[email protected]
Соня Соколова — это «Звуки.ру». «Звуки.ру» — это Соня Соколова. Хотя время от времени ее наблюдают в достаточно далеких от музыки компаниях, таких, к примеру, как «Рамблер», где она работает сейчас. Но настоящее предназначение Сони — все-таки делать самый лучший музыкальный сервер.
Сони — это такие зверьки. По всей видимости, они много спят. Именно из-за этого зверя Соня в мультике про «Алису в стране
чудес» так похожа на мышь. «Только я не мышевидная, а садовая», — уточнила Соня Соколова. Кучу ссылок на фотографии различных сонь Соня Соколова скинула мне через некоторое время
после нашей беседы.
Про сонь она мне рассказала много интересного. Например, что они — «замечательные, всеядные и склонные к
полноте, как и я». А еще про то, что они каннибалы. «Зимой сони дрыхнут в дупле, они осенью в него запасы складывают. Зимой они
по очереди просыпаются и подъедают запасы, а если запасы кончились, то одна соня может совершено спокойно съесть другую».
— У меня есть один давно мучающий меня вопрос — где-то прочитал, что ты была признана самой wwwредной дамой. Что это за
история?
— Никто меня не «признавал», кроме меня самой. В 1999 году я опубликовала в старой «
Советы» — нахальный закос под Остера. 15 советов по использованию Интернета в неприглядных целях. В предисловии к этим
советам я честно рассказала, что характер у меня не сахар. Ну и пошла писать губерния.
— А ссылочка жива на эти «закосы под Остера»?
— Конечно —
часто цитируют, что я стала воспринимать их как народное творчество. Еще какие-то пародии в
— А как ты, Соня, вознамерилась делать сайт о музыке, откуда взялась эта идея?
— А это не я его вознамерилась делать. Автор, идеолог и полноправный владелец «
любит и на тусовках не бывает. Поэтому его мало кто знает в лицо. На «Звуках» четкое разделение ролей: я — public figure,
Пашка — гений и серый кардинал.
— Твой «серый кардинал» в таком случае с чего решил делать сайт о музыке?
— А это ты у него спроси. Любит он ее, наверно.
— Но у него нет какой-то изначальной связи с музыкой — образования специального, опыта работы музыкантом?
— Нет, он ее любит совершенно бескорыстно. У Пашки был, во-первых, энтузиазм и партнер в лице провайдера «
владелец компании «Отделение Выход». Первые диски в каталог были получены от него и от компании SNC. Репертуар тогда был
наиболее близок отечественному интернетчику: сплошные Башлачев да Янка Дягилева.
Потом на сервере появилась я и всерьез взялась за превращение сайта в альтернативное СМИ. Такой у меня тогда был бзик: я
пришла в Сеть из радиобизнеса и была совершенно поражена возможностям, которые открывались перед создателями сайтов. Мне
думалось: вот она, долгожданная свобода, сейчас я оттянусь, не кивая на дядю!
Сервер рос. Количество партнеров увеличивалось в геометрической прогрессии. Мы пошли в офлайн.
— Это куда и зачем?
— Это к тому, что скоро сервера стало не хватать. И мы начали делать фестивали, передачи, обзоры в прессе. В конце концов
нас стало так много, что стало не хватать на все направления. Хорошо еще, что у нас команда отличная, мобильная и обучаемая.
А «Ринет» предоставлял хостинг и погашал часть наших расходов. Правда, мы люди нетребовательные, мобильников и шоферов у нас
не было, да и собственный офис тоже был непозволительной роскошью. Но для маленького провайдера эти траты — почти героизм.
— А где вы сидели, если у вас офиса не было?
— У нас был один стол в «Ринете». Это был «приемный» стол. И за ним сидела я. А Пашка работал дома. В принципе, это было
даже неплохо — несколько маститых продюсеров думало, что это у нас такой штат большой.
Вообще говоря, если бы не то обстоятельство, что я была бесстрашной, а точнее, непуганой ослицей и открывала ногами те
двери, в которые бы сейчас даже не постучалась лишний раз, многое тогда просто не получилось бы. Народ мне потом
рассказывал, как все обалдевали, когда в офис вваливалась девушка из ниоткуда и говорила: «Все уже давно ломанулись в
Интернет, а вы до сих пор не знаете, что это такое. Не стыдно вам, такому большому лейблу, пользоваться устаревшими формами
промоушена?»
— И как реагировали «большие лейблы» на твою наглость?
— Они удивлялись, но недолго. В конце концов мы с ними подружились. Со многими дружим до сих пор, остальные либо перестали
быть большими, либо по-прежнему уповают на то, что им все сделают из головных офисов, и работают с нами только по отдельным
проектам.
— Откуда взялось это название — «Звуки»?
— Нам казалось, что мы его придумали. Потом выяснилось, что в Сети раньше уже были «Звуки» — у Ицковича был такой раздел в
«Журнале.ру». Музыкальный. И в нем работал Лешка Крижевский, который позже стал одним из самых тонких и наблюдательных
обозревателей на «Звуках».
— Так вы это название просто стырили?!
— Нет, конечно. Я просто не знала об их существовании. Крижевский говорит, что он не в обиде. Говорит, это преемственость
такая.
— А с чего начинали?
— Первые 2 года мы всерьез делали русский аналог
сейчас мы уже отошли от этой концепции — на All Music нет звука и новостей, и народ там не общается. Так что года два уже
как можно сказать, что «Звуки» — это некая оригинальная такая вещь.
— Чем, по-твоему, отличаются наши сайты о музыке от западных?
— Я, к сожалению, не могу говорить обо всех музыкальных сайтах. В сравнении с западными порталами наши — более пристрастны
и более безответственно относятся к своему контенту. Это касается всего — и прав, и текстов.
— И именно поэтому на «Звуках» есть звук, а на All Music Guide — нет?
— Мы — другая история. Мы с самого начала решили, что будем делать только легальный сервер. Еще в 97-м году были
разработаны договоры и схемы работы с музыкантами и лейблами.
— А кого ты сейчас видишь в качестве конкурента в Рунете?
— Нет у нас конкурентов в Рунете. С пиратами мы сами конкурировать не будем, а других легальных сайтов такого масштаба и
качества просто нет. Это нахально звучит, но это правда.
Периодически приходят отдельные граждане, гордо кричат что-то в духе «а мы вас сделаем!» — и через полгода-год закрываются.
Да и свое существование в Cети они обычно начинают с того, что запускают на наш сайт робота с целью прокопировать базу.
Потом даже жаль с ними расставаться: они все-таки стимулируют прогресс, создают ощущение, что жизнь кипит…
Однако есть в Cети и сервера, которые мы любим и поддерживаем во всех их начинаниях:
— Кстати про замечательных ребят — чем закончилось судебное дело с
— А оно не закончилось, оно потихоньку продвигается. И мы сечас не просто надеемся на победу в этом деле — мы его выиграем.
Хотя с легализацией музыки в Сети пока дело обстоит неважно, но определенные подвижки в этом направлении имеются. Жаль
только, что попытки урегулирования ситуации с правами в настоящее время никак не координируются между всеми участниками
процесса.
— Сейчас в Сети все просто носятся с идеей сотрудничества с офлайном — это как бы новая такая идея, которая должна спасти
Интернет от вымирания. Получается, что вы сотрудничать с офлайном начали не просто давно, а чуть ли не раньше всех, так?
— Именно. На первую годовщину «Звуков» мы сделали музыкальный фестиваль, к этому моменту уже регулярно шли «Новости Music.ru» на радио «Ракурс». Короче, жизнь била ключом, и продолжает бить по-прежнему. Традиция
офлайновых тусовок оказалась живучей — в этом году была уже четвертая, и планируется еще несколько. Правда, мы пока не
решили, какое помещение нам больше подходит для этих целей.
— Вы, кстати, кажется, первыми начали рекламироваться на ТВ — помню, Music.ru упоминался еще в «Программе А», которой ныне
и не существует даже.
— Тоже верно. Даже забавно — кругом мы, оказывается, получились такие Папанины-Сусанины. Ну а сейчас офлайн — это
естественная форма развития для интернет-проектов. Ведь интернет-рынок весьма компактен и растет медленнее, чем амбиции
интернетчиков. Вся аудитория, которая нам интересна, осталась по ту сторону экрана, и в ближайшие несколько лет эта ситуация
изменится крайне незначительно.
— Ты вот так просто говоришь: сделали фестиваль, передачу на радио, как будто это просто так — пошел и сделал. На основании
чего все это делалось, чем вы заинтересовывали людей? Сейчас-то все ищут способа заработать, а вы тогда тоже так
зарабатывали?
— Мы тогда, да и сейчас, на этом не зарабатывали. Если случался заработок — радовались. Но делали, опять же, для души. К
примеру, на первый фестиваль вывезли «Вопли Вiдоплясова», которые тогда пребывали на твердом клубном уровне, на втором
«Оберманекен» засветился. С музыкантами мы находимся, чаще всего, не в деловых отношениях, а в дружеских. Поэтому нам всегда
было важно, чтобы интересно было не только нам слушать, но и им — играть.
— А на что тогда жили-то, вот что интересно?
— А я же говорю, «Звуки» — это не предмет заработка. У Павла — студия (
зарабатываем. На рекламе, на изготовлении промо-сайтов, на разработках промо-кампаний для музыкальных лейблов и музыкантов.
Но сайты, понятное дело, не «Звуки», а студия делает.
— По таким людям, как вы с Пашей, можно отслеживать историю. Насколько я знаю, в разные периоды ты работала с совершенно
разными людьми и в разных проектах. Сколько их было-то хоть, помнишь?
— Начальство — помню. А вот сотрудников… Хотя у меня примета — если с человеком уже работала, то рано или поздно буду
работать еще. Понимаешь, я же только на «Звуках» делаю всю контентную часть — работаю с авторами, музыкантами, статьи пишу.
А обычно мое поле деятельности — маркетинг, медиапланирование, имидж проекта, ну, креатив еще. Поэтому эти проекты нельзя в
полном смысле слова назвать «моими».
— А чем отличалась работа в Music.ru и Pole.ru от работы уже в отдельных «Звуках»?
— О, это просто. Это — сладкое слово Швабода. А ее никогда не бывает много. Ведь, если оценивать субъективно, на «Поле» и «Музыке» я была просто наемным менеджером, а «Звуки» — это все-таки полностью свой, родной и любимый проект. На «Поле» и
«Музыке» мне всегда кто-то диктовал, какой должна быть политика моего издания и с кем по каким правилам работать. А сейчас
мы с Пашкой чудесно разделили полномочия — я не лезу в его программирование, а он в мой контент. По-моему, отлично
получается!
— То есть сказать, что работа в «Поле» — это удачное время, когда за то, что тебе нравилось делать и так, еще и деньги
платили, нельзя?
— Нет. Там была прекрасная команда, часть этих людей — наши с Пашкой старые друзья. Но там было еще, к сожалению,
руководство, и сильно угнетало отсутствие смысла в происходящем. Это ведь, скажем, для тебя руководство находится в зоне
«невидимого фронта». А на самом деле оно — реальность, данная в ощущению топ-менеджменту.
— Соня, вот у тебя много мест работы, то есть на жизнь ты зарабатываешь не «Звуками». А какова тогда все-таки цель твоей
работы в «Звуках»?
— Корыстная цель, или Main Aim?
— А они не совпадают?
— Нет. Корыстная цель — слушать хорошую музыку и знакомиться с новыми интересными людьми и явлениями. На концерты ходить
опять-таки. Main Aim — делать лучший на свете сервак. Без дураков.
— Сколько времени в сутки ты проводишь за монитором?
— Когда я не сплю, не сижу на концерте, не занимаюсь любовью или домашними делами, а также не еду в метро, он обычно у меня
перед глазами.
— То есть Соня Соколова вне Интернета — это сны, концерты ну и всякие женские заботы, да?
— Соня вне Интернета — это Соня в умственно-мозговой спячке.
— А случалось ли, Соня, такое, что ты испытывала полную к Интернету и компьютерам ненависть?
— Это не я к ним, это они ко мне, наверно, испытывают ненависть за все, что я с ними делаю. Сначала, когда я не знала, что
они полезные и живые, я их просто пугалась. Потом, когда завела свой, постоянно ссорилась с ним. Втыкала в него разные штуки
вверх ногами и удивлялась, почему это они у меня не работают. Представляешь, однажды клавиатуру в разъем от мышки
подключила. А еще раз CD засунула в дисковод от пятидюймовки. Думаю, это рекорд, достойный фигурировать в книге рекордов
Гиннеса.
— Но ты быстро с компьютером освоилась все же?
— Не-а. До сих пор иногда что-то глючит и не работает. Пашку жалко — это же он меня обучал, на его глазах все происходило.
— То есть ты оказалась не очень талантливой ученицей?
— Я редкая бездарь, если честно. Правильно говорят отдельные граждане, что меня к Сети на пушечный выстрел подпускать
нельзя. Компьютеры это знают, и заранее начинают виснуть, чтобы я их не трогала. Представляешь, недавно прихожу в чужой офис
на переговоры — так там комп едва меня увидел, тут же свернул все окна и закуклился. На всякий случай, наверно. Хотя я его и
пальцем не тронула, честное слово.
— Вернемся к музыке. Какую ты слушаешь музыку вне «Звуков»?
— Всяческую, под настроение. Сейчас, к примеру, слушаю Muse. Под них идеально работается. Есть и любимые музыканты — Лори
Андерсон и Питер Гэбриел.
— А наших кого слушаешь?
— Никого не люблю. От всех устала в равной степени. Хотя нет — Машнина люблю.
— А какие ты, Соня, читаешь книги и каких авторов любишь?
— Не знаю, читаю какие-то. У меня на столе книжный компот — фантастика и спецпресса вперемежку с Гюнтером Грассом. А вот
авторов любимых нет, конечно. Я же филолог-литературовед по профессии. Наверное, была бы я настоящим музыкальным критиком, я
бы тебе и музыкантов любимых назвать затруднилась.
— А посещаешь ли ты, Соня, музыкальные сайты?
— Один — посещаю. Угадай, какой?
— Я угадал, думаю. Но пусть это будет нашим маленьким секретом. Но за это скажи мне про свой любимый цвет.
— А на «Звуки» посмотри. Мой любимый цвет, мой любимый размер.
— Вот если бы ты ответила иначе, я бы спросил — почему не зеленый. Но спрошу теперь так — а почему зеленый?
— Потому что он оказывает тормозящее воздействие на психику, как объяснил бы тебе психолог Владимир Харченко. Только он не
зеленый — он такой хитрый, небо пополам с травой.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |