“Рамблер” остался без основателей и полон оптимизма

Author:

В четверг представители компании “Рамблер” провели пресс-конференцию “Русский Интернет: перспективы самоокупаемости”. Говорили о реалиях западного и российского интернет-рынка, но в основном, конечно же, о “Рамблере”, его настоящем и перспективах.

Антон Носик, и. о. Президента “Рамблера” особое внимание старается уделять PR компании, который до этого времени, по его мнению, был недостаточен. Собственно, пресс-конференция и была затеяна, чтобы рассказать журналистам еще раз об одной из крупнейших компаний российского Интернета и ответить на горячие вопросы. Антон Носик пожаловался, что в последнее время в прессе появляется много домыслов вокруг “Рамблера”, тогда как в прямом общении с руководителями компании можно получить ответы на все сомнительные вопросы.

Михаил Ханов и Антон Носик явно поделили между собой законодательную и исполнительную власть. Напомним, что Михаил Ханов – вице-президент инвестиционной группы “Русские фонды” – в прошлом году был вынужден взять в свои руки оперативное управление компанией. “Русские фонды” – один из инвесторов “Рамблера”. Управление компании представителем инвестора – в некотором смысле нонсенс. Сейчас все встало на свои места. На пресс-конференции было подчеркнуто, что Михаил Ханов выступает не как бывший президент “Рамблера”, а как представитель инвестора, и озвучивает инвесторский заказ. Антон Носик же – исполнитель этого заказа. Прозвучала даже такая аналогия – хозяин фабрики и управляющий. И, похоже, поделив полномочия, хозяин и управляющий достигли консенсуса.

29 июня состоится собрание акционеров “Рамблера”, на котором будет окончательно решено, кто займет ключевые посты в компании. Но надо сказать, что других претендентов на должность президента, кроме Носика, пока не обнаружено. И никаких неожиданностей тут, скорее всего, не предвидится. Антон Носик уже занимается кадровой политикой компании. В мае на должность менеджера по связям с общественностью в “Рамблер” пришла Соня Соколова (Соня является совладельцем сайта Zvuki.ru, в последнее время работала в компании AdWatch, ). На пресс-конференции было объявлено и еще об одном назначении – Леонид Делицын, работавший ранее в компании “Манифест“, стал руководителем аналитической службы “Рамблера”. Он будет заниматься недавно запущенным проектом “Ruметрика“, партнерами в котором Антон Носик обещает привлечь SpyLOG и “Яндекс“. С одной стороны, Носик активно пропагандирует на рынке дружбу всех со всеми, с другой стороны, действительно, единого проекта, который бы сводил цифры, получаемые всеми рейтингами и поисковиками, в Рунете нет. И если им станет “Ruметрика”, рынку от этого станет только лучше.

Несмотря на явную взаимную неприязнь “Рамблера” и SpyLOG и давнюю вражду (Михаил Ханов при одном упоминании журналистами компании SpyLOG поморщился и попросил не произносить при нем этого слова), “Рамблер” подчеркивает, что не конкурирует вышеупомянутым проектом со SpyLOG.

Антон Носик сообщил также, что никаких других топ-менеджеров со стороны компания брать пока не собирается, а будет растить их внутри себя. “Последним варягом был я”, – сказал Антон.

Носик собирается организовать движение против демпинга цен на рекламу. Крупные площадки, возможно, в ближайшее время выработают картельное соглашение по поводу рекламных расценок. До этого в условиях дефицита рекламы общим местом для агентств было сбивать цены путем шантажирования площадок (не хотите – уйдем к другой площадке, там дешевле).

Еще о состоянии “рамблеровских” дел с кадрами. Сейчас в компании работает около 100 человек. Последние крупные увольнения в “Рамблере” произошли в декабре – тогда было уволено 45 человек. Особенной текучки в связи с событиями последнего месяца не замечено. Широко известно об уходе из компании бывшего исполнительного директора Игоря Ашманова. Антон Носик утверждает, что все разработчики, несмотря на уход Ашманова, остались на своих рабочих местах и продолжают трудиться над поиском и другими программными продуктами “Рамблера”, из которых планируется делать коробки. В первую очередь, это касается поиска, рейтинговой технологии и баннерной системы (она используется сейчас для внутренних нужд “Рамблера”).

Почему-то незамеченным прессой остался плавный и не громкий уход из компании ее основателей – Дмитрия Крюкова и Сергея Лысакова. Фактически, расставание отцов-основателей со своим детищем началось полгода назад. Зимой “Рамблер” выделил технологическое направление в отдельное и основал компанию Rambler Technology. В нее вошли Крюков и Лысаков. Но где-то по дороге они решили работать отдельно от “Рамблера”. Новая компания Крюкова и Лысакова называется “Рамтек” и не владеет правами на технологии, которые разрабатывались для “Рамблера”. Компания намерена играть на рынке корпоративных решений. Весной Лысаков продал свой достаточно крупный пакет акций (по некоторым сведениям, 42 процента) новому инвестору “Рамблера” – инвестиционному банку First Mercantile Capital Group. Так что теперь создатели “Рамблера” не имеют ни акций компании, ни какого-либо к ней отношения. Технологический отдел “Рамблера” за последний год был обновлен Ашмановым, который, по словам Носика, вытеснил оттуда лысаковских людей. Сейчас, таким образом, “рамблеровские” технологии разрабатываются командой Ашманова без Ашманова.

Михаил Ханов в качестве представителя инвестора заявил на пресс-конференции: “Мы по-прежнему не считаем инвестиции в Рунет бесперспективными”. Он пояснил, что уже в сентябре 2000 года “Русским фондам” стало ясно, что быстрых денег в Интернете они не получат. Но как в долгосрочной инвестиции компания во вложениях в “Рамблер” не разочаровалась. Тем более, что за последний месяц произошло такое позитивное событие, как приход нового крупного инвестора. Плюс к концу текущего года в “Рамблере” собираются достигнуть операционной окупаемости. По словам Михаила Ханова, для достижения такой цели “Рамблеру” надо в 2-3 раза увеличить доходную часть. Основным способом зарабатывания денег для “Рамблера” Ханов назвал продажу имеющейся аудитории всеми возможными способами. Ближе всего к операционной окупаемости, как сообщил Ханов, такие проекты, как Lenta.ru, Doktor.ru, Mama.ru, Nakarte.ru. Им нужно увеличивать доходы менее, чем в 2 раза.

Много копий уже сломано вокруг возможного перехода “Рамблера” на Google. Но на сегодня “Рамблер” считает, что целесообразнее все же продолжить разработку собственного поиска. Михаил Ханов, кстати, упомянул и о таком любопытном моменте – в начале осени 2000 года рассматривался вариант лицензирования поиска у “Яндекса”, на что Аркадий Волож (глава “Яндекса”) сказал: “Вы, может быть, и Yahoo!, но мы не Inktomi”. Сейчас готовятся такие нововведения в “рамблеровском” поиске, как реконструкция документов, координатный поиск и другие.

И последняя новость с “рамблеровского” фронта. Идет тендер по продаже проекта Rambler.de среди немецких компаний. До конца года сайт вместе со всем содержимым будет продан. По информации Антона Носика, 4 заявки на покупку этого проекта уже поступили.