Amazon

Author:

Amazon.com.
ОАО, создан в 1994 году, изначально – онлайновый книжный магазин, штаб-квартира расположена в Сиэтле, штат Калифорния, США.
Глава и основатель – Джеф Безос – владеет примерно 42 процентами акций компании. Его личное состояние оценивается примерно в девять миллиардов долларов, но состояние это – так называемое “бумажное состояние”, то есть весь его капитал – это ценные бумаги его же компании, котируемые на бирже. Поскольку рынок электронной коммерции весьма нестабилен, то, соответственно, и размер личного состояния Джефа Безоса постоянно колеблется.

История Amazon – история самого успешного за все время существования Интернета онлайнового проекта и, одновременно, история самого загадочного успеха: огромная компания с многомиллиардными суммами капитализации существует, не принося никакого дохода, уже более пяти лет, но при этом продолжает оставаться привлекательной для всевозможных инвесторов. Даже сейчас, когда инвесторы наконец опомнились от радужных перспектив конца девяностых и начинают требовать от различных интернет-проектов одного – начать приносить прибыль, Amazon.com не перестает быть инвестиционно привлекательным предпирятием, несмотря на то, что из года в год дата начала получения реальных прибылей постоянно откладывается.

К концу 1999 года рыночная капитализация компании составила 2,3 миллиарда долларов. В конце 1999 года журнал Time объявил Джефа Безоса человеком года.

В течение 2000 года акции компании несколько раз очень сильно теряли в цене, однако Безосу вновь и вновь удавалось убедить инвесторов в потенциальной привлекательности и реальности будущей прибыльности Amazon.com. Однако пока Amazon.com все еще остается убыточным предприятием – в тетьем квартале 2000 года убытки составили 89,5 миллона долларов, или 25 центов на акцию. Ожидалось, что убытки будут равны 33 центом на акцию, что приятно удивило аналитиков и вызвало рост акций Amazon.

Новым рубежом, пройдя который, предприятие наконец станет приносить прибыль, называют 2002 год.

Имеет также порталы в Великобритании и Германии. В настоящее время в базе данных магазина содержатся сведения о 20 миллионах зарегистрированных покупателей.

Помимо собственно торговли предоставляет посетителям сервисы:
Internet Movie Database – содержит сведения о более чем 150 тысячах фильмов и развлекательных программ;
LiveBid.com – онлайновый аукцион, работающий в режиме реального времени.

Amazon открыл также торговые площадки(zShops) для всех желающих что-либо продать. За символическую плату 9,99 доллара в месяц компания предложила розничным электронным торговцам (e-tailers) размещать на своем сервере информацию о любых товарах, за исключением оружия и домашних животных. С каждой продажи компания получает небольшой гонорар, величина которого зависит от цены товара.
В настоящее время помимо книг торгует электронными изданиями, лазерными дисками, музыкой, видео- и цифровыми фильмами, программным обеспечением и многим другим.

В сентябре 1999 года Amazon запатентовалсетевую систему перенаправления покупателей“, (affiliate programm), на основе которой строятся отношения партнерскими сайтами, к которой за два года подключилось более 300 тысяч владельцев сайтов, получающих комиссию с продаж, совершенных через их странички.

После этого Amazon запатентовал еще одну технологию, так называемую “one-click purchasing“, суть которой сводится к тому, что отдаваемая пользователем через браузер команда купить некий товар может, помимо прочего, нести информацию о регистрационных данных пользователя.

Регистрация подобных патентов вызвала бурю возмущения в среде Интернет-общественности. Ведь в сущности, регистрация технологии on-click, это регистрация технологии “cookies”, то есть технологии, которую используют очень многие ресурсы, причем не только коммерческие. Даже в российских сетевых СМИ, далеких от западных проблем с законодательством и авторскими правами, появились многочисленные статьи, осуждающие подобные действия.

Ричард Столлмен, глава Free Software Foundation, даже инициировал бойкот “Амазона”.

Суть претензий мировой общественности к Amazon сводится к тому, что эта “интеллектуальная собственность” – технология “one-click purchasing” – является, с технической точки зрения, вариантом технологии “cookies”. При этом уточнялось, что теперь, вместе с правом на технологию, Amazon получает право “казнить и миловать” всех, кого ему заблагорассудится. И Amazon не заставил себя ждать, тут же подав в суд на своего главного конкурента в области онлайновой торговли книгами, Barnesandnoble.com, постоянно наступавшего ему на пятки.

В прошлом году, когда Amazon.com подал на Barnesandnoble.com в суд за использование запатентованной им технологии, суд встал на сторону Amazon и запретил его конкуренту пользоваться технологией “Express Lane”, признанной тогда объектом авторского права Amazon.

Однако в феврале 2001 года Федеральный апелляционный суд США разрешил онлайновому книжному магазину Barnesandnoble.com пользоваться технологией “Express Lane”, аналогом “one-click purchasing”.

По итогам 2000 года Amazon находится на восьмом месте в рейтинге самых посещаемых ресурсов Интернета. Количество уникальных посетителей составило 28 с половиной миллионов человек. Рост числа пользователей составил 8,5 процентов. При этом у одного из основных конкурентов Amazon.com, онлайнового варианта крупнейшей в Америке торговой сети Walmart – Walmart.com, – прирост числа пользователей составил 61 процент, что вывело его на 44 место в рейтинге самых посещаемых ресурсов за декабрь 2000 года.

Оценивая дальнейшие перспективы онлайновой торговли, многочисленные эксперты отмечают, что если кто-нибудь и выживет в этом бизнесе, то это будет именно Amazon.com, при этом добавляя, что шансов выжить все же больше у тех компаний, которые помимо онлайнового, имеют еще и офлайновый бизнес.

Несмотря на прирост числа пользователей и солидный рост числа продаж, Amazon.com не избежал участи многих интернет-предприятий: в январе 2001 года компания объявила об увольнении 15 процентов своей своих сотрудников. Уолл-стрит среагировал мгновенно, и акции Amazon еще раз упали.