Емельян Захаров — один из основателей и учредителей компании «Ситилайн». Провайдер «Ситилайн» занимает лидирующие позиции среди провайдеров связи теперь уже не только в обеих столицах — Москве и Санкт-Петербурге. В этом году разворачивается региональный проект компании, в рамках которого доступ в Интернет от «Ситилайн» будет предоставляться в более, чем десяти городах страны. Недавно был запущен новый контент-проект «Ситилайна» — Postfactum.ru. Емельян Захаров рассказывает об этих и других начинаниях «нескучного» и «модного» провайдера.
— Как был создан в 1996 году провайдер «Ситилайн»?
— Я жил два года во Франции. Потом вернулся в Россию. Делать было нечего и имелось немного денег. Я стал искать, каким бизнесом мне заняться. И вот пришла в голову такая идея. Я сразу позвал своих друзей Рафаэля Филинова, совладельца компании «Вессолинк», и Дему Кудрявцева. Еще был такой Вася Трунин, который потом уехал временно в Америку. Так была создана компания «Ситилайн».
— Что Вы делали во Франции?
— Моя основная профессия антиквар, я занимаюсь старыми картинами. И в этом бизнесе я достаточно известный человек.
— Все ли из первых учредителей остались совладельцами компании? Как изменился состав учредителей «Ситилайна»?
— Конечно, кто-то оторвался. На сегодняшний момент учредителями «Ситилайна» кроме меня являются Раф Филинов, Дема Кудрявцев, Егор Шуппе, Дима Босов и инвестиционная европейская компания.
— Сколько денег нужно было в 96-м году, чтобы создать провайдерскую контору?
— Первые инвестиции составили 400 тысяч долларов. Когда мы начинали, мы все сидели в маленькой такой комнатке, метров 15, наверное.
— Известно, что когда у компании много учредителей, неизбежны проблемы и конфликты. Возникают ли трения у учредителей «Ситилайна»?
— Нет. У нас очень четко разделено исполнительное руководство компании и ее учредители. Учредители утверждают список инвестиций, бизнес-план. Это происходит один раз в год, а в текущую деятельность учредители не вмешиваются.
— Какую функцию Вы выполняете в компании?
— Я председатель совета директоров, занимаюсь непосредственно руководством. Есть еще исполнительный директор, президент. Это и есть исполнительное руководство компании.
— Лицом компании «Ситилайн» всегда, даже после своего ухода, был Демьян Кудрявцев. Про других учредителей почти ничего не известно. Расскажите немного о себе.
— Я родился в 1966 году. В 72-м поступил в 110 школу в Москве. Закончил в 82-м, поступил в Московский медицинский стоматологический институт им. Семашко, на лечебный факультет. Мы учились в одной группе с Антоном Носиком и Арсеном Ревазовым. Арсен учился хирургии. А мы с Носиком урологи.
— Как Вы совмещаете такие разные бизнесы антиквариат и хай-тек?
— Великолепно. Древность и новые технологии прекрасно совмещаются.
— В чем, на Ваш взгляд, отличие интернет-бизнеса от других бизнесов в России?
— У интернет-бизнеса есть одно большое преимущество он совершенно не криминализирован.
— С кем конкурирует компания «Ситилайн»?
— На сегодняшний день у нас два конкурента в Москве это
— Вы хотите стать вторым национальным провайдером после «Голден Телекома»?
— Первым. Конечно, мы меньше, чем «Голден Телеком», в активы которого включены и сотовые операторы в провинции, и телеком-потоки в Москве. Но мы рассчитываем занять лидирующее положение на рынке в качестве национального интернет-провайдера.
— Какие позиции занимает ваш самый «старый» — петербургский филиал?
— Он занимает первое место в городе. В Питере у нас 15 тысяч dial-up-ных клиентов.
— А сколько клиентов, имеющих dial-up подключение, у вас в Москве?
— 48 тысяч на конец лета.
— В этом году вы вложили много денег в региональные филиалы, дали широкую рекламу на телевидении. Это деньги, которые «Ситилайн» инвестирует в развитие самостоятельно, или это инвестиции со стороны?
— Нет, мы вкладываем только деньги учредителей.
— Планируете ли вы привлечение сторонних инвестиций?
— Мы собираемся выйти на IPO. У нас есть бизнес план, согласно которому компания должна иметь по России к 1 января 2001 года 100 тысяч клиентов, а к 1 января 2002 года — 300 тысяч клиентов. Тогда мы готовы будем к IPO. Сейчас мы работаем над этим, упаковываем компанию.
— Вы будете выходить на IPO в Америке?
— Хотелось бы.
— Не возникало ли идеи о крупном западном инвесторе, которому вы хотели бы, например, продать контрольный пакет акций?
— Нет. Посмотрите на «Голден Телеком». Это компания с крупным западным капиталом. Недавно они купили московского провайдера «Гласнет». И что осталось? Просто уничтожили хорошую компанию. Причем ничего достойного взамен не сделали. Я часто думаю об этой сделке, и мне очень жалко компанию, от которой не осталось ничего. Я тесно общался с хозяином «Гласнета» Толей Вороновым. Это человек, который создал все это, выстрадал. Причем «Голден Телеком» купил все за копейки. И не выполнил своих обязательств. Это неправильный подход. Мы идем по совершенно другому пути. Мы купили, например, «Урал-Релком». Мы сохранили весь менеджмент компании, сохранили ее имя. Мы разделили продажи под «Ситилайном» будет dial-up продаваться, а выделенка под «Урал-Релкомом». При этом продолжаем вкладываться в компанию. Потому что надо беречь дело, которое создали другие люди. Свердловск страшно криминальный город. Если люди смогли построить там такой бизнес, имеют 9 тысяч клиентов, что очень много для этого города, значит надо помогать этим людям развивать их бизнес. Мы всегда стараемся сохранить прежний менеджмент. Мы вообще бережем людей. У нас дружная компания. За все время существования «Ситилайна» из компании уволилось только два человека. Я говорю о ключевых позициях. В службе поддержки, конечно, большая текучесть кадров. Потому что там студенты, которые подрабатывают. А на ключевых местах у нас работают фантастические люди. Наш сисадмин, например, — Сережа Трофимовский. Корифей в своем деле. Он сейчас в совете директоров компании. Технический директор — Володя Таран, один из тех, кто «Релком» строил. Мы стараемся привлекать лучших людей и делаем все, чтобы они у нас остались.
— Пожар на Останкинской телебашне принес «Ситилайну» новых клиентов?
— Клиентов нет. Трафик увеличился, в том числе на нашем новом новостном проекте
— В случае с «Постфактумом» вы интегрировали контент-проект в корпоративный сайт. «Ситилайн» решил возродить свою изначальную концепцию, что провайдер связи должен быть одновременно и контент-провайдером?
— Да.
— В начале своего пути «Ситилайн» учредил компанию «
— «Нетскейт» полностью окупился. Когда мы продали его в «Медиа-мост», мы покрыли все вложенные в него деньги. Мы не получили прибыли. Но этот проект ни в коем случае нельзя назвать убыточным, потому что с точки зрения public relations та реклама, которую мы получили, принесла нам огромную прибыль.
— На каких условиях «Постфактум» работает, к примеру, с «Коммерсантом»? Известно, что «
— У нас конфиденциальный договор с «Коммерсантом», я не могу разглашать его условия.
— Ходят слухи, что «Ситилайн» создает еще один портал русский аналог Yahoo!. Вы могли бы прокомментировать эту информацию?
— Да, мы сейчас делаем каталог. Я, к сожалению, не могу раскрыть подробности. Проект появится примерно через месяц. Мы придумали принципиально новый подход, как сделать каталог, чтобы это было удобно. Еще мы готовим проект бесплатной почты. Во всех городах, где мы присутствуем, к этой почте будет открыт бесплатный dial-up доступ. Бесплатные пулы откроются в 10-12 городах. Можно будет позвонить бесплатно модемом по определенному телефонному номеру, забрать и получить почту.
— Кто стоит за новыми проектами «Ситилайна»?
— Дема Кудрявцев.
— В свое время Дема отошел от дел, ушел, как он заявлял, из Интернета в другой бизнес. Демьян Кудрявцев вернулся в «Ситилайн»?
— Он вернулся совсем. Это стоило больших усилий нам всем. Дема никогда не уходил из совета директоров, но теперь он опять занимается непосредственно проектами.
У нас есть еще один новый проект проект программистского центра. Он будет базироваться в Новосибирске, в Академгородке. Вместе с тем мы сейчас еще под Москвой строим большой технопарк. У нас есть 4 гектара земли под Шереметьево, там будет построен комплекс зданий. В Новосибирске у нас также 15 тысяч метров в Академгородке, громадное поле. Там мы тоже будем заниматься капитальным строительством.
— Почему Сибирь?
— А потому, что там кадры лучше. В Новосибирске все очень сконцентрированно. И никто не хочет уезжать из Академгородка. Там самые дорогие квартиры после Москвы 1000 долларов за метр. Серый экспорт программного обеспечения 12 миллионов долларов в месяц. Это огромный потенциал.
— Что это будет за программирование? Офшор?
— Частично. Мы еще ведем сейчас переговоры с
— Создание программистского центра проект только «Ситилайна»?
— У нас есть партнер в Новосибирске, московский партнер —
— Какие еще провайдеры, бренды в Интернете, кроме «Ситилайна», вам симпатичны? У кого вы готовы перенимать идеи?
— Мы у всех компаний готовы перенимать идеи. Я вообще очень дружественный человек. И отношусь ко всем максимально открыто. «Ситилайну» всегда было тяжело мы же люди не из телекоммуникаций, не компьютерщики. На нас смотрели, как на чужаков. Сейчас вроде нормально. Бренды, которые мне на этом рынке интересны МТУ, «
— Вы не компьютерщик. Как получилось так, что вашим бизнесом стал Интернет?
— Просто я люблю все новое. Как все мальчишки, люблю всяческую электронику.
— Когда Вы впервые столкнулись с компьютерами?
— Году в 85-м. Я продавал тогда компьютеры. Это был отличный бизнес. Самые первые компьютеры в городе Москве продавал я со своим товарищем, покойным, к сожалению. Ильей Митковым. Были фантастические заработки. Компьютеры мы возили из Германии.
— Как Вы распределяете время между семьей и карьерой?
— Семья для меня всегда на первом месте. У меня двое прекрасных детей. Жена внучка Вертинского, профессиональная художница.
— Чем Вы еще занимаетесь в свободное от Интернета время?
— Коллекционирую картины, живу нормальной полноценной жизнью. Потом у нас такая компания в Ситилайне мы все друзья между собой. Проводим вместе время, путешествуем.
— Вы трудоголик?
— Я трудоголик. Я просто жаворонок. Я очень рано встаю и очень поздно ложусь. Поэтому все успеваю.
— Что Вы коллекционируете?
— Русскую живопись, 19-го, начала 20-го века.