«Студия Артемия Лебедева»: 5 лет

Author:


Сегодня в разделе «Профиль недели» — не лицо, не персона, а целая студия. «Студия Артемия Лебедева», которая отмечает 3 октября 2000 года пятилетний юбилей.

Плакат из офиса Студии Лебедева
«Студия Артемия Лебедева» — первая студия веб-дизайна в России. Основали ее три человека — Артемий Лебедев, Денис Шохин и Константин Моршнев. Все учредители до сих пор активно работают в своем предприятии. Арт-директором, управляющим и самым главным программистом. Константин Моршнев, правда, сейчас в Штатах — повышает квалификацию.

«Студия Артемия Лебедева» не только первая, она же — самая известная, занимающая первое место в разделе «Дизайн» рейтинга Rambler’s Top100, имеющая один из самых узнаваемых брэндов в Рунете, диктующая моду в веб-дизайне и прочая, прочая, прочая. С другой стороны, она является излюбленным объектом придирок, насмешек и ругательств всех дизайнеров и недизайнеров страны. Про Лебедева постоянно говорят, что он отжил свое, перестал делать красивые вещи, не делал их никогда, не умеет рисовать, гонит туфту на заказ, обдирает заказчиков, делает все не в срок и является плохим менеджером. В целом, нормальный результат для людей, которые 5 лет что-то делали. И старались делать хорошо.

В теперь уже многолюдной студии царит диктат. Диктат Лебедева, за которым всегда остается последнее слово во всем, что касается дизайна, структуры, идеологии и грамматики. И диктат Шохина, который распоряжается рабочим и нерабочим временем всех сотрудников.

В «Студии» стильно и уютно. Таблички и плакаты преимущественно советских времен — давняя лебедевская привязанность. В кабинете самого Лебедева — небольшая библиотека, кальян и надувная мягкая мебель. На большом зеркале в коридоре — предупредительная надпись «Ты сегодня выглядишь ужасно», а если вам приспичит в туалет, то будьте осторожны: «М» — это «мадамский», а «Ж» — «жентльменский». Гостей студии, которые приходят сюда впервые, принято снимать на Polaroid, а снимки развешивать на специальной стеночке. Лучше всего приходить в студию к обеду, плавно переходящему в ужин. Готовят тут отменно, и совсем по-домашнему. Все условия для настоящих трудоголиков, которые согласно «Основному закону» студии имеют право на еду и добавку, а также сон в студии, для чего существует специализированный диванчик, и я подозреваю, не один. Также работники имеют право на 16-часовой рабочий день, шестидневную рабочую неделю и право оставаться работать ночью. За это «студия вправе требовать от каждого сотрудника профессионализма всегда, везде и во всем».

Стоит, пожалуй, перечислить самые известные работы студии — вехи ее истории. 95-96 гг. — «Вечерний Интернет», первый дизайн «Ситилайна», который готовится сейчас к выставке в музее, сайт «Аквариума». 97 г. — «Анекдоты из России», Центробанк, 98 г. — «Мобил ТелеКом», «ру/ководство», «Московские новости», 1999 г. — четыре баннерных сети (RB1, RB2, tx3, Reklama.ru), Lenta.ru, Vesti.ru, Molotok.ru, IMHO, Monitoring.ru… Далее количество сайтов уже зашкаливает за пределы того, что можно перечислить не в рамках каталога, поэтому остановимся. Отметив, пожалуй, лишь тот факт, что в 2000 году, кроме всего прочего, «Студия Артемия Лебедева» сделала сайт агентства «Нетоскоп».

За 5 лет студия разрослась, из нее выделилось несколько самостоятельных направлений. И было принято решение наконец-то назвать все это холдингом. Так возникла Art.Lebedev Group. Кроме «Студии Артемия Лебедева» в холдинг вошли еще 3 студии — TeleType, iman и Artografika, а также компания RotaBanner. Планируется, что «Студия Артемия Лебедева» будет заниматься теперь только штучными проектами. Не больше 10 сайтов в год. Артемию Лебедеву хочется, чтобы появление каждого сайта становилось событием. И на сайт ходили бы, как на долгожданную кинокартину известного режиссера. Все остальное будут делать другие подразделения. TeleType, например, работает по схеме аутсорсинга. Компания расположена в Москве. А вот исполнители — в регионах. Под каждый проект подбирается специальная команда из банка данных TeleType. Специалисты покупаются на непродолжительное время. Так как клиенты московские, а рабочая сила — из регионов, и платят ей почасовку, проекты получаются не слишком дорогие. Но на работах TeleType фирменный лебедевский штрих-код ставиться не будет. Лейбл будут беречь для эксклюзивных работ.

В iman выделились художники, специализирующиеся на рисовании больших картинок полиграфического качества. Идеолог и арт-директор iman — Алексей Соловьев. Его творческое наследие хранится здесь.
Artografika родилась почти тогда же, когда и «Студия Лебедева». Компания специализируется на неинтернетовском дизайне. Логотипы, фирменный стиль и пр. RotaBanner изготавливает все для кручения баннеров, как внешнего, так и внутреннего. Во всех компаниях холдинга сейчас работает примерно 60 человек. До конца года руководство холдинга планирует увеличить это количество до 100.


История про мозги

Мозги, снявшиеся для заставки www.design.ru
В преддверии пятилетнего юбилея на первой странице сайта Design.ru появилась картинка с мозгами в баночке. Что эти мозги символизируют, в общем, почти понятно. А вот чего стоил этот не самый затейливый креатив фотографам, которые эти мозги фотографировали, — мало кто знает. Итак — душераздирающая юбилейная история.

Готовые картинки с мозгами, безусловно, не удовлетворяли настоящих профессионалов, мастеров своего дела. Мозги попытались найти в столице, но местные музеи свои экспонаты для странных креативщиков давать не хотели. Неожиданно отдать один из экспонатов в студию согласился Музей естествознания города Харькова (в Харькове расположен один из лебедевских филиалов). Ничтоже сумняшеся фотографы Лена Карин и Олег Шишков поехали на Украину за мозгами. Однако оказалось, что экспонат, им предназначенный, — это порезанные мозги. А хотелось цельных, нетронутых. Выход из положения нашел старший научный сотрудник Музея естествознания, таксидермист (не от слова «такси», таксидермист — это чучельник) Владимир Павлович Криволапов, проникнувшийся состраданием к жертвам творческого подхода. Он отвел фотографов на кафедру анатомии Харьковского медицинского университета, где заведующий кафедрой, академик Виктор Михайлович Лупырь сказал, что достать мозги — не проблема. Он позвонил в анатомичку и сказал примерно следующее: «Миша, тут дизайнеры пришли. Им мозги нужны человеческие, только мытые. Сделай, пожалуйста». Первый же его вопрос к нашим героям был по существу: «Вы кулечек приготовили?» Дальше он уже сообщал, что там в анатомичке много мозгов в бочке, что можно отобрать, какие понравятся, и взять несколько. В этом месте москвичи уже почти сникли, поняв, во что они влипли. Пришлось таксидермисту Владимиру Павловичу стать их ангелом-хранителем и ассистентом, так как к отбору мозгов из бочки и к их дальнейшей обработке фотографы внутренне готовы не были.

Поскольку мозги дизайнерам достались не музейные, на повестке дня обозначилась еще одна проблема — достать баночку для мозгов. Это оказалось сделать сложнее, чем найти сами мозги. Через 3 дня, когда баночка счастливо воссоединилась со своим содержимым, приступили к съемкам. За столь долгое время с мозгами посланники Лебедева уже почти освоились. Во всяком случае, поворачивать их в баночке для лучшего ракурса могли без содрогания. Стали отпускать и уместные к такому случаю шуточки про утечку мозгов из самостийной. Нет, нет, мозги в столицу не повезли — вернули в родную бочку. Ну, а результат — налицо. Вернее, лица-то там и нет. А мозги получились красивые.

Юбилей — дело хлопотное. В идеале именинник должен сидеть и ждать поздравлений и подарков. Но пятилетнюю привычку к работе за короткое время не обуздаешь. Сегодня, 3 октября, работники студии направили себе коллективное поздравление. А специально для агентства «Нетоскоп» самые известные лица «Студии Артемия Лебедева» дали небольшие праздничные интервью.


Артемий Лебедев — арт-директор

Артемий Лебедев
— Пять лет — это много или мало?
— Пять лет — это половина жизни всего русского Интернета, начиная с первых дней его зачатия. Так что это, по-моему, много.

— Как соотносятся работа с заказчиками и искусство?
— Заказчики и искусство соотносятся прекрасно, поскольку я вообще не признаю некоммерческого искусства. Я — коммерческий дизайнер, и признаю только то, что сделано для продажи, а значит — для людей. Потому что не продается то, что сделано не для людей. Это мое кредо, я его никогда не менял. И даже то, что я называю некоммерческими проектами, привлекает, на самом деле, огромную аудиторию. Значит, это коммерческое искусство, просто оно оформлено без рекламы.

— Какие бывают заказчики?
— У нас заказчики бывают только профессиональные и хорошие, потому что мы не работаем с другими. Человек, который приходит и спрашивает, что такое баннер, сколько вы возьмете с меня долларов или рублей за килобайт и есть ли у вас прайс-лист — это человек, с которым мы никогда не работаем. Мы не тратим времени на его обучение, мы ждем, пока он сам научится и придет к нам уже с пониманием того, что ему нужно.

— Ваши любимые заказчики?
— Первый любимый заказчик — «Мобил ТелеКом«, который дал полную свободу самовыражения, разумеется, в наших рамках понимания того, что такое коммерческий дизайн. В результате дизайн «Мобил ТелеКом» — самый часто воруемый дизайн в мире из российских. Я не знаю всех примеров, но в «Галерее клонирования» лежит порядка 10 примеров, как российских, так и зарубежных. Я думаю, что дизайн «Микрософта» крадут чаще по причине большей аудитории, но для сайта пейджинговой компании и вообще для отрасли, которая через несколько лет перестанет существовать, это большая популярность. И большая популярность именно этого дизайна, который уже даже с моей точки зрения устарел, потому что я перешел сейчас на другие представления о том, что такое дизайн.

— Сколько адресов сменила «Студия Артемия Лебедева»?
— В 97 году мы поменяли 3 адреса. Всего 4 раза переезжали, не считая моей собственной гостиной, в которой все начиналось.

— Как все начиналось?
— У меня всегда стоял дома компьютер, еще до того, как я узнал о существовании Интернета. До него я пользовался BBS. У меня был большой опыт — я участвовал в создании первой в России макинтошной BBS. Со многими людьми я познакомился еще там. На этой BBS мы встретились, кстати, с моим партнером по компании Денисом Шохиным. Появление Интернета привело к логическому развитию этой деятельности. Потому что если в то время к BBS могли одновременно подключиться два человека и друг с другом теоретически пообщаться, то Интернет давал возможность общаться с неограниченным количеством людей. И то, что я делал, я мог показывать с тех пор не только подписчикам конкретной BBS, а всем людям, которых я мог соблазнить зайти на свою страницу. Аудитория — это то, чего мне не хватало, все остальное я знал до Интернета.

— «Студия Артемия Лебедева» прочно ассоциируется с тобой и твоей фамилией. Что такое «Студия Артемия Лебедева» кроме самого Лебедева?
— На самом деле, концепция, которую знают все люди, с которыми я работаю, и которую очень плохо поддерживают люди со стороны, заключается в том, что это не студия меня, или моего дизайна, или моих амбиций. Это студия самых лучших профессионалов. Именно поэтому здесь работают кроме меня еще четыре дизайнера, каждый из которых гораздо сильнее и лучше, чем я. Другие области менее интересны широкой публике, но такие же профессионалы у нас в области менеджмента, в области рекламы, в области программирования. И вообще, людей, которые хоть в чем-то мне уступают, я на работу не беру. Если человек глупее, или менее профессионален, или знает меньше, чем я, в своей области, то он мне не нужен. Потому что у меня нет задачи создавать компанию, чтобы самоутверждаться, у меня есть задача, чтобы компания самоутверждалась.

— Что бы ты хотел пожелать студии?
— Студии я хотел бы пожелать пережить меня на много лет.

— В каком смысле?
— В том смысле, что я, в общем, готов к тому факту, что студия захочет меня уволить, или сделать формальным отцом-основателем, отправить меня на пенсию. Я буду счастлив.



Николай Данилов (Норвежский Лесной) — руководитель пресс-службы

Норвежский Лесной
— Широкая публика уже давно не знает, почему тебя зовут Норвежский Лесной. Повторишь для широкой публики?
— Норвежский Лесной — это такая порода кошек. Типа русской голубой. У меня давным-давно была одна знакомая кошатница. В доме всегда прыгало полдюжины кошек. Так вот — я как-то появился на пороге с букетиком фиалок, а она обернулась и говорит: «О! Прямо норвежский лесной».

— Лебедев недавно пытался взять на работу нескольких топ-менеджеров. Даже машины пообещал. В числе предложений была вакансия PR-менеджера. Однако, насколько я понимаю, PR-менеджером в итоге сделали тебя?
— Норвежский Лесной как был «текстовым редактором» (у меня так должность на визитке указана) в «Студии Лебедева«, так и остался. Сижу, редактирую сайты, придумываю всякие замечательные штуки, копирайтерствую по чуть-чуть. А Николай Данилов стал руководителем пресс-службы холдинга Art. Lebedev Group.

— А Николаю Данилову машину дали?
— Про машины. Во-первых, я их не люблю. И вообще — пусть хотя бы одним идиотом на дороге будет меньше. А вторая серьезная причина — мой дом находится через дорогу от студии. На расстоянии одной сигареты.

— Давно ты знаешь Лебедева?
— С Лебедевым лично я познакомился за час до того, как увидел его сайт — www.tema.ru. Это было в редакции Журнала.ру. Тема, кажется, тогда как раз зашел и принес сделанный им для журнала логотип. Потом он меня пригласил в бумажный журнал «Интернет«. Потом у меня как-то ночью закончились сигареты, а он сидел в аське (студия тогда находилась рядом с Моссоветом, то есть еще ближе к моему дому). В общем, пришел стрельнуть пачку синего «Житана». В результате мы с ним начали рисовать картинки — они живут на ввв.тема.ру/работы. Сегодня, кстати, нарисовали еще несколько штук — скоро выложим. То есть познакомились мы года 4 назад, кажется…

— А какой был Лебедев молодой?
— Волосатый. Даже, пожалуй, немного патлатый. Яркий, образованный, начитанный. И всегда — очень уважительный к собеседникам. Кстати, есть одна очень интересная штука. Дело в том, что живой (то есть традиционный, конвенциональный) Носик в тысячу раз интереснее Носика, знакомого читателю по своим статьям. То же и с Темой. Вообще, в Сети самое вкусное и интересное — люди.

— Почему ты ушел от Носика к Лебедеву? Или почему Лебедев забрал тебя у Носика?
— Почему Лебедев забрал — это к Лебедеву. Этого я не знаю. Наверное, я умный, талантливый и пишу хорошо. От Носика уходить тоже не хотелось. Но ночной режим работы (а я тогда полгода выполнял функции ночного выпускающего редактора Ленты.ру) — это довольно сложно физически. Но я Носика продолжаю любить. Когда чего-нибудь взрывается на Тверской, я тут же выбегаю на улицу с сотовым и даю репортаж с места событий в «Ленту».


Рома Воронежский — дизайнер-миниатюрист

Рома Воронежский с огнетушителем имени Лебедева
— Расскажи, как и почему ты ушел от Чубайса к Лебедеву.
— Семь с половиной лет я был чиновником. У меня была масса свободного времени.
Зарплата была немаленькая (как мне тогда казалось). Работа была стабильная,
стабильней некуда. (РАО ЕЭС — последнее, что умрет в нашей стране.) Я даже
был холост. Дважды за семь лет. Моя должность называлась «специалист первой
категории». (Не хватало слова «диетический».) После прихода Чубайса мне
предложили стать Единственным Великим и Ужасным Веб-мастером всея ЕЭС. Я уже
внутренне к этому готовился, как вдруг…

Дело было вечером. Я валялся на диване, Ирка сидела в своей комнате и
стучала по клавиатуре. Не знаю, что меня дернуло в тот момент подойти к своему
компьютеру и почитать почту. Конечно, рано или поздно я бы это сделал, но почему надо
было вставать с дивана и плестись к столу именно в этот момент — остается
загадкой.

Так вот, сел я и стал изучать прибывшую корреспонденцию. Письмо от лорда
Мерроу, доклад сэра Чарльза Харди, меморандум из Белграда, сведения о
русско-германских хлебных пошлинах, письмо из Мадрида, донесение от лорда Флауэрса… Боже мой! Что это?


From: «Artemy Lebedev» [email protected]
To:
Subject: про старушек
Date: Sat, 27 Feb 1999 19:25:10 +0400

Ром, привет.

Слушай, мне пришла в голову не совсем нормальная идея. Ты не хочешь работать
в
моей студии? Энергии у нас не меньше, чем в РАО, а денег больше 🙂

Работа с графикой, в основном.

Что думаешь?

Art. Lebedev

[email protected]
http://www.samiznaetekto.ru

Я сходил к Ирке (не возражаешь? не возражаю), вернулся, ответил, встретился
С Лебедевым и Шохиным и произнес многозначительную фразу (как сейчас помню): «Не могу назвать ни одной причины, по которой я должен был бы отказаться».
Лебедев с Шохиным ударили по рукам и засмеялись тем смехом, который
обыкновенно
принято называть «дьявольским».

Собственно, это все.

— Какую иконку ты мечтаешь нарисовать? И вообще — почему ты стал дизайнером-миниатюристом?
— Я мечтаю нарисовать такую иконку, чтобы люди, глядя на нее, плакали,
смеялись, плясали, пели и водили хороводы вокруг нее.

Дизайнером-миниатюристом меня назвал Лебедев. Наверное, он рассуждал так:
Если человек умеет рисовать по пикселам, то он — миниатюрист. А может, Тема и
другое что имел в виду. Может, он пошутил.

А я на самом деле никаким миниатюристом становиться и не собирался. Просто
иконки у меня хорошо получаются. Надеюсь, не только иконки.

— Что в заказчиках тебе нравится больше всего?
— Ум. Скромность. Глаза. Иногда ноги. Фраза «Мне вот эта картинка не нравится, но дизайнер ты, а не я, поэтому я со спокойной душой полагаюсь на твой вкус, в конце концов, я плачу тебе за это деньги».

— Твой любимый цвет?
— А мне, представь, нравится не какой-нибудь отдельный цвет, а сам факт существования цветов. Здорово, что цвета есть. И разные такие. Отлично!

— Твой любимый размер?
— 1792×1344.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


«Студия Артемия Лебедева» открывает собственный учебный центр03.10.00


Артемий Лебедев — человек и товарный знак27.09.00