Лукашенко — поборник электронной коммерции

Author:


Белорусский Интернет только-только начинает попадать в поле зрения российских интернет-компаний. Слишком мала еще цифра пользователей, слишком молод и неразвит рынок. Пугает и политический бэкграунд. Между тем президент Лукашенко чуть ли не второй после Клинтона подписал закон об электронном документе и активно поддерживает Международное общественное объединение по содействию электронной торговле.

В 1999 году французская общественная организация «Репортеры без границ» опубликовала исследование, в котором фигурировали 45 стран, ограничивающие доступ своих граждан к Интернету. Среди этих 45 было выделено 20 наиболее серьезных ограничителей кибер-свободы, названных «20 злейшими врагами Интернета». В «двадцатку» вошли страны Средней Азии, Азербайджан, Бирма, Вьетнам, Иран, Ирак, Китай, Куба, Ливия, Северная Корея, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Сьерра-Леоне, Тунис и Беларусь. Беларусь, конечно, сложно сравнивать, к примеру, с Бирмой, где гражданам, не зарегистрировавшим компьютер в государственных органах, грозит до 15 лет лишения свободы, или с Китаем, где хакеров приговаривают к повешению. Однако эта бывшая союзная республика до сих пор держит государственную монополию на внешние каналы связи. То есть краник может быть перекрыт в любой момент — если отечество посчитает, что оно в опасности.

Телекоммуникационная отрасль в Беларуси — одна сплошная монополия. В стране существует всего один телевизионный канал. Государственный. В монопольном ведении находится телефонная связь. Негласный монополизм держится и в сфере Интернета. Иностранных провайдеров на рынок не пущают. Весьма символично, что из Беларуси ушел даже Сорос (ходили даже слухи, что его выгнали). «Фонд Сороса» начинал в Беларуси проект по развитию Интернета, но, видимо, в итоге отчаялся построить здесь гражданское общество. Структура, созданная Соросом, — Unibel — до сих пор существует и обеспечивает доступом академические организации.

Монополистами выступают государственная компания «Белтелеком» и ее структурное подразделение, занимающееся непосредственно предоставлением доступа в Интернет, — провайдер «Белпак». На самом деле, «Белтелеком» является заложником заключенного в 1992 году между Белоруссией и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) Кредитного соглашения. Часть полученного кредита была вложена в 1995 году в создание этого самого крупного в Беларуси предприятия электросвязи. По некоторым данным, сумма инвестиций составила 5 миллионов долларов. «Белтелеком» работает в соответствии с государственной «Программой развития средств связи до 2000 года», проводит постоянные консультации с ЕБРР и имеет перед ЕБРР определенные обязательства. Деньги-то возвращать нужно. Этот аргумент часто используется чиновниками белорусского министерства связи, когда им в очередной раз приходится отказывать в чем-то представителям коммерческих телекоммуникационных компаний. Монополия позволяет «Белтелекому» давить конкурентов и зарабатывать, поэтому отменять ее пока никто не собирается. Пользователям и коммерческим провайдерам приходится жить с тем, что есть.

А есть в Беларуси вот что. Есть внешние каналы «Белтелекома» емкостью 11 Мбит. Никому другому иметь каналы, выходящие за границы республики, не позволяется. В результате скорость соединения с ресурсами, расположенными не в зоне .by, даже в офисе провайдера оставляет желать, мягко говоря, лучшего. Провайдеры могут иметь обратные, однонаправленные каналы связи с внешним миром. К примеру, установить тарелку. Но даже на это необходимо согласование, которое может продолжаться до полугода. Среди провайдеров все время ходят слухи, что скоро и обратные каналы связи тоже запретят. Скорость соединения — полбеды. Настоящая беда для тех, кто пытается заниматься в Беларуси провайдингом отдельно от государства, — это тарифы «Белтелекома» на каналы связи. Для юридических лиц, не имеющих лицензии на передачу данных, «Белтелеком» устанавливает одни тарифы, а вот для тех, кто такой лицензией обладает, тарифы имеют коэффициент «2». Провайдер «Соло», например, платит за канал 363 Кбит/с 11 тысяч долларов в месяц. И пытается, понятное дело, конкурировать с «Белтелекомом» по ценам для конечных пользователей. Такая вот честная конкуренция. По признанию провайдеров, сейчас уже полегче, чем год назад. В 99-м к неизменному коэффициенту «2» примешивалось еще и то обстоятельство, что «Белтелеком» продавал канальные мощности по коммерческому курсу доллара, а провайдеры брали с клиентов по курсу Национального банка.

Так как телефония — также в ведении государства, то номерную емкость провайдерам обеспечивает лишь МГТС. И тарифы, и качество — соответствующие.

Официальные лицензии на передачу данных имеют в Беларуси всего 20-30 организаций, из них реально работающих — около 10. Провайдеры раздают преимущественно коммутируемый доступ. Скорость соединения, которые они могут обеспечить — 33,6 Кбит/с, — в силу того, что протокол V90, позволяющий осуществлять передачу данных на скорости 56 Кбит/c, внедрен только в “Белтелекоме”, другим его пока внедрять не дают. Доступ в Интернет для пользователя стоит в среднем $1-1,2 в час. Неограниченный доступ стоит более 100 долларов в месяц.

2 крупнейших провайдера Беларуси — «Соло» и «Открытый контакт» — имеют где-то по 2-2,5 тысячи клиентов dial-up-доступа. Услугами выделенного доступа пользуются не более одного процента клиентов. Выделенки в Минске вообще начали проводить лишь полгода назад. Ни о каких новейших технологиях доступа, как-то ADSL, даже речи не идет. Пользователей в Байнете пока тоже немного. По самым оптимистичным оценкам, количество интернетчиков в Беларуси — 50-80 тысяч. То есть менее одного процента от населения. 60-70 процентов из них — жители столицы. В Минске процент пользователей повыше — примерно 2,5 процента от всего населения. По технической оснащенности и по количеству пользователей Интернет в Беларуси сейчас можно сравнить с Рунетом образца 96 года. Конечно, с некоторыми оговорками.

Монополия на каналы — это самый естественный шаг государства, старающегося монопольно рулить и монопольно зарабатывать. Столь же естественно вслед за каналами белорусское правительство обратило внимание на раздачу доменных имен в зоне .by. Домен первого уровня .by был зарегистрирован в 1992 году структурой «Фонда Сороса». После ухода Сороса из Беларуси доменом стала ведать компания «Открытый контакт». А последние полгода контроль над распределением доменного пространства осуществляет Государственный центр безопасности информации. Так что в этом вопросе белорусское правительство оказалось порасторопнее российского.

Однако, в целом нельзя сказать, что в белорусском Интернете творится что-то уж очень ужасное, что подтвердило бы оценку «Репортеров без границ». Сохраняющаяся государственная монополия отражается на пользователях в основном тем, что доступ дороговат и скорости маловаты. Коммерческие провайдеры хоть и жалуются, что чиновники Минсвязи чинят препоны и стоят на пути технического прогресса, но негласно, как выяснилось во время моего пребывания в Беларуси, монополию одобряют. Аргументация их такова: в условиях отстутствия монополии в Беларусь сразу придут крупные игроки и сметут на своем пути всех тех, кто вот уже несколько лет выживает на этом сложнейшем рынке. Белорусские провайдеры надеются еще окрепнуть и подготовиться к экспансии со стороны российских и западных компаний. Сомнений в том, что все равно в итоге местные компании будут куплены кем-то со стороны, нет ни у кого. Но хочется подготовиться, чтобы было что продавать. Так что государственная монополия в некотором смысле является для коммерческих провайдеров гарантией выживаемости.

Между прочим, в Беларуси, в отличие от многих других менее тоталитарных государств, до сих пор не существует системы прослушки интернет-трафика, аналогичной СОРМу или Carnivore. То ли не додумались, то ли руки не дошли у чиновников. Есть и более выдающееся достижение — президентом Лукашенко уже подписан закон об электронном документе, так что не исключено, что электронно-цифровая подпись будет узаконена в Беларуси раньше, чем в России, — да и в большинстве цивилизованных стран. Президент Лукашенко поддержал также создание в Беларуси Международного общественного объединения по содействию электронной торговле. Правительство Беларуси даже взялось финансировать эту организацию. Организация, конечно, представляет из себя очередную химеру, которая вряд ли чему может посодействовать. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в качестве российского аналога организаторы инициативы называют проект «Развитие финансовых Интернет-услуг в России», который посодействовал российской электронной коммерции, пожалуй, лишь тем, что в срок освоил грант фонда «Евразия».

Тем не менее, такая продвинутость белорусских правительственных кругов скорее радует, чем наоборот. В вышеназванном объединении, инициатива по созданию которого принадлежит Беларуси, принимают участие такие бывшие советские республики, как Украина, Молдова, Таджикистан, Армения, Грузия, Казахстан. Президентом объединения стал профессор Б. Паньшин, д.т.н., заведующий кафедрой менеджмента Белгоруниверситета, человек, достаточно известный в белорусском Интернете. О целях создания объединения Паньшин говорит следующее: «Деятельность Общественного объединения направлена на содействие реализации совместных творческих инициатив, интенсификации контактов между учеными и специалистами, государственными чиновниками, бизнесменами и общественными деятелями с целью создания благоприятных условий для развития электронной торговли в странах СНГ». Под эгидой объединения разрабатывается немало проектов, наряду с чем Паньшин собирается стать и получателем грантов «по техническому и образовательному обеспечению проектов в электронной торговле». И еще заниматься таким нехитрым делом, как выдача лейблов для интернет-магазинов, подтверждающих качественное обслуживание или что угодно еще в этом же роде. Вместе с российским Минсвязи и Государственным комитетом по науке и технологиям РФ объединение готовит проект программы «Организация взаимодействия информационно — маркетинговых центров Беларуси и России и создание центров электронной торговли» в рамках совместной программы «Обеспечение единого научно-технологического и информационного пространства».

Как бы ни пыталось «содействовать» или противодействовать белорусское правительство развитию Интернета в стране, на мой взгляд, совершенно прав Аркадий Волож, который считает, что на темпах развития Сети в Беларуси это не отразится никоим образом. Интернет развивается не благодаря, и даже не вопреки. Динамику задают пользователи. Которые создают информационное пространство, то есть обеспечивают предложение. И которые хотят в этом информационном пространстве существовать, то есть обнаруживают спрос. Помешать этому процессу крайне сложно. А единственное, чем может помочь правительство любой страны — это обеспечить приемлемый уровень жизни, чтобы было на что купить компьютер и модем. А там и тарелок наставят, и академическими сетями воспользуются на халяву, и сети в микрорайонах протянут.

В белорусском Интернете уже есть люди, которые в нем работают и которые им пользуются, — и это главное. Существуют предприниматели, которые строят на Интернете бизнес. Несмотря на вынужденное обивание порогов высоких чиновников, несмотря на то, что в стране в первую очередь поддерживается сельское хозяйство, несмотря на то, что предпринимателей самого разного толка и профиля с экранов телевизоров называют не иначе как рвачами и паразитами. Интернет-бизнесом, как, впрочем, и любым другим бизнесом, в Беларуси занимаются настоящие подвижники.

Если же говорить о пользователях и об образовании контентной части Байнета, то белорусский Интернет переживает сейчас крайне интенсивный период. Недавно прошедший интернет-фестиваль InfoBEL 2000, организованный интернет-провайдером «Соло» и выставочной компанией «Гладиус», продемонстрировал бурный рост сайтостроения. Участие в фестивале приняло треть сайтов Байнета — 311. 74 процента работ, представленных на конкурс, были созданы в 2000 году, а средний возраст сайтов составил 5,5 месяцев. Многие сайты были сделаны с оглядкой на конкурс, так как выдвижение происходило почти все лето — до 14 августа. Средний возраст работ в номинациях «Литература и искусство» и «Персональная страница» составил 3 месяца, а в номинации «Наука и образование» — 2 месяца.

Генеральным спонсором фестиваля стала российская компания «Яндекс». И событие это, пожалуй, тоже знаковое. Украинский интернет-рынок активизировался раньше белорусского. Он уже больше, солиднее, денежнее. И российские компании туда уже пришли. Но Укрнет — это чужой рынок. С Беларусью же нам, во-первых, объединяться. Во-вторых, Байнет пишется на 90 процентов на русском языке. Его можно сравнить с региональными сегментами Рунета — с уральским, с сибирским и т.д. Скорее всего, он и будет развиваться в духе российских региональных -нетов.

Первой же компанией из России, которая реально пришла на белорусский интернет-рынок, стала компания Price.ru. Минский раздел справочника начал свою работу в конце сентября. Уже сейчас там представлены 72 белорусские фирмы, торгующие компьютерами. Начало положено. Ждем продолжения.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


«Закон республики Беларусь об электронном документе»

Кибернетическая карта Беларуси

Сколько людей в Байнете, Олег Тишков

журнал Iнтэрнэт.by

Каталог белорусских ресурсов

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


Белорусская оппозиционная газета ведет трансляцию Марша свободы09.10.00


В Белорусском интернет-фестивале принял участие каждый третий сайт02.10.00