Сетевой справочник убьет все старые масс-медиа

Author:

Алексей Андреев

Новое исследование Forrester Research предсказывает, что с развитием персонализированных интерактивных сервисов власть классических масс-медиа (телеканалов, музыкальных лейблов и особенно газет) закончится. Их вытеснят интерактивные гиды – или, проще говоря, поисковые системы и справочники. Единственной надеждой старых медиа останется государство, которое будет поддерживать их для контроля “общественного мнения”.

Автор исследования “Справочники переопределяют масс-медиа” (“Guides Redefine Mass Media”) аналитик Forrester Research Эрик Шайрер в ходе своих интервью с лучшими умами медиа-индустрии пришел к следующему прогнозу: “Медиа-компании в самых различных секторах вскоре столкнутся с потерей контроля над распространением информации – в ведь именно этот контроль “бутылочного горлышка информации” до сих пор поддерживал доходы данной индустрии”.

Причиной такого коллапса, по мнению Шайрера, является развитие P2P-сетей, интерактивного телевидения, систем pey-per-view и других сервисов, при использовании которых клиенты самостоятельно выбирают себе нужную информацию из огромного числа вариантов, составляя собственные плей-листы, телепрограммы и новостные дорожки. Очевидно, что такой подход разрушает “пакетную” модель классических медиа – когда, например, при составлении музыкальных альбомов хиты разбавляются более слабыми композициями, а телепрограммы содержат обязательные передачи.

Соответственно, новыми лидерами информационного рынка становятся “content guides”, которые Шрайрер определяет как “сервисы и устройства, помогающие пользователю выбрать, что слушать, читать и смотреть”. В качестве перспективных контентных гидов, которые отберут рынок у классических масс-медиа, аналитик приводит TV Guide и сервисы Yahoo. Он также отмечает, что на книжном рынке Интернета самым сильным гидом может стать Amazon.com, а компания AOL Time Warner должна молиться на ту свою электронную половину, которая называется AOL, и не применять к ней старые оффлайновые модели.

По мнению аналитика, сейчас медиа-компании недооценивают опасность новых сервисов-гидов, полагая, что люди будут еще долго верить в силу бренда, вроде CBS или Time Warner. Однако потеря контроля над распределением информации уже не позволит индустрии поддерживать эти иллюзии. Зрители будут все чаще слышать не “этот фильм принадлежит каналу NBS”, а “этот фильм вам помог выбрать сервис TiVo“.

Как отмечает Шрайрер, в газетной индустрии коллапс уже начался: даже крупные и известные газеты, постоянно увеличивая рекламные площади, все равно уже находятся в состоянии “выживания” – о росте доходов говорить и не приходится.

Следующая в списке прогорающих – музыкальная индустрия: она уже не может бороться с напстероподобными системами обмена, основой которых является не только бесплатность, но и широкий выбор. Единственное, что остается музыкальной индустрии – это самой переходить на персонализированные сервисы. Однако, по мнению Шайрера, большинство все равно будут пользоваться полуподпольными обменными системами вроде Morpheus и Limewire, вместо того, чтобы переключиться на индустриальные MusicNet и Pressplay. Ведь последние все равно пытаются навязать пользователям старую модель, где выбор определяется владельцами лейблов, а не слушателем.

Если вышеприведенные идеи в общем-то были известны и раньше, и высказывались даже в России, то последний вывод, сделанный в исследовании Шайрера, куда более любопытен. Аналитик отмечает, что развитие персонализированных сервисов размывает понятие “общепринятых истин” и “общественного мнения”. Сейчас, например, общепринятым для американцев является то, что теракты в Нью-Йорке подготовил Усама бен Ладен. В случае нецентрализованных медиа, в которых каждый выбирает информацию по своему вкусу, возможна такая ситуация, когда общепринятые истины уже не являются общепринятыми. Многие, например, вообще могут отказаться от чтения политических новостей.

Такая ситуация, особенно в случае разных мнений о бен Ладене, явно не понравится правительству. B как полагает аналитик Forrester Research, это приведет к тому, что классические общенациональные медиа будет поддерживать государство. “Чтобы усилить общественное мнение, в дело вмешается FCC – и обяжет AOL и Yahoo регулярно навязывать пользователям “информацию общественного значения”, – пишет Шайрер.

Полный текст исследования “Guides Redefine Mass Media” со всеми цифрами и графиками можно скачать с сайта Forrester Reaseach (бесплатно, но необходима регистрация).

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


Guides Redefine Mass – Forrester, Dec 2001