Алексей Андреев
[email protected]
На днях в Москве и Питере состоятся премьеры фильма Юрия Грымова «Коллекционер». В буклете к этому красивому и по-настоящему европейскому кино Грымов благодарит за помощь Федерацию Интернет Образования, где он возглавляет одно из подразделений. Но зачем вообще «русскому Гринуэю» понадобился такой странный бизнес, как интернет-образование? Отвечает сам Грымов.
— Юрий, почему вы возглавили молодежное направление
— Для меня это очень интересная работа. И благое дело. Интернет — это свобода. А если свобода — значит, мы все-таки не превратимся в ублюдков.
— После такого красивого ответа хочется задать вопрос на засыпку: как пишется словосочетание «интернет-образование», с черточкой или без?
— Без черточки. «Федерация Интернет Образования».
— Я почему спрашиваю… Недавно возникла такая мода: люди, не очень знакомые с Интернетом, бросились им заниматься. Причем не просто интернет-проекты стали создавать, а какие-то организации, берущие на себя оценочные функции. Хотя даже названия организаций выдают некоторую безграмотность их создателей. Скажем, «
— Безусловно, какие-то огрехи и неточности существуют. Но я считаю, что людям, которые занимаются образованием педагогов — им можно простить все. Потому что они не требуют от вас ничего. Они просто делают так, чтобы мы жили в цивилизованном обществе. Чтобы были знакомы с компьютером и со свободой информации.
— Но почему этим занимаются кинематографисты?
— А кто еще?
— Ну вот Анатолий Прохоров из «Пилота», он один из создателей «Российской Академии Интернета».
— Ну не знаю, я не в курсе. И потом, я в ФИО занимаюсь не кино. Мы занимаемся популяризацией Интернета, выпускаем журнал «Факел». Я не ставлю здесь каких-то кинематографических задач — мне интересны любые проявления деятельности группы людей, проявления Времени вообще. Время создает какие-то проекты, и Интернет — это такая дань Времени.
— Но ведь и в Сети можно заниматься разными вещами. Может быть, вам как кинематографисту были бы ближе какие-то другие формы? Почему именно интернет-образование?
— Потому что нельзя говорить с людьми на непонятном языке. Нельзя ориентироваться на кучку из трех-четырех пользователей, на два-три процента населения. Сначала мы должны познакомить людей с Интернетом, научить им пользоваться. После этого возникнет другая форма, следующий этап.
— Каковы результаты деятельности ФИО на сегодняшний день?
— Открыто двадцать интернет-центров по всей стране. В следующем году еще семнадцать открываются.
— Вообще-то я имел в виду результаты с точки зрения образования… Открытие центров — это ведь скорее экономическая игра, не правда ли?
— Какая игра?
— Это когда некая корпорация договаривается с государством и реализует госзаказ к собственной выгоде — но не обязательно к выгоде населения. Например, Microsoft у нас в стране будет поставлять ПО для сельских школ. Ясно, что всех детей с детства приучат к одной операционной системе. Неизвестно, насколько они станут от этого образованными, зато корпорация решит свою рекламную задачу.
— У нас такого нет.
— Так схемы же разные бывают. Например, получение от государства неких поблажек в налогообложении…
— Я о таких схемах не знаю. ЮКОС образовывает педагогов, и взамен, на мой взгляд, ничего не просит.
— По-вашему, строительство ЮКОСом этих интернет-центров — не форма бизнеса, а чистая забота о нашем обществе?
— Да, компании ЮКОС небезразлична судьба нашего общества, и потому они создают эти центры. Одни компании тратят деньги на сауны и на блядей, а другие беспокоятся о том, в каком обществе нам жить. Потому что чем современнее будет общество, тем лучше будет развиваться бизнес. А если завтра все вернется назад, если все будет закрыто — так и никакого бизнеса не будет.
— А часто ли вы сами пользуетесь Интернетом?
— У меня обычно не хватает времени. Так что сам я средний пользователь, не маньяк.
— Но он вам лично чем-нибудь помогает?
— Конечно! Я посредством Интернета нахожу людей, я читаю там то, что не могу прочесть на бумаге, оперативно получаю то, что не могу оперативно получить другими способами… В общем, масса всего.
— Ваши предпочтения в Интернете?
—
— Погодите, я имел в виду — любимые сайты у вас есть? Или вы в Сети ходите только на свой Grymov.ru?
— Ну, по необходимости я много куда хожу. Киносайты, новостные, автомобильные…
— Порносайты?
— Да, ходил и на порносайты, когда мне было это интересно. Потом мне показалось, что все это очень одинаково, и я ушел.
— А как вы сам научились пользоваться Интернетом?
— Ну, примитивно — сидел человек рядом, показывал. Или методом тыка.
— Зачем же тогда нужны такие монструозные организации, как ФИО?
— А потому что я-то очень способный.
— А другие, значит, дураки?
— Да, другие люди более инертны. Федерация помогает учителям развивать мозги.
— По-вашему, можно так вот искусствено развить людям мозги?
— Да, можно помочь.
— Как случилось, что вы уволили из «Факела» Льва Пирогова?
— Случилась подлость. Пирогов не любит людей, с которыми он работает. И обсирает их в других изданиях.
— А это не та самая свобода Интернета, которую вы пропагандируете?
— Нет, не та. Это проблема воспитания отдельного человека. Кто-то пишет на заборе «хуй», а кто-то «мир». У Пирогова очень большие проблемы личного плана. Он талантливый журналист, но он мерзавец. И мерзавцы со мной в коллективе работать никогда не будут. Если человек ест с руки, он должен… не то чтобы любить, но быть в коллективе. А он начал обижать этих людей. Подло обидел женщину. Ему за это даже набили лицо, и я этим горд.
— Так может, лучше было бы, если бы ЮКОС вложил деньги не в загадочное интернет-образование, а в обычных учителей, которые учили бы математике, правописанию и прочему «разумному, доброму, вечному»?
— Этим занимаются другие люди — Министерство образования. А до интернет-образования у них руки не доходят.
— Не приведет ли тогда ваше продвижение Интернета к некому дисбалансу: люди еще не умеют читать, не умеют даже себя вести — а им уже Интернет…
— Те, кого мы обучаем — учителя. Они уже умеют читать. Интернет поможет им развиться в своих профессиональных областях. Сейчас ведь самое страшное, что педагоги не умеют пользоваться компьютерами, а школьники уже умеют. Вот где настоящий конфликт!
— Представим, что настало будущее и все уже умеют пользоваться Интернетом. Что Федерация будет делать дальше?
— Потом надо повышать качественный уровень.
— А сами вы предполагаете какие-то временные рамки — когда и сколько у нас будет интернет-образованных людей?
— Я думаю, лет через восемь будет 12-15 процентов населения, не больше.
— На Западе уже прошла мода на интернет-образование, сейчас там идет противоположная волна. Серьезные исследования показывают, что Интеренет не столько образовывает школьников,
— Это именно волна, пена — она должна сойти. Человек пройдет через это. Это вопрос времени, нельзя требовать всего сразу, по гамбургскому счету.
— Но получается, что в России вы только пропагандируете Интернет, а о негативной стороне, которая уже известна Западу, вроде бы и не говорите…
— Почему же, говорим! И про порносайты, и вот в следующем номере у нас — про экстремизм. Но вообще я не сторонник развешивания ярлыков. Человек должен сам разобраться. Интернет будет — хотим мы того или не хотим. Но вопрос — в количестве пользователей. Очень много людей у нас в России до сих пор живут в доисторическом времени.
— А вы уверены, что Интернет — это путь к прогрессу? По вашему фильму «Коллекционер» видно, что вас самого гораздо больше интересуют детали настоящей жизни, интересует сам человек… И тут же вы другой рукой ведете людей в другую сторону — в виртуальную реальность.
— Нет, я за Интернет с выходом в реальность. Потому что Интернет — это не только расширение свобод, но и определенная ограниченность, замыкание в некой золотой клетке, из которой надо выходить. Как выходить? Мы готовим несколько проектов, в которых мы будем не только вести людей в Интернет, но и вытягивать их обратно.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |