Пять лет сетературы

Author:

Российскому Интернету уже около семи лет, однако немногие веб-проекты могут похвастаться жизненным сроком более пяти лет. Особенно это касается ресурсов, которые функционируют активно и без коммерческих целей. 3 марта отмечается пятилетие старейшего литературного проекта Рунета – «Сетевой Словесности».

«Словесность» представляет собой литературный журнал, появившийся в марте 1997 года в рамках проекта Zhurnal.ru. С тех пор он превратился в целую библиотеку, но, пожалуй, наиболее известной для него стала роль «Лаборатории сетевой литературы». В немалой степени успехи в этой области связаны с нынешним редактором Георгием Жердевым из Читы, который изначально пришёл в «Словесность» обсуждать сетевую литературу и остался работать.

На сегодняшний день «Словесность» занимает лидирующие позиции в России среди ресурсов, специализирующихся на литературе, не рассчитанной на печатную форму. Это подтверждается содержанием разделов «Теория сетературы», «Кибература», а также проекта «Сад расходящихся хокку» Романа Лейбова — самого масштабного сетературного начинания Рунета.

Кроме того, традиционные публикации «Словесности» заслуживают внимания: часто именно здесь появляются произведения, выигрывающие литературные конкурсы, а затем становящиеся бестселлерами в печатном варианте.

На вопросы, касающиеся пятилетия «Сетевой Словесности», ответил создатель и координатор проекта Евгений Горный.

– Кто стал инициатором создания «Словесности» и какова была её первоначальная концепция?

– «Словесность» возникла спонтанно, как и многие другие проекты на Журнале.ру. Появились художественные тексты, которые не вписывались в формат журнала и существующих рубрик. После накопления некоторого количества таких текстов возникла идея создать отдельный литературный раздел. Концепция сформировалась позже.

– Что именно произошло 3 марта? Помнишь ли этот день, пять лет назад?

– Честно говоря, не очень. В этот день было открыто литературное отделение. Так как хронология событий тогда в ZR не велась, дату пришлось восстанавливать по переписке и косвенным свидетельствам.

– Публикуете ли вы все, что присылают?

– Конечно, не всё. Многие материалы получают отказ. Хотя существует редакционная коллегия, сейчас фактически работают только я и Жора. Мы занимаемся отбором. Особой строгости нет: исключаются лишь самые слабые работы, остальные получают шанс. Иногда проводится серьёзная редакторская работа, особенно по статьям о сетевой литературе: текст дорабатывается и совершенствуется в процессе обмена замечаниями.

– Как проект сохраняет свое существование под эгидой «Русского журнала»?

– После моего ухода из ZR и РЖ с сервером первого проекта начались проблемы: постоянно проводились ремонты, менялись пароли, из-за чего работа стала затруднительной. Я договорился с РЖ о переносе «Словесности» на их сервер, в частности, на сервер проекта «Литера», который они запустили на новом уровне. Был разработан новый дизайн и другие улучшения. Позже на корпоративном мероприятии удалось договориться о выделении ста долларов в месяц вебмастеру. До этого все работали бесплатно, а теперь у «Словесности» появился бюджет. В обмен РЖ размещает на многих страницах анонсы. Проект существует благодаря этому бюджету в 100 долларов.

– Недавно Глеб Павловский объявил о прекращении некоторых своих сетевых проектов…

– Если даже «Русский журнал» закроют (что маловероятно, так как Павловский говорил о закрытии политических проектов), это никак не повлияет на «Словесность». Разве что придется снова менять площадку.

– По каким параметрам оцениваешь успешность или неуспешность проекта? Были ли более или менее успешные периоды? Всё же пять лет — большой срок…

– Для меня главный критерий успеха — проект остается живым. Что касается периодов активности, были яркие всплески: когда обсуждалась сетевая литература, запускался «Сад расходящихся…», публиковалось «Созвездие Пи». Сейчас же всё стабилизировалось.

– Не кажется ли, что это признак некоторого упадка сетевой литературы?

– Нет, так не кажется. В жизни бывают периоды бури и затишья, это нормально. Это не деградация, а обычный ритм развития; к тому же ситуация может измениться.

– Ты сам продолжаешь заниматься электронной литературой?

– Если считать электронной литературой «Чужие слова», то да. Кроме того, никогда нельзя предугадать, что еще может прийти в голову.