Новые слияния?

Author:

Вчера, 9 апреля, в онлайновой версии журнала “Итоги” в рубрике “Save As…” Егор Быковский опубликовал информацию о возможном скором объединении компаний “Яндекс” и “Рамблер“.

Если же быть точнее, в статье “Рунет не вынесет двоих” речь идет не о двух, а о трех кандидатах на слияние. В материале говорится как о возобновившихся на прошлой неделе переговорах об объединении “Рамблера” и “Яндекса”, так и о запланированных на этой неделе переговорах “Рамблера” и Port.ru.

При все кажущейся невероятности и сенсационности возможного объединения в одном флаконе двух крупнейших российских порталов и поисковиков, идея такого альянса, как оказалось, вовсе не нова. Директор “Яндекса” Аркадий Волож сообщает следующее: “Переговоры велись всю историю “Яндекса” и “Рамблера” тоже. И год назад, и полгода назад. Каждый месяц на встречах эта тема поднимается. Поэтому ничего нового не происходит. Никаких официальных переговоров сейчас не ведется. Это слухи”. Это часть констатирующая. Часть же гипотетическая в устах Аркадия Воложа звучит так: “Мы пока строим компанию сами по себе, считаем свои доходы-убытки, чего-то там устраиваем. Нам иногда разные проекты предлагают посмотреть – мы рассматриваем. Не знаю – если предложат нам “Рамблер” по хорошей цене, мы купим”.

Президент “Рамблера” Михаил Ханов комментировать информацию “Итогов” отказался: “Обращайтесь за комментариями в “Итоги”. Однако “Итоги” связывают возможное объединение с недавно назначенным вице-президентом по стратегии и развитию “Рамблер Интернет Холдинг” Антоном Носиком. Антон Носик, с одной стороны, информацию Быковского о ведущихся переговорах не подтвердил. С другой же стороны, сам факт потенциального объединения он ни в коем случае не отрицает: “Слияние, безусловно, возможно. И абсолютно понятно, в чем тут мог бы состоять выигрыш для обеих сторон. Но до тех пор, пока четко не ясна бизнес-модель выхода в прибыль по результатам такого слияния, вряд ли имеет смысл серьезно говорить о каких-то изменениях и каких-то резких движениях. Обе стороны должны подходить к слиянию с абсолютно твердым представлением о том, сколько конкретно они на этом сэкономят и сколько выиграют. И пока ничего подобного я не видел – любые обсуждения подобных слияний, будь то с “Яндексом” или с “Портом”, не следует называть переговорами, а следует называть предварительным обсуждением идей”.

Антон Носик ответил и на еще один самый интересный вопрос, связанный с предполагаемым объединением.

– В случае слияния “Рамблера” и “Яндекса” возникает ситуация, когда у одной компании оказываются в активе два поисковых движка. Как может быть решена эта проблема?
– Эта ситуация может быть решена единственным способом – сохранением обоих поисковых движков. Есть более миллиона людей в этой стране и в этом Интернете, которые пользуются поисковой системой “Рамблер”, и похожее количество людей, пользующихся поисковой системой “Яндекс”. И совершенно немыслима ситуация, при которой из-за слияния, из-за каких-то ложно понятых соображений экономии, объединенная компания лишит миллион пользователей Рунета доступа с сервису, к которому они привыкли и который они выбрали. Точно так же, если бы “Рамблер” сливался с “Портом”, был бы сохранен счетчик TopList, несмотря на его прямую и явную конкуренцию с рамблеровским счетчиком.

Прокомментировал информацию, появившуюся в “Итогах” и президент компании Port.ru Евгений Голанд.

– Можете ли Вы подтвердить информацию о переговорах между “Рамблером” и Port.ru об объединении?
– Единственное, что можно сказать – это то, что крупные рунетовские игроки уже больше года говорят о потенциальных слияниях. И все возможные комбинации переговоров, наверняка, имели место и продолжают быть. Ничего более конкретного сказать не могу.

– Как Вы думаете, в этом году будут еще слияния?
– Да, я склонен считать, что будут.

– Компания Port.ru рассматривает какие-либо варианты слияния для себя? Можете ли Вы назвать возможных кандидатов на слияние?
– Если говорить о дальнейших объединениях, то нас интересует практически любая интернет-компания с существенной аудиторией.

Если попытаться отрезюмировать ситуацию, то в сухом остатке получается примерно следующее. Объединения будут, по крайней мере, они желательны для всех крупных игроков рынка (причины пока опускаем). И основные кандидаты на объединения – три вышеобозначенных компании. Возможных схем слияния просматривается тоже три. Первая – объединение “Рамблера” и “Яндекса” при сохранении обоих брэндов. Вторая – объединение “Рамблера” и “Порта”. В этом случае сложно спрогнозировать, что произойдет с брэндами. Третий вариант – сначала объединятся “Рамблер” и “Яндекс”, затем они присоединят к себе “Порт”. То, что получится в итоге реализации этой схемы, даже представить себе пока невозможно. Остается ждать развития событий.