Юрий Грымов: «ЮКОС ничего не просит взамен»

Author:

Алексей Андреев

На днях в Москве и Санкт-Петербурге состоятся премьерные показы фильма Юрия Грымова «Коллекционер». В буклете к этому изящному и по-настоящему европейскому фильму Грымов выражает благодарность Федерации Интернет Образования, где он руководит одним из направлений. Однако, зачем «русскому Гринуэю» понадобился такой необычный бизнес, как интернет-образование? Сам Грымов дает ответ на этот вопрос.

— Юрий, почему вы возглавили молодежное направление Федерации интернет-образования?

— Это для меня очень интересное и полезное занятие. Интернет — это свобода, а свобода значит, что мы не превратимся в негодяев.

— После такого вдохновляющего ответа возникает вопрос: как правильно писать словосочетание «интернет-образование», с дефисом или без?

— Без дефиса. «Федерация Интернет Образования».

— Я спрашиваю, так как недавно появилась мода у людей, не слишком знакомых с Интернетом, заниматься им, создавая не просто проекты, а организации с оценочными функциями. При этом даже названия таких организаций часто выдают неграмотность их учредителей. К примеру, «Российская Академия Интернет» в течение года не могла правильно склонять слово «Интернет». А у вас — «интернет-образование» пишется слитно…

— Безусловно, есть некоторые ошибки и неточности. Но, считаю, людям, которые обучают педагогов, можно многое простить. Они не требуют ничего взамен, а просто стремятся к тому, чтобы мы жили в цивилизованном обществе, знакомились с компьютером и свободой информации.

— Почему именно кинематографисты занимаются этим направлением?

— А кто, если не они?

— Например, Анатолий Прохоров из «Пилота», один из создателей «Российской Академии Интернета».

— Не могу ничего сказать по этому поводу, не в курсе. К тому же в ФИО я не занимаюсь кино. Мы занимаемся пропагандой Интернета, выпускаем журнал «Факел». У меня нет художественных задач — мне интересны любые проявления деятельности людей, вообще любые аспекты времени. Интернет — один из проектов времени, его продукт.

— В Сети можно заниматься разными вещами. Вам как кинематографисту, возможно, были бы ближе другие формы. Почему именно интернет-образование?

— Нельзя общаться с людьми на непонятном для них языке. Сейчас Интернет знают лишь немногие — это доля с каждым разом всё меньше. Сначала необходимо познакомить людей с сетью, научить ими пользоваться, а потом появятся новые формы и этапы.

— Каковы на сегодняшний день результаты деятельности ФИО?

— Уже открыто двадцать интернет-центров по всей стране, в следующем году планируется еще семнадцать.

— А я имел в виду образовательные результаты… Открытие центров скорее выглядит экономической игрой, не так ли?

— Какая игра?

— Когда корпорация заключает соглашение с государством и реализует госзаказ ради собственной выгоды, а не ради населения. Например, Microsoft будет поставлять программное обеспечение для сельских школ, где детей с раннего возраста приучат к одной операционной системе. Не факт, что от этого они станут более образованными, зато корпорация поставит свою рекламу.

— У нас такого нет. ЮКОС — это нефтяная компания. Какой у неё здесь интерес?

— Бывают различные схемы, например, налоговые льготы от государства…

— О таких схемах мне неизвестно. ЮКОС поддерживает образование педагогов и, по моему мнению, ничего взамен не требует.

— Значит, строительство интернет-центров ЮКОСом — это не бизнес, а искренняя забота о обществе?

— Да. Общество волнует ЮКОС, поэтому они создают эти центры. Одни компании тратят средства на блага для себя, а другие заботятся о будущем общества. Потому что чем современнее общество, тем успешнее бизнес. Если же всё вернётся назад и закроется — бизнеса не будет.

— А вы сами часто пользуетесь Интернетом?

— Обычно мне не хватает времени, так что я обычный пользователь, а не увлечённый фанат.

— А личная польза от Интернета для вас есть?

— Конечно! Через Интернет я нахожу людей, читаю материалы, недоступные на бумаге, оперативно получаю информацию, которую сложно получить иным способом — масса всего.

— Какие у вас предпочтения в Интернете?

— У меня только корпоративные предпочтения. Мы должны мыслить коллективно, ценить свою страну и людей вокруг.

— А любимые сайты? Или вы заходите только на свой ресурс?

— По необходимости посещаю разные сайты — кино, новости, автомобили…

— А порносайты?

— Я заходил на них, когда это было интересно. Потом понял, что все они похожи, и перестал посещать.

— Как вы научились пользоваться Интернетом?

— Простейшим образом — рядом сидел человек и показывал, либо методом проб и ошибок.

— Тогда зачем нужны такие масштабные организации, как ФИО?

— Потому что я довольно сообразителен.

— Значит, другие менее сообразительны?

— Да, другие менее активны. Федерация помогает педагогам развивать мышление.

— По-вашему, можно так просто искусственно развивать мозги?

— Да, можно помочь в этом.

— Почему вы уволили из «Факела» Льва Пирогова?

— Произошла подлость. Пирогов не уважал коллег и оскорблял их в других изданиях.

— Это ли не та свобода Интернета, о которой вы говорите?

— Нет, это вопрос воспитания. Кто-то пишет грубости, кто-то — мирные слова. У Пирогова серьёзные личные проблемы. Он талантливый журналист, но мерзавец. Мерзавцы в коллективе не приживутся. Если человек работает с командой, он должен хотя бы не враждовать с ними. Он обидел женщину, и за это ему даже набили лицо — я этим горжусь.

— Может, ЮКОСу лучше было вложить деньги в традиционных учителей, которые обучают математике и грамоте?

— Этим занимаются другие — Министерство образования. Но до интернет-образования у них руки не доходят.

— Не приведёт ли активное продвижение Интернета к перекосу: люди ещё не умеют грамотно читать и себя вести, а им уже дают доступ в сеть?

— Мы обучаем учителей, которые умеют читать. Интернет поможет им продвинуться в профессии. Самая большая проблема сегодня — школьники умеют пользоваться компьютерами, а педагоги — нет. Вот в чём настоящий конфликт.

— Если представить будущее, где все освоят Интернет, чем тогда займётся Федерация?

— Будет повышаться качество и уровень знаний.

— Есть ли у вас временные рамки, когда в стране появится определённый процент интернет-образованных?

— Думаю, через восемь лет от 12 до 15 процентов населения достигнут этого уровня, не более.

— На Западе мода на интернет-образование уже прошла, сейчас наблюдается обратная тенденция. По исследованиям, Интернет больше отвлекает школьников, а студенты используют сеть для плагиата и не развивают собственное мышление…

— Это временное явление, пена, которая спадёт. Люди пройдут через этот этап. Нельзя требовать всего сразу.

— Значит, вы в России пропагандируете Интернет, не затрагивая негативные стороны, известные Западу?

— Неверно, мы говорим и о порносайтах, и о вопросах экстремизма. Но я не сторонник ярлыков. Люди должны сами разобраться. Интернет будет, независимо от желаний, а проблема — в количестве пользователей. В России многие до сих пор живут в доисторическом состоянии.

— Вы уверены, что Интернет — путь к прогрессу? Судя по вашему фильму «Коллекционер», вас больше интересует реальная жизнь, человек… А тут вы ведёте их в виртуальный мир.

— Я выступаю за Интернет, связанный с реальностью. Это не только расширение свобод, но и определённые ограничения — словно золотая клетка, из которой нужно выходить. Мы готовим проекты, которые помогут не только войти в Интернет, но и выйти обратно.