Секретный эксперимент Amazon.com. Цены зависят от толщины кошелька клиента

Author:

Вячеслав Ансимов

Агентство Wired News опубликовало в четверг репортаж, сделанный на основе писем в эту новостную службу от покупателей лидера интернет-торговли Amazon.com. Покупатели сообщают, что столкнулись с возмутительным, на их взгляд, явлением. Крупнейший онлайновый магазин изменяет свои цены в зависимости от того, кто является покупателем.

Многие пользователи Amazon обнаружили, что цены на один и тот же товар заметно зависят от того, с какого компьютера и под каким именем заходит клиент. Хитрая ценовая политика пока была замечена только при продаже записей на DVD-дисках. Обсуждая на форуме DVD Talk различные фильмы, многие собеседники обнаружили разницу в ценах на одни и те же диски из Amazon.com. Разгневанные покупатели (те, кто переплатил) позволили себе резко высказаться о компании на форуме, а затем поделились своим открытием с Wired News.

Amazon не стала отрицать дифференциацию цен, но заявила, что здесь нет никакой адаптации к индивидуальным поведенческим профилям. Это всего лишь ограниченный эксперимент с целью выяснить, как вообще влияет цена на покупательские стереотипы. Цены менялись, но случайным образом.

Пользователи не слишком верят в эти признания. Однако, некоторые независимые эксперты утверждают, что индивидуализация цен является эволюционным шагом в развитии Сети. Кэрри Джонсон, аналитик Forrester Research, замечает, что в начале имела место персонификация веб-страниц, затем усилий по сбыту товаров, которая, наконец, уступила место непосредственно ценообразованию.

Например, продвинутый пользователь или профессионал хорошо осознают ценность нового проигрывателя mp3-файлов. Для новичка же эта ценность будет не очевидна, и он не готов будет заплатить за программу назначенные деньги. В оффлайновой жизни практика ценовой адаптации применяется уже давно. Еще 70 лет назад газетный магнат Уильям Херст сделал интересное наблюдение: едва он объявлял, что собирается купить какие-либо предметы искусства, цены на них значительно возрастали. Херст справедливо предположил, что его репутация страстного и — богатого — коллекционера постоянно играла с ним злую шутку.

Цены могут зависеть от заинтересованности клиентов (например, спрос на велосипеды в Китае значительно выше, чем в Саудовской Аравии, соответственно и выше цена), покупательной способности целевой аудитории — и множества других факторов. В России самым ярким примером можно считать разницу в ценах на услуги для граждан страны и иностранцев. Например, билет в Эрмитаж для иностранца стоит в семнадцать раз больше, чем для россиянина, тогда как учащиеся российских школ и ВУЗов проходят вообще бесплатно.

И все-таки, судя по отзывам на форуме и письмам в Wired News, пользователей Amazon уязвляет подобная гибкость цен, они чувствуют себя одураченными. Редактор и издатель сайта The Big Picture DVD Джефф Макнил сообщил английскому журналу The Register о том, что разница в ценах Amazon для пользователей Internet Explorer и Netscape действительно существует (последние платят меньше. Очевидно, эксперименты онлайнового магазина имеют весьма широкий спектр.

blank
ДОСЬЕ blank

blank
Amazon

blank
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ blank

blank
Amazon.com
blank
Online Prices Not Created Equal — Wired News, 07.09.00
blank
Amazon’s Loyalty Tax: IE users pay more — The Register, 08.09.00

blank
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ blank

blank
Amazon.com раздает частную информацию своих клиентов04.09.00