В игре «Сапер» зарыта смерть современной криптографии

Author:

Ленка Виноградова

Как сообщила в среду газета Boston Global, решение одной из наиболее сложных проблем современной математики может лежать в самом необычном месте, которое только можно придумать: в принципе, на котором основана одна из самых популярных офисных игр — Minesweeper или просто «Сапер».

Математическая гипотеза о вычисляемых и невычисляемых задачах считается настолько важной для современных прикладных дисциплин, что в мае нынешнего года Кембриджский Математический институт Клэй учредил премию размером в миллион долларов за решение этой задачи.

Многие распространенные проблемы легко решаются с помощью компьютера. Это так называемые вычисляемые или «P»(полиномиальные)-проблемы. Другие же, как, например, расшифровка кодов, используемых для защиты интернет-коммуникаций, с точки зрения большинства ученых, не рещаются на компьютере. Этот тип проблем носит название проблем “NP” (невычисляемых, неполиномиальных). Доказательство того, что это разделение ложно, и вычислению подлежит любая проблема, может означать, что современные шифровальные технологии легко нейтрализуются, надо только знать, как их атаковать.

В этой связи возникают принципиальные вопросы, привлекшие за последние 30 лет значительное внимание исследователей. Общий смысл этих вопросов заключается в следующем. Пусть для задачи не удается сконструировать алгоритм решения, несмотря на серьезные усилия многих математиков. В чем причина этих неудач — в том, что такой алгоритм не существует вовсе, или в том, что он все-таки существует, но найти его очень трудно?

Некоторые математики полагают, что проблемы “NP” на самом деле алгоритмизируются также легко, как и “P”-проблемы: просто никто еще не нашел простого способа их решить. Доказательство этой гипотезы явилось бы выдающимся математическим результатом.

Большинство специалистов склоняются к тому, что такого доказательства не существует, но в целом вопрос остается открытым и привлекающим значительное внимание исследователей.

Майкл Сипсер, профессор математики в Массачусетском Технологическом институте, провел два десятилетия или «свыше 15 тысяч часов» в попытках решить, являются ли неполиномиальные задачи на самом деле полиномиальными. Тем не менее, пока гипотеза осталась недоказанной. По мнению Сипсера, доказательство этой гипотезы является попыткой с математической достоверностью установить границу, дальше которой не может развиваться ни один, даже самый мощный, компьютер.

В весеннем номере журнала Mathematical Intelligencer английские специалисты по математической логике доказали, что гипотеза о тождестве «решаемых» и «нерешаемых» задач станет аксиомой, если кто-то найдет алгоритм игры в «Сапер». В среду в Гарварде состоялась специальная математическая конференция, посвященная этой незатейливой игре. Игра не выглядит особенно сложной и, с первого взгляда, не может привлечь серьезного внимания ученых-теоретиков. Однако, фокус заключается в том, что эта игра на первый взгляд кажется логически вычисляемой, но в какой-то момент в процессе «открывания мин» логика перестает действовать, и игроку приходится действовать наугад.

Эксперты считают, что тот, кто напишет программу для полного и логического решения «Сапера», будет занесен в сонм величайших математиков на свете, его имя будет стоять рядом с именами Пифагора и Эйлера. Ну и, конечно, этот великий математик получит 1 миллион долларов в качестве поощрительного приза.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


Minesweeper could hold key to Net security — Boston Globe, 1.11.00

Бондаренко В. А. О сложности дискретных задач. Ч.1.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


Шведские хакеры взломали самый сложный шифр во всей истории криптографии13.10.00


Объявлен официальный преемник алгоритма шифрования DES04.10.00


RSA стал открытым алгоритмом раньше срока07.09.00


Найдена «дыра» в самой популярной криптографической программе PGP25.08.00