Что объединяет дизайнеров, графиков и арт-директоров из таких разных коллективов, как DEFA Kreativburo, ParallelGraphics, Actis Systems, CoMix, CreoLab, Duck Design, Creatiff.ru, Age of Web, D’Arcy и журнала «ОМ»?
Ответ прост: их объединяет унитаз, точнее — сайт конкурса «Цифровой осКАЛ 2001», который использует этот символ.
Появление этого сайта отлично иллюстрирует известную поговорку: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Едва были представлены лучшие веб-дизайны на выставке в Лондонском музее дизайна, как в Рунете возник «наш ответ Чемберлену» с диаметрально противоположным подходом. Премия «Цифровой осКАЛ» присуждается за наихудшие достижения в сфере визуальных цифровых технологий, при этом рассматриваются исключительно коммерческие проекты. Всего учитывается четыре номинации:
- ТВ-Оскал — самая неприятная компьютерная телевизионная заставка.
- Аниме-Оскал — самая отталкивающая коммерческая анимация.
- Веб-Оскал — самый ужасный коммерческий сайт.
- Рекламэ-Оскал — бесповоротно неудачное использование цифровых технологий в телевизионной рекламе.
На сайте посетителям с самого начала предлагается заставка, которая символически раскрывает суть конкурса. В ролике изображён длинный путь делового человека из офиса в туалет, куда он зашёл почитать газету. В помещении он не только читал, но также занимался и другими своими делами, запланированными на день. Уходя, мужчина забыл смыть результаты своей работы, а газету так и не использовал по назначению, поэтому всё это осталось на всеобщее обозрение.
Однако зоркие эксперты заметили эти «результаты» и закрыли их чёрной доской с надписью «Цензура». Посетителям предлагают решить сами, стоит ли приподнять фанеру и взглянуть. К сожалению, технологии передачи запахов через Интернет ещё не созданы, иначе сайт действительно стал бы очень неприятным.
Как уже отмечалось, вокруг этого «унитаза» собрались многочисленные известные специалисты в дизайне, графике и искусстве. В жюри не входили лишь участники конкурса (чтобы не голосовать за собственные работы) и студия Артемия Лебедева, что воспринимается как подтверждение его дизайнерского таланта и непогрешимости.
Когда наступило время голосования, эксперты решили привлечь к выбору и простых пользователей Интернета — с 6 декабря на сайте появилась возможность проголосовать всем желающим.
Организатором и генеральным спонсором конкурса выступила компания DEFA Kreativburo, которая стремится «утвердить стандарты хорошего вкуса применительно к ряду визуальных коммерческих произведений, ни больше, ни меньше». Результаты конкурса планируется объявить 15 января.
В последнее время сетевые конкурсы часто служат способом саморекламы организаторов; порой они же неприкрыто побеждают в собственных мероприятиях. В этом свете стоит отметить, что студия DEFA Kreativburo приложила значительные усилия, чтобы выиграть в собственном конкурсе. Сайт «Цифровой осКАЛ 2001» сделан полностью на Flash, что означает — пользователи без установленного Flash видят лишь ссылку на спонсора, а сам сайт для них недоступен. В связи с этим редакция «Нетоскопа» присвоила сайту статус «отстой» и выразила надежду, что DEFA Kreativburo при награждении самых неудачных проектов не забудет и о себе.