Соня Соколова — это «Звуки.ру». «Звуки.ру» — это Соня Соколова. Хотя время от времени ее можно встретить в организациях, довольно удаленных от музыкальной сферы, например, в компании «Рамблер», где она трудится сейчас. Но ее истинное призвание — создавать лучший музыкальный интернет-сервер.
Соня — это одноименное животное. Судя по всему, они много времени проводят в состоянии сна. Именно поэтому Соня в мультфильме про «Алису в стране чудес» напоминает мышь. «Только я не мышевидная, а садовая», — подчеркнула Соня Соколова. Некоторое время спустя после беседы она предоставила множество фотографий различных представителей этого вида.
Она рассказала немало интересного про сонь. Например, что они — «замечательные, всеядные и склонны к полноте, как и я». Также Соня упомянула, что эти животные являются каннибалами. «Зимой сони дремлют в дупле, куда осенью складывают запасы. По очереди они просыпаются и подъедают их, а если запасы заканчиваются, одна соня спокойно может съесть другую».
— У меня есть один вопрос, который давно меня мучает: где-то слышал, что тебя признали самой wwwредной дамой. Что это за история?
— Никто меня не «признавал», кроме меня самой. В 1999 году в старой интернет-газете я опубликовала «wwwредные советы» — дерзкий пародийный набор рекомендаций в стиле Остера. Там представлено 15 советов по использованию Интернета в неприглядных целях. В предисловии я честно призналась, что характер у меня далеко не сахар. После этого начала работать с губернией.
— А сохранились ли ссылки на эти «советы»?
— Конечно, они были достаточно популярны и часто цитируются, поэтому воспринимаются почти как народное творчество. Кроме того, некоторые пародии можно встретить в различных электронных библиотеках.
— Как ты, Соня, решила создать музыкальный сайт, откуда возникла эта идея?
— На самом деле, решение делать сайт — это заслуга не моя. Автором и идеологом «Звуков» является Паша, мой муж. Он не любит большие компании и не посещает тусовки, поэтому мало кто знает его в лицо. В «Звуках» у нас чёткое разделение ролей: я — лицо проекта, а Паша — гений и серый кардинал.
— А почему именно он решил заняться созданием музыкального сервера?
— Спроси его самого. Наверное, потому что он по-настоящему любит музыку.
— У него ведь нет специального музыкального образования и опыта работы музыкантом?
— Верно, он любит музыку бескорыстно. Во-первых, у него был огромный энтузиазм и партнерство с провайдером «Ринет». Во-вторых, Паша получил первые музыкальные диски для каталога от старого друга — Олега Ковриги, который возглавляет компанию «Отделение Выход». Тогда репертуар был близок отечественному интернет-пользователю: Башлачев и Янка Дягилева.
Позже я присоединилась к проекту и взялась за превращение сайта в альтернативное СМИ. Я пришла из радиобизнеса и была поражена возможностями Интернета. Мне казалось, что вот она — долгожданная свобода, когда можно работать без оглядки на начальство!
Сервер развивался, число партнеров стремительно увеличивалось. Мы вышли в офлайн.
— Куда именно и зачем?
— Суть в том, что ресурсов сервера уже стало недостаточно, поэтому мы приступили к организации фестивалей, передач и публикаций в прессе. В итоге команда выросла настолько, что справиться со всеми направлениями стало трудно. Хорошо, что у нас замечательный, мобильный и обучаемый коллектив. Провайдер «Ринет» предоставлял хостинг и покрывал часть наших расходов. При этом у нас не было мобильников, водителей и собственного офиса — это были слишком большие траты для маленького провайдера.
— Где же вы работали без офиса?
— Для нас был выделен один рабочий стол в «Ринете». За ним сидела я, а Паша работал из дома. В принципе, это помогало создать иллюзию большого штата — несколько опытных продюсеров считали, что у нас серьезная команда.
Если бы я не была бесстрашна и не открывала двери, в которые большинство даже не стучится, многого бы нам не удалось. Многие рассказывали, как удивлялись, когда я внезапно шла в офисы крупных лейблов и заявляла: «Все уже давно в Интернете, а вы до сих пор не знаете, что это такое. Не стыдно использовать устаревшие методы продвижения?»
— Как реагировали на такую наглость крупные лейблы?
— Сначала с удивлением, но потом мы подружились. Многие дружат с нами до сих пор, остальные или потеряли статус крупных, или сотрудничают частично, полагаясь в основном на центральные офисы.
— Откуда появилось название «Звуки»?
— Мы думали, что придумали его сами. Позже выяснилось, что раньше такое название использовалось в разделе портала «Журнал.ру», которым руководил Ицкович. Там работал Алексей Крижевский, который теперь является одним из тонких обозревателей «Звуков».
— Значит, вы просто взяли чужое название?
— Конечно нет. Я была не в курсе их существования. Крижевский утверждает, что не обижается и воспринимает это как преемственность.
— С чего вы начинали?
— Первые два года мы пытались сделать русский аналог All Music Guide. Сейчас мы отошли от этой концепции, поскольку там нет ни звука, ни новостей, а аудитория не общается. Уже около двух лет можно считать «Звуки» оригинальным проектом.
— Чем, по твоему мнению, отечественные музыкальные сайты отличаются от западных?
— Не могу говорить обо всех. По сравнению с западными порталами наши более пристрастны и менее аккуратны с контентом — и в плане прав, и текстов.
— Именно поэтому на «Звуках» есть звук, а на All Music Guide — нет?
— Мы — другое явление. С самого начала решили, что будем легальным сервером. Еще в 1997 году были разработаны договоры и схемы взаимодействия с музыкантами и лейблами.
— Кого сейчас считаешь конкурентами в Рунете?
— У нас нет конкурентов в Рунете. С пиратами мы не конкурируем, а легальных сайтов такого масштабного уровня и качества просто нет. Звучит дерзко, но это правда.
Периодически появляются люди, заявляющие «мы вас обойдем!», но через полгода-год проекты закрываются. Обычно они начинают с копирования нашей базы с помощью робота. Потом с ними как-то жаль расставаться — они стимулируют развитие и создают ощущение жизни.
Есть и проекты, которые мы поддерживаем и любим: это несколько специализированных ресурсов, создающихся настоящими энтузиастами.
— Как завершилось судебное дело с РМП?
— Дело все еще продолжается, но мы не просто надеемся выиграть — мы уверены в этом. Несмотря на то что вопросы легализации музыки в Сети решаются с трудом, определенный прогресс есть. Жаль, что в этом процессе наблюдается отсутствие координации между всеми участниками.
— Сейчас в Сети популярна идея сотрудничества с офлайном для спасения Интернета от упадка. Получается, вы начали такую работу раньше всех?
— Именно. На первую годовщину «Звуков» мы устроили музыкальный фестиваль, к тому времени уже регулярно выходили новости на радио «Ракурс». Жизнь бурлила и продолжает бурлить. Традиция офлайн-мероприятий оказалась живучей — к этому году прошел уже четвертый фестиваль, и планируется еще несколько. Пока мы не определились с оптимальным помещением для этих целей.
— Вы, кажется, первыми начали рекламироваться на телевидении — помню, Music.ru упоминался в «Программе А», которая уже не существует.
— Точно. Забавно, что в итоге мы оказались своего рода проводниками. Сейчас офлайн — это естественный этап развития интернет-проектов, ведь интернет-рынок относительно мал и растет медленнее, чем амбиции его участников. Вся наша целевая аудитория остается «по ту сторону экрана», и в ближайшие годы это почти не изменится.
— Ты легко говоришь о фестивале и радиопередаче, будто это просто так — взял и сделал. На чем основывалась ваша работа, чем привлекали людей? Современные проекты всех интересует монетизация, а как было у вас?
— Тогда и сейчас мы не зарабатывали на этом. Если случался доход, мы радовались. Все делалось для души. Например, на первом фестивале выступали «Вопли Вiдоплясова», которые тогда только набирали популярность, на втором — «Оберманекен». С музыкантами мы чаще дружим, чем имеем деловые контакты, поэтому для нас важно было, чтобы им было интересно выступать, как и нам — слушать.
— А на что тогда жили? Это интересно.
— Повторюсь, «Звуки» — не средство заработка. У Паши есть студия, у меня — работа в «Ленте», «Вестях», «Поле», «Рамблере», разные проекты. Мы, конечно, зарабатывали — на рекламе, разработке промо-сайтов и кампаний для лейблов и музыкантов. Но это не «Звуки», а студия занимается этим.
— По таким людям, как вы с Пашей, можно проследить историю развития. Насколько известно, ты сотрудничала с разными людьми и проектами. Сколько их было, помнишь?
— Руководство — помню, а вот сотрудников нет. У меня есть примета — если с человеком уже работала, то рано или поздно буду работать снова. В «Звуках» я делаю всю контентную часть — работаю с авторами и музыкантами, пишу статьи. Обычно моя сфера — маркетинг, медиапланирование, имидж, креатив. Нельзя назвать эти проекты полностью моими.
— Чем отличалась работа в Music.ru и Pole.ru от работы в «Звуках»?
— Очень просто. Это слово «Свобода». Ее всегда мало. На «Поле» и Музыке» я была наемным менеджером, а «Звуки» — полностью мой родной проект. Там мне диктовали политику издания и правила работы. Сейчас мы с Пашей отлично разделили полномочия — он занимается программированием, я — контентом. По-моему, это отлично получается!
— Значит, работа в «Поле» — удачное время, когда тебе платили за то, что нравилось делать?
— Нет. Там была сильная команда и часть коллег — старые друзья. Но присутствовало руководство, которое порой подрывалось смысл работы. Для тебя оно находилось в зоне «невидимого фронта», но на самом деле было реальностью для топ-менеджмента.
— Соня, у тебя много мест работы, ты не зарабатываешь на жизнь «Звуками». Какова же тогда цель твоей работы над ними?
— Корыстная цель или главная?
— Они не совпадают?
— Нет. Корыстная — слушать хорошую музыку и знакомиться с интересными людьми и новыми явлениями, ходить на концерты. Главная — делать лучший в мире музыкальный сервер. Без дураков.
— Сколько времени в день проводишь перед монитором?
— Когда не сплю, не на концертах, не занимаюсь домом или не еду в метро, монитор обычно перед глазами.
— Соня вне Интернета — это сны, концерты и домашние заботы?
— Соня вне Интернета — это Соня в умственной спячке.
— Было ли у тебя ощущение полной ненависти к компьютерам и Интернету?
— Это не я к ним, а они ко мне, наверное, злятся за то, что я с ними делаю. Когда-то я боялась компьютеры, потом ругалась с ними, подключала клавиатуру в разъем мыши, вставляла CD в дисковод для пятидюймовых дискет — возможно, рекорд для книги Гиннесса.
— Но ты быстро освоилась с техникой?
— Нет, иногда компьютеры продолжают шалить. Паше жалко — он меня учил и видел мои неудачи.
— Значит, ты не самый талантливый ученик?
— Я редкая бездарь. Говорят, что к Сети меня подпускать нельзя. Компьютеры это знают и начинают зависать, чтобы меня не беспокоить. Недавно в чужом офисе компьютер практически закрылся, увидев меня, хотя я его даже не тронула!
— Вернемся к музыке. Какую музыку слушаешь вне «Звуков»?
— Разную, в зависимости от настроения. Сейчас, например, слушаю Muse — под них удобно работать. Есть любимые музыканты — Лори Андерсон и Питер Гэбриел.
— А из отечественных исполнителей?
— Никого особо не люблю — от многих устала одинаково, хотя Машнина выделяю.
— Какие книги читаешь и каких авторов предпочитаешь?
— Читаю разное. На моем столе настоящий книжный микс — фантастика, специализированная пресса и Гюнтер Грасс. Любимых авторов у меня нет. Я филолог-литературовед по профессии, и если бы была музыкальным критиком, тоже затруднилась бы назвать любимых музыкантов.
— Посещаешь ли музыкальные сайты?
— Один — посещаю. Угадай, какой?
— Думаю, я угадал, но пусть это останется секретом. Скажи лучше про твой любимый цвет.
— Посмотри на «Звуки». Мой любимый цвет и размер там.
— Если бы ответила иначе, я бы спросил — почему не зеленый. А теперь так: почему зеленый?
— Потому что зеленый оказывает тормозящее воздействие на психику, как объяснил бы психолог Владимир Харченко. Только он не просто зеленый — это хитрый цвет, смесь неба и травы.