Сегодня в рубрике «Профиль недели» речь пойдёт не об одном человеке, а о целой студии — «Студии Артемия Лебедева», которая 3 октября 2000 года отмечает пятилетие.
«Студия Артемия Лебедева» является первой студией веб-дизайна в России. Основателями стали три человека — Артемий Лебедев, Денис Шохин и Константин Моршнев. Все учредители продолжают активно участвовать в работе предприятия. Константин Моршнев, арт-директор, управляющий и ведущий программист, в настоящее время находится в США, где повышает квалификацию.
«Студия Артемия Лебедева» не только первая в своём направлении, но и самая известная, занимает лидирующие позиции в разделе «Дизайн» различных рейтингов, имеет один из самых узнаваемых брендов в Рунете, задаёт тенденции в веб-дизайне и многое другое. В то же время студия часто становится объектом критики, насмешек и претензий со стороны как дизайнеров, так и недизайнеров. О Лебедеве регулярно говорят, что он утратил актуальность, перестал создавать красивые работы, никогда не умел рисовать, работает только на заказ, обманывает клиентов, не соблюдает сроки и плох в менеджменте. Тем не менее, именно такой отклик — вполне обычный итог для тех, кто пять лет старается делать что-то хорошо.
В ныне достаточно большой студии царит строгий порядок. Это диктат Лебедева, который принимает окончательные решения по вопросам дизайна, структуры, идеологии и грамматики, а также диктат Шохина, управляющего рабочим и свободным временем сотрудников.
Интерьер в студии сочетает стиль и уют. Украшения преимущественно советской эпохи — давняя страсть Артемия Лебедева. В его кабинете располагается небольшая библиотека, кальян и мягкая надувная мебель. На большом зеркале в коридоре размещена надпись: «Ты сегодня выглядишь ужасно». В туалете стоит быть внимательным: «М» означает «мадамский», а «Ж» — «жентльменский». Новичков, впервые пришедших в студию, фотографируют на Polaroid, а снимки вывешивают на специальной стене. Лучшее время для визита — обед, плавно переходящий в ужин. Готовят здесь очень вкусно и домашне. Все условия созданы для настоящих трудоголиков, которым согласно «Основному закону» студии положены еда с добавкой и возможность поспать прямо на рабочем месте — для этого оборудован специально диван, и, скорее всего, не один. Рабочий день может длиться до 16 часов, а неделя — шесть дней, с возможностью ночной работы. Взамен студия требует от каждого сотрудника постоянного профессионализма во всех делах и ситуациях.
Следует перечислить наиболее известные проекты студии, ставшие вехами её истории. В 1995-96 годах были созданы проекты «Вечерний Интернет», первый дизайн «Ситилайна», который сейчас готовится к выставке в музее, сайт «Аквариума». В 1997 году — «Анекдоты из России», сайт Центробанка, в 1998 — «Мобил ТелеКом», «ру/ководство», «Московские новости». В 1999 году студия разработала четыре баннерных сети, а также сайты «Lenta.ru», «Vesti.ru», «Molotok.ru», «IMHO», «Monitoring.ru» и многие другие. Количество клиентов и реализованных сайтов настолько велико, что перечислить все в одном материале невозможно. Отметим лишь, что в 2000 году студия, помимо прочего, выполнила сайт для агентства «Нетоскоп».
За пять лет студия значительно выросла, в ней появились несколько самостоятельных направлений, и было решено оформить их как холдинг. Так появился Art.Lebedev Group, включающий помимо «Студии Артемия Лебедева» ещё три студии — TeleType, iman и Artografika, а также компанию RotaBanner. Планируется, что «Студия Артемия Лебедева» будет заниматься исключительно индивидуальными проектами — не более десяти сайтов в год. Артемий Лебедев хочет, чтобы появление каждого сайта воспринималось как важное событие, а пользователи заходили на сайт, как на новую киноленту известного режиссёра. Все остальное возьмут на себя другие подразделения. Так, TeleType работает по аутсорсинговой схеме: компания базируется в Москве, а исполнители — в регионах, под каждый проект подбирается команда из базы данных TeleType, специалисты привлекаются на ограниченное время. Благодаря этому проекты получаются сравнительно недорогими, однако фирменный штрих-код Лебедева на них не ставится, так как лейбл бережётся для эксклюзивных работ.
Компания iman специализируется на создании художественных работ полиграфического качества. Её идеологом и арт-директорам является Алексей Соловьёв. Artografika появилась почти одновременно с «Студией Лебедева» и занимается традиционным (неинтернетовским) дизайном, включая разработку логотипов и фирменного стиля. RotaBanner производит всё необходимое для размещения баннеров, как наружных, так и внутренних. В данный момент в компаниях холдинга работает около 60 человек. Руководство планирует увеличить число сотрудников до ста уже к концу года.
История про мозги
В преддверии пятилетнего юбилея на главной странице сайта Design.ru была размещена фотография мозгов в банке. Значение этого образа понятно, однако мало кто знает, сколько труда стоил этот простой креатив для фотографов, которые снимали мозги. Представляем душещипательную юбилейную историю.
Готовые фото мозгов не устраивали профессионалов. Попытки найти мозги в Москве ни к чему не привели — музеи отказывались выдавать экспонаты. Неожиданно согласился передать один экспонат Музей естествознания города Харькова, где находится один из филиалов Лебедевской студии. Фотографы Лена Карин и Олег Шишков отправились на Украину, но обнаружилось, что предназначенный для съёмок экспонат представлял собой разрезанные мозги, тогда как нужны были цельные. Старший научный сотрудник музея, таксидермист Владимир Павлович Криволапов проникся задачей и помог фотографам — отвёл их в анатомическую кафедру Харьковского медицинского университета, где заведующий, академик Виктор Михайлович Лупырь, заявил, что достать мозги не составляет проблемы. Он связался с анатомиком и сообщил примерно следующее: «Миша, к нам пришли дизайнеры — им нужны человеческие мозги, только промытые. Сделай, пожалуйста». Первый вопрос к гостям был ключевым: «У вас есть пакет?» Дальше сообщалось, что в анатомии в большой ёмкости хранятся мозги, которые можно выбрать. Москвичи поняли, в какую авантюру они попали, и таксидермист стал их хранителем и помощником при отборе и обработке мозгов, к чему фотографы были внутренне не готовы.
Поскольку мозги не были музейными, возникла новая задача — найти подходящую банку для их хранения, что оказалось сложнее, чем добыть мозги. Через три дня, когда банка была готова, начались съёмки. За это время фотографы уже привыкли к объекту, умело поворачивали мозги в банке для лучших ракурсов и не стеснялись шутить о «утечке мозгов из самостоятельной». Возвращать мозги в Харьков согласились без проблем, а результат получился впечатляющим — мозги выглядели красиво.
Юбилей всегда требует усилий. Идеальный вариант, когда виновник торжества просто принимает поздравления и подарки, но привычка работать крепко укоренена за пять лет. 3 октября сотрудники студии прислали себе коллективное поздравление, а для агентства «Нетоскоп» самые известные представители «Студии Артемия Лебедева» дали праздничные интервью.
Артемий Лебедев — арт-директор
— Пять лет — это много или мало?
— Пять лет — это половина жизни русского Интернета, начиная с первых дней его рождения. Считаю, что это много.
— Как совмещается работа с заказчиками и искусство?
— Заказчики и искусство прекрасно сочетаются, ведь я не считаю существующим некоммерческое искусство. Я коммерческий дизайнер и ценю только то, что создано для продажи, а значит — для людей. Потому что то, что не продаётся, не создано для людей. Это мой принцип, который я не менял. Даже проекты, которые я называю некоммерческими, на самом деле привлекают огромную аудиторию, а значит являются коммерческим искусством, просто не оформленным рекламой.
— Какие бывают заказчики?
— У нас заказчики всегда профессиональные и хорошие, потому что мы не работаем с другими. Человек, который спрашивает, что такое баннер, сколько стоит каждый килобайт и требует прайс-лист — с ним мы не сотрудничаем. Мы не тратим время на их обучение, ждём, пока они сами разберутся и придут уже с пониманием своих нужд.
— Кто твои любимые заказчики?
— Первый любимый заказчик — «Мобил ТелеКом», который дал большую свободу в самовыражении, конечно, в рамках нашего понимания коммерческого дизайна. Дизайн «Мобил ТелеКом» стал самым часто копируемым из российских сайтов. Я знаю только часть случаев, но в «Галерее клонирования» собрано около десяти примеров как российских, так и зарубежных. Думаю, дизайн Microsoft крадут чаще из-за большей аудитории, но для пейджинговой компании, которая через несколько лет исчезнет, это большой успех. Кстати, этот дизайн для меня уже устарел, поскольку сейчас я придерживаюсь другого понимания дизайна.
— Сколько раз «Студия Артемия Лебедева» меняла адрес?
— В 1997 году мы сменили три адреса. Всего переезжали четыре раза, не считая моей гостиной, где всё начиналось.
— Как всё начиналось?
— У меня дома всегда стоял компьютер задолго до знакомства с Интернетом. До этого я пользовался BBS. У меня был большой опыт — я участвовал в создании первой в России макинтошной BBS. Там познакомился и с моим партнёром Денисом Шохиным. Приход Интернета стал логическим продолжением этой работы. Раньше BBS могла одновременно обслуживать двух пользователей, а Интернет открыл возможность общаться с огромной аудиторией. То, что я создавал, я мог показывать не только подписчикам конкретной BBS, но всем желающим, что мне и было нужно — аудитория. Всё остальное я знал ещё до Интернета.
— «Студия Артемия Лебедева» у многих ассоциируется с тобой лично и твоей фамилией. Что же это, кроме тебя самого?
— Концепция, понятная всем моим коллегам и не всегда принимаемая со стороны, такова: это не студия одного человека или моих амбиций. Это команда лучших профессионалов. Здесь, помимо меня, работают четыре дизайнера, гораздо сильнее и опытнее меня. В других сферах — менеджмент, реклама, программирование — также работают профессионалы. Я не нанимаю людей, которые хуже меня в своей области. Моей целью не самоутверждение, а создание компании, которая будет самоутверждаться.
— Что бы ты пожелал студии?
— Желаю студии пережить меня на много лет.
— Что имеется в виду?
— Я готов к тому дню, когда студия решит уволить меня или сделает формальным основателем и отправит на пенсию. Для меня это будет счастьем.
Николай Данилов (Норвежский Лесной) — руководитель пресс-службы
— Широкая публика уже забыла, почему ты носишь псевдоним Норвежский Лесной. Расскажешь?
— Норвежский Лесной — это порода кошек, похожая на русскую голубую. У меня была знакомая кошатница, у неё дома обычно было полдюжины кошек. Как-то я пришёл к ней с букетом фиалок, она повернулась и сказала: «О! Прямо норвежский лесной».
— Лебедев недавно пытался нанять нескольких топ-менеджеров, даже обещал машины. Среди вакансий значился PR-менеджер. Однако PR-менеджером стал ты?
— Как был «текстовым редактором» в «Студии Лебедева», так и остался. Работаю с сайтами, редактирую, придумываю идеи, немного копирайтю. Николай Данилов теперь возглавляет пресс-службу холдинга Art.Lebedev Group.
— Машину тебе дали?
— Насчёт машин. Во-первых, я их не люблю и считаю, что на дорогах надо уменьшать количество идиотов. Во-вторых, мой дом расположен через дорогу от студии — примерно на расстоянии одной сигареты.
— Как давно ты знаком с Лебедевым?
— Познакомился с ним лично за час до того, как увидел его сайт www.tema.ru. Это было в редакции журнала. Тема тогда принёс сделанный им логотип для журнала. Позже он пригласил меня работать в бумажный журнал «Интернет». Однажды ночью у меня закончились сигареты, а он сидел в аське (студия тогда располагалась рядом с Моссоветом, гораздо ближе к моему дому). Я пришёл и попросил у него пачку синего «Житана». В итоге мы начали рисовать картинки, которые до сих пор можно увидеть на сайте. Думаю, мы знакомы уже около четырёх лет.
— Каким был Лебедев в молодости?
— Волосатым, даже немного растрёпанным. Ярким, образованным, начитанным и всегда очень вежливым с собеседниками. Кстати, живой Лебедев гораздо интереснее образа, который читатели знают по его статьям. Так же и с другими людьми — в Сети самое главное и интересное — реальные люди.
— Почему ты ушёл от Носика к Лебедеву? Или почему Лебедев забрал тебя у Носика?
— Почему забрал — это к Лебедеву вопрос. Не знаю. Наверное, я умный, талантливый и хорошо пишу. Уходить от Носика не хотел, но ночные смены на Ленте.ру были тяжелыми физически. Я до сих пор люблю Носика и при любых происшествиях на Тверской сразу бегу с мобильным давать репортаж для «Ленты».
Рома Воронежский — дизайнер-миниатюрист
— Расскажи, как и почему ты ушёл от Чубайса к Лебедеву.
— Семь с половиной лет я был чиновником с множеством свободного времени. Зарплата казалась немаленькой, работа была стабильной (РАО ЕЭС — последнее, что в нашей стране уничтожат). В это время я дважды был холост. Моя должность называлась «специалист первой категории» (не хватало только слова «диетический»). После прихода Чубайса мне предложили стать единственным веб-мастером ЕЭС. Я уже внутренне готовился к этому, как вдруг…
Дело было вечером. Я лежал на диване, а Ирка сидела в своей комнате за компьютером. Не знаю, почему именно в этот момент захотел проверить почту — загадка.
Я сел и начал изучать пришедшие письма. Среди них были письма от лорда Мерроу, доклад сэра Чарльза Харди, меморандум из Белграда, информация о русско-германских хлебных пошлинах, письмо из Мадрида и донесение от лорда Флауэрса… Боже мой! Что это?
From: «Artemy Lebedev» [email protected]
To:
Subject: про старушек
Date: Sat, 27 Feb 1999 19:25:10 +0400
Ром, привет.
Мне пришла в голову необычная идея. Не хочешь работать в моей студии? Энергии у нас не меньше, чем в РАО, а денег больше 🙂
Работа с графикой, в основном.
Что думаешь?
Art. Lebedev
Я спросил Ирку, получил согласие, ответил, встретился с Лебедевым и Шохиным и сказал, помню точно: «Не могу назвать ни одной причины отказать». Лебедев с Шохиным пожали руки и рассмеялись своим обычным «дьявольским» смехом.
Вот и всё.
— Какую иконку ты мечтаешь создать? И почему ты стал дизайнером-миниатюристом?
— Мечтаю сделать иконку, которая заставит людей плакать, смеяться, танцевать и петь, собирать хороводы вокруг неё.
Термин «дизайнер-миниатюрист» придумал Лебедев. Вероятно, он рассуждал так: если человек умеет рисовать по пикселям, значит, он миниатюрист. Или просто пошутил.
На самом деле я не стремился стать миниатюристом, просто у меня хорошо получаются иконки, надеюсь, не только они.
— Что тебе больше всего нравится в заказчиках?
— Ум, скромность, глаза, иногда ноги. Фраза: «Мне эта картинка не нравится, но ты дизайнер, а не я, поэтому я спокойно полагаюсь на твой вкус, в конце концов, я плачу тебе за это».
— Твой любимый цвет?
— Мне нравится не какой-то один цвет, а сам факт существования цветов. Здорово, что цвета есть — и разные, и прекрасные.
— Какой твой любимый размер?
— 1792×1344.