Максим Кононенко, также известный как Паркер, является ведущим программистом компании ParallelGraphics — одной из самых известных в мире организаций, занимающихся разработкой 3D-технологий для Интернета. В настоящее время Максим занимается созданием трехмерной модели процесса подъема подводной лодки «Курск».
Мистер Паркер (Максим Кононенко) представляет компанию ParallelGraphics и считает себя одним из лучших программистов в России, а также лучшим писателем среди программистов. Он является автором и участником нескольких интернет-проектов, среди которых «The end of Mir», «Убить Пушкина», «Виртуальный Мавзолей Ленина», «Zema.ru», «RaYa», «Генератор открытых писем», «Это не моя война», «Лунное консульство в Москве», «Сумасшедший дом Мистера Паркера» и «Русский поп». Последним проектом, в котором принимал участие Паркер, стала трехмерная модель подъема подводной лодки «Курск». Именно с этой актуальной темы началось интервью, а затем Паркер рассказал о себе.
— Расскажите, пожалуйста, о моделировании подъема «Курска» — чем это отличается от новостных репортажей…
— В начале все шло довольно гладко: военные, в том числе высокопоставленные лица, заявляли, что операция не засекречена и что им нельзя скрывать информацию, поэтому предоставят все необходимые материалы. Однако на деле план операции, оформленный в документе, оказался чрезвычайно секретным и получить к нему доступ не удалось.
В этот раз было принято решение отказаться от трансляции в реальном времени, как это было с 3D-моделью затопления станции «Мир», так как простое просмотрение экрана мало что объясняет. Если же человек предварительно ознакомится с информацией, восприятие меняется. Поэтому с понедельника, 20 августа, мы начали публиковать своего рода визуальные сводки — довольно регулярно, несколько раз в день. Сам же десятичасовой подъем «Курска» будет показан в реальном времени. Разумеется, это условно, поскольку если лодка снова упадет на дно, наша модель этого не отразит.
Сначала предполагалось, что можно будет получить номер мобильного телефона ответственного на судне и при помощи него узнавать происходящее, но оказалось, что так сделать невозможно.
В целом мы намерены активно развивать это направление — моделирование событий, термин, придуманный нами самими. Мы научились быстро создавать компактные модели. Для сравнения: наш проект и рендерный фильм, выполненный компанией Autodesk по заказу «Мамута», длительностью около четырех минут, который демонстрировался почти на всех российских телеканалах, сильно отличаются по времени создания и размеру файла. Они работали над роликом три недели, мы сделали модель за две. Их фильм в формате AVI занимает 9 Мб, а наша модель в VRML — всего 200 Кб, причем объектов в ней даже больше. Главное, что мы можем управлять этими моделями с сервера на компьютерах пользователей.
— Откуда вы получаете информацию, чтобы поддерживать проект в актуальном состоянии?
— Информационная политика вокруг этой операции довольно странная, получить данные практически невозможно. Я пытался лично наладить контакт с обладателями информации, но это оказалось трудно. Например, в «Мамуте» сообщили, что расположение кораблей в зоне аварии строго засекречено, хотя с любого спутника и самолета это видно.
— Вы используете информацию из открытых источников?
— Да, в основном — из открытых источников. Проблема в том, что мы не всегда успеваем за ходом событий. Поэтому объединили усилия с Вадимом Малкиным, главным редактором «Страны.ру». Благодаря его личным связям с Ястржембским и Дыгало нам удалось получить дополнительную информацию.
— Когда планируется кульминация процесса — сам десятичасовой подъем «Курска»?
— Точно сказать сложно. Изначально подъем был намечен на 15 сентября. Сейчас ориентировочная дата — 24 сентября, если позволит погода.
— Сколько зрителей вас сейчас смотрят? И вообще, сколько людей интересуется VRML?
— Трудно оценить количество смотрящих трехмерные модели в мире. Можно ориентироваться на количество скачиваний браузера Cortona — это сотни тысяч, возможно более миллиона. Только падение «Мира» посмотрели около 400 тысяч человек, а вчерашняя статистика по «Курску» — около 10 тысяч зрителей.
— Как руководство ParallelGraphics относится к таким проектам своих сотрудников? Поддерживает ли их? Разрешает ли заниматься ими в рабочее время? Стимулирует ли специально?
— Проекты по подъему «Курска» и падению «Мира» уже давно не просто личные инициативы сотрудников, а корпоративные проекты. С их помощью компания заявила о новом направлении в применении 3D-графики — визуализации событий, которые невозможно показать другими способами — так называемое синтетическое видео. В отличие от теленовостей, где показывают трехмерные модели авиакатастроф и выкладывают их в Интернет в формате MPEG, что является нерациональным, наши модели занимают всего единицы или десятки килобайт.
— Какие сцены появятся на «Курске» в ближайшее время? Планируете ли добавить комментарии к происходящему, которые просят пользователи?
— Сегодня на сайте будут представлены обе баржи — Amt Carrier и Giant 4. Завтра или даже сегодня появится сцена с отрезанием первого отсека. Вопрос о комментариях обсуждается — мы понимаем их важность и подбираем подходящее техническое решение.
— Предлагали ли вы услуги по 3D-моделированию государственным организациям, например МЧС?
— На первом этапе обсуждались такие вопросы с главным редактором «Газеты.ру». Возможно, появится совместное сотрудничество. Также интерес к нашим возможностям проявляет CNN. Что касается государственных структур, все зависит от их финансирования. Если удастся договориться по цене с МЧС, сотрудничество возможно.
— Какой проект у вас будет следующим?
— Мы рассматриваем предложение создать трехмерную модель Камчатки целиком, включая гейзеры и вулканы.
— Кто сделал это предложение?
— Пока эта информация держится в секрете.
— Почему вы заинтересовались 3D?
— Случайно. Когда-то новое место работы — «ПараГраф» — включало работу с трехмерной графикой. Это было в 1996 году. Не могу назвать себя большим специалистом по 3D, поскольку матричная алгебра дается мне с трудом. Скорее я придумываю способы применения трехмерной графики, знаю ее возможности и могу предугадать, где она будет эффективной.
— Расскажите о своей интернет-карьере.
— Интернет-карьеру я не строил. Когда летом 1996 года создал свой «Сумасшедший дом» (ему уже более пяти лет), мне казалось, что русский Интернет огромен, и для меня там нет места. Однако проектов на русском языке тогда было очень мало. Позже я выиграл литературный конкурс «Тенета», что принесло мне определенную известность — узнал об этом из разговора двух подростков в метро, что показалось забавным.
Со временем мне написал человек по имени Горный и пригласил получить приз в Калашном переулке. Это была редакция «Журнала.ру». Потом на подписке «Погода», куда меня подписал Антон Носик, получил приглашение на день рождения Воронежского. Там я познакомился с хиппи и другим известным человеком, после чего спонтанно стал известен в интернет-среде. Это шутка, конечно. Длинным и незаметным оказались Норвежский Лесной и Рома Воронежский.
— С кем из интернет-сообщества вы познакомились первым?
— Когда я пришел в «ПараГраф», там работала активная девушка Аля Кравченко, увлеченная вебом и поддерживающая сайт компании. Однажды я увидел ее с парнем с воловьими глазами и узнал, что это Артемий Лебедев, пришедший по делам, связанным со шрифтами. Так мы познакомились. Позже Аля стала Алей Пономаревой, главным редактором журнала «Internet».
— Что именно продает компания ParallelGraphics? Каковы ее дела в настоящем?
Компания предлагает как программные продукты для создания трехмерных сцен, так и собственные услуги по разработке 3D-проектов и сервисов. Основной доход приносят проекты, а не программы. Компания находится в хорошем состоянии и считается мировым лидером в области 3D-графики для Интернета. Ее конкуренты значительно уступают по комплексности решений. Cortona — самый популярный, легкий и быстрый VRML-браузер, поддерживающий больше всех платформ. В ассортименте около 15 продуктов.
Факт существования компании с 1989 года говорит о ее успешности — в России трудно найти частную программную фирму с таким долго сроком работы. В команде собраны опытные мировые эксперты. Компания прошла через приобретение «ПараГрафа» Silicon Graphics, кризисный период в SGI и возвращение на рынок с нуля. Это не просто коллектив, а сплоченная команда с большим опытом и высокой эффективностью.
— Почему у ParallelGraphics так много проектов, связанных с мертвыми или захоронениями?
Это не инициативная любовь компании, а интерес публики. Мы просто следуем за запросами аудитории.
— Насколько популярна VRML? Его критикуют не за качество, а за отсутствие необходимости.
Других технологий, способных создавать подобные проекты, не существует. Если кажется, что VRML не нужен, стоит задаться вопросом, что тогда надо? Например, можно сделать трехмерное изображение пакета молока для интернет-магазина, но зачем, если его и так все знают? Можно показать магнитофон с возможностью поворота, но достаточно и фотографии. А вот при покупке мебели через Интернет полезно примерить, как она впишется в интерьер, что можно выполнить именно в VRML. Одна из проблем VRML была в попытках создать на него мультфильмы и развлечения, тогда как стоит сосредоточиться на технических моделях — с этого проще зарабатывать.
— Как складываются отношения с конкурентом Metastream? Обмениваетесь ли опытом или выступаете против друг друга в СМИ?
Мы хорошо знакомы с Metastream и даже сотрудничаем — Cortona поддерживает MTS2-объекты. Мы не считаем их конкурентами: Metastream — формат для показа отдельных 3D-объектов, который выглядит лучше, но не позволяет создавать миры. Мы не рассматриваем Metastream как серьезного игрока, учитывая их необычную бизнес-модель.
Гораздо более интересным и потенциально серьезным конкурентом является Shockwave3D, но пока рано делать выводы.
— Как у вас обстоят дела с инвестициями?
Компания недавно получила новый раунд инвестиций и смотрит в будущее с уверенностью. В настоящее время ведется долгосрочное сотрудничество с Boeing.
— Назовете ли вы нового инвестора?
Это инвестиционный фонд, название которого мне неизвестно, поэтому мы не раскрываем его.
— В чем состоит сотрудничество с Boeing?
Мы создаем для Boeing трехмерные руководства по техническому обслуживанию самолетов. В самолете множество узлов, разборка каждого описывается сервисным бюллетенем. Мы переводим их в 3D-формат, что значительно облегчает понимание процесса разборки.
— Насколько популярна продажа участков на Луне через «Лунное консульство в Москве»?
Основная идея проекта в том, что он неуязвим в отличие от других, вынужденных постоянно расширяться, например, книжных онлайн-магазинов, чтобы выдерживать конкуренцию. Продажа лунных участков не требует расширения ассортимента, конкуренции нет, а накладные расходы минимальны. Проект вечен и приносит стабильный доход.
— Какая сейчас годовая прибыль от магазина лунных участков?
Около тысячи-другой долларов. Конечно, покупки случаются нечасто и не по нескольку штук одновременно, но в новогодние праздники было много заказов. Основные продажи происходят в праздничные периоды. Важно иметь достаточное количество свободных участков, ведь документы на владение привозятся из США и являются подлинными, а не распечатываются здесь.
— Есть ли у вас личный участок на Луне? Дарите ли вы лунные участки друзьям?
Да, у меня есть собственный участок — мне его подарили, и именно этот подарок стал началом моего участия в проекте. Я редко дарю участки, но бывало. Например, «Радару» я дарил участок в годовщину.
— Как продвигаются другие ваши проекты, например «Москва-Петушки» или литература?
«Москва-Петушки» планируется закончить этой осенью — к двухлетию проекта, в котором дизайн каждой главы разрабатывается отдельным известным сетевым деятелем. Что касается литературы, минувший год был продуктивным: я написал рассказ «Покемон», который стал довольно популярным.
— Как вы оцениваете ситуацию в Рунете по части литературы?
Литературой я давно не занимаюсь и не слежу за этим направлением.