Генеральный директор ММВБ Александр Захаров о новом сайте биржи

Author:


29 июня Московская межбанковская валютная биржа запустила новую версию своего сайта www.micex.ru. Генеральный директор ММВБ Александр Захаров рассказывает об изменениях в идеологии и построении сайта самой главной биржи страны.

— Почему ММВБ решила разработать новую версию своего сайта? Какая роль ему отводится в жизни финансового института биржи?
— Предыдущий сайт ММВБ создан четыре года назад. За это время утекло много воды, произошли существенные изменения как в деятельности биржи и в содержательной части нашей информационной политики, так и в технологии построения интернет-представительств.
Концепция нового сайта ММВБ предполагает создание принципиально нового для России информационного ресурса, который бы объединил в себе элементы корпоративного сайта биржи, как центрального звена организованного финансового рынка России, и интернет-представительства российских регионов и ведущих предприятий-эмитентов. Философия такой модели построена на том, что сейчас главным вектором усилий всего бизнес-сообщества России должно стать создание эффективной модели взаимодействия финансового рынка и реального производства. Такая модель означает, что рынок капитала нацелен на то, чтобы аккумулировать инвестиционные ресурсы и перераспределять их (не административными, а рыночными способами) в эффективные предприятия всех отраслей народного хозяйства. Именно такой путь позволит улучшить инвестиционный климат, решить проблему бегства капиталов и добиться экономического роста в России.
Одной из важнейших составляющих политики улучшения инвестиционного климата является программа повышения информационной прозрачности как финансового рынка, так и предприятий, тотальная закрытость которых в России воздвигает настоящий барьер на пути инвестиций. Ведь частный инвестор, вкладывая свои деньги, хочет знать, что реально происходит на предприятии, то есть владеть всей информацией, от которой зависит сохранность его средств. В этом залог возвращения доверия между инвесторами, эмитентами, государством и населением, которое всегда было и всегда будет главной базовой ценностью на рынке.
Сознавая важность такого подхода в современных условиях, мы и решили построить новый сайт в виде информационного моста между финансами и производством. Недаром девизом нового сайта стала фраза «ММВБ. Предприятия реального времени», которая символизирует связь инвестиций и модернизации предприятий, активное внедрение передовых технологий и информационную прозрачность бизнеса.
Новый сайт создается на ММВБ с учетом полученного биржей опыта в эксплуатации прежней версии сайта, открытого в 1998 году, а самое главное — на основе новой философии взаимодействия с предприятиями-эмитентами. Он строится с применением новейших технологий в области сайтостроительства, чему в немалой степени способствует партнерство с компанией «Студия Лебедева«, которая известна своим новаторством и высоким профессионализмом. В структуру сайта входят традиционные для биржи разделы по деятельности биржевых рынков, а также информация о предприятиях-эмитентах и регионах Российской Федерации как субъектах финансового рынка.

— Почему на сайте ММВБ основной акцент сделан на информации о российских предприятиях?
— Структура и акценты нового сайта напрямую отражают приоритеты в развитии фондового рынка в России, главным индикатором которого является капитализация российских эмитентов. Как было отмечено в апреле 2001 года в послании Президента РФ Федеральному собранию, «сегодня нашей экономической проблемой является низкая капитализация фондового рынка, по этому показателю мы уступаем Финляндии в 5 раз». Каждая из первых 50 компаний, входящих в выборку, по которой строится индекс S&P-500 (один из главных фондовых индексов США), превосходит по уровню капитализации весь российский рынок! И в Европе каждая из первых 19 компаний, входящих в выборку индекса FTSE Eurotop 100, превосходит по капитализации весь российский рынок. Для решения задачи повышения рыночной капитализации в России требуется объединение усилий бизнеса и власти по выводу ценных бумаг предприятий на рынок и привлечению средств инвесторов.
ММВБ играет существенную роль в этом процессе, накопив немалый опыт по выводу предприятий на фондовый рынок совместно со своими участниками — ведущими банками и инвестиционными компаниями, являющимися членами секции фондового рынка. Впервые торги по корпоративным ценным бумагам на ММВБ прошли в 1997 году, когда два десятка финансовых компаний начали торги по акциям трех эмитентов. С тех пор это направление стало приоритетным в деятельности биржи, что позволило за прошедшие годы добиться серьезного продвижения в деле формирования организованного фондового рынка. Сегодня на бирже проходят торги по 220 акциям и облигациям более 120 российских эмитентов, в которых задействовано около 470 участников. ММВБ является первой и ведущей в России торговой площадкой, где организованы торги по корпоративным облигациям ведущих российских компаний и банков — «Газпром», «Лукойл», «Тюменская нефтяная компания», РАО «ЕЭС России», Внешторгбанк и др. В 1999-2001 годах в секции фондового рынка ММВБ размещены корпоративные облигации 35 эмитентов на общую сумму около 55 миллиардов рублей. В 2001 году среднедневной объем сделок на ММВБ с акциями и облигациями достиг уровня в 100 миллионов долларов, что позволило бирже стать ведущей фондовой площадкой не только в России, но и среди стран СНГ и Восточной Европы.
Такой прорыв был достигнут во многом благодаря кропотливой работе с ведущими эмитентами, часть которых за этот период во многом преодолели комплекс «боязни фондового рынка» и стали активно использовать механизмы привлечения инвестиций через ценные бумаги. Важной составляющей этой работы является комплекс мероприятий по повышению информационной прозрачности предприятий, реализуемых, в частности, при прохождении процедуры листинга на бирже. Сейчас эту процедуру прошли 20 предприятий-эмитентов, ценные бумаги других эмитентов (около 100) торгуются во внесписочном составе. Мы надеемся, что создание нового сайта, где планируется размещать блоки информации по предприятиям, поможет преодолеть элитарность списка биржевых эмитентов, привлекая на фондовый рынок массу как крупных, так и средних и мелких предприятий.

— Почему Интернет был выбран в качестве одного из главных каналов работы с предприятиями?
— Одним из важнейших средств повышения информационной прозрачности за последние годы стал Интернет, который вызвал настоящую революцию в сфере массовых и корпоративных коммуникаций на рубеже ХХ-ХХI веков. ММВБ стала одним из пионеров среди финансовых институтов России в деле использования интернет-технологий как для реализации своих информационных программ, так и для развития биржевой торговой системы. В 1997-1998 годах было разработано и «вышло в эфир» интернет-представительство биржи, а в 1999-2000 годах была реализована комплексная программа внедрения интернет-шлюза для подключения к торговой системе розничных (частных) инвесторов. Эти проекты дали хорошие результаты. Вся биржевая информация по котировкам ценных бумаг и валютных активов стала доступна в режиме реального времени через сайт ММВБ, который освоил функции интернет-магазина. Кроме того, к ММВБ через шлюз подключились более 130 ведущих брокерских компаний. С использованием интернет-доступа совершается до 60 процентов всех биржевых сделок с акциями, а объем этих сделок достигает 40 процентов общего оборота сделок с ценными бумагами в секции фондового рынка, что является одним из самых высоких показателей в мире. Таким образом, в части демократизации доступа частных инвесторов Интернет уже сыграл весьма заметную роль. Остается сделать следующий шаг — кардинально повысить информационную прозрачность эмитентов, для чего и запускается новый сайт.
Наряду с Интернетом, мы продолжаем работать с эмитентами и традиционными средствами: работаем в Координационном совете Всероссийского совещания участников рынка ценных бумаг и срочного рынка, который продвигает программу поддержки предприятий-эмитентов, осуществляем поддержку Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия», проводимого Экспертным институтом при РСПП, участвуем в региональных программах развития фондового рынка, выпускаем методические издания для эмитентов ( в частности, «Пособие для эмитентов», совместно с Тасис-ИНВАС), проводим презентации ценных бумаг предприятий-эмитентов при выходе на фондовый рынок и др.

— Известно, что биржи активно используют в своей работе все самые свежие достижения информационных технологий. Как будет связан сайт ММВБ с технологической инфрастуктурой биржи?
— Действительно, автоматизированный торгово-депозитарный комплекс ММВБ основан на самых передовых, в том числе и по мировым стандартам, технических и проектных решениях, апробированных на ряде фондовых бирж за рубежом. Комплекс состоит из рабочих мест трейдеров и центрального звена, включающего торговую систему, электронный депозитарий (для ценных бумаг) и электронную систему отслеживания позиций участников (для инструментов срочного рынка). Он обеспечивает полную автоматизацию процесса торгов от ввода заявок участниками торгов до ведения депозитария (для ценных бумаг) и позиционных счетов участников, клиринга и расчетов по итогам торгов. Сетевые решения, заложенные в основу комплекса, позволяют реализовать электронные торги на основе локальной сети, обеспечить удаленное подключение участников торгов к центральному звену, а также организовать удаленные торговые площадки с использованием сетей передачи данных.
Торговая система представляет собой замкнутую корпоративную сеть, которая не имеет прямого соединения с общедоступными сетями, типа Интернет. Вместе с тем, для обеспечения трансляции биржевых данных в режиме реального времени созданы специализированные интернет-шлюзы, которые транслируют информационные потоки во вне через Интернет и системы информационных агентств. В структуре нового сайта, также как и в прежнем варианте, предусмотрен раздел по предоставлению биржевой информации по торгам с валютой, акциями, облигациями и фьючерсами в режиме реального времени через интернет-шлюз. Так что пользователи сохранят удобный интерфейс приема биржевых котировок, в том числе через WAP-технологии.

— Не является ли новый сайт ММВБ копией сайтов зарубежных бирж? Какие сходства и какие отличия?
— Мы внимательно изучили опыт функционирования сайтов ведущих зарубежных бирж, таких как Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), cистема внебиржевых торгов акциями NASDAQ, чикагские срочные биржи Chicago Mercantile Exchange и Chicago Board of Trade, Лондонская фондовая биржа (LSE), Стокгольмская фондовая биржа (SSE), Австралийская фондовая биржа (ASE), Стамбульская фондовая биржа (ISE) и других. У нас был соблазн взять за образец, к примеру, сайт LSE, как вариант корпоративного сайта ведущей фондовой биржи. Однако, в результате была выбрана модель построения уникального ресурса, поскольку наш новый сайт решает комплекс задач гораздо шире, чем продвижение отдельной биржи, и мы не нашли прямых аналогов такого ресурса.

— А вы лично пользуетесь Интернетом? Сколько времени в неделю вы тратите на Cеть? Куда ходите? Что вам нравится? Что вам хотелось бы в нем изменить?
— Жизнь заставляет учиться всему новому. Без этого невозможно управлять современным финансовым институтом, тем более биржей, которая находится на перекрестке многих информационных потоков. Поэтому я за последние несколько лет перешел от стадии «любопытного случайного потребителя Интернета» к активному использованию ресурсов сети в своей повседневной работе и жизни. В первую очередь захожу на сайты информационных агентств, таких как «Интерфакс«, Прайм-ТАСС, АКМ, «Финмаркет» и др. для получения новостной информации и комментариев по финансовому рынку и экономике. Иногда пользуюсь сетевыми СМИ, такими как lenta.ru, gazeta.ru, utro.ru, причем в последнее время начал отдавать им предпочтение для получения комментариев по текущим события по сравнению с обычными газетами и журналами, на которых просто не хватает времени. Высоко ценю возможности поисковых сайтов (rambler.ru, yandex.ru) и отдельных порталов для оперативного поиска нужной информации. Но, честно говоря, за ежедневной текучкой не могу себе позволить тратить на это много времени. В этом плане я сильно отстаю от своего сына, который гораздо активнее меня осваивает общечеловеческие ценности через Интернет.

— Чем новый сайт micex.ru отличается от предыдущей версии, которая располагалась по адресу micex.com?
— Новый сайт построен с учетом новейших достижений в области технологий создания интернет-ресурсов. В структурном плане он сохранил важнейшие разделы прежнего сайта, в то же время добавились принципиально новые разделы, а именно:

  • «регионы» (обзоры регионов РФ с общей характеристикой, описанием финансовой инфраструктурой, информацией по инвестиционным проектам и совместным программам по развитию финансового рынка);
  • «предприятия и инвестиции» (данные по эмитентам, включая финансовые показатели и корпоративные новости);
  • «интернет-трейдинг» (новости интернет-трейдинга, данные по активности интернет-брокеров, возможности подключения к торговой системе через интернет-шлюзы, описание сертифицированных брокерских систем).
    На новом сайте пользователи получат больше возможностей для аналитической и графической обработки информации, а также средства индивидуальной настройки интерфейса в соответствии со своими запросами. С точки зрения технологии ведения сайта, в нем также применены новые технические возможности, а именно технология Imprimatur. Это программное обеспечение позволяет обновлять сайт любого объема и любой сложности в считаные секунды, причем специальный веб-интерфейс позволяет обновлять сайт любому неспециалисту, знакомому с базовыми приемами работы в Word. За счет этого в значительной степени оптимизируются ресурсы для поддержки сайта.

    — Чем обусловлен выбор «Студии Лебедева» в качестве партнера?
    — Этот выбор естественен, так как в сотрудничестве с этой компанией создавался первый сайт ММВБ, и мы имеем уже немалый и, главное, положительный опыт творческого взаимодействия. Кроме того, ни для кого не секрет, что имя Артемия Лебедева ассоциируется с высоким профессионализмом и творческим подходом в области создания интернет-ресурсов. Все это позволяет нам надеяться на успех нового начинания.

    ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


    Новый сайт ММВБ

    Студия Лебедева открыла новый сайт ММВБ — Пресс-релиз ArtLebedev Group, 29.06.01


    Союз Журналистов