мог многое себе позволить. В декабре 1999-го инвесторы дали еще 2,5 миллиона долларов, а в мае 2000-го — 2,1 миллиона (этот транш дал новый инвестор — фонд Delta Capital Management). На сентябрь 1999 года капитализация компании составляла 4,6 миллиона долларов, в декабре этого же года — 27,5 миллиона долларов. О том, чтобы зарабатывать, тогда еще никто не думал. Волшебными словами, от которых плясали многие российские интернет-компании, не только «Порт», были — «доля рынка».
Сначала на пресс-конференции в «Рэдиссон-Славянская», а затем на речном трамвайчике отмечала 29 мая 2000-го компания свою первую годовщину. Число сотрудников достигло 150, число зарегистрированных пользователей Mail.ru уже перевалило за миллион, и это достижение было занесено в Книгу рекордов России. Будущее казалось безоблачным.
На тот момент у «Порта» уже были: Mail.ru, Base.ru, половина Travel.ru, Torg.ru, Postcards.mail.ru, рассылки List.mail.ru. Накануне дня рождения были запущены рейтинг Rating.port.ru, форумы Talk.ru и и элитный каталог Top200.ru. В честь новорожденного среди пользователей почты разыгрывался автомобиль ВАЗ 21110. Это был первый автомобиль, подаренный российской интернет-компанией своему клиенту.
Отдельно стоит отвлечься на
Ася Патрышева узнала о последних переменах в компании Port.ru от «Нетоскопа». Сейчас раздел путешествия на портале Mail.ru ведет на новости, а не на Travel.ru. Но Ася полагает, что это временные трудности, и что сотрудничество с теперь уже компанией Mail.ru продолжится по отработанной схеме.
А вот сайт
И снова к годовщине. Уже в это время в компании стало циркулировать слово «Матрица», идея-фикс «Порта». Все стали готовиться к созданию по адресу Port.ru матричного мега-портала. Идея была такова: пользователь, который однажды попадает на какой-то ресурс «Порта», в идеале оттуда уже не уходит, ибо портал способен удовлетворить все его потребности в сервисах, контенте и товарах. А переходы внутри портала обеспечивает матричная навигация.
К началу лета 2000 года питерский «Порт» вместе с DataArt переехал из дорогого офиса на Фонтанке в еще более дорогой по адресу Серпуховская, 10, с мраморными лестницами и прочими атрибутами красивой жизни. Это были золотые дни первой жизни «Порта». В июле открылся News.port.ru (главный редактор — Андрей Купряхин).
Первый тревожный звоночек прозвучал в августе — тогда компанию
Февральское смещение Кривенкова стало причиной и еще одного события — весной Мария Черницкая покинула место директора «Порт.ру» по маркетингу и ушла в DataArt. Немалую роль сыграл в этом уходе конфликт Марии с Никитой Корзуном, пришедшим в Port.ru после скандального разрыва с List.ru и Германом Клименко. Анкетирование, которое было введено в свое время на Mail.ru и позволило потом «Порту» предоставлять возможность таргетированной рекламы, — детище Маши.
Начало осени было еще громким. В сентябре компания объявила, что IBM поставляет ей серверное железо на сумму 1 миллион долларов, в октябре было заключено соглашение с Маратом Сафиным, на футболке которого во время соревнований отныне должен был красоваться логотип Port.ru — почти как большой Lycos с Курниковой. (Надо сказать, что хоть, по официальной версии, договор с Сафиным и заключался на три года, уже сейчас он расторгнут.)
Реструктуризация имени Жени Голанда шла полным ходом. С одной стороны, реструктуризация касалась управленческой части компании, с другой стороны, именно осенью 2000-го, когда Голанду, по слухам, было отказано в очередном транше инвестиций, Port.ru впервые заговорил о том, что необходимо зарабатывать.
Направление e-commerce, в рамках которого существовал проект Torg.ru и так никогда и не открылся Optorg.ru, съедало чуть ли не половину «портовского» бюджета. Все делалось с размахом — движок, стандарты, все магазины Рунета под одно крыло. Вот только придумать, как на этом зарабатывать, никто не мог. Эту задачу позже малой кровью решили «Яндекс» и «Рамблер», создав свои «Товары» и «Покупки».
В ноябре с шумным скандалом ушли директор департамента электронной коммерции Андрей Табуринский и вице-президент по развитию Никита Корзун (конфликт получил свое продолжение, когда Андрей Табуринский увел с собой в
В декабре был введен таргетинг на Mail.ru. В январе уже этого года «Порт» заявил о заключении соглашения с инвестиционно-банковской группой «
Зимой Евгений Голанд, оставшийся, видимо, без надежды на деньги, активно продвигал идею необходимости слияния крупных игроков в тяжелое для Интернета время. Объединяться он приходил ко всем, к кому только можно было придти. Поскольку долю в объединенной компании он просил немалую, согласился на слияние на условиях 50 на 50, в итоге,
21 февраля было объявлено о скоропостижном слиянии. Первая жизнь «Порта» завершилась. Эта жизнь его была самой яркой — громкие имена, громкие взлеты и падения, непомерные амбиции и большие деньги, утопические мечты. Наиболее вероятным казалось, что первая жизнь будет единственной, а в случае катастрофы Евгений Голанд просто разрушит все до основания и удалится подальше от инвесторских глаз на какие-нибудь не слишком близкие острова.
Евгений Голанд продемонстрировал достойное уважения мужество. Новый «Порт», вобравший в себя две очень разные компании с очень разными ресурсами, хоть в какой-то степени и дополняющими друг друга, продолжил плавание по неспокойным водам рынка (странный такой «Порт», фактически, плавающий остров).
Для нового «Порта» нужно было придумать новую концепцию. Концепция выкристаллизовывалась такая: портал с большой посещаемостью и маленькими накладными расходами, зарабатывающий банально на рекламе. И никаких инвестиций. Попытка построить бизнес. Непонятно лишь было, в каком месте портал строить. Рабочих вариантов существовало три: List.ru, Internet.ru, Mail.ru. Пока решали этот животрепещущий вопрос, начались первые потери. Или это просто сбрасывался баласт? В апреле закрылся Internet.ru, остался без команды. Слабые попытки собрать новую команду и открыть издание заново по разным причинам не удались. В итоге в сентябре сайт был передан на условиях «аренды» и самостоятельного финансирования компании
Наверняка компания пыталась продаться. На этом поприще успешных попыток зафиксировано не было. По пути отсох питерский офис. После смерти Internet.ru здесь была ликвидирована команда Music.ru, был закрыт News.list.ru, некоторое время еще просуществовал отдел продаж во главе с Вячеславом Овчинниковым и техподдержка Mail.ru. Техподдержка доживает сейчас свои последние дни в офисе на Марсовом поле, где уже отключены за неуплату телефоны. Летом «Порт» устроил еще и демпинговую распродажу рекламных площадей на своих ресурсах. Все свидетельствовало о начале конца.
Но не тут-то было. В середине октября «Порт» сказал: «Порта» больше нет, но дело его будет жить вечно. И представил на всеобщее обозрение портал Mail.ru.
Совершенно резонно руководство компании ухватилось за свой самый мощный бренд и самый посещаемый ресурс Mail.ru. 4 миллиона зарегистрированных пользователей — это солидный актив. Все остальное переехало под это известное имя, еще, конечно, не все, половина в процессе. Не под Mail.ru останутся лишь
Рекламу «Порт» продает интенсивно. Не гнушается большими и скачущими баннерами. На первой странице Mail.ru в качестве новостей предлагаются не заголовки из новостного раздела Mail.ru, а заголовки
Последний сюжет, на котором хотелось бы заострить внимание, — история про дружбу «Порта» и DataArt. Уже весной этого года DataАrt прекратил выполнять «портовские» заказы по программированию, да и по дизайну. «Порт» стал неплатежеспособен. Поскольку количество заказов автоматически сократилось («Порт» всегда заказывал солидный объем работы), в DataArt была уволена половина сотрудников. Западные заказы в некотором количестве остались. В каком количестве — кто ж это скажет. Но компания старается теперь предлагать услуги и для российских заказчиков. Сначала была осуществлена попытка по продвижению дешевых программных решений (электронных магазинов на базе ПО, делавшегося для Torg.ru). Дешевые решения у DataArt продавать получилось не очень. Это было не слишком дешево для массового клиента и не слишком индивидуально для большого. Сейчас DataArt в основном продает в Петербурге услуги по веб-дизайну и созданию корпоративного стиля. Рекламу этих услуг можно даже услышать иногда по петербургским радиостанциям.
Новый дизайн Mail.ru делала группа
А вот Travel.ru только что сделал себе новый дизайн. В DataArt. У Аси Патрышевой есть на это деньги.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |
Наталья Геда
Что варится на кухне сетевой рекламы? — 24.05.01
Успехи российского порталостроения — 19.01.01
2.html»>Откуда берется трафик, или За что платят рекламодатели — 07.12.00
Что случилось с Port.ru? — 24.11.00