29 июня Московская межбанковская валютная биржа представила обновлённый вариант своего сайта. Генеральный директор ММВБ Александр Захаров рассказал о новшествах в концепции и структуре главной страницы крупнейшей российской биржи.
— Какова причина создания новой версии сайта ММВБ? Какую функцию он выполняет в работе биржи?
— Старая версия сайта ММВБ была запущена четыре года назад. За это время в деятельности биржи, а также в информационной политике и интернет-технологиях произошло много изменений.
Новая концепция сайта ориентирована на формирование уникального информационного ресурса, объединяющего функции корпоративного портала биржи — центрального элемента финансового рынка России — и интернет-представительства российских регионов и ведущих эмитентов. Основная идея сайта базируется на понимании того, что приоритетом бизнеса в России сейчас становится создание эффективной модели взаимодействия финансового рынка с реальным сектором экономики. Это подразумевает, что рынок капитала должен аккумулировать инвестиции и распределять их через рыночные механизмы в продуктивные предприятия всех отраслей. Такой подход способствует улучшению инвестиционного климата, борьбе с утечкой капиталов и росту российской экономики.
Главный аспект усилий по улучшению инвестиционного климата — повышение степени информационной прозрачности как финансового рынка, так и компаний. Непрозрачность бизнеса представляет серьёзное препятствие для инвесторов, поскольку частный инвестор требует полной информации о деятельности предприятия при вложении средств. Это является основой восстановления доверия между инвесторами, эмитентами, государством и обществом — ключевой ценностью рыночной системы.
Учитывая значимость данного подхода, сайт создаётся как информационный мост между сферой финансов и производством. Девиз портала — «ММВБ. Предприятия реального времени» — отражает связь инвестиций с модернизацией предприятий, внедрением инноваций и открытостью бизнеса.
Сайт разработан с учётом полученного опыта эксплуатации предыдущей версии, запущенной в 1998 году, а главным образом — на основе новой философии сотрудничества с эмитентами. Для его создания были применены современные веб-технологии с привлечением «Студии Лебедева», известной своим инновационным подходом и высоким уровнем профессионализма. Структура включает традиционные разделы, посвящённые рынкам биржи, а также информацию об эмитентах и регионах России, являющихся участниками финансового рынка.
— Почему новый сайт ММВБ ориентирован преимущественно на российские предприятия?
— Структура и главные акценты новой версии сайта отражают приоритеты развития российского фондового рынка, где ключевую роль играет капитализация отечественных эмитентов. В послании Президента РФ отмечалось, что российский фондовый рынок значительно уступает зарубежным по объёму капитализации. Например, каждая из 50 крупнейших компаний индекса S&P-500 превосходит по капитализации всю российскую биржу, аналогичная ситуация наблюдается и с лидерами европейского индекса FTSE Eurotop 100. Для увеличения капитализации необходимы совместные усилия бизнеса и государства по выводу ценных бумаг на рынок и привлечению инвесторов.
ММВБ активно участвует в этом процессе, накопив богатый опыт вывода компаний на фондовый рынок вместе с ведущими банками и инвестиционными компаниями. Торговля корпоративными ценными бумагами на платформе ММВБ началась в 1997 году с участием 20 финансовых компаний и трёх эмитентов. С тех пор это направление стало приоритетным для развития биржи. На сегодня на площадке представлены акции и облигации более 120 российских эмитентов, число участников достигло около 470. ММВБ является ведущей торговой площадкой для корпоративных облигаций крупных предприятий и банков, в числе которых «Газпром», «Лукойл», «Тюменская нефтяная компания» и РАО «ЕЭС России». В период 1999–2001 годов на бирже прошло размещение примерно 35 выпусков корпоративных облигаций на общую сумму около 55 миллиардов рублей. В 2001 году средний дневной объём торгов акциями и облигациями достиг 100 миллионов долларов, что подтвердило статус ММВБ как лидера фондового рынка России, СНГ и Восточной Европы.
Данный прогресс был достигнут благодаря совместной работе с крупными эмитентами, многие из которых преодолели страх перед фондовым рынком и активно используют возможности привлечения средств через ценные бумаги. Важным элементом этой деятельности стала программа повышения информационной прозрачности компаний, в частности связанная с прохождением листинга на бирже. Сегодня 20 эмитентов завершили эту процедуру, акции около 100 других компаний торгуются во внесписочном режиме. Новый сайт, на котором будет размещён отдельный блок с информацией о предприятиях, позволит сделать фондовый рынок более открытым, привлекая не только крупных, но и средних и малых игроков.
— Почему Интернет выбран в качестве одного из главных каналов связи с предприятиями?
— За последние годы Интернет стал одним из ключевых инструментов повышения информационной прозрачности, вызвав настоящую революцию в корпоративных и массовых коммуникациях на рубеже XX–XXI веков. ММВБ была пионером среди российских финансовых структур в использовании интернет-технологий для реализации информационных программ и развития торговой системы. В 1997–1998 годах биржа создала своё первое интернет-представительство, затем в 1999–2000 годах внедрила программу подключения розничных инвесторов к торговой платформе через интернет-шлюз. Эти инициативы дали положительные результаты. Информация о котировках ценных бумаг и валютных активах стала доступна в реальном времени посредством сайта, который приобрёл функции интернет-магазина. Более 130 ведущих брокерских компаний подключились к ММВБ через интернет-шлюз. До 60% всех сделок с акциями совершается через интернет-доступ, что составляет примерно 40% общего оборота фондового рынка — один из самых высоких показателей в мире. Таким образом, Интернет значительно демократизировал доступ частных инвесторов. Следующий шаг — значительно повысить информационную прозрачность эмитентов, что и реализуется с помощью обновлённого сайта.
Параллельно с Интернетом продолжается взаимодействие с эмитентами традиционными методами: участие в координационных советах, поддержка всероссийских конкурсов и региональных программ по развитию фондового рынка, подготовка методических материалов для эмитентов и проведение презентаций ценных бумаг.
— Как новый сайт ММВБ интегрируется с технологической инфраструктурой биржи?
— Автоматизированный торгово-депозитарный комплекс ММВБ базируется на современных технических и проектных решениях, заимствованных у зарубежных фондовых бирж. Комплекс включает рабочие места трейдеров и центральное ядро, состоящее из торговой системы, электронного депозитария и системы контроля позиций по срочным инструментам. Процесс торгов полностью автоматизирован — от подачи заявок до ведения депозитарных операций, клиринга и расчётов. Сетевые решения комплекса дают возможность проведения электронных торгов в локальной сети, подключения участников удалённо и организации удалённых площадок с применением сетей передачи данных.
Торговая система функционирует в закрытой корпоративной сети без прямого доступа к общедоступным сетям, таким как Интернет. Для трансляции биржевой информации в режиме реального времени разработаны специализированные интернет-шлюзы, через которые данные доступны пользователям извне. Новый сайт, подобно предыдущему, содержит раздел с биржевой информацией о торгах валютой, акциями, облигациями и фьючерсами в реальном времени. Пользователи сохранят удобный интерфейс для получения котировок, включая поддержку WAP-технологий.
— Является ли новый сайт ММВБ копией зарубежных биржевых порталов? Какие есть сходства и отличия?
— Были детально проанализированы сайты ведущих зарубежных бирж, таких как Нью-Йоркская фондовая биржа, NASDAQ, чикагские товарные биржи, Лондонская, Стокгольмская, Австралийская, Стамбульская и другие. Рассматривался вариант использования, например, сайта Лондонской фондовой биржи в качестве примера крупного корпоративного портала. Тем не менее была создана уникальная модель сайта, так как новый проект решает существенно более широкий круг задач, включая не только продвижение самой биржи, и подобных ресурсов больше нет.
— Используете ли Вы лично Интернет? Сколько времени в неделю проводите в сети? Какие ресурсы посещаете и что хотелось бы изменить?
— Современная жизнь требует постоянного обучения и освоения новых технологий, что важно в управлении сложным финансовым институтом, каким является биржа. За последние годы я перешёл от нерегулярного пользователя Интернета к его активному применению в работе и повседневной жизни. Чаще всего посещаю сайты информационных агентств для получения новостей и аналитики по финансовым рынкам и экономике. Иногда предпочитаю сетевые СМИ традиционным газетам и журналам, на которые часто не хватает времени. Высоко ценю поисковые сервисы и порталы для быстрого поиска информации. Однако в связи с напряжённым графиком времени на это выделяется немного. В этом отношении я заметно уступаю своему сыну, который более активно осваивает ценности, представленные в сети.
— В чём заключаются отличия нового сайта от прежней версии?
— Новый ресурс разработан с использованием современных интернет-технологий. Структура сохранила ключевые разделы старого сайта, но добавлены новые, такие как:
- «Регионы» — обзоры российских регионов с общей характеристикой, описанием финансовой инфраструктуры, сведениями об инвестиционных проектах и совместных программах развития финансового рынка;
- «Предприятия и инвестиции» — информация об эмитентах, включая финансовую отчётность и корпоративные новости;
- «Интернет-трейдинг» — новости интернет-трейдинга, данные об активности брокеров, возможности подключения к торговой системе через интернет-шлюзы и описание сертифицированных брокерских платформ.
Пользователи нового сайта получат расширенные возможности для аналитической и графической обработки данных, а также инструменты персонализации интерфейса в соответствии с собственными потребностями. Технологическая часть сайта поддерживается системой Imprimatur, позволяющей обновлять ресурсы любой сложности и объёма в считанные секунды. Веб-интерфейс позволяет вносить изменения даже пользователям с базовыми навыками работы в текстовом редакторе, что значительно оптимизирует техническую поддержку портала.
— Почему партнёром для создания сайта была выбрана именно «Студия Лебедева»?
— Такой выбор естественен, поскольку первая версия сайта ММВБ создавалась совместно с этой компанией, и сотрудничество показало хорошие результаты. Имя Артемия Лебедева связано с высоким профессионализмом и творческим подходом к разработке интернет-ресурсов, что даёт уверенность в успешной реализации нынешнего обновлённого проекта.