В пятницу, 23 ноября, во всем мире отмечается «День без покупок», который напоминает о том, что чрезмерное потребление является серьезной социальной проблемой, угрожающей миру на планете.
Мораторий на покупки, введённый девять лет назад как локальная инициатива канадского журналиста, сегодня стал международным мероприятием, которое проходит в 55 странах и организуется через специализированный сайт.
Особенность «Дня без покупок 2001 года» заключается в том, что в США это событие приобретает антиправительственный характер. На фоне войны в Афганистане и экономического кризиса президент Буш призвал граждан к противоположным действиям — покупать товары в больших количествах, демонстрируя тем самым свой патриотизм и сопротивление терроризму. Многие простые американцы выразили недовольство идеей «Дня без покупок» после трагедии в Нью-Йорке, которая привела к массовым потерям рабочих мест.
Тем не менее представители Adbusters Media Foundation заявляют, что события 11 сентября еще больше усилили необходимость проведения этого дня. Поддержку им оказали многочисленные участники форумов сайта. По их мнению, война на Ближнем Востоке является следствием потребительского образа жизни. «Мы вторгаемся туда из-за желания контролировать нефть, чтобы поддерживать нашу культуру избыточного потребления», — пишет одна из посетительниц сайта из Канады.
В США «День без покупок» приходится на пятницу, наиболее активный день для шопинга, который совпадает с началом рождественского торгового сезона сразу после Дня Благодарения. В Европе дата учреждения праздника — суббота, в отличие от американцев, у которых это пятница.
Кроме отказа от покупок, сторонники этого дня планируют провести акции под лозунгом «Для мира на земле — ничего не покупай!», чтобы привлечь внимание общественности к проблеме. В рамках мероприятий пройдут мирные демонстрации в торговых центрах, а также показы «антирекламных» роликов, демонстрирующих, что среднестатистический североамериканец приобретает в пять раз больше товаров, чем мексиканец, в десять раз больше, чем китаец, и в тридцать раз превышает потребление индийца.