«Более 40% читателей газет получили возможность позволить себе ту роскошь, которую в прошлом веке мог осилить только Рокфеллер — создавать персональную версию The Times с исключительно позитивными новостями, при этом каждое понятие «хорошего» определяется самостоятельно». Так несколько лет назад в одном фантастическом романе описывалось ближайшее будущее сетевых изданий Рунета. С появлением сайта «Идеальная Газета» это будущее стало чуть ближе — хотя неизвестно, насколько надолго.
Продукт под названием «Идеальная Газета» реализует компания «Открытые Коммуникации», являющаяся дочерним предприятием ОАО «Центральный телеграф» в Москве. Согласно пресс-релизу, больше нет необходимости просматривать сотни сайтов, сталкиваться с неактуальными новостями и отвлекаться на рекламные баннеры. Требуется лишь приобрести пластиковую карту или мини-CD с программой «Идеальной Газеты».
В приложении пользователь выбирает интересующие его информационные источники и формирует рубрики, из которых будет состоять его персональная газета. Программа самостоятельно соберёт данные из Интернета по заданным источникам и «опубликует» их на экране компьютера. В другом разделе пресс-релиза функционал программы описывается еще более эффектно: «Прочитав указанные источники, программа автоматически обобщит и структурирует полученную информацию». Более того, пользователь имеет возможность обучить программу «точнее распознавать смысл поступающей информации».
Однако на этом приятные новости об «Идеальной Газете» заканчиваются, уступая место суровой реальности. Революционность продукта выглядит черезчур преувеличенной, а утверждение «не имеет аналогов на российском рынке» стоит воспринимать лишь при акценте на слове «рынке». Аналогичный проект Александра Гагина — Zagolovki.ru и связанный с ним поисковик Newsbot.ru — появился в Рунете более года назад, хоть и не получил коммерческого развития.
Не совсем ясно, как «Идеальная Газета» решает вопросы с авторскими правами. Проект Zagolovki.ru также позволял формировать персональные газеты, однако в нём собирались лишь ссылки на интересующие новости. Таким образом, пользователь читал оригинальные материалы бесплатно на сайтах-источниках, не вызывая вопросов о модификации текстов или их использовании в коммерческих целях. В случае же с «Идеальной Газетой», которая «обобщает и размещает» чужие тексты у себя, такие вопросы могут возникнуть, поскольку различные издания по-разному относятся к использованию своих материалов другими ресурсами.
В связи с запуском «Идеальной Газеты» стоит вспомнить слова Александра Гагина, который в интервью «Нетоскопу» прошлого года объяснял причины неуспеха проекта «Заголовки.ру»:
«Считалось, что пользователи захотят многое настроить сами. Это оказалось фундаментальной ошибкой. Никому не хочется всё время вручную управлять… Еще одна ошибка — предположение, что удобно получать всю информацию сразу в одном месте. Но это не соответствует потребностям… Выяснилось, что необходима ручная фильтрация, дополнительные сервисы. Чистые технологии сегодня не работают сами по себе».