Amazon

Author:

Amazon.com.
Компания была основана в 1994 году как онлайн-магазин книг, штаб-квартира располагается в Сиэтле, штат Вашингтон, США.
Генеральным директором и основателем является Джефф Безос, который владеет около 42% акций компании. Его личное состояние, оцениваемое примерно в девять миллиардов долларов, представляет собой «бумажное» богатство, то есть основывается на акциях собственной компании, торгуемых на бирже. Из-за нестабильности рынка электронной коммерции размер капитала Безоса постоянно меняется.

История Amazon — это история одного из самых успешных интернет-проектов всех времен и одновременно пример загадочного успеха: крупная корпорация с многомиллиардной капитализацией существует уже более пяти лет без получения реального дохода, но при этом сохраняет интерес у инвесторов. Даже сейчас, когда рынок начал требовать от интернет-компаний прибыльности, Amazon сохраняет инвестиционную привлекательность, несмотря на неоднократное откладывание момента выхода на прибыль.

К концу 1999 года рыночная капитализация компании достигла 2,3 миллиарда долларов. В этом же году журнал Time присвоил Джеффу Безосу звание «Человек года».

В течение 2000 года акции компании несколько раз существенно падали, но Безосу удавалось убеждать инвесторов в перспективах и будущей доходности Amazon.com. Тем не менее, компания продолжала оставаться убыточной — в третьем квартале 2000 года убытки составили 89,5 миллиона долларов, что равнялось 25 центам на акцию. Ожидалось, что убытки будут на уровне 33 центов, что повысило доверие аналитиков и вызвало рост акций.

Ожидалось, что рубеж выхода на прибыль будет преодолен не ранее 2002 года.

Компания также имеет порталы в Великобритании и Германии. На данный момент база магазина насчитывает около 20 миллионов зарегистрированных пользователей.

Помимо торговли Amazon предоставляет клиентам ряд сервисов:
Internet Movie Database — база данных, включающая сведения о более чем 150 тысячах фильмов и развлекательных программ;
LiveBid.com — онлайн-аукцион, функционирующий в реальном времени.

Компания открыла торговые площадки для всех желающих продавать свои товары. За символическую плату в 9,99 долларов в месяц розничные электронные торговцы могут размещать на сервере информацию о различных товарах, за исключением оружия и домашних животных. С каждой продажи Amazon получает комиссионное вознаграждение, зависящее от цены товара.
В ассортименте магазина помимо книг представлены электронные издания, лазерные диски, музыка, видео и цифровые фильмы, программное обеспечение и многое другое.

В сентябре 1999 года компания запатентовала «сетевую систему перенаправления покупателей» (affiliate program), которая позволила более 300 тысячам владельцев сайтов получать комиссионные с продаж, осуществлённых через их страницы.

Позже Amazon запатентовал технологию «one-click purchasing», благодаря которой команда покупки через браузер может одновременно содержать информацию о регистрации пользователя.

Получение таких патентов вызвало широкий резонанс в Интернет-сообществе, поскольку по сути технология «one-click purchasing» основана на использовании «cookies», широко применяемых многими ресурсами, не только коммерческими. Даже в российской сетевой прессе появились критические материалы по этому поводу.

Ричард Столлмен, руководитель Free Software Foundation, инициировал бойкот компании Amazon.

Основные претензии заключались в том, что «one-click purchasing» технически является лишь вариантом технологии «cookies», а регистрация этой технологии в качестве интеллектуальной собственности давала Amazon фактическое право ограничивать других пользователей. Вскоре компания подала в суд на своего главного конкурента в области онлайн-продажи книг — Barnesandnoble.com, который постоянно пытался догнать Amazon.

В предыдущем году суд поддержал Amazon, запретив конкуренту использовать технологию «Express Lane», признанную объектом авторского права компании.

Однако в феврале 2001 года Федеральный апелляционный суд США разрешил Barnesandnoble.com применять аналогичную технологию.

По итогам 2000 года Amazon занял восьмое место в рейтинге самых посещаемых интернет-ресурсов с 28,5 миллионами уникальных посетителей и ростом аудитории на 8,5%. В то же время один из основных конкурентов Amazon — онлайн-представительство крупнейшей американской розничной сети Walmart, Walmart.com, увеличил посетителей на 61% и занял 44-е место по посещаемости в декабре 2000 года.

Эксперты, анализируя перспективы онлайн-торговли, сходятся во мнении, что именно Amazon имеет наибольшие шансы выжить в этом бизнесе, хотя успешнее будут те компании, которые сочетают онлайн и офлайн-форматы.

Несмотря на рост аудитории и продаж, Amazon не избежал общих проблем интернет-компаний: в январе 2001 года было объявлено об увольнении 15% сотрудников. Реакция Уолл-стрит была моментальной — акции компании резко упали.