Трафик – это просто песня

Author:

Юрий Бирюков

Нью-йоркский художник Бен Рубин и cтатистик из лаборатории Bell Labs Марк Хансен создали оперу “Listening Post” на основе сетевых чатов и форумов.

Для этого им сначала пришлось разработать специальную программу, которая может конвертировать трафик в звуковой формат. Из одинокого высказывания генерируется звук, схожий со звучанием фортепиано, его сопровождает немного “ржавый” голос, проговаривающий только что напечатанные фразы. Поскольку чаты обычно не пустуют, музыкальная картина получается довольно оживленная (то есть плотность звука оказывается достаточной для того, чтобы получившуюся какофонию можно было назвать компьютерной музыкой).

Опера Listening Post появилась в рамках совместного проекта лабораторий EAR Studio и Bell Labs. По сути, лаборатории лишь финансируют этот проект, тогда как на самом деле все исследования и работы велись по личной инициативе художника Бена Рубина (EAR Studio) и статистика Марка Хансена (Bell Labs). Они познакомились в 1999 году на встрече представителей IT-индустрии и людей творческих профессий, на которой было решено возобновить сотрудничество специалистов этих двух абсолютно разных областей.

Сначала Хансен показал Рубину брошюру, написанную в далеком 1974 году Максом Мэтьюсом, одим из первых “компьютерных” музыкантов, и Джоном Чамберсом, руководителем самого Хансена в лаборатории. В этой брошюре на 37 страницах подробно описывался способ конвертирования потока данных в звук. На основе этого исследования Хансену и Рубину удалось разаботать специальную программу, которую они назвали Max в честь того самого Макса Мэтьюса.

Для начала они протестировали программу на сайте компании Lucent. Результаты были настолько впечатляющими, что исследователям захотелось большего, и тогда они переключили свое внимание на чаты и форумы. А затем к существующей программе был добавлен компонент, позволяющий визуализировать музыку.

6 декабря опера “Listening Post” была представлена на фестивале Next Wawe, где можно не только послушать эту странную музыку, но и посмотреть на нее. Для этого создана специальная конструкция из 110 маленьких экранов. Обидно, что хотя опера и базируется на “живом” потоке данных из Интернета, онлайновой трансляции оперы мы так и не увидим. Однако видеофайл с предыдущим представлением, состоявшимся в апреле этого года, можно скачать со страницы, посвященной проекту.

Программу Max можно применять не только для создания шедевров искусства, но и для мониторинга трафика. Как заметили создатели программы, мелодика, тембр и общее настроение генерируемой музыки зависят от темы разговора. Поэтому с помощью Max можно быстро найти чат или форум, где ведется обсуждение определенной темы – например, выборов президента или падения акций. На звучание влияют такие факторы, как время, страна и т.д. Поэтому, как считают Хансен и Рубин, их изобретение будет крайне востребовано сисадминами – установив программу, они теперь смогут по звуку рассказать о трафике буквально все, как опытный автомеханик раскажет вам все о двигателе вашей машины, внимательно вслушавшись в то, как он работает.

Впрочем, Бен Рубин и Марк Хансен – не первооткрыватели подобных систем. До них примерно таким же высоких искусством занимался Алекс Галлоуэй, который научился преобразовывать потоки сетевых данных не только в музыку, но и в картинки.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


Making an Opera From Cyberspace’s Tower of Babel – New York Times, 10.12.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


Компьютерный ди-джей угадывает настроение толпы15.11.01


Компьютерная опера по роману Льва Толстого08.11.01


Компьютер продолжает мрачное дело Бетховена23.08.01