Ленка Виноградова
Трагедию в США можно было предотвратить, используя дистанционное управление самолетами с земли, считают инженеры-исследователи. Однако такая технология могла бы дать терорристам еще более легкий способ захватывать самолеты — прямо с земли.
Джефф Гослинг, исследователь из института исследований транспорта при
В случае угона возможность контролировать передвижение самолета с земли становится очень важной. «Единственное, что вы можете сделать, кроме этого, — это сбить самолет,» — заявил Гослинг.
Авиационный инженер-исследователь Дэйл Одерманн из
Напомним, что идея о дистанционном перехвате контроля уже высказывалась в отношении четвертого захваченного в США самолета, который упал в Пеннсильвании, вдали от небоскребов и прочих ярких символов американского образа жизни. В ряде СМИ появилась версия, что террористы собирались направить этот самолет на Питтсбург, однако его удалось отклонить с этого маршрута по команде с земли.
Федеральное управление авиации США еще в 1980-х годах проводило эксперименты по подобной дистанционной посадке пассажирского самолета. Сейчас в этом направлении исследователи работают очень мало.
Джеффри Спейер, аэрокосмический инженер
По данным New Scientist, в современных самолетах используются дополнительные системы подачи сигнала тревоги наземным диспетчерам. Ими можно воспользоваться даже тогда, когда пилот не может использовать радио для прямой связи с центром слежения. Федеральное управление авиации не сообщило, были ли получены такие сигналы с захваченных самолетов.
Существующие уже сегодня технологии позволяют получить сообщение об угоне даже в том случае, если пилот и весь экипаж выведены из строя. Бортовой компьютер может отметить продолжительный сбой с курса и передать по радио сигнал тревоги. Видеокамеры и распознаватели речи, установленные в кабине, могут отметить, что самолет ведет уже не та команда, которая была в кабине изначально, передать сигнал компьютеру и, соответственно, сообщить земле о захвате. Но применение этих технологий пока не вышло за пределы лабораторий и исследовательских институтов.
Сейчас обеспечение безопасности полетов решается, в первую очередь, в аэропортах — за счет повышения мер наземной безопасности. Однако и там наиболее прогрессивные методы проверок (например, томографическое сканирование на предмет взрывчатки) не применяются, так как они слишком дороги.
Таким образом, эксперты по терроризму пока не готовы сообщить, как именно правительственные органы будут усиливать безопасность полетов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |
В США не поступают компьютерные комплектующие — 13.09.01
Упавшие в США самолеты обрушили Интернет и доллар — 11.09.01
Интернет в самолете не защищен от хакера в салоне — 21.06.01
NASA учит самолеты махать крыльями — 08.05.01