Соня Соколова: «Была бы я настоящим музыкальным критиком…»

Author:

[email protected]
Соня Соколова — это «Звуки.ру». «Звуки.ру» — это Соня Соколова. Хотя время от времени ее наблюдают в достаточно далеких от музыки компаниях, таких, к примеру, как «Рамблер», где она работает сейчас. Но настоящее предназначение Сони — все-таки делать самый лучший музыкальный сервер.

Сони — это такие зверьки. По всей видимости, они много спят. Именно из-за этого зверя Соня в мультике про «Алису в стране
чудес» так похожа на мышь. «Только я не мышевидная, а садовая», — уточнила Соня Соколова. Кучу ссылок на фотографии различных сонь Соня Соколова скинула мне через некоторое время
после нашей беседы.
Про сонь она мне рассказала много интересного. Например, что они — «замечательные, всеядные и склонные к
полноте, как и я». А еще про то, что они каннибалы. «Зимой сони дрыхнут в дупле, они осенью в него запасы складывают. Зимой они
по очереди просыпаются и подъедают запасы, а если запасы кончились, то одна соня может совершено спокойно съесть другую».


— У меня есть один давно мучающий меня вопрос — где-то прочитал, что ты была признана самой wwwредной дамой. Что это за
история?

— Никто меня не «признавал», кроме меня самой. В 1999 году я опубликовала в старой «Газете.ру» так называемые «wwwредные
Советы» — нахальный закос под Остера. 15 советов по использованию Интернета в неприглядных целях. В предисловии к этим
советам я честно рассказала, что характер у меня не сахар. Ну и пошла писать губерния.


— А ссылочка жива на эти «закосы под Остера»?

— Конечно — www.gazeta.msk.ru/nl/, третья ссылка сверху. Их так
часто цитируют, что я стала воспринимать их как народное творчество. Еще какие-то пародии в библиотеке Мошкова валяются.


— А как ты, Соня, вознамерилась делать сайт о музыке, откуда взялась эта идея?

— А это не я его вознамерилась делать. Автор, идеолог и полноправный владелец «Звуков» — Пашка, мой муж. Он у нас толпу не
любит и на тусовках не бывает. Поэтому его мало кто знает в лицо. На «Звуках» четкое разделение ролей: я — public figure,
Пашка — гений и серый кардинал.


— Твой «серый кардинал» в таком случае с чего решил делать сайт о музыке?

— А это ты у него спроси. Любит он ее, наверно.


— Но у него нет какой-то изначальной связи с музыкой — образования специального, опыта работы музыкантом?

— Нет, он ее любит совершенно бескорыстно. У Пашки был, во-первых, энтузиазм и партнер в лице провайдера «Ринет«, а во-вторых, старый друг — Олег Коврига, директор и единоличный
владелец компании «Отделение Выход». Первые диски в каталог были получены от него и от компании SNC. Репертуар тогда был
наиболее близок отечественному интернетчику: сплошные Башлачев да Янка Дягилева.

Потом на сервере появилась я и всерьез взялась за превращение сайта в альтернативное СМИ. Такой у меня тогда был бзик: я
пришла в Сеть из радиобизнеса и была совершенно поражена возможностям, которые открывались перед создателями сайтов. Мне
думалось: вот она, долгожданная свобода, сейчас я оттянусь, не кивая на дядю!

Сервер рос. Количество партнеров увеличивалось в геометрической прогрессии. Мы пошли в офлайн.


— Это куда и зачем?

— Это к тому, что скоро сервера стало не хватать. И мы начали делать фестивали, передачи, обзоры в прессе. В конце концов
нас стало так много, что стало не хватать на все направления. Хорошо еще, что у нас команда отличная, мобильная и обучаемая.
А «Ринет» предоставлял хостинг и погашал часть наших расходов. Правда, мы люди нетребовательные, мобильников и шоферов у нас
не было, да и собственный офис тоже был непозволительной роскошью. Но для маленького провайдера эти траты — почти героизм.


— А где вы сидели, если у вас офиса не было?

— У нас был один стол в «Ринете». Это был «приемный» стол. И за ним сидела я. А Пашка работал дома. В принципе, это было
даже неплохо — несколько маститых продюсеров думало, что это у нас такой штат большой.

Вообще говоря, если бы не то обстоятельство, что я была бесстрашной, а точнее, непуганой ослицей и открывала ногами те
двери, в которые бы сейчас даже не постучалась лишний раз, многое тогда просто не получилось бы. Народ мне потом
рассказывал, как все обалдевали, когда в офис вваливалась девушка из ниоткуда и говорила: «Все уже давно ломанулись в
Интернет, а вы до сих пор не знаете, что это такое. Не стыдно вам, такому большому лейблу, пользоваться устаревшими формами
промоушена?»


— И как реагировали «большие лейблы» на твою наглость?

— Они удивлялись, но недолго. В конце концов мы с ними подружились. Со многими дружим до сих пор, остальные либо перестали
быть большими, либо по-прежнему уповают на то, что им все сделают из головных офисов, и работают с нами только по отдельным
проектам.


— Откуда взялось это название — «Звуки»?

— Нам казалось, что мы его придумали. Потом выяснилось, что в Сети раньше уже были «Звуки» — у Ицковича был такой раздел в
«Журнале.ру». Музыкальный. И в нем работал Лешка Крижевский, который позже стал одним из самых тонких и наблюдательных
обозревателей на «Звуках».


— Так вы это название просто стырили?!

— Нет, конечно. Я просто не знала об их существовании. Крижевский говорит, что он не в обиде. Говорит, это преемственость
такая.


— А с чего начинали?

— Первые 2 года мы всерьез делали русский аналог All Music Guide. Но
сейчас мы уже отошли от этой концепции — на All Music нет звука и новостей, и народ там не общается. Так что года два уже
как можно сказать, что «Звуки» — это некая оригинальная такая вещь.


— Чем, по-твоему, отличаются наши сайты о музыке от западных?

— Я, к сожалению, не могу говорить обо всех музыкальных сайтах. В сравнении с западными порталами наши — более пристрастны
и более безответственно относятся к своему контенту. Это касается всего — и прав, и текстов.


— И именно поэтому на «Звуках» есть звук, а на All Music Guide — нет?

— Мы — другая история. Мы с самого начала решили, что будем делать только легальный сервер. Еще в 97-м году были
разработаны договоры и схемы работы с музыкантами и лейблами.


— А кого ты сейчас видишь в качестве конкурента в Рунете?

— Нет у нас конкурентов в Рунете. С пиратами мы сами конкурировать не будем, а других легальных сайтов такого масштаба и
качества просто нет. Это нахально звучит, но это правда.

Периодически приходят отдельные граждане, гордо кричат что-то в духе «а мы вас сделаем!» — и через полгода-год закрываются.
Да и свое существование в Cети они обычно начинают с того, что запускают на наш сайт робота с целью прокопировать базу.
Потом даже жаль с ними расставаться: они все-таки стимулируют прогресс, создают ощущение, что жизнь кипит…

Однако есть в Cети и сервера, которые мы любим и поддерживаем во всех их начинаниях: guitar.ru, pesni.ru, mmv.ru. Это — замечательные ребята.


— Кстати про замечательных ребят — чем закончилось судебное дело с РМП?

— А оно не закончилось, оно потихоньку продвигается. И мы сечас не просто надеемся на победу в этом деле — мы его выиграем.
Хотя с легализацией музыки в Сети пока дело обстоит неважно, но определенные подвижки в этом направлении имеются. Жаль
только, что попытки урегулирования ситуации с правами в настоящее время никак не координируются между всеми участниками
процесса.


— Сейчас в Сети все просто носятся с идеей сотрудничества с офлайном — это как бы новая такая идея, которая должна спасти
Интернет от вымирания. Получается, что вы сотрудничать с офлайном начали не просто давно, а чуть ли не раньше всех, так?

— Именно. На первую годовщину «Звуков» мы сделали музыкальный фестиваль, к этому моменту уже регулярно шли «Новости Music.ru» на радио «Ракурс». Короче, жизнь била ключом, и продолжает бить по-прежнему. Традиция
офлайновых тусовок оказалась живучей — в этом году была уже четвертая, и планируется еще несколько. Правда, мы пока не
решили, какое помещение нам больше подходит для этих целей.


— Вы, кстати, кажется, первыми начали рекламироваться на ТВ — помню, Music.ru упоминался еще в «Программе А», которой ныне
и не существует даже.

— Тоже верно. Даже забавно — кругом мы, оказывается, получились такие Папанины-Сусанины. Ну а сейчас офлайн — это
естественная форма развития для интернет-проектов. Ведь интернет-рынок весьма компактен и растет медленнее, чем амбиции
интернетчиков. Вся аудитория, которая нам интересна, осталась по ту сторону экрана, и в ближайшие несколько лет эта ситуация
изменится крайне незначительно.


— Ты вот так просто говоришь: сделали фестиваль, передачу на радио, как будто это просто так — пошел и сделал. На основании
чего все это делалось, чем вы заинтересовывали людей? Сейчас-то все ищут способа заработать, а вы тогда тоже так
зарабатывали?

— Мы тогда, да и сейчас, на этом не зарабатывали. Если случался заработок — радовались. Но делали, опять же, для души. К
примеру, на первый фестиваль вывезли «Вопли Вiдоплясова», которые тогда пребывали на твердом клубном уровне, на втором
«Оберманекен» засветился. С музыкантами мы находимся, чаще всего, не в деловых отношениях, а в дружеских. Поэтому нам всегда
было важно, чтобы интересно было не только нам слушать, но и им — играть.


— А на что тогда жили-то, вот что интересно?

— А я же говорю, «Звуки» — это не предмет заработка. У Павла — студия (Uradesign.ru), у меня — «Лента»-«Вести»-«Поле»-«Рамблер», остановки по требованию. Мы, конечно же, что-то
зарабатываем. На рекламе, на изготовлении промо-сайтов, на разработках промо-кампаний для музыкальных лейблов и музыкантов.
Но сайты, понятное дело, не «Звуки», а студия делает.


— По таким людям, как вы с Пашей, можно отслеживать историю. Насколько я знаю, в разные периоды ты работала с совершенно
разными людьми и в разных проектах. Сколько их было-то хоть, помнишь?

— Начальство — помню. А вот сотрудников… Хотя у меня примета — если с человеком уже работала, то рано или поздно буду
работать еще. Понимаешь, я же только на «Звуках» делаю всю контентную часть — работаю с авторами, музыкантами, статьи пишу.
А обычно мое поле деятельности — маркетинг, медиапланирование, имидж проекта, ну, креатив еще. Поэтому эти проекты нельзя в
полном смысле слова назвать «моими».


— А чем отличалась работа в Music.ru и Pole.ru от работы уже в отдельных «Звуках»?

— О, это просто. Это — сладкое слово Швабода. А ее никогда не бывает много. Ведь, если оценивать субъективно, на «Поле» и «Музыке» я была просто наемным менеджером, а «Звуки» — это все-таки полностью свой, родной и любимый проект. На «Поле» и
«Музыке» мне всегда кто-то диктовал, какой должна быть политика моего издания и с кем по каким правилам работать. А сейчас
мы с Пашкой чудесно разделили полномочия — я не лезу в его программирование, а он в мой контент. По-моему, отлично
получается!


— То есть сказать, что работа в «Поле» — это удачное время, когда за то, что тебе нравилось делать и так, еще и деньги
платили, нельзя?

— Нет. Там была прекрасная команда, часть этих людей — наши с Пашкой старые друзья. Но там было еще, к сожалению,
руководство, и сильно угнетало отсутствие смысла в происходящем. Это ведь, скажем, для тебя руководство находится в зоне
«невидимого фронта». А на самом деле оно — реальность, данная в ощущению топ-менеджменту.


— Соня, вот у тебя много мест работы, то есть на жизнь ты зарабатываешь не «Звуками». А какова тогда все-таки цель твоей
работы в «Звуках»?

— Корыстная цель, или Main Aim?


— А они не совпадают?

— Нет. Корыстная цель — слушать хорошую музыку и знакомиться с новыми интересными людьми и явлениями. На концерты ходить
опять-таки. Main Aim — делать лучший на свете сервак. Без дураков.


— Сколько времени в сутки ты проводишь за монитором?

— Когда я не сплю, не сижу на концерте, не занимаюсь любовью или домашними делами, а также не еду в метро, он обычно у меня
перед глазами.


— То есть Соня Соколова вне Интернета — это сны, концерты ну и всякие женские заботы, да?

— Соня вне Интернета — это Соня в умственно-мозговой спячке.


— А случалось ли, Соня, такое, что ты испытывала полную к Интернету и компьютерам ненависть?

— Это не я к ним, это они ко мне, наверно, испытывают ненависть за все, что я с ними делаю. Сначала, когда я не знала, что
они полезные и живые, я их просто пугалась. Потом, когда завела свой, постоянно ссорилась с ним. Втыкала в него разные штуки
вверх ногами и удивлялась, почему это они у меня не работают. Представляешь, однажды клавиатуру в разъем от мышки
подключила. А еще раз CD засунула в дисковод от пятидюймовки. Думаю, это рекорд, достойный фигурировать в книге рекордов
Гиннеса.


— Но ты быстро с компьютером освоилась все же?

— Не-а. До сих пор иногда что-то глючит и не работает. Пашку жалко — это же он меня обучал, на его глазах все происходило.


— То есть ты оказалась не очень талантливой ученицей?

— Я редкая бездарь, если честно. Правильно говорят отдельные граждане, что меня к Сети на пушечный выстрел подпускать
нельзя. Компьютеры это знают, и заранее начинают виснуть, чтобы я их не трогала. Представляешь, недавно прихожу в чужой офис
на переговоры — так там комп едва меня увидел, тут же свернул все окна и закуклился. На всякий случай, наверно. Хотя я его и
пальцем не тронула, честное слово.


— Вернемся к музыке. Какую ты слушаешь музыку вне «Звуков»?

— Всяческую, под настроение. Сейчас, к примеру, слушаю Muse. Под них идеально работается. Есть и любимые музыканты — Лори
Андерсон и Питер Гэбриел.


— А наших кого слушаешь?

— Никого не люблю. От всех устала в равной степени. Хотя нет — Машнина люблю.


— А какие ты, Соня, читаешь книги и каких авторов любишь?

— Не знаю, читаю какие-то. У меня на столе книжный компот — фантастика и спецпресса вперемежку с Гюнтером Грассом. А вот
авторов любимых нет, конечно. Я же филолог-литературовед по профессии. Наверное, была бы я настоящим музыкальным критиком, я
бы тебе и музыкантов любимых назвать затруднилась.


— А посещаешь ли ты, Соня, музыкальные сайты?

— Один — посещаю. Угадай, какой?


— Я угадал, думаю. Но пусть это будет нашим маленьким секретом. Но за это скажи мне про свой любимый цвет.

— А на «Звуки» посмотри. Мой любимый цвет, мой любимый размер.


— Вот если бы ты ответила иначе, я бы спросил — почему не зеленый. Но спрошу теперь так — а почему зеленый?

— Потому что он оказывает тормозящее воздействие на психику, как объяснил бы тебе психолог Владимир Харченко. Только он не
зеленый — он такой хитрый, небо пополам с травой.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


«Рамблер» начал всеобщее голосование раньше срока29.11.01


На «живом» концерте «Звуков.ру» выступят журналисты газеты «Сегодня»25.04.01


Российскую звукозапись mp3 не напугают23.02.01


«Русский музыкальный портал» сменил имя, чтобы уйти от суда25.12.00


Zvuki.ru отстегивают первые денежки за MP331.10.00


Zvuki.ru распугали пиратов и начали создавать свой MP3-архив24.10.00


Страшные «Звуки» пугают пиратов17.10.00


Zvuki.ru подали в суд на «Русский музыкальный портал»04.10.00


Zvuki.ru покидают «Поле»04.09.00