“Игра на понижение” на рынке виртуального хостинга продолжается

Author:

Наталья Маврина


Компания Зенон Н.С.П. на прошлой неделе снизила тарифные планы на услуги виртуального хостинга. Эта акция подтверждает готовность лидера профессионального хостинга в Рунете участвовать в ценовой войне за клиента, которая только разворачивается.

На прошлой неделе компания “Зенон Н.С.П” объявила о значительном снижении цен на виртуальный хостинг. Теперь любой желающий может иметь виртуальный сервер на Зеноне по ценам от 5-7 долларов (за 50 МБ) до 33-45 долларов (за 200 МБ + собственные MySQL и HTTP-сервера+ GCC-компилятор и пр.). Заплатив за несколько месяцев вперед, можно сэкономить еще до 25%, и к тому же получить бесплатно домен в любой из зон, предлагаемых к регистрации в “Зеноне”. Все клиенты, пришедние в декабре, освобождаются от регистрационной платы.

Настоящее снижение расценок – уже третье по счету для “Зенона” за последние 2 года. В июне 1999 года “Зенон” вдвое увеличил дисковое пространство для всех категорий клиентов. Цены при этом остались прежними, но по сути услуга стала стоить в два раза дешевле. В сентябре 2000 года произошло следующее, 30-процентное снижение стоимости виртуального хостинга от “Зенон Н.С.П.”. Теперешнее, ноябрьское – минус еще 20 процентов.

Если посмотреть на тарифную политику других профессиональных игроков на рынке предоставления виртуального хостинга, то можно заметить и общую тенденцию к снижению расценок на услуги. Так, “Караван” объявил о снижении цен в сентябре этого года. Его тарифные планы в настоящий момент сравнимы с заявляемыми “Зеноном” (от 5 до 40 долларов и от 50 до 300 Мб, в зависимости от категории контракта). “Демос” в последний раз снижал расценки зимой 2000 года, но, как стало известно “Нетоскопу”, в самое ближайшее время снижение тарифов планируется и в этой компании. Несколько раз за последние 2 года снижал цены и “Русский экспресс“, хотя делал это тихо и незаметно, предоставляя скидки клиентам за определенный период времени.

Таким образом, можно констатировать, что игра на понижение на рынке виртуального хостинга происходит на всех уровнях, и ее поддерживают даже солидные компании. Хотя действуют они несколько более цивилизованными методами, чем их менее солидные конкуренты из “второго эшелона”.

Еще более любопытна “специальная акция”, которую “Зенон” проводит в дополнение к новой тарифной линейке. Всем клиентам, перенесшим хостинг в “Зенон” от другого провайдера в период до 31 декабря, предоставляется месяц бесплатной работы по любому из тарифных планов. Ранее подобные действия были в чести только у небольших хостинговых компаний, вынужденных ожесточенно бороться за каждого клиента, не считаясь со средствами. Предполагается, что подобные акции привлекают в основном любителей халявы, однако “Зенон” халявщиков не боится.

Директор по продажам компании “Зенон Н.С.П” Андрей Подкользин говорит: “Пришествия подобных клиентов мы не
опасаемся. Весь наш предыдущий опыт работы показывает, что
клиенты строят с нами долговременные отношения и редко
отказываются от наших услуг. У всех наших клиентов уже давно
есть возможность заказать хостинг на месяц и если что-то не
устроит, вернуть свои деньги без объяснения причин”.

Снижения нормы прибыли, неизбежного при резком снижении расценок, “Зенон” тоже не опасается. “Мы планируем сохранить прибыльность за счет значительного
увеличения клиентской базы. Сегодняшний этап развития нашей технической базы позволяет с минимальными вложениями подключить в два раза больше клиентов, чем есть сейчас – поэтому мы и активизировались в направлении подключения новых абонентов, чтобы использовать имеющийся ресурс и перейти к следующему этапу развития”, – заявил Андрей Подкользин в своем комментарии “Нетоскопу”. Действительно, при оказании услуг хостинга на “промышленном” уровне, как это имеет место в случае “Зенона, массовый наплыв новых клиентов (до опредленного уровня, конечно), является весьма выгодным даже при сниженных тарифах.

На рынке виртуального хостинга в этом сезоне идет активная борьба за клиента, и, как не трудно догадаться, наиболее действенные методы этой борьбы – именно ценовые, хотя, безусловно, и качество оказываемых услуг имеет большое значение. Ценовые методы конкурентной борьбы всегда осуждались, назывались “демпингом” и считались неприемлимыми для рынка, ведущими к его подрыву. Нынешнее понижение расценок “Зеноном” демпингом назвать сложно: тарифы в теперешнем виде всего лишь достигли значений, средних по рынку. И тем не менее общая тенденция рынка очевидна: в настоящий момент не столь важна норма прибыли, как размер клиентской базы. Поэтому в “игру на понижение” по-своему начинают играть даже крупнейшие и солиднейшие компании. Очевидно, что набравшие наибольшую клиентскую базу хостеры смогут в конце концов контролировать рынок и устанавливать на нем правила игры, наиболее выгодные для себя. Профессиональные хостинг-провайдеры , каковыми являются “Зенон”, “Караван”, “Демос”, “МТУ” и другие операторы телематических услуг, имеют больше шансов победить в этой битве за клиента:
они могут компенсировать меньшую прибыльность одной из ветвей бизнеса за счет
большей прибыльности другой. К тому же в их арсенале конкурентной войны ценовые факторы – не единственные: как правило, клиенты крупных хостинг-провайдеров готовы доплачивать за их опыт, репутацию и высокое качество услуг.

Наиболее азартно играют “на понижение” ивестиционные компании, подобные Valuehost. Оно и понятно – они имеют запас прочности за счет долгосрочных вливаний иностранного капитала. Можно как угодно оценивать политико-экономический и морально-этический аспекты деятельности таких хостинг-провайдеров, однако их клиентская база, привлеченная самыми низкими на рынке расценками, прирастает весьма активно – в основном, за счет небольших компаний и частных лиц. Крупные хостеры не придают особого значения их деятельности: пока второй эшелон не приносит особого ущерба бизнесу первого эшелона.

Что же ожидает большую часть хостинг-провайдеров второго эшелона? Андрей Подкользин считает: “С увеличением
клиентской базы у большинства таких провайдеров вероятно
серьезное ухудшение качества обслуживания – низкие тарифы не
позволяют вкладывать соответствующие деньги в развитие
технической базы (оборудование, каналы и т.д.), а без этого
поддерживать тысячи виртуальных серверов просто невозможно.
Поэтому будет происходить сначала отток клиентов к крупных
хостерам, а затем и продажи клиентских баз. Не думаю, что
это будет неожиданностью – некоторые из представленных
сегодня на рынке хостинг-провайдеров явно ориентированы
именно на такую бизнес-модель”.

Вероятнее всего, передел
рынка хостинга, начавшийся со слияния “Каравана” с “Русским
экспрессом”, еще только начался. В бижайшее время нас ждет
еще не одно громкое событие того же порядка.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


На российском рынке хостинга сезон слияний16.11.01



Хостинг-провайдеры ополчились на Valuehost15.11.01


Рынок российского хостинга. Netstat. Осень 200109.11.01


Netstat посчитал хостеров и киберсквоттеров за август-октябрь09.11.01


“Караван” приобрел клиентов “Русского Экспресса”08.11.01


РБК затевает массовый хостинг06.11.01


HostWay.ru сдает в аренду Microsoft Office14.06.01


Российский рынок хостинга. NetStat.ru. Апрель 200123.05.01


Российские хостинг-провайдеры объединились16.05.01


“Ростелеком” взялся за хостинг16.01.01