Традиционные компании перехватывают инициативу на европейском рынке B2B

Author:

BCG, 29.05.2001

Таковы выводы исследования The Boston Consulting Group

29 мая 2001 года – Новое исследование The Boston Consulting Group (BCG) «Традиционные компании перехватывают инициативу: ускоряя развитие электронной коммерции B2B в Европе» (Incumbents Take the Initiative: Harnessing the Power of Business-to-Business E-Commerce in Europe) показывает, что несмотря на царящее на финансовых рынках всеобщее уныние по поводу B2B, покупатели и продавцы из ведущих европейских корпораций ожидают быстрого роста объема транзакций, осуществляемых при помощи Интернета. Ведущие традиционные компании используют Интернет для укрепления своих конкурентных преимуществ, те же, кто не принял вызов электронного бизнеса, рискуют навсегда ослабить свои позиции.

“Хотя для большинства компаний процесс внедрения B2B протекает тяжелее и дольше, чем предполагалось, на сегодня около 20% менеджеров (число небольшое, но значительное) утверждают, что начинают получать реальные выгоды от своих ранних вложений в Интернет бизнес – такие как снижение издержек и сокращение времени проведения сделок,” – говорит Генри Элкингтон (Henry Elkington), вице-президент BCG и один из авторов отчета. – “Однако то, что мы наблюдаем сейчас – лишь начало. Реальная ценность инвестиций в закупки и продажи через Интернет (e-procurement и e-sales) станет очевидна, когда электронные площадки выведут эффективность бизнеса на принципиально новый уровень и позволят осуществлять управление системами поставок и сотрудничество в области разработки продуктов.”

Опрос более чем 2,300 европейских менеджеров по продажам, закупкам и по управлению системами поставок (supply chain management) выявил, что объем электронной коммерции B2B в Европе вырастет с 200 миллиардов евро в 2000 году до 3.1 триллиона евро в 2004 году, что составит 21% от всего объема транзакций. Достижение такого уровня проникновения Интернета в транзакции между компаниями существенно сократит отставание от американского рынка, где каждая третья сделка будет совершаться в режиме он-лайн.

Однако на реализацию потенциала электронной коммерции B2B в полной мере уйдут годы. Сегодня большинство компаний в первую очередь запускают проекты по электронным закупкам (e-procurement) как самый быстрый способ снизить затраты, но лишь немногие удовлетворены результатами. Обычно это объясняется тем, что компании не смогли перестроить процессы организации закупок, выбрали первую попавшуюся информационно-технологическую платформу и, что самое главное, не адаптировали корпоративную культуру к новым условиям. Компании, которым удалось преодолеть эти трудности, были вознаграждены сокращением временных затрат на проведение сделки на 30% и стоимостных – на 25%.

В отчете подчеркивается, что хотя проекты е-procurement и являются ценными инициативами, они – лишь первые ступени к освоению потенциала электронной коммерции B2B. Несмотря на то, что электронная коммерция позволяет существенно снизить затраты на проведение сделок, ее влияние в других областях предоставляет компаниям более широкие возможности для завоевания конкурентного преимущества.

Например, электронный бизнес позволяет:

– Сместить акцент с цены на общую стоимость товара
– Усовершенствовать отношения с клиентами и адаптировать предложение под конкретные запросы клиентов
– Создать принципиально новые формы сотрудничества

“Поскольку препятствия к созданию успешных B2B платформ велики, их преодоление создает огромное конкурентное преимущество для победителей”, – отмечает Элкингтон.

Отчет выделяет шесть направлений, следуя которым компания может стать успешным игроком в электронной коммерции B2B:

 Запускайте e-procurement – это первая ступень к более сложным проектам.
 Используйте Интернет для завоевания новых клиентов, а не только для установления более эффективных отношений с существующими.
 Инвестируйте в технологические решения в соответствии с бизнес стратегией.
 Не откладывайте инвестиции в сложные широкомасштабные проекты с долгосрочной отдачей.
 Не рассчитывайте исключительно на публичные электронные торговые площадки.
 Будьте готовы к серьезным внутренним изменениям.

“Так как большинство новых игроков – таких как независимые торговые площадки – не представляют угрозы, как казалось вначале, настоящая битва разворачивается между традиционными компаниями, “- говорит Элкингтон. – “Компании, которые сегодня инвестируют в электронное сотрудничество и которые смогут понять, что именно необходимо для его успешной реализации, получат ценный опыт, который впоследствии позволит им быть на шаг впереди конкурентов.”

В ходе работы над отчетом компанией The Boston Consulting Group было выполнено исследование текущего состояния и потенциала B2B в России. Оно показало, что B2B в России находится на ранней стадии развития. Было обнаружено более пятидесяти действующих и анонсированных электронных торговых площадок, большинство которых созданы в металлургии и отраслях ТЭК. Однако не более трети площадок способны структурировать хотя бы часть сделки, и текущий объем транзакций на подавляющем большинстве платформ незначителен.

Несмотря на отставание, традиционные российские компании предсказывают рост проникновения B2B. Они ожидают, что объем электронных сделок будет расти более чем на 100% в год и достигнет 22.3 миллиарда евро к 2004 году, что будет соответствовать 12% общего числа сделок между компаниями. 87% респондентов утверждают, что до 2004 года они планируют инвестировать по крайней мере в одну электронную торговую площадку. Однако сегодня лишь немногие российские компании четко понимают, какая модель электронного бизнеса наиболее им подходит.

Чтобы оценить целесообразность различных моделей B2B, многие традиционные компании в настоящий момент запускают пилотные проекты. Частные торговые платформы, позволяющие осуществлять продажи в режиме онлайн (e-sales), – самая распространенная инициатива на сегодняшний день. Некоторые традиционные компании уже имеют опыт создания внешних сетей (extranets) для существующих и новых клиентов, и им удалось перевести до 75% сделок в режим онлайн. Почти половина опрошенных утверждают, что осуществляют закупки в режиме онлайн (e-procurement), однако их участие ограничивается приобретением офисного оборудования.

Как и в Европе, традиционные компании, а не чистые Интернет игроки, будут удерживать инициативу на рынке электронной коммерции в корпоративном секторе. Хотя две трети ранних B2B платформ созданы новыми Интернет компаниями, на очень немногих из них реально совершаются сделки. Некоторым удалось привлечь внимание крупных традиционных компаний, которые в настоящий момент пробуют себя в области электронной коммерции, однако почти все из них выражают явное предпочтение иметь собственные электронные платформы в долгосрочной перспективе.

Традиционная непрозрачность больших корпораций, а также неготовность делиться с конкурентами являются основными причинами неразвитости электронной коммерции B2B в России. Высокая степень концентрации и вертикальной интеграции ключевых российских рынков не способствуют стремлению игроков включить электронную торговлю в разряд первоочередных задач. Другими причинами медленного развития B2B в России является неготовность менеджмента к сложному процессу внедрения B2B, недостаток в IT специалистах, хорошо понимающих бизнес процессы, отсутствие Интернет законодательства и общий скептицизм, связанный с колебаниями NASDAQ.

Однако, несмотря на все сложности и неопределенность, традиционные российские компании понимают, что в долгосрочной перспективе электронная коммерция B2B одновременно представляет угрозу и открывает новые возможности. Они видят, как конкуренты делают первые шаги по внедрению B2B и некоторые уже сегодня добиваются значительных результатов. Вследствие этого многие начинают задумываться о необходимости включить B2B в бизнес планы и разработать стратегию электронной коммерции.

О компании The Boston Consulting Group

The Boston Consulting Group (BCG) – компания, работающая в области управленческого консультирования, признанный лидер в сфере разработки бизнес стратегии. Начиная с 1963г., компания выполняла проекты для клиентов, работающих на всех мировых рынках и представляющих все основные отрасли экономики, разрабатывая и помогая им реализовать стратегии для достижения конкурентного успеха. В настоящее время BCG работает в 33 странах и 50 городах мира. Более подробная информация о компании представлена на сайте www.bcg.com.

За дополнительной информацией обращайтесь:
Михаил Маслов или Екатерина Никитенко
Агентство по связям с общественностью «Маслов, Сокур и партнеры»
Тел.: 745-85-33

Союз Журналистов