[email protected]
Соня Соколова – это “Звуки.ру”. “Звуки.ру” – это Соня Соколова. Хотя время от времени ее наблюдают в достаточно далеких от музыки компаниях, таких, к примеру, как “Рамблер”, где она работает сейчас. Но настоящее предназначение Сони – все-таки делать самый лучший музыкальный сервер.
Сони – это такие зверьки. По всей видимости, они много спят. Именно из-за этого зверя Соня в мультике про “Алису в стране
чудес” так похожа на мышь. “Только я не мышевидная, а садовая”, – уточнила Соня Соколова. Кучу ссылок на фотографии различных сонь Соня Соколова скинула мне через некоторое время
после нашей беседы.
Про сонь она мне рассказала много интересного. Например, что они – “замечательные, всеядные и склонные к
полноте, как и я”. А еще про то, что они каннибалы. “Зимой сони дрыхнут в дупле, они осенью в него запасы складывают. Зимой они
по очереди просыпаются и подъедают запасы, а если запасы кончились, то одна соня может совершено спокойно съесть другую”.
– У меня есть один давно мучающий меня вопрос – где-то прочитал, что ты была признана самой wwwредной дамой. Что это за
история?
– Никто меня не “признавал”, кроме меня самой. В 1999 году я опубликовала в старой “
Советы” – нахальный закос под Остера. 15 советов по использованию Интернета в неприглядных целях. В предисловии к этим
советам я честно рассказала, что характер у меня не сахар. Ну и пошла писать губерния.
– А ссылочка жива на эти “закосы под Остера”?
– Конечно –
часто цитируют, что я стала воспринимать их как народное творчество. Еще какие-то пародии в
– А как ты, Соня, вознамерилась делать сайт о музыке, откуда взялась эта идея?
– А это не я его вознамерилась делать. Автор, идеолог и полноправный владелец “
любит и на тусовках не бывает. Поэтому его мало кто знает в лицо. На “Звуках” четкое разделение ролей: я – public figure,
Пашка – гений и серый кардинал.
– Твой “серый кардинал” в таком случае с чего решил делать сайт о музыке?
– А это ты у него спроси. Любит он ее, наверно.
– Но у него нет какой-то изначальной связи с музыкой – образования специального, опыта работы музыкантом?
– Нет, он ее любит совершенно бескорыстно. У Пашки был, во-первых, энтузиазм и партнер в лице провайдера “
владелец компании “Отделение Выход”. Первые диски в каталог были получены от него и от компании SNC. Репертуар тогда был
наиболее близок отечественному интернетчику: сплошные Башлачев да Янка Дягилева.
Потом на сервере появилась я и всерьез взялась за превращение сайта в альтернативное СМИ. Такой у меня тогда был бзик: я
пришла в Сеть из радиобизнеса и была совершенно поражена возможностям, которые открывались перед создателями сайтов. Мне
думалось: вот она, долгожданная свобода, сейчас я оттянусь, не кивая на дядю!
Сервер рос. Количество партнеров увеличивалось в геометрической прогрессии. Мы пошли в офлайн.
– Это куда и зачем?
– Это к тому, что скоро сервера стало не хватать. И мы начали делать фестивали, передачи, обзоры в прессе. В конце концов
нас стало так много, что стало не хватать на все направления. Хорошо еще, что у нас команда отличная, мобильная и обучаемая.
А “Ринет” предоставлял хостинг и погашал часть наших расходов. Правда, мы люди нетребовательные, мобильников и шоферов у нас
не было, да и собственный офис тоже был непозволительной роскошью. Но для маленького провайдера эти траты – почти героизм.
– А где вы сидели, если у вас офиса не было?
– У нас был один стол в “Ринете”. Это был “приемный” стол. И за ним сидела я. А Пашка работал дома. В принципе, это было
даже неплохо – несколько маститых продюсеров думало, что это у нас такой штат большой.
Вообще говоря, если бы не то обстоятельство, что я была бесстрашной, а точнее, непуганой ослицей и открывала ногами те
двери, в которые бы сейчас даже не постучалась лишний раз, многое тогда просто не получилось бы. Народ мне потом
рассказывал, как все обалдевали, когда в офис вваливалась девушка из ниоткуда и говорила: “Все уже давно ломанулись в
Интернет, а вы до сих пор не знаете, что это такое. Не стыдно вам, такому большому лейблу, пользоваться устаревшими формами
промоушена?”
– И как реагировали “большие лейблы” на твою наглость?
– Они удивлялись, но недолго. В конце концов мы с ними подружились. Со многими дружим до сих пор, остальные либо перестали
быть большими, либо по-прежнему уповают на то, что им все сделают из головных офисов, и работают с нами только по отдельным
проектам.
– Откуда взялось это название – “Звуки”?
– Нам казалось, что мы его придумали. Потом выяснилось, что в Сети раньше уже были “Звуки” – у Ицковича был такой раздел в
“Журнале.ру”. Музыкальный. И в нем работал Лешка Крижевский, который позже стал одним из самых тонких и наблюдательных
обозревателей на “Звуках”.
– Так вы это название просто стырили?!
– Нет, конечно. Я просто не знала об их существовании. Крижевский говорит, что он не в обиде. Говорит, это преемственость
такая.
– А с чего начинали?
– Первые 2 года мы всерьез делали русский аналог
сейчас мы уже отошли от этой концепции – на All Music нет звука и новостей, и народ там не общается. Так что года два уже
как можно сказать, что “Звуки” – это некая оригинальная такая вещь.
– Чем, по-твоему, отличаются наши сайты о музыке от западных?
– Я, к сожалению, не могу говорить обо всех музыкальных сайтах. В сравнении с западными порталами наши – более пристрастны
и более безответственно относятся к своему контенту. Это касается всего – и прав, и текстов.
– И именно поэтому на “Звуках” есть звук, а на All Music Guide – нет?
– Мы – другая история. Мы с самого начала решили, что будем делать только легальный сервер. Еще в 97-м году были
разработаны договоры и схемы работы с музыкантами и лейблами.
– А кого ты сейчас видишь в качестве конкурента в Рунете?
– Нет у нас конкурентов в Рунете. С пиратами мы сами конкурировать не будем, а других легальных сайтов такого масштаба и
качества просто нет. Это нахально звучит, но это правда.
Периодически приходят отдельные граждане, гордо кричат что-то в духе “а мы вас сделаем!” – и через полгода-год закрываются.
Да и свое существование в Cети они обычно начинают с того, что запускают на наш сайт робота с целью прокопировать базу.
Потом даже жаль с ними расставаться: они все-таки стимулируют прогресс, создают ощущение, что жизнь кипит…
Однако есть в Cети и сервера, которые мы любим и поддерживаем во всех их начинаниях:
– Кстати про замечательных ребят – чем закончилось судебное дело с
– А оно не закончилось, оно потихоньку продвигается. И мы сечас не просто надеемся на победу в этом деле – мы его выиграем.
Хотя с легализацией музыки в Сети пока дело обстоит неважно, но определенные подвижки в этом направлении имеются. Жаль
только, что попытки урегулирования ситуации с правами в настоящее время никак не координируются между всеми участниками
процесса.
– Сейчас в Сети все просто носятся с идеей сотрудничества с офлайном – это как бы новая такая идея, которая должна спасти
Интернет от вымирания. Получается, что вы сотрудничать с офлайном начали не просто давно, а чуть ли не раньше всех, так?
– Именно. На первую годовщину “Звуков” мы сделали музыкальный фестиваль, к этому моменту уже регулярно шли “Новости Music.ru” на радио “Ракурс”. Короче, жизнь била ключом, и продолжает бить по-прежнему. Традиция
офлайновых тусовок оказалась живучей – в этом году была уже четвертая, и планируется еще несколько. Правда, мы пока не
решили, какое помещение нам больше подходит для этих целей.
– Вы, кстати, кажется, первыми начали рекламироваться на ТВ – помню, Music.ru упоминался еще в “Программе А”, которой ныне
и не существует даже.
– Тоже верно. Даже забавно – кругом мы, оказывается, получились такие Папанины-Сусанины. Ну а сейчас офлайн – это
естественная форма развития для интернет-проектов. Ведь интернет-рынок весьма компактен и растет медленнее, чем амбиции
интернетчиков. Вся аудитория, которая нам интересна, осталась по ту сторону экрана, и в ближайшие несколько лет эта ситуация
изменится крайне незначительно.
– Ты вот так просто говоришь: сделали фестиваль, передачу на радио, как будто это просто так – пошел и сделал. На основании
чего все это делалось, чем вы заинтересовывали людей? Сейчас-то все ищут способа заработать, а вы тогда тоже так
зарабатывали?
– Мы тогда, да и сейчас, на этом не зарабатывали. Если случался заработок – радовались. Но делали, опять же, для души. К
примеру, на первый фестиваль вывезли “Вопли Вiдоплясова”, которые тогда пребывали на твердом клубном уровне, на втором
“Оберманекен” засветился. С музыкантами мы находимся, чаще всего, не в деловых отношениях, а в дружеских. Поэтому нам всегда
было важно, чтобы интересно было не только нам слушать, но и им – играть.
– А на что тогда жили-то, вот что интересно?
– А я же говорю, “Звуки” – это не предмет заработка. У Павла – студия (
зарабатываем. На рекламе, на изготовлении промо-сайтов, на разработках промо-кампаний для музыкальных лейблов и музыкантов.
Но сайты, понятное дело, не “Звуки”, а студия делает.
– По таким людям, как вы с Пашей, можно отслеживать историю. Насколько я знаю, в разные периоды ты работала с совершенно
разными людьми и в разных проектах. Сколько их было-то хоть, помнишь?
– Начальство – помню. А вот сотрудников… Хотя у меня примета – если с человеком уже работала, то рано или поздно буду
работать еще. Понимаешь, я же только на “Звуках” делаю всю контентную часть – работаю с авторами, музыкантами, статьи пишу.
А обычно мое поле деятельности – маркетинг, медиапланирование, имидж проекта, ну, креатив еще. Поэтому эти проекты нельзя в
полном смысле слова назвать “моими”.
– А чем отличалась работа в Music.ru и Pole.ru от работы уже в отдельных “Звуках”?
– О, это просто. Это – сладкое слово Швабода. А ее никогда не бывает много. Ведь, если оценивать субъективно, на “Поле” и “Музыке” я была просто наемным менеджером, а “Звуки” – это все-таки полностью свой, родной и любимый проект. На “Поле” и
“Музыке” мне всегда кто-то диктовал, какой должна быть политика моего издания и с кем по каким правилам работать. А сейчас
мы с Пашкой чудесно разделили полномочия – я не лезу в его программирование, а он в мой контент. По-моему, отлично
получается!
– То есть сказать, что работа в “Поле” – это удачное время, когда за то, что тебе нравилось делать и так, еще и деньги
платили, нельзя?
– Нет. Там была прекрасная команда, часть этих людей – наши с Пашкой старые друзья. Но там было еще, к сожалению,
руководство, и сильно угнетало отсутствие смысла в происходящем. Это ведь, скажем, для тебя руководство находится в зоне
“невидимого фронта”. А на самом деле оно – реальность, данная в ощущению топ-менеджменту.
– Соня, вот у тебя много мест работы, то есть на жизнь ты зарабатываешь не “Звуками”. А какова тогда все-таки цель твоей
работы в “Звуках”?
– Корыстная цель, или Main Aim?
– А они не совпадают?
– Нет. Корыстная цель – слушать хорошую музыку и знакомиться с новыми интересными людьми и явлениями. На концерты ходить
опять-таки. Main Aim – делать лучший на свете сервак. Без дураков.
– Сколько времени в сутки ты проводишь за монитором?
– Когда я не сплю, не сижу на концерте, не занимаюсь любовью или домашними делами, а также не еду в метро, он обычно у меня
перед глазами.
– То есть Соня Соколова вне Интернета – это сны, концерты ну и всякие женские заботы, да?
– Соня вне Интернета – это Соня в умственно-мозговой спячке.
– А случалось ли, Соня, такое, что ты испытывала полную к Интернету и компьютерам ненависть?
– Это не я к ним, это они ко мне, наверно, испытывают ненависть за все, что я с ними делаю. Сначала, когда я не знала, что
они полезные и живые, я их просто пугалась. Потом, когда завела свой, постоянно ссорилась с ним. Втыкала в него разные штуки
вверх ногами и удивлялась, почему это они у меня не работают. Представляешь, однажды клавиатуру в разъем от мышки
подключила. А еще раз CD засунула в дисковод от пятидюймовки. Думаю, это рекорд, достойный фигурировать в книге рекордов
Гиннеса.
– Но ты быстро с компьютером освоилась все же?
– Не-а. До сих пор иногда что-то глючит и не работает. Пашку жалко – это же он меня обучал, на его глазах все происходило.
– То есть ты оказалась не очень талантливой ученицей?
– Я редкая бездарь, если честно. Правильно говорят отдельные граждане, что меня к Сети на пушечный выстрел подпускать
нельзя. Компьютеры это знают, и заранее начинают виснуть, чтобы я их не трогала. Представляешь, недавно прихожу в чужой офис
на переговоры – так там комп едва меня увидел, тут же свернул все окна и закуклился. На всякий случай, наверно. Хотя я его и
пальцем не тронула, честное слово.
– Вернемся к музыке. Какую ты слушаешь музыку вне “Звуков”?
– Всяческую, под настроение. Сейчас, к примеру, слушаю Muse. Под них идеально работается. Есть и любимые музыканты – Лори
Андерсон и Питер Гэбриел.
– А наших кого слушаешь?
– Никого не люблю. От всех устала в равной степени. Хотя нет – Машнина люблю.
– А какие ты, Соня, читаешь книги и каких авторов любишь?
– Не знаю, читаю какие-то. У меня на столе книжный компот – фантастика и спецпресса вперемежку с Гюнтером Грассом. А вот
авторов любимых нет, конечно. Я же филолог-литературовед по профессии. Наверное, была бы я настоящим музыкальным критиком, я
бы тебе и музыкантов любимых назвать затруднилась.
– А посещаешь ли ты, Соня, музыкальные сайты?
– Один – посещаю. Угадай, какой?
– Я угадал, думаю. Но пусть это будет нашим маленьким секретом. Но за это скажи мне про свой любимый цвет.
– А на “Звуки” посмотри. Мой любимый цвет, мой любимый размер.
– Вот если бы ты ответила иначе, я бы спросил – почему не зеленый. Но спрошу теперь так – а почему зеленый?
– Потому что он оказывает тормозящее воздействие на психику, как объяснил бы тебе психолог Владимир Харченко. Только он не
зеленый – он такой хитрый, небо пополам с травой.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |