Московский рынок продажи билетов на культурно-зрелищные мероприятия

Author:

Лада Белайчук

20 июня был запущен проект Kontramarka.ru — сайт, позволяющий приобретать билеты на концерты, спектакли и кино. Компания РИАТеК создала не просто очередной онлайн-ресурс для продажи билетов. Для данного проекта компания eTopS Consulting разработала уникальную информационную систему, подобную единой системе реализации железнодорожных билетов, которая дает организаторам и распространителям возможность в реальном времени отслеживать продажи билетов.

Культурная жизнь Москвы характеризуется значительным разнообразием — ежедневно желающие посетить мероприятия могут выбрать из более чем 300 событий, для которых билеты доступны для предварительной покупки. В еженедельнике «Афиша» публикуются репертуары и адреса около 150 театрально-концертных площадок и 15 спортивных комплексов; если ранее в городе насчитывалось свыше 100 кинотеатров, то на данный момент функционирует примерно 60. Рынок билетов на культурно-зрелищные события огромен — по самым скромным оценкам, ежегодный объем продаж достигает около 4,5 миллионов билетов на сумму от 70 до 100 миллионов долларов. В условиях такого масштабного рынка организаторы стремятся к обеспечению доступности и удобства покупки билетов на мероприятия.

Схема продажи билетов практически не изменилась за последние десятилетия. Традиционно билеты реализуются через кассы театров, концертных площадок и спортивных арен. Среди компаний, занимающихся распространением билетов на культурные мероприятия, самой старой является «Московская дирекция театрально-зрелищных касс» (МДТЗК), ранее государственная структура. У данной компании около 80 касс по всей Москве, реализующих билеты практически на все культурно-спортивные события столицы. Театрально-концертное бюро «Арба», учреждённое в 1988 году, стало первой частной организацией, специализирующейся на продаже театральных билетов. Весной 1999 года по инициативе столичного метрополитена был образован фонд «Содружество — театр-метро», занимающийся коммерческим распространением билетов и имеющий около 30 точек продаж в переходах всех станций московского метро.

В настоящее время именно эти три структуры контролируют большую часть столичного рынка билетов. Помимо них существуют и более мелкие игроки (например, ассоциация «Мостуротель», осуществляющая продажу билетов в рамках дополнительных услуг, театральное агентство «Омега», реализующее билеты по дисконтным картам почётного гостя, и другие). Не вдаваясь в финансовые подробности, следует отметить, что все они работают с бумажными билетами согласно традиционной схеме.

Организаторы мероприятий (театры, спортивные арены и прочие площадки) предоставляют оригиналы билетов, которые распределяются между кассами и распространителями. Процесс довольно длительный: билеты поступают из типографии в кассы театров, затем распределяются между различными точками продаж, а если билеты остаются непроданными, они возвращаются обратно. В МДТЗК, к примеру, на получение и распределение билетов от театров уходит около трёх дней. Таким образом, за три дня до мероприятия большая часть билетов должна быть возвращена в кассы театров. Часто возникает ситуация, когда в одних точках продажи билеты заканчиваются, в других же остаются непроданными несмотря на существующий спрос, и тогда их вынужденно возвращают организаторам.

Очевидно, что работа с бумажными билетами весьма неудобна. Не обязательно ориентироваться исключительно на высокотехнологичные западные страны с их автоматизированными системами. Даже для России такой метод ведения бизнеса выглядит устаревшим. Уже более 25 лет полностью автоматизирована система продажи железнодорожных билетов, где все точки продаж подключены к общей базе данных с информацией о наличии мест на поезде по маршруту от пункта отправления до пункта назначения. Аналогичным образом работает система продажи авиабилетов «Аэрофлота», ряд других авиакомпаний также активно автоматизируют реализацию билетов. Вывод однозначен — процессы продажи билетов можно и нужно совершенствовать, чтобы повысить удобство покупателей и эффективность продавцов, тем более что высокая конкуренция на рынке стимулирует такие изменения.

Компания РИАТеК («Региональное интернет-агентство театрально-зрелищных касс») предложила создать единую информационную базу билетов на культурные мероприятия и объединить все точки продаж в единую сеть. Система Kontramarka.ru, разработанная eTopS Consulting, представляет новую в России бизнес-модель распространения билетов. Сейчас сервис функционирует в тестовом режиме: база билетов постоянно пополняется, ведётся автоматизация касс партнеров РИАТеКа — организаторов мероприятий. Уже работают 6 пунктов продажи билетов и call-центр, около 20 театров реализуют билеты через Kontramarka.ru. К концу года планируется расширить сеть до 20 пунктов продаж. В случае полного запуска система обещает оказать существенное влияние на культурную жизнь Москвы.

Kontramarka.ru представляет собой сложную динамическую информационную систему, использующую веб-технологии. Это позволяет удалённым пользователям — как клиентам, так и партнёрам — получать информацию и пользоваться сервисами в безопасном режиме с соблюдением прав доступа. Данные о доступных местах хранятся в базе главного информационного центра и доступны в режиме реального времени из всех точек продаж, а также через веб-интерфейс компании РИАТеК.

Так же, как в системах продажи авиабилетов и железнодорожных билетов, все пункты продаж Kontramarka.ru подключены к единой базе данных. Это упрощает распространение билетов — одни и те же можно реализовывать в разных точках — и исключает ошибки при оформлении заказов благодаря постоянному обновлению информации.

В перспективе система Kontramarka.ru позволит полностью перейти от работы с бумажными оригиналами билетов, сократив расходы на печать и транспортировку билетов от организаторов к распространителям и обратно в случае невыкупленных билетов. Билеты будут печататься непосредственно в момент продажи на стандартных бланках, подобно авиационным и железнодорожным перевозкам.

В системе предусмотрена функция возврата билетов — покупатель может вернуть билет в любой пункт продаж компании. При этом билет мгновенно возвращается в базу и становится доступным для повторного приобретения.

Для тех, кто покупает билеты через интернет — один из каналов продаж наряду с традиционными киосками и call-центром — предусмотрена удобная опция выбора места на схеме зала. Не требуется запоминать различия между трибунами или ложами — достаточно взглянуть на схему, навести указатель мыши на понравившееся место, и всплывающая подсказка покажет его расположение и цену. После одного клика место забронируется, а информация моментально обновится в базе данных и отразится на схеме, которую одновременно могут просматривать сотни пользователей.

Попытки автоматизировать процесс продажи билетов с созданием общей информационной базы предпринимались и ранее несколькими компаниями.

Первые шаги были сделаны разработчиками программного обеспечения. В 1996 году была основана компания БИНАРТ, решающая задачи автоматизации продажи театральных билетов в Москве. Компания ТАИС, известная системой авиабилетов «Сирена 2.3», предлагает систему «АНШЛАГ» для автоматизации продаж билетов на культурно-зрелищные и спортивные мероприятия. Тем не менее, подобные технологические решения пока не получили широкого распространения.

В июне текущего года стартовал проект «Кассовая Сеть Билетеръ», который к началу нового театрального сезона планирует открыть 20 точек продаж, объединённых в единую компьютерную сеть. Работа системы должна начаться в ближайшее время, однако на данный момент сайт проекта содержит лишь пресс-релиз с планами без детальной информации о техническом состоянии.

Ближе всего к Kontramarka.ru по функциям и задачам является проект Parter.ru — автоматизированная система бронирования и продажи билетов в реальном времени, запущенная компанией «Партер» совместно с IBS осенью 2000 года.

В целом, и «Партер», и РИАТеК стремятся создать информационный центр и сеть точек продаж с единым динамически обновляемым источником данных.

Несмотря на сходство проектов Kontramarka.ru и Parter.ru, РИАТеК при запуске своего сервиса планирует более высокий уровень автоматизации. В системе Kontramarka.ru предусматриваются различные уровни взаимодействия распространителя с организатором. На базовом уровне распространитель (будь то «Партер» или РИАТеК) заключает с организатором договор на распространение билетов, получает часть или всю партию билетов и работает с ними через собственную базу данных.

Именно такой моделью сейчас пользуется система «Партер». Однако для Kontramarka.ru это лишь самый простой уровень.

Более высокий уровень автоматизации, который предлагает Kontramarka.ru, подразумевает тесную интеграцию организатора с системой распространителя. Эта модель улучшает работу не только дистрибьютора, но и самого организатора. Для этого в кассах организатора устанавливается специализированное оборудование и программное обеспечение от eTopS Consulting. Оно автоматизирует процесс продажи билетов как непосредственно покупателям, так и позволяет выделять билеты распространителю, гибко управляя их распределением между кассой и дилерами. Все продажи во всех точках обновляются в единой базе данных, исключая ошибки при одновременной продаже одного и того же места организатором и распространителем.

Наивысший уровень интеграции с Kontramarka.ru позволяет кассам организаторов продавать билеты не только на собственные мероприятия, но и на любые культурно-зрелищные события из всей базы системы. При этом РИАТеК выступает координатором работы базы данных и контролирует взаимодействие всех точек продаж.

Таким образом, посредством Kontramarka.ru компания РИАТеК намерена автоматизировать не только собственные продажи билетов, но и деятельность партнёров — организаторов культурных мероприятий — настолько, насколько они готовы к этому. Автоматизация может внедряться поэтапно, по мере освоения преимуществ системы. В конечном итоге покупка билетов на любые театрально-зрелищные мероприятия в Москве станет более удобной, эффективной и защищённой от перепродажи спекулянтами.

В заключение можно отметить, что конкуренция на рынке создаёт реальные шансы для РИАТеК с Kontramarka.ru занять лидирующее положение. Известно, что МДТЗК и похожие структуры пока не планируют автоматизировать свои процессы. Основным конкурентом выступает «Партер». Однако за полгода работы «Партер» реализовал лишь малую часть заявленных функций, а база билетов остаётся небольшой. Поэтому, несмотря на некоторое отставание, у Kontramarka.ru есть все предпосылки для того, чтобы уже на старте превзойти «Партер» по уровню автоматизации продаж билетов с помощью единой информационной системы.