Ленка Виноградова
В начале марта окончательно прекратил свою работу интернет-магазин «
Сейчас часть коллектива собирается подать в суд: добавить к иску арендодателя «Оксириса» еще и иск от бывших сотрудников, если, разумеется, им так и не выплатят честно заработанные деньги.
Положение магазина начало ухудшаться с лета 2000 года. Начались задержки зарплаты, уходили в другие проекты люди. Сотрудник компании, пожелавший остаться анонимным, так формулирует причину своего ухода:
— Компания развалилась, денег никто никому уже не платил — разве что изредка по 10 долларов со скрипом удавалось выцыганить буквально. Как будто люди эти деньги не зарабатывают, а просто сидят и всей своей жизнью обязаны компании «Оксирис» и лично ее президенту господину Оксенюку.
Поскольку новых сотрудников никто не набирал, то оставшихся бросали на все фронты сразу. Например, сотрудники отдела контента отвечали на письма возмущенных клиентов или телефонные звонки.
Время от времени начинали требовать строгой посещаемости и беззаветной преданности компании. Когда человек увольнялся, ему сразу сообщали — ну, братец, деньги-то мы тебе конечно выплатим, которые задолжали, но сам понимаешь, в первую очередь будут погашены долги оставшимся сотрудникам. К сожалению, ни оставшимся, ни уволившимся так ничего и не было выдано.
Практически до сих пор сотрудникам говорят, что компания ни в коем случае не умерла, находится в процессе переезда и съема нового офиса. Деньги есть, и, мол, их просто снять большим куском не получается, только по маленьким кусочкам выдают, которые уходят на адвокатов по тяжбе с организацией, у которой «Оксирис» снимал офисы. Знаете, по каким маленьким кусочкам? Малюсеньким — всего 4000 долларов в день. На выплаты сотрудникам, как бывшим, так и до сих пор официально числящимся, хотя офис закрылся в начале марта, увы, не остается.
Безумно жаль, что так бездарно все развалилось — хорошее дело было и
хорошая команда им занималась.
Прокомментировать ситуацию вокруг «Оксириса» согласился также сотрудник (теперь уже бывший) отдела контента Дмитрий Антонов.
— Что же произошло в «Оксирисе»? Как происходило закрытие?
— Магазин закрылся окончательно 1 марта. Формальным поводом послужила неуплата аренды владельцам здания. Полностью было отключено электричество (в том числе и на серверной — весь хостинг лег на несколько дней, по моим представлениям). Все имущество в офисе (компьютеры) было описано арендодателем за неделю до отключения электричества. Видимо, имущество перешло к ним как залог или неустойка.
— И что в этой ситуации предприняли сотрудники?
— Мы все разошлись по домам. Нам было обещано, что «скоро все наладится». Прогнозы были следущие: вернувшийся Василий Иванович (В. И. Оксенюк — владелец компании. — Прим. ред.) должен был достаточно быстро решить вопрос с новым офисом.
В течение пары недель я дозванивался до моего непосредственного начальника (Анны Глуховой, начальника отдела контента — прим. ред.) и — опять же — прогнозы были самыми оптимистичными. В конце концов, было сказано, что пришли деньги и нам их очень скоро (но частями) выплатят. В какой-то момент была названа конкретная дата — в 20-х числах марта.
Кроме того, было сказано, что в мае магазин с достаточно большой вероятностью возобновит работу. В расчете на это я потратил свои деньги и оказался без гроша в кармане.
В назначенный день мне было заявлено, что, во-первых, все деньги уходят на судебные процессы. Во-вторых, раньше мая о каких-либо выплатах речи не идет. Кроме того, нам дали понять, что есть шанс их не увидеть вовсе. В-третьих, я узнал, что моя трудовая книжка уже лежит у моего непосредственного начальника, и я в любой момент могу ее забрать с любой удобной мне пометкой по времени.
После этого мне стало совсем уж очевидно (странно, не правда ли?), что надеяться на что-либо не стоит. Было сказано, что свободный фонд планируется распределить между сотрудниками. Это было лишним доказательством того, что магазина больше не будет.
Эта новость для меня была громом с неба — за пару дней до этого я был уверен, что хотя бы часть денег я получу.
У сотрудников была мысль подать на Оксинюка в суд, собравшись всем вместе. Но официально мы получали там рублей по 100, да еще и документы сгорели. Мне «Оксирис» остался должен за 4 месяца, но есть люди, которые не получали зарплату полгода — например, отдел доставки.
С января денег не было вообще. Нам выдавали раз в две недели долларов по 20-50, один раз по сотне дали. При этом все работали: вбивали в базу товары из свободного фонда, планировали открыть новый раздел (договор уже был).
— Как ты считаешь, в чем причина такого финала?
— Мое личное мнение таково: еще в начале лета прошлого года интернет-магазин стал неинтересен нашему начальству. Больших денег с него не шло (хотя июнь-июль были очень удачны в отношении посещений), а интересовал именно высокий оборот. Соответственно, порученный первому попавшемуся удобному человеку (Евгению Гламаздину), он был пущен на самотек.
Не выделялись средства ни на жизненно необходимую рекламу, ни на собственно оплату работы коллектива, ни на что-либо еще. После ухода команды разработчиков магазин был практически обречен. Наверное, его можно было поднять, если бы немедленно были предприняты меры. Но — ничего сделано не было.
Каждая зарплата была похожа на милостыню — о ней приходилось напоминать и просить. При этом Василий Иванович мог назначить прием по этому поводу и за полчаса до него уехать в Америку.
— То есть, магазин не принес ожидаемой прибыли и его закрытие — это логичный финал?
— Денег, конечно, Оксенюк заработать не смог. Но мне кажется, что было сделано имя, с которым можно было идти к инвесторам за рубежом.
— А как же заявления Алексея Гранберга, которые были сделаны в январе?
— Попытка Алексиса поднять магазин в январе была искренней и благородной. Погубило дело все то же отсутствие интереса отца-родоначальника. Были бы деньги — поднялись бы, может, не начали бы приносить прибыль, но вышли бы на самоокупаемость.
— Ты полагаешь, что западные инвесторы могли бы заинтересоваться «Оксирисом»?
— Во-первых, сайт был известен за рубежом, то есть это был не только российский проект. Более того — самые крупные заказы шли именно из-за рубежа. Во-вторых, выбор товаров и впрямь был велик.
«Оксирис» мог бы стать номером два в интернет-коммерции России. «оЗону» мы были прямым конкурентом и — конкурентом очень серьезным. Это продолжалось до сентября, потом пошла волна невыполненных заказов.
— Какие у тебя остались впечатления от работы в «Оксирисе»?
— Мне до самого конца хотелось верить в то, что все будет хорошо. В «Оксирисе» я работал с сентября 1999 года, сначала на полставки, затем — как постоянный сотрудник. Я тогда писал тексты о кино для
Работа в «Оксирисе» была действительно интересной. Каталогизация, выявление ошибок, написание собственных аннотаций и рецензий на фильмы — чувствовал себя как рыба в воде и был реально полезен. Лицензионщики зачастую такие ляпы сажали: могли на обложке одной кассеты трижды упомянуть одного и того же актера, просто по-разному написав его имя. Режиссеров путали, жанры… Вот это и выправлялось.
С появлением на сайте раздела «Компьютерные программы» я взял его на себя. Тоже был сделан каталог, рассылка, новости, рейтинг — все это было на мне. С осени все пошло наперекосяк. Нас осталось слишком мало и сотрудников бросали на все «горячие точки» одновременно.
— Где ты работаешь сейчас?
Я работаю в журнале Сatsshow, веду там кинораздел. Кроме меня туда пишут Игорь Яркевич, Нина Садур, Егор Радов.
— Что ты хотел бы сказать руководству «Оксириса» при случае?
— Что веру в людей я пока еще не потерял и очень хотел бы, чтобы в отношении г-на Оксинюка она оправдалась хоть частично. Я в состоянии обеспечить себя и без его поддержки, но долги надо возвращать. Тем паче — те, которых ждем с ноября.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |
Oxiris сделал сисадмина директором — 23.01.01
Oxiris.com прикрыли — 18.01.01
Пожар в интернет-магазине Oxiris.com начался с бухгалтерии — 04.01.01
Pole.ru и Oxiris.com задерживают выплату зарплат — 08.09.00