Телестранники Рунета

Author:

Алексей Андреев

[email protected]
Чтобы перечислить передачи про Интернет на российском ТВ, хватит пальцев на одной руке охотника за крокодилами. Растянутый рекламный ролик под названием “Интернет-кафе”, симпатичные говорящие головы программы “Сеть” и интервью с загадочным “Ночным Странником” – в обзоре “Нетоскопа”.

Телевидение и Интернет как технологии связи достаточно близки, а с годами становятся еще ближе. Фильмы и телепрограммы уже давно можно смотреть через Сеть на экране компьютера; большинство телеканалов завели собственные сайты, на многих идет прямая трасляция – особенно это стало модно после пожара на Останкинской телебашне. С другой стороны, небольшая телеприставка позволяет ходить в Интернет “через телевизор”. Набирает популярность и интерактивное ТВ, которое дает зрителю определенную свободу в выборе просматриваемого материала – почти как Сеть.

На этом фоне особенно заметно отсутствие более-менее серьезных телепередач про Интернет. Да и вообще, чтобы перечислить хоть какие-то передачи про Сеть на российском ТВ, хватит пальцев на одной руке охотника за крокодилами. Проблема, очевидно, в том, что при похожести на уровне “железа” существует большая разница в форматах самого содержания.

Телевидению нужен непрерывный и густой видеоряд. Легко представить, как делать передачу “про компьютеры вообще”: тут можно и разные устройства показывать, и игры, и прочую компьютерную графику – глядишь, и забьешь полчаса картинками. Такая передача под назанием “Мир компьютера” уже несколько лет выходит на шестом канале питерского телевидения. И судя по давности ее существования, а также по появлению аналогичного “Компьютерного мира” на 5-м канале, таким программам есть что показывать. Да и спонсоры вполне понятные: небедные компьютерные магазины (в первом случае – “Микробит“, а во втором передача даже названа так же, как фирма).

Другое дело – показать Интернет в чистом виде. Блуждание по Сети больше похоже на чтение книги или листание журнала. Представьте себе передачу, в которой показывают, как человек читает книгу. Проще уж тогда книги продавать!

Именно такое чувство испытывал я сам в прошлом году, в процессе работы над выпусками своего интернет-раздела в передаче “Четвертая власть” на REN-TV. Написание текста для передачи занимало обычно полчаса (правда, автор работал одновременно в нескольких интернет-изданиях, поэтому часто пользовался уже собранными новостями). Зато потом еще несколько часов уходило на то, чтобы снять и смонтировать материал. И все это – ради трех минут на экране! Очень непривычно для человека, привыкшего работать в Сети, где расстояния между текстами и картинками меряются секундами загрузки.

Тем не менее такой подход – короткая интернет-рубрика в большой передаче – выглядит вполне оправданно и применяется все чаще. Некоторые сетевые элементы используются и в качестве параллельного “украшения” визуального пространства передач – что успешно демонстрировал Дибров в “Антропологии“, используя сетевой чат в качестве “фона” во время своих телеинтервью.

К сожалению, гораздо чаще при съемке “невизуализируемых” сюжетов применяется другой прием – когда видеоряд совершенно не соответствует содержанию. Такие трюки хороши в видеоклипах, но передачи про Интернет, сделанные по такому принципу, несут даже меньше информации о Сети, чем женские журналы. Самый негативный пример такого рода – “Интернет-кафе” на ТВЦ. Программа является просто затянутым рекламным роликом, почерпнуть из нее какую-либо полезную информацию невозможно. В течение получаса ведущие рассказывают о каких-то сайтах, принципиально не называя их сетевых адресов – на экране постоянно вертится лишь адрес создателей передачи. Все это сопровождается игровой графикой, кадрами из старинных американских фильмов про хакеров либо выступлениями девушки-ведущей, одетой в какие-то фантастические резиновые изделия. Более бессмысленной траты эфирного времени и не придумать.

Несколько лучше обстоят дела в передаче “Сеть” на ТВ-6. Здесь и ведущие поприличнее одеты, и новости “Нетоскопа” зачитывают с экрана всего лишь с двухнедельной задержкой, хотя и без упоминания источника. Кадры с сайтами равномерно разбиты натурными съемками, репортажами и специально собранными по Сети видеороликами, которых не увидишь в других телепередачах. В общем, смотреть приятно.

Однако именно здесь, вслед за решением проблемы видеоряда, сразу становится заметна более важная несовместимость Сети и ТВ. Все-таки телевизор – это просто монитор без компьютера, то есть без “мозгов” на стороне пользователя. Все “мозги” остаются где-то там, в Останкино. Поток информации – однонаправленный: вся культура телевидения с его “говорящими головами” и прочими штампами строится на том, что какая-то маленькая группа знающих людей рассказывает всей остальной многотысячной толпе то, чего толпа сама никогда не узнает без “нашего человека в Гаване”.

Попытка сделать в такой стилистике передачу про Сеть почти всегда обречена на поражение. Ведь в данном случае толпа давно в Сети. Она и новости раньше прочтет, и даже на сайте передачи “Сеть” моментально найдет кучу ошибок в разделе “История русского Интернета” (там, например, написано, что “Газета.ру” появилась в 1997-м, хотя она появилась в 1999-м – и растояние до этой правильной информации, как я уже сказал, измеряется секундами).

На этой пессимистической ноте можно и закончить обзор телепередач об Интернете, если бы не еще одна программа, которая появилась недавно на шестом канале в Питере – “Ночной странник“.

Уже само название навевает ностальгические ассоциации с “Сетевым странником” и другими, ныне забытыми, но в прошлом довольно популярными виртуальными веб-обозревателями периода творческого расцвета Рунета (1995-1997). “Ночной Странник” действительно является веб-обзором, полным спонтанных перескоков с сайта на сайт и остроумных комментариев ведущего, который в лучших традициях веб-обозревательского ремесла остается совершенно анонимным.

Но особенно приятно, что телевидение в данном случае не мешает лишними картинками “говорящих голов”, а наоборот, добавляет в веб-обзор интересный эффект присутствия: камера постоянно располагается так, что зритель оказывается на месте самого обозревателя – примерно как игрок в Quake или потребитель “цифровых снов” в фильме “Странные дни”. Таким образом, с помощью вполне обычных, неинтерактивных средств ТВ получена довольно успешная имитация “персональной технологии” – каковой и является Интернет.

Кстати, продюсером “Странника” и автором именно такого формата передачи является человек, который делает “Мир компьютера” – Евгений Бинов из компании PCpromotion. Мораль: сделать нетривиальную телепрограмму про Интернет можно, если потренироваться несколько лет.

Пока единственным минусом “Ночного странника” остается выбор сайтов. Хотя “субъективный” характер обзора оправдывает любой выбор, некоторая зацикленность Странника на экзотических порносайтах может закрепить за ним репутацию человека с сексуальными проблемами. А что еще хуже – закрепить такой ужасный образ “среднего интернетчика” в сознании обывателей (все-таки мы тут в Рунете далеко не каждый день ходим на сайты, посвященные сексу с 300-киллограмовыми японками на мотоциклах).

Так или иначе, предвидя неизбежную игру в “вычисление” телевиртуала среди его будущих поклонников, я сам задал Ночному страннику несколько наводящих вопросов, ответы на которые приведены ниже.

– Кто такой Ночной странник?

– Обыкновенный человек, частью жизни которого является инет.

– Ого, слово “инет” уже кое-что выдает… А какой именно частью? В передаче “Ночной странник” в основном демонстрируется развлекательно-потребительский подход к Сети.

– Это – концепция передачи, отражающая мое реальное отношение к Сети. Может быть, несколько упрощенное до уровня потребителя, который вообще ничего про инет не знает.

– А сам ты никак не занят в “производстве” Интернета (свои проекты и т.п.)?

– Могу честно признаться, что к “производству” не имею никакого отношения.

– Сколько народу делает передачу?

– В общей сложности около 10 человек, это если со всеми.

– Ого! Насколько же ты сам участвуешь в создании образа Странника? Например, всякие там предметы обстановки – их ты подбираешь? Или в реальности ты совсем другой человек – не имеешь навороченного ноутбука, не пьешь каждый вечер Martel?

– Есть такое понятие – коллективное творчество. Сложно оценивать свою роль. Образ создается командой, хотя, конечно, этот образ максимально приближен к реальности. Или реальность приближается к нему…

– Но если тебе активно не нравится какой-то сайт, а ты все равно должен его “обозреть” – так бывает?

– Пока подобных случаев не было. Тем более, если мне что-то не нравится на сайте, то никто не запретит мне об этом сказать.

– Ты в курсе, что в Сети четыре года назад существовал такой анонимный обозреватель “Сетевой странник”, да и вообще была целая культура “виртуальных личностей”? Ваша команда как-нибудь использует опыт предыдущих поколений виртуалов?

– Опыт только личный. А может, это и к лучшему.

– Как много ты бываешь в Интернете?

– Тут все как обычно. Иногда сидишь часами, а иногда просто почту проверишь,
и побежал дальше.

– Любимые сайты есть?

– Конечно. Про них, кстати, в передаче пока ничего не рассказали. Но практически по каждой теме, которая меня интересует, есть какой-нибудь известный мне портал, на котором я точно найду то, что мне будет интересно. Если эротика – то “Вся русская эротика“.


– А регулярно посещаемые, например, новостные?

– Женские новости на Russian WebGirls. Lenta.ru последнее время испортилась. Музыкальные новости на www.nestor.minsk.by. Очень люблю сайты русских общин за границами нашей Родины. Люди вроде бы наши, однако окружающая действительность накладывает некоторый отпечаток.

– Твой опыт работы на телевидении – есть такой или все с нуля?

– Опыт есть, и достаточно разнообразный. Скажем так: я – представитель творческих профессий.

– Видел ли ты другие передачи об Интернете? Что о них думаешь?

– “Сеть”, вроде, ничего, “Интернет-кафе” – без комментариев.

– В чем особенность телепрограмм про Интернет? Труднее ли их снимать, чем другие программы?

– Огромное количество работы остается за кадром. Хотелось бы, чтобы программа была не только про Инет, но и про Человека, и даже не знаю, что важнее.

– Но в вашем-то случае получается, что человек специально оставлен за кадром.

– Кроме лица есть огромное количество других выразительных средств. Так что человек никуда не девается.

– На какой основе передача существует – или собирается существовать? Вы как-то планируете самоокупаться?

– Есть люди, которым интересно то, что мы делаем. Если внимательно присмотреться, то программа дает неплохие возможности для самоокупаемости и даже более. Правда, меня это мало интересует, подобные вопросы решает продюсер.

– Последний вопрос: где в Питере можно встретить Ночного странника живьем?

– Я человек очень разносторонних творческих профессий. Театр, кино, ТВ, ночные клубы, студии звукозаписи. Есть такая творческая тусовка под названием “Борей” на Литейном. Я там часто кофеек попивал одно время. А в “Пропаганде” очень вкусно кормят…