Александр Шуйский
Израильская компания Artificial Intelligence Enterprises создала очередной вариант программы, позволяющей общаться с компьютером, сообщает в среду BBC News со ссылкой на онлайн-журнал New Scientist. Создатели программы называют ее революционным шагом на пути создания искусственного интеллекта. Компьютеризированный младенец по имени Hol (название взято из «Космической одиссеи» Артура Кларка) — это, по заявлению разработчиков, первая программа искусственного разума для персональных компьютеров, которая является не просто конструктором языковых форм, а способна действительно имитировать общение обучаться в процессе «разговора».
В качестве основы программы — и в определенной степени точки отсчета в развитии — взяты модель поведения и словарный запас ребенка в возрасте 15 месяцев. Общение происходит при помощи клавиатуры — с тем допущением, что едва научившийся ходить младенец в состоянии различать буквы и слоги, чтобы выводить на экран монитора текст ответов. Несмотря на это, создатели программы утверждают, что их детище прошло тест Тьюринга, то есть одурачило независимых экспертов, заставив их поверить, что они, взрослые, общаются с ребенком, который как раз начинает говорить и строить первые фразы. Сейчас компания работает над тем, чтобы довести исходный «возраст» своей программы до пяти лет.
Никаких особенных приспособлений, кроме обычной клавиатуры, программа не требует. Пока она в силах создать только самые простые конструкции. Например, на вопрос, во что бы он хотел поиграть в парке, Hol может ответить: «В мячик, мама!» Программа оперирует английским языком, но может быть научена любому.
Джейсон Хатченс, ведущий специалист компании, без излишней скромности уподобил потенциальные возможности этой технологии введению в быт электричества. «С тех пор, как оно было открыто, его используют миллионы», — сказал он.
Вероятно, это все же преувеличение. Но то, что «младенец» израильских ученых, который нетребователен к машинным ресурсам и может быть установлен на практически любом РС, прошел тест Тьюринга — действительно серьезный шаг вперед. До сих пор подобного эффекта удавалось достичь только с помощью гигантских суперкомпьютеров, требующих, разумеется, большое количество ресурсов.
Создание относительно простых компьтерных программ, которые смогли бы болтать без умолку так же, как это в силах делать любой человек, уже давно является популярным занятием не только специалистов по искусственному интеллекту, но множества любителей. Но 50 лет исследований в этой области показывали, что чрезвычайно сложно научить компьютер хоть чему-нибудь из того, что каждый человек ежедневно проделывает безо всяких усилий. Программ для PC, симулирующих общение, было написано очень много. Как правило, они использовали жесткие, заранее заданные конструкции, отвечая на простые вопросы или утверждения.
Эти программы строились на системе ключевых слов и формальных правилах грамматического простроения фраз из заданных шаблонов. В рамках этих программ можно было оперировать только строго определенным набором клише, не использовать абстрактных понятий и очень тщательно расставлять знаки препинания. Такой разговор скорее забавлял, нежели имитировал общение.
В основе разработки израильских ученых лежит совершенно иной принцип. В отличие от описанных выше программ, которые используют довольно простой алгоритм перетасовки списка слов с помощью введенных правил грамматики, Hol при помощи целого набора разветвленных алгоритмов пытается научиться языку, как это делают все дети.
Hol может воспринимать интонационную окраску фразы по ее лексическим характеристикам, а не по схеме конструкции, то есть по восклицательному или вопросительному знаку в конце предложения. Он в состоянии адекватно отреагировать на такие фразы, которые до сих пор ставили машины в тупик, вроде «время летит, как стрела». Более того, он в силах вычленить из разговора шутку и как-то отозваться на нее, то есть в определенном смысле обладает чувством юмора.
Лексический состав языка и вообще «разговорчивость» Hol’а полностью зависит от активности его «попечителя», то есть владельца компьютера, в этом он близок к тамагочи и другим
В отличие от живого ребенка, который может потратить годы на обучение основам языка, Hol тратит на это несколько дней. Причина здесь в том, что настоящий ребенок, помимо языка, должен обучиться еще очень большому количеству вещей, программу же ничего не отвлекает.
Сейчас процесс отладки программы происходит следующим образом: после каждого «разговора» попечитель оценивает, как хорошо Hol усвоил материал, то есть «хвалит» его и вводит какие-нибудь новые понятия и термины. Таким образом расширяется словарный запас. И процесс продолжается. Вместо того, чтобы «заучивать» готовые фразы, не понимая их смысла, Hol строит собственную картину мира, сам сопоставляет полученную информацию и сам увязывает усвоенные понятия. «Самое интересное, что мы сами не знаем, как он с этим управляется», — заявил Хатчес.
Истинный природный процесс обучения языку давно стал священным Граалем для изыскателей в области искусственного разума, особенно с тех пор, как британский математик Алан Тьюринг ввел в эту сферу универсальный тест, названный его именем. Суть теста заключается в следующем: программа должна имитировать человека настолько хорошо, чтобы ее живой собеседник не заподозрил, что имеет дело с искусственным разумом. Хатчес утверждает, что он как раз и воспользовался предложеным Тьюрингом решением этой проблемы: сам автор теста утверждал, что проще всего его будет пройти машине-ребенку, способному к обучению.
Хатченс уже не первый год занимается попытками научить машину общению. В 1996 году его программа общения машины с человеком получила приз Лебнера, присуждаемый разработкам в области искусственного интеллекта.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |
Киберсекс: физический контакт — с роботом, остальное — в онлайне — 18.01.01
Роботокот Мяу-Чи вышел в лидеры продаж без рекламы — 29.12.00
Робот с мозгами миноги упорно тянется к свету — 28.11.00
За создание искусственного разума берутся пользователи Интернета — 04.09.00
Компьютер создает роботов согласно теории Дарвина — 31.08.00