Юрий Вировец
В конце 2000 года компания National Job Club, специализирующаяся на предоставлении услуг по подбору высококвалифицированного персонала, заказала широкомасштабное исследование рынка интернет-рекрутинга на территории СНГ. Юрий Вировец, исполнительный директор National Job Club, рассказывает о реалиях этого рынка на основе исследования GFK Market Research.
Интернет-рекрутинг (e-cruiting) является одним из самых бурно развивающихся направлений электронной коммерции. По данным журнала
Успех этого направления электронного бизнеса связан с тем, что бизнес-модель job-сайта находится на стыке традиционных для интернет-коммерции рекламной (продажи рекламы в Сети) и информационной (продажи информации через Сеть) моделей построения интернет-бизнеса. Такое сочетание позволяет не складывать все яйца в одну корзину и быть более застрахованными от колебаний рынка.
В России, как это ни странно, до сих пор не появилось успешно работающего job-ресурса, построенного именно на сочетании бизнес-моделей, а не на какой-то одной из них.
Наиболее посещаемые сайты —
Другим крайним примером функционирования job-сайта, придерживающегося исключительно информационной модели, является ресурс
Надо отметить, что ни один из российских job-сайтов не получил до сих пор серьезных инвестиций, необходимых для полноценного развития. Одним из основных сдерживающих факторов для инвесторов является полное отсутствие данных о готовности компаний, оперирующих на российском рынке, пользоваться Интернетом как платным источником информации и платной рекламной площадкой для поиска сотрудников.
В конце 2000 года компания
Основные результаты этого исследования можно сформулировать так:
- Техническая готовность пользоваться интернет-ресурсами для поиска персонала есть практически у каждого работающего менеджера по персоналу (85 процентов опрошенных компаний имеют доступ в Интернет, а еще 8 процентов планируют обзавестись им в ближайшее время).
- Интернет пока не стал основным инструментом работы менеджера по работе с персоналом. Для поиска персонала 69 процентов компаний публикуют объявления в прессе, а 55 процентов обращаются в рекрутинговые агентства. Только 26 процентов опрошенных компаний используют Интернет для поиска новых сотрудников, но важно отметить, что эти 26 процентов прибегали именно к платным интернет-ресурсам, что является весьма неожиданным результатом и противоречит распространенному мнению, будто Интернет воспринимается исключительно как источник бесплатной информации.
- Еще более неожиданным результатом является то, что расходы на оплату услуг по подбору персонала через Интернет заложены в бюджет 5 процентов компаний, а всего компании тратят более чем десятую часть (11 процентов) бюджета, заложенного на поиск и подбор кадров, на оплату связанных с этим интернет-услуг.
- Использование Интернета для поиска и подбора сотрудников вызывает интерес более чем у половины компаний (55 процентов). При этом подчеркивается, что менеджеры по персоналу готовы платить именно за качественную информацию о сильных соискателях и за средства, позволяющие извлекать эту информацию быстро и эффективно.
Кроме этих основных результатов в ходе исследования выявилась очевидная тенденция проникновения западной культуры управления персоналом в российские компании. Например, почти половина опрошенных компаний обзавелась специальным сотрудником, отвечающим за поиск и подбор персонала. Это свидетельствует о том, что руководство компаний осознает, что эффективное управление бизнесом невозможно без привлечения квалифицированного персонала, и выделяет специальные средства на его поиск. Причем обнаружилось интересное региональное различие. Если в Москве 61 процент компаний имеют специального менеджера по персоналу, то в Петербурге — 50 процентов, а в Киеве только 20 процентов.
Чаще всего компании ищут сотрудников, публикуя объявления в прессе. Средняя компания за 2000 год сделала 6 таких публикаций. Вторым по распространенности способом поиска сотрудников является обращение в агентства. Средняя компания в 2000 году делала это трижды. И только на третьем месте стоит поиск по рекомендациям коллег и знакомых.
Этот результат полностью противоречит известному мнению, что основным способом поиска сотрудников (и работы) являются личные связи. Правда, здесь наличествует яркое региональное различие. Поиск сотрудников по рекомендациям менее популярен в Киеве и Петербурге по сравнению с Москвой (24 процента и 26 процентов по сравнению с 48 процентами в столице). В Москве личные связи и контакты по-прежнему играют большую роль. Хотя с другой стороны, в Москве гораздо более популярен способ поиска новых сотрудников через Интернет (38 процентов против 13 процентов в Петербурге и 15 процентов в Киеве). Последнее не свидетельствует об особенностях менталитета москвичей, а говорит, скорее, просто о более широком распространении Интернета в Москве. Это подтверждают все исследования интернет-аудитории.
26 процентов опрошенных компаний в трех городах прибегали к использованию платных интернет-ресурсов для поиска сотрудников. В среднем такая компания опубликовала в 2000 году 5 объявлений в Сети.
Столько же (26 процентов) компаний публикуют информацию о вакансиях на собственных корпоративных сайтах. При этом не имеют собственного сайта в Киеве 57 процентов компаний, в Москве 35 процентов, а в Петербурге только 28 процентов. Это говорит о том, что в Петербург новые веяния приходят сразу: в компании есть менеджер по персоналу, значит, есть и Интернет, и собственный сайт.
Около четверти компаний (27 процентов) вообще не готовы пользоваться платными интернет-услугами по поиску персонала. Доля таких компаний существенно выше в Петербурге (39 процентов) и существенно ниже в Киеве (всего 8 процентов). Очевидно, что в Петербурге развитие Интернета находится как раз на той стадии, когда много людей уже получили к нему доступ, но для них Интернет еще не стал обычным инструментом для работы, а воспринимается больше как дополнительное бесплатное приложение. Соответственно, готовность платить за использование Интернета в рабочих целях невысокая. В Киеве, видимо, Интернет еще не получил достаточно широкого развития. Им пользуется узкий круг людей, но пользуется профессионально, понимая, что за удобства, им предоставляемые, надо платить.
В целом же можно сказать, что большинство компаний имеет техническую, а главное — психологическую готовность использовать Сеть как инструмент для повседневной работы, платя за сервисы, которые им могут предоставлять интернет-компании. Важно чтобы последние не ориентировались на бесплатное потребление их услуг и развивали их качество, беря за это пусть небольшие, но деньги. А готовность платить за интернет-услуги на рынке B2B сегодня уже имеется.
Проект National Job Club создан для предоставления услуг веб-рекрутинга для ведущих западных и российских компаний. Задача проекта состоит в том, чтобы создать в Сети площадку, на которой имели бы возможность общаться успешные и ценящие себя профессионалы и представители компаний, нанимающие этих профессионалов.
До сегодняшнего дня на этом сегменте рынка работали офлайновые рекрутинговые агентства, которые, в лучшем случае, имели собственный сайт. Настоящей рекламной площадки для job-рекламы высокого уровня, где могли бы публиковать объявления западные и российские компании с высокой репутацией, не было, и NJ Club — это попытка ее создать.
Помимо рекламной модели бизнеса NJ Club стремится развивать и модель продажи информации. В настоящий момент база данных резюме по специалистам высокого и среднего уровня у NJ Club одна из лучших в Рунете.
Среди компаний, активно работающих с сайтом и нанимающих сотрудников, найденных на NJ, — Wimm-Bill-Dann, «Вымпелком», 3М, Philips, Mars, «Никойл» и многие другие западные и российские brand-name компании.
Сверхзадача проекта — стать общероссийским центром развития карьеры и продвижения управляющих кадров, которых так не хватает отечественной экономике.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |