Итоги выбора лауреатов «Интел Интернет премии» 2001 года оказались очевидными, но несколько неожиданными для Рунета.
6 призов — у «Яндекса», 3 — у «Мемонета», отмечены безусловные лидеры в своих областях — «Газета.ру», «Озон.ру» и «Звуки.ру», SpyLOG назван открытием года. Среди победителей отсутствует НТВ.ру, фэповские и околофэповские проекты. Ничем не отличились такие лидеры рынка как «Рамблер», «Голден Телеком», Port.ru. Пикантности ситуации добавляет то, что Аркадий Волож — директор «Яндекса» и Человек года — выполнял в этом году роль председателя жюри премии.
Результаты выбора жюри комментируют его члены и лауреаты. (Второй год подряд жюри состоит из действительных членов Российской академии Интернета.)
Никита Корзун, руководитель интернет-направления Arrava, член жюри
— По поводу «Яндекса». На мой взгляд, это совершенно справедливо, потому что если посмотреть на те проекты, которые сейчас есть в Сети, «Яндекс» имеет наиболее, с одной стороны, удачные, а с другой стороны, продвинутые проекты. И такое количество призов является вполне отражающим действительность. Плюс тут, безусловно, играет роль харизма личности самого Воложа. Он человек года, безусловно. Тяжело даже сказать, а кто бы еще мог быть им в 2000 году.
Что касается того, что ни одного проекта Port.ru не было даже ни в одной из номинаций, это тоже вполне объяснимо и связано с двумя вещами. Вещь номер раз — не главная: это то, что Port.ru являлся спонсором Академии. Вещь номер два — то, что у Port.ru ни один из проектов в 2000 году не был доведен до качественного, работающего состояния. Было запущено несколько хороших проектов — «Работа.ру» или тот же «Торг.ру». Но они не были доведены до такого состояния, чтобы их можно было бы активно рекламировать и продвигать, чтобы они стали известны и, следовательно, заметны.
С «Рамблером», я думаю, тут сыграло роль не отстутствие хороших проектов, потому что парочка хороших проектов они все-таки сделали. К примеру, «На карте». Но если «Яндекс» продвинулся по основным своим проектам — по поисковой системе и по каталогу, а это является самым важным, то «Рамблер» этого не сделал. Отсутствие каких-либо достижений по основному виду деятельности сыграло свою роль.
Алексей Басов, директор по маркетингу компании SpyLOG, победившей в номинации «Открытие года»
— Приз стал для вас неожиданностью, или вы были уверены в победе?
— Мы скромно считали, что в одной из номинаций точно победим. Так что победа в «Открытии года» для нас не была неожиданностью. Однако мы от этого радуемся ничуть не меньше.
— Компания «Яндекс», как известно, получила призы в шести номинациях. При этом Аркадий Волож был председателем жюри. Как Вы расцениваете эту ситуацию?
— К сожалению, со стороны это действительно выглядит несколько странновато. Но хорошо зная членов жюри и Аркадия Воложа, а также четко представляя себе процедуру отбора победителей я уверен, что награды раздавались совершенно честно.
— Среди лауреатов премии нет ни одного проекта «Рамблера» или Port.ru. Не считаете ли Вы, что их обошли стороной?
— Да, это производит ошарашивающее впечатление — крупнейшие и ярчайшие проекты Рунета, за исключением «Яндекса», «Газеты», «Спайлога» и еще, наверное, пары, совершенно не были затронуты вниманием жюри. А не очень известные проекты бодро номинировались и побеждали. Да, победители в ряде номинаций вызвали у меня удивление.
Дмитрий Завалишин, начальник отдела программирования портала «Яндекс», многократного призера «Интел премии», член жюри
— Дима, голосовал ли ты за «Яндекс» в качестве члена жюри?
— Да, я был в жюри. Но членам жюри запрещено судить те номинации, в которых они каким-либо образом связаны с сайтами, в них представленными, так что я не мог подсудить «Яндексу».
— Как проходила процедура голосования?
— Не было абсолютного требования голосовать за все. Те кто хотел, те и голосовали за разные номинации. Я не вхожу в Счетную комиссию, не знаю, сколько человек в каких номинациях проголосовали. Но есть ощущение, что довольно хорошо в этом году голосовали. Вообще мне понравилось, как в этом году все было проведено. Академия сделала правильные выводы из прошлогоднего опыта, и на этот раз голосование было сделано разумно.
— «Яндекс» получил целых 6 наград. Как так получилось?
— Я считаю, что справедливость восторжестовала, потому что, Боже мой, как мы пахали! Мы счастливы. 6 наград — это чуть-чуть выше, чем мы реально заслужили, как мне кажется. Во всяком случае, награды прессы мы никак не ожидали, и для нас это было абсолютной и очень приятной неожиданностью. Такая оценка — это, в определенном смысле, аплодисменты нам со стороны Академии, со стороны наших соратников. Люди так выразили свое хорошее к нам отношение. Мы очень признательны им за это. Нам, если честно, и самим всегда нравилось то, что мы делали в Сети, по статистике мы знали, что популярны у пользователей, но очень важно видеть, что это нравится и нашим коллегам.
Алексей Кривенков, соучредитель компании Port.ru, член жюри
— Как ты оцениваешь выбор лауреатов премии в этом году?
— Выбор объективный. И когда я сам голосовал, я тоже многое в «Яндексе» оценил. При этом очень обидно, что за год ничего нового из заметного не появилось. В номинации «Музыкальный сайт» занял первое место сайт «Звуки.ру», который существует уже 3 или 4 года, и на самом деле, который очень мало изменился за все это время. Это очень сильно расстраивает. Вообще, по многим номинациям достаточно бедные были варианты выбора. Как-то открытий мало за этот год было. Причины? Либо что-то не так в консерватории, либо нету стимула создавать хорошие сайты, либо нет интереса выдвигать их на «Награду», либо почему-то уже все, что было интересного, — прошло. Общее впечатление — некое расстройство. Хотя при этом нужно отдать должное «Яндексу», который все свои награды очень честно заработал. Просто жаль, что он один так хорошо все делает.
— Компания Port.ru не получила в этом году ни одного приза. Как ты считаешь — это справедливо?
— Я думаю, что при таком составе жюри, достаточно большом и репрезентативном, это, видимо, очень объективная оценка. Это расстраивает.
— Недавно было объявлено об объединении Port.ru с netBridge. Как ты полагаешь, это объединение изменит ситуацию в «Порте» к лучшему?
— Я очень хочу на это надеяться.
Александр Гагин, директор веб-издательства «Мемонета» («Медиа-Мост»), победителя в трех номинациях, член жюри
— Я уже все написал, что думаю по поводу премии, в «Паравозов News». Но если коротко, то я могу сказать о двух вещах. В процедуре организации церемонии, по сравнению с прошлым годом, был сделан большой прогресс. Если в том году музыкальная программа коробила, скажем так, то в этом году все было достаточно хорошо, не считая задержки с началом. А что касается победы «Яндекса» примерно в каждой четвертой категории, то если забыть о всех достоинствах «Яндекса», которые есть не только у него, можно сделать вывод, что телереклама в нашей стране помогает выбирать не только президентов, но и лауреатов интернет-премии.