Новые слияния?

Author:

Вчера, 9 апреля, в онлайновой версии журнала «Итоги» в рубрике «Save As…» Егор Быковский опубликовал информацию о возможном скором объединении компаний «Яндекс» и «Рамблер«.

Если же быть точнее, в статье «Рунет не вынесет двоих» речь идет не о двух, а о трех кандидатах на слияние. В материале говорится как о возобновившихся на прошлой неделе переговорах об объединении «Рамблера» и «Яндекса», так и о запланированных на этой неделе переговорах «Рамблера» и Port.ru.

При все кажущейся невероятности и сенсационности возможного объединения в одном флаконе двух крупнейших российских порталов и поисковиков, идея такого альянса, как оказалось, вовсе не нова. Директор «Яндекса» Аркадий Волож сообщает следующее: «Переговоры велись всю историю «Яндекса» и «Рамблера» тоже. И год назад, и полгода назад. Каждый месяц на встречах эта тема поднимается. Поэтому ничего нового не происходит. Никаких официальных переговоров сейчас не ведется. Это слухи». Это часть констатирующая. Часть же гипотетическая в устах Аркадия Воложа звучит так: «Мы пока строим компанию сами по себе, считаем свои доходы-убытки, чего-то там устраиваем. Нам иногда разные проекты предлагают посмотреть — мы рассматриваем. Не знаю — если предложат нам «Рамблер» по хорошей цене, мы купим».

Президент «Рамблера» Михаил Ханов комментировать информацию «Итогов» отказался: «Обращайтесь за комментариями в «Итоги». Однако «Итоги» связывают возможное объединение с недавно назначенным вице-президентом по стратегии и развитию «Рамблер Интернет Холдинг» Антоном Носиком. Антон Носик, с одной стороны, информацию Быковского о ведущихся переговорах не подтвердил. С другой же стороны, сам факт потенциального объединения он ни в коем случае не отрицает: «Слияние, безусловно, возможно. И абсолютно понятно, в чем тут мог бы состоять выигрыш для обеих сторон. Но до тех пор, пока четко не ясна бизнес-модель выхода в прибыль по результатам такого слияния, вряд ли имеет смысл серьезно говорить о каких-то изменениях и каких-то резких движениях. Обе стороны должны подходить к слиянию с абсолютно твердым представлением о том, сколько конкретно они на этом сэкономят и сколько выиграют. И пока ничего подобного я не видел — любые обсуждения подобных слияний, будь то с «Яндексом» или с «Портом», не следует называть переговорами, а следует называть предварительным обсуждением идей».

Антон Носик ответил и на еще один самый интересный вопрос, связанный с предполагаемым объединением.

— В случае слияния «Рамблера» и «Яндекса» возникает ситуация, когда у одной компании оказываются в активе два поисковых движка. Как может быть решена эта проблема?
— Эта ситуация может быть решена единственным способом — сохранением обоих поисковых движков. Есть более миллиона людей в этой стране и в этом Интернете, которые пользуются поисковой системой «Рамблер», и похожее количество людей, пользующихся поисковой системой «Яндекс». И совершенно немыслима ситуация, при которой из-за слияния, из-за каких-то ложно понятых соображений экономии, объединенная компания лишит миллион пользователей Рунета доступа с сервису, к которому они привыкли и который они выбрали. Точно так же, если бы «Рамблер» сливался с «Портом», был бы сохранен счетчик TopList, несмотря на его прямую и явную конкуренцию с рамблеровским счетчиком.

Прокомментировал информацию, появившуюся в «Итогах» и президент компании Port.ru Евгений Голанд.

— Можете ли Вы подтвердить информацию о переговорах между «Рамблером» и Port.ru об объединении?
— Единственное, что можно сказать — это то, что крупные рунетовские игроки уже больше года говорят о потенциальных слияниях. И все возможные комбинации переговоров, наверняка, имели место и продолжают быть. Ничего более конкретного сказать не могу.

— Как Вы думаете, в этом году будут еще слияния?
— Да, я склонен считать, что будут.

— Компания Port.ru рассматривает какие-либо варианты слияния для себя? Можете ли Вы назвать возможных кандидатов на слияние?
— Если говорить о дальнейших объединениях, то нас интересует практически любая интернет-компания с существенной аудиторией.

Если попытаться отрезюмировать ситуацию, то в сухом остатке получается примерно следующее. Объединения будут, по крайней мере, они желательны для всех крупных игроков рынка (причины пока опускаем). И основные кандидаты на объединения — три вышеобозначенных компании. Возможных схем слияния просматривается тоже три. Первая — объединение «Рамблера» и «Яндекса» при сохранении обоих брэндов. Вторая — объединение «Рамблера» и «Порта». В этом случае сложно спрогнозировать, что произойдет с брэндами. Третий вариант — сначала объединятся «Рамблер» и «Яндекс», затем они присоединят к себе «Порт». То, что получится в итоге реализации этой схемы, даже представить себе пока невозможно. Остается ждать развития событий.